2012-01-07 15:35:12
ГлавнаяКонституционное право — Конституционные основы системы законодательства в странах СНГ и Балтии.



Конституционные основы системы законодательства в странах СНГ и Балтии.


Делегированное и чрезвычайное законодательство

В странах, где действует континентальная система права или сильно ее влияние, под делегированным законодательством обычно понимаются акты, имеющие силу закона, которые принимаются, по уполномочию парламента правительством и главой государства. По общему правилу, в демократическом государстве делегирование законодательных полномочий возможно только тогда, когда это прямо допускается конституцией, которая должна устанавливать жесткие условия и предельные сроки осуществления делегированных полномочий.

На территории бывшего СССР институт делегированного законодательство в настоящее время закреплен конституциями Латвии, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана. В России и на Украине делегирование законодательных полномочий для целей экономической реформы применялось в 1991-93 гг.

В большинстве случаев конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, предусматривают возможность делегирования законодательных полномочий главе государства. Акты, изданные президентом в таком порядке носят название указов, имеющих силу закона (Кыргызстан), непосредственно законов (Казахстан) или декретов (Беларусь).

Так, согласно Конституции Казахстана президент может издавать законы, если парламент двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат по инициативе Президента делегирует ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года (п. 4) ст. 53.).

Согласно ст. 68 Конституции Кыргызстана