2012-01-07 15:48:05
ГлавнаяКонституционное право — Форма правления. Высшие органы законодательной и исполнительной власти в странах бывшего СССР



Форма правления. Высшие органы законодательной и исполнительной власти в странах бывшего СССР


В России, Беларуси, Казахстане нижней палате принадлежит право выдвигать обвинение против президента. Верхняя палата рассматривает обвинение по существу и принимает решение о смещении президента. В Казахстане последний вопрос решается на совместном заседании палат.

В России и Беларуси верхняя палата рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения.

Распределение полномочий палат в Кыргызстане, кажется, не имеет аналогов в мире. Полномочия палат в целом неравны, однако совершенно нельзя сказать, какая палата является верхней, а какая нижней.

К ведению Законодательного собрания Жогорку Кенеша относятся:

1) внесение изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики в установленном Конституцией порядке;

2) принятие законов Кыргызской Республики;

3) официальное толкование Конституции и принятых им законов;

4) изменение границ Кыргызской Республики;

5) одобрение законов, принятых Собранием народных представителей;

6) избрание по представлению Президента Кыргызской Республики Председателя Конституционного суда Кыргызской Республики, его заместителя и судей Конституционного суда Кыргызской Республики; решение вопроса об освобождении их от должности в случае и порядке, предусмотренных настоящей Конституцией;

7) избрание одной трети состава Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов;

8) назначение одной трети аудиторов Счетной палаты;

9) ратификация и денонсация международных договоров, за исключением случаев, предусмотренных статьей 48 настоящей Конституции;

10) введение чрезвычайного положения, утверждение или отмена указов Президента Кыргызской Республики по этому вопросу;

11) решение вопросов войны и мира; введение военного положения, объявление состояния войны, утверждение или отмена указов Президента Кыргызской Республики по этим вопросам;

12) выдвижение обвинения против Президента Кыргызской Республики для отрешения его от должности.


К ведению Собрания народных представителей Жогорку Кенеша относятся:

1) внесение изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики; принятие законов в предусмотренных Конституцией случаях;

2) одобрение законов, принятых Законодательным собранием, в случаях установленных Конституцией;

3) официальное толкование Конституции и принятых им законов;

4) утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;

5) изменение границ Кыргызской Республики;

6) решение вопросов административно-территориального устройства Кыргызской Республики;

7) назначение выборов Президента Кыргызской Республики;

8) дача согласия на назначение Премьер-министра Кыргызской Республики;

9) дача согласия на назначение Генерального прокурора Кыргызской Республики;

10) дача согласия на назначение Председателя Правления Национального банка Кыргызской Республики;

11) избрание по представлению Президента Кыргызской Республики Председателя Конституционного суда Кыргызской Республики, его заместителя и судей Конституционного суда Кыргызской Республики;

12) избрание по представлению Президента Кыргызской Республики председателей Верховного суда, Высшего Арбитражного суда Кыргызской Республики, их заместителей и судей Верховного суда и Высшего Арбитражного суда Кыргызской Республики;

13) избрание одной трети состава Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов;

14) решение вопроса об освобождении от должности судей в случаях и порядке, предусмотренных настоящей Конституцией;

15) назначение одной трети аудиторов Счетной палаты;

16) отрешение Президента Кыргызской Республики от должности;

17) заслушивание ежегодных отчетов Премьер-министра, а также назначаемых или избираемых Собранием народных представителей органов и должностных лиц с учетом положений настоящей Конституции о самостоятельности и независимости этих органов и должностных лиц;

18) выражение недоверия Премьер-министру;

19) заслушивание отчетов Генерального прокурора и Председателя Правления Национального банка.

Вопрос о преимуществах и недостатках двухпалатной и однопалатной парламентской структуры - предмет длительной дискуссии. Иногда его оценивают как один из самых спорных в конституционном праве.

