2012-01-07 15:48:05
ГлавнаяКонституционное право — Форма правления. Высшие органы законодательной и исполнительной власти в странах бывшего СССР



Форма правления. Высшие органы законодательной и исполнительной власти в странах бывшего СССР


Почти дословно цитирует соответствующие положения французской Конституции новая Конституция Армении (ст. 49):

«Президент Республики Армения обеспечивает соблюдение Конституции, нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей.

Президент Республики является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности Республики».

Арбитражный характер президентской власти подчеркивают также конституции Беларуси («Президент... осуществляет посредничество между органами государственной власти»), Казахстана («Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом» п.3. ст.40), Кыргызстана.

Многие конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, провозглашают президента гарантом соблюдения конституции (п.1 ст. 93 Конституции Узбекистана, ст. 79 Конституции Беларуси, п.2 ст. 42 Конституции Кыргызстана, ст. 102 Конституции Украины). В ряде стран (Россия, Беларусь, Украина, Узбекистан, Кыргызстан) президент является гарантом соблюдения прав человека и гражданина.

Конституция Беларуси провозглашает президента символом единства народа, а конституции Казахстана и Кыргызстана - единства народа и государственной власти.

Конституции России, Беларуси, Узбекистана, Молдовы, Украины, Кыргызстана в разной форме возлагают на президента функцию охраны суверенитета и территориальной целостности государства.

Совершенно исключительный характер носит наделение президента полномочиями определять основные направления внутренней и внешней политики государства. Такое право предоставлено конституциями России (п. 3 ст. 80), Казахстана (п. 1 ст. 40), Кыргызстана (п. 1 ст. 40). Президент России, правда, должен делать это в соответствии с федеральными законами.


Все без исключения конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, закрепляют внешнеполитические полномочия главы государства.

Как высшее должностное лицо администрации глава государства производит назначения (в парламентарных Латвии и Эстонии по совету правительства) и на важнейшие должности в государственном аппарате.

Специфическим полномочием президентов в странах СНГ, роднящим их с наиболее авторитарными режимами в мире, является право назначать глав региональных (областных или районных) администрации. Это полномочие официально оправдывается необходимостью иметь единую «президентскую (исполнительную) вертикаль». В России Президент пользовался таким полномочием в 1991-1994 гг., назначая областных и краевых глав администраций, однако после принятия новой Конституции в конце 1993 г. главы исполнительной власти всех субъектов стали избираться непосредственно населением.

В настоящее время право главы государства назначать глав региональных администрации закреплено в конституциях Беларуси, Узбекистана, Туркменистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана. Обычно для назначения требуется согласие местных представительных органов

В Кыргызстане, согласно п. 5) ст. 46 Конституции президент назначает с согласия соответствующих местных кенешей глав государственных администраций областей, районов, городов; освобождает их от должности.

Согласно п. 4 ст. 87 Конституции Казахстан акимы (главы администрации) областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики по представлению Премьер-Министра. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются вышестоящими по отношению к ним акимами. Президент Республики вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должностей.


Глава государства обычно является главнокомандующим вооруженными силами. В странах, где глава государства является реальным носителем исполнительной власти, он играет решающую роль в руководстве вооруженными силами. В России, Казахстане, Беларуси, Таджикистане глава государства является председателем Совета безопасности (на Украине Совета национальной безопасности и обороны).

К важнейшим полномочиям главы государства в странах, возникших на территории бывшего СССР, относятся функции, связанные с деятельностью парламента (назначение даты парламентских выборов, открытие и закрытие парламентских сессий, созыв и роспуск парламента), а также с самим законодательным процессом (право законодательной инициативы, право отлагательного вето, право промульгации законов, право принятия нормативных актов, имеющих силу закона).

Право роспуска парламента обычно предоставляется главе государства в странах со смешанными и парламентарными формами правления, т.е. во всех странах СНГ и Балтии кроме Азербайджана, Грузии, Таджикистана.

Поскольку право роспуска парламента - весьма действенное средство влияния исполнительной власти на законодательную, современные конституции обычно предусматривают ряд его ограничений с целью придания политической системе более сбалансированного характера, устанавливая исчерпывающий ряд условий, позволяющих главе государства распустить парламент или наоборот, запрещающих ему это сделать.

Одним из наиболее распространенных оснований для роспуска парламента главой государства является длительная невозможность формирования правительства из-за позиции парламента. По Конституции РФ президент может распустить Государственную Думу в случае трехкратного отклонения представленных главой государства кандидатур председателя правительства (п. 4 ст. 111), а также при повторном выражении ею недоверия правительству в течение трех месяцев (п. 3 ст. 117). Исключением из общего правила является институт роспуска парламента главой государства на Украине и в Узбекистане. На Украине президент не может распустить Верховный Совет в случае вотума недоверия правительству, такая возможность существует лишь на случай, если в течение тридцати дней одной очередной сессии парламента его пленарные заседания не могут начаться. В Узбекистане, где нет парламентской ответственности, президент может распустить парламент в случае, если в нем возникнут «неразрешимые противоречия».

К весьма распространенным ограничениям относится запрещение роспуска парламента в течение определенного срока до или после парламентских выборов. Президенты России, Армении не вправе осуществлять данное полномочие в последние шесть месяцев своего конституционного мандата.

Может предусматриваться также ограничение общего числа роспусков парламента. Согласно конституции Молдовы 1994 г. парламент может быть распущен лишь один раз в течение одного года (п. 3 ст. 85).