В качестве недостатков двухпалатной системы обычно называют связанные с ней усложнение и замедление законодательного процесса, видя во вторых палатах тормоз демократических начинаний. В пользу двухпалатной системы выдвигают противоположные аргументы: вторая палата способна исправлять ошибки и слишком поспешные решения первой палаты, способствовать более тщательной разработке законодательства и принятию более взвешенных решений.


Весьма специфичным образом распределены функции законодательной власти в Туркменистане. Согласно ст. 62 конституции 1992 г. законодательным органом страны является меджлис (парламент). Помимо этого, создан высший представительный орган (Халк маслахаты), в состав которого наряду с депутатами меджлиса входят президент, члены кабинета министров, избираемые народом по одному от каждого этрапа халк векиллиры и некоторые другие должностные лица (ст. 48). Президент не может быть депутатом меджлиса. Однако меджлис - законодательный орган республики - вправе передавать право издавать законы по отдельным вопросам президенту с обязательным последующим утверждением их парламентом (ст. 66). Конституция возлагает на меджлис обязанность реализовать решения Халк маслахаты (ст. 51). Последнему предоставлено право принимать решения о целесообразности внесения поправок и дополнений в конституцию (ст. 50).

В остальных республиках, возникших на территории бывшего СССР, существуют типичные однопалатные парламенты. Их внутренняя организация и порядок работы определяются регламентом.

Однопалатные парламенты избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Почти во всех государствах, возникших на территории бывшего СССР, господствует мажоритарная система выборов. На пропорциональной основе избирается половина депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Конституция Грузии (ст. 49) устанавливает Парламент состоит из 150 членов, избранных по пропорциональной системе, и 85 - избранных по мажоритарной системе. Смешанную, мажоритарно-пропорциональную системы устанавливает также Конституция Азербайджана. И в России, и в Грузии законодательством предусмотрен т.н. «заградительный пункт», т.е. условие, согласно которому в парламенте (палате) получают представительство только партии, список которых получил не менее пяти процентов голосов избирателей, принявших участие в выборах. В Молдове на парламентских выборах 1994 г. применялся 4% барьер.

Обычный срок полномочий парламентов государств, возникших на территории бывшего СССР, 4 Года (Молдова, Грузия, Литва, Украина, Армения, Эстония, Россия (для Государственной Думы)) или 5 лет (Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан). Латвийский Сейм избирается на 3 года. Как уже отмечалось, почти во всех государствах, возникших на территории бывшего СССР, (кроме Грузии, Таджикистана, Азербайджана) существует конституционная возможность досрочного роспуска (досрочных выборов) парламента или его отдельной палаты. В ряде государств (Таджикистан, Туркменистан) предусматривается также самороспуск парламента квалифицированным большинством.

Численный состав парламентов составляет 50 депутатов в Туркменистане, 100 в Латвии, 101 в Молдове и Эстонии, 131 в Армении, 141 в Литве, 235 в Грузии, 450 в Украине и нижней палате России. В Узбекистане и Таджикистане численный состав Парламента конституцией не установлен.

Конституции стран СНГ и Балтии устанавливают следующие цензы для депутатов парламента: достижение возраста 21 год (Россия, Украина, Латвия, Эстония), или 25 лет (Таджикистан, Грузия, Армения, Туркменистан, Азербайджан, Литва, Узбекистан). Конституции Армении и Украины требуют от кандидата в депутаты постоянного проживания последние пять лет в Республике. Не содержит положений о цензах для депутатов Конституция Молдовы.

Основные законы стран СНГ и Балтии в некоторых случаях регламентируют число и время сессий парламента, а также порядок их созыва. Обычно парламенты проводят две сессии: весеннюю и осеннюю.

Согласно Конституции Молдовы (ст. 67) Парламент созывается на две очередные сессии в году. Первая начинается в феврале и завершается не позднее конца июля. Вторая начинается в сентябре и завершается не позднее конца декабря. Парламент созывается и на внеочередные или специальные сессии по требованию Президента Республики Молдова, Председателя Парламента или одной трети депутатов.

В соответствии со ст.61 Конституции Грузии Парламент Грузии собирается по собственному праву на очередные сессии дважды в год. Осенняя сессия открывается в первый вторник сентября и закрывается в третью пятницу декабря. Весенняя сессия открывается в первый вторник февраля и закрывается в последнюю пятницу июня. Президент Грузии по требованию Председателя Парламента, не менее одной четвертой членов Парламента или по собственной инициативе в период между сессиями созывает внеочередную сессию Парламента, а в период работы очередной сессии - внеочередное заседание. Если в течение 48 часов с момента представления письменного требования президентский акт о созыве не издан, Парламент в соответствии со своим Регламентом обязан по собственному праву в течение последующих 48 часов приступить к работе. Внеочередное заседание Парламента проводится только в соответствии с заранее определенной повесткой дня и закрывается, когда все вопросы будут исчерпаны. В течение 48 часов после объявления Президентом Грузии чрезвычайного или военного положения Парламент собирается по собственному праву, и его работа продолжается вплоть до отмены военного или чрезвычайного положения.

Милли Меджлис Азербайджанской Республики каждый год собирается на, две очередные сессии. Весенняя сессия начинается 1 февраля и продолжается до 31 мая. Осенняя сессия начинается 30 сентября и продолжается до 30 декабря. Внеочередные сессии Милли Меджлиса Азербайджанской Республики созываются председателем Милли Меджлиса Азербайджанской Республики по требованию Президента Азербайджанской Республики или 42 депутатов Милли Меджлиса Азербайджанской Республики.

В Таджикистане Сессия Маджлиси Оли созывается Президиумом Маджлиси Оли не менее двух раз в год (ст. 50 Конституции). Также по усмотрению Президиума Сейма созываются сессии и назначаются очередные и чрезвычайные заседания Сейма в Латвии. Президиум Сейма обязан назначить заседание Сейма, если того требует Президент республики, Президент министров или не менее одной трети членов Сеймов.

Конституция РФ не содержит упоминания о сессиях. Государственная Дума Федерального Собрания согласно своему Регламенту проводит две сессии в год: весеннюю (с 12 января по 20 июля) и осеннюю (с 1 октября по 25 декабря). Также нет положений о сессиях в конституции Узбекистана.

Конституционное законодательство ряда бывших советских республик (Латвии, Таджикистана, Туркменистана) предусматривает создание в парламенте специального органа - Президиума, наделенного целым рядом организационных полномочий, которые имеют особое значение в перерывах между сессиями.

Для реализации своих контрольных полномочий парламенты в странах СНГ и Балтии формируют специальный независимый орган финансово-экономического контроля, который обычно именуется «Счетной палатой» (предусмотрена конституциями Азербайджана, России, Украины, Кыргызстана). В Грузии такой орган именуется Палатой Контроля (до 1995 г. - Контрольная палата).

Совершенно новой функцией для парламентов стран, возникших на территории бывшего СССР, является осуществление контроля за соблюдением прав человека через своих уполномоченных. К сожалению, институт омбудсмана, один из самых демократических в мире, получил на территории бывшего СССР пока еще очень ограниченное применение. В России этот институт был впервые предусмотрен по Конституции 1993 г. Его применение сдерживалось отсутствием соответствующего конституционного закона. Конституцией Грузии предусмотрен Народный Защитник Грузии, избираемый сроком на 5 лет большинством полного состава Парламента Грузии. Народный Защитник вправе выявлять факты нарушения прав и свобод личности, сообщать об этом соответствующим органам и лицам. В Литве контроль за соблюдением прав человека осуществляют Контролеры Сейма. На Украине по Конституции 1996 г. предусмотрена должность Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Толкование конституций (уставов) субъектов Российской Федерации
Второй цикл поправок к конституции США и конституционное законодательство федерации периода реконструкции
Конституционное регулирование социально-экономических отношений
Конституционное право человека на благоприятную окружающую среду в зарубежных странах
Конституционно-правовой статус главы исполнительной власти субъекта федераци
Вернуться к списку публикаций