Ряд конституций (России, Молдовы) запрещают роспуск парламента в случае введения в стране чрезвычайного положения. Конституция РФ, кроме того, запрещает президенту распускать Государственную Думу с момента выдвижения ею против него обвинения и до принятия соответствующего решения Советом Федерации (п. 4 ст. 109).


Весьма своеобразные условия роспуска парламента президентом предусматриваются законодательством Латвии. Президент может выдвинуть лишь предложение о роспуске сейма, которое выносится на всеобщий референдум. Если на референдуме большинство граждан поддержит предложение главы государства, то парламент распускается и объявляются внеочередные парламентские выборы. В противном случае в отставку обязан уйти сам президент.

Глава государства во всех государствах, возникших на территории бывшего СССР, является весьма активным участником законодательной деятельности парламента. В отличие от таких стран, как США, Франция, Румыния, Болгария в СНГ глава государства наделяется законодательной инициативой.

Глава государства обычно подписывает и опубликовывает законы в течение определенного срока после их принятия парламентом. В России, Молдове, Туркменистане данный срок составляет 14 дней, в Латвии - от 7 до 21 дня.

Во всех странах СНГ глава государства обладает таким весомым средством воздействия на парламент, как право вето. В рассматриваемых странах существует только отлагательное вето. Отлагательное вето наделяет главу государства правом вернуть переданный ему законопроект для повторного обсуждения в парламенте. Отлагательное вето преодолевается простым (Молдова, Латвия) либо квалифицированным (2/3 в России, Туркменистане, Казахстане) большинством голосов членов парламента.

Конституции почти всех стран, возникших на территории бывшего СССР, оговаривают, что президент не обладает правом отлагательного вето в отношении законов об изменениях и дополнениях Конституции.

Чаще всего вето распространяется на законопроект в целом. В Казахстане, скопировавшем французскую модель «рационализированного парламентаризма» применяется «выборочное» вето, накладываемое главой государства на отдельные статьи и положения законопроектов.

В отдельных странах СНГ глава государства вправе назначать отдельных членов парламента. Так, президент Беларуси может назначить в верхнюю палату 8 членов (ст. 91 Конституции Беларуси).

Наряду с полномочиями, позволяющими оказывать общее влияние на законодательную деятельность парламента, глава государства во всех странах СНГ наделен правом издавать собственные нормативные акты. По общему правилу нормативные акты президента носят название «указов» и считаются подзаконными актами. Однако в некоторых странах президенты наделены правом издавать указы, имеющие силу закона и даже законы.

Так, согласно Конституции Казахстана президент может издавать законы, если парламент двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат по инициативе Президента делегирует ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года (п. 4) ст. 53.).

Казахстанский президент может также издавать указы, имеющие силу закона, если парламент в течение месяца со дня внесения не рассмотрит законопроект, объявленный президентом срочным. Указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией порядке.

Президент Кыргызстана также может издавать указы, имеющие силу закона (п.3 ст. 47). Согласно ст. 68 Конституции, палаты Жогорку Кенеша могут делегировать свои законодательные полномочия Президенту Кыргызской Республики на срок не более одного года. Законодательные полномочия переходят к Президенту Кыргызской Республики в случаях роспуска палат Жогорку Кенеша. В случае роспуска одной из палат Жогорку Кенеша Президент Кыргызской Республики осуществляет законодательные полномочия только этой палаты.

Согласно ст. 101 Конституции Беларуси Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов. Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента; ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

В силу особой необходимости Президент Беларуси по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Палаты могут регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены.

В России Президент был в конце 1991 г. уполномочен (на несколько месяцев) Съездом народных депутатов издавать по вопросам экономической реформы указы, имеющие силу закона. Это право действовало до 1 декабря 1992 г. Президент также присвоил себе законодательные полномочия вместе с роспуском Съезда и Верховного Совета 21 сентября 1993 г., которыми пользовался вплоть до начала работы нового парламента в январе 1994 г.


Конституции всех стран СНГ наделяют главу государства весьма широкими чрезвычайными полномочиями, к которым, в первую очередь, относится введение чрезвычайного (военного) положения (обычно с последующим, а не предварительным утверждением парламентом или его палатой). Например, согласно Конституции РФ «Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе» (ст. 88).

По сути дела неограниченные чрезвычайные полномочия президента предусмотрены в конституциях Казахстана и Армении Эти конституции, как говорилось выше, следуют французскому образцу. В соответствии с конституцией Франции 1958 президент при наличии исключительных обстоятельств вправе принимать любые меры, диктуемые обстоятельствами (ст. 16).

Используя почти дословный перевод с французского, Конституция Казахстана (п. 16 ст. 44) устанавливает, что «в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства, после официальных консультаций с Премьер-Министром и председателями Палат Парламента Республики принимает меры, диктуемые названными обстоятельствами, включая введение на всей территории Казахстана и в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, применение Вооруженных Сил Республики, с незамедлительным информированием об этом Парламента Республики».

Армянские конституционные законодатели сделали более свободный перевод. Согласно п. 14) ст. 55 Конституции Армении «в случае непосредственной опасности, угрожающей конституционному строю, после консультаций с Председателем Национального Собрания и Премьер-министром осуществляет продиктованные ситуацией мероприятия и обращается с посланием об этом к народу».



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Общие правовые принципы организации судебного контроля норм
Теория и практика Конституционного судопроизводства в органах конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации
Законодательная инициатива органов конституционного контроля и надзора
Стадии конституционного судопроизводства и общие правила рассмотрения дел в конституционных судах
Взаимодействие органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации с Конституционным Судом Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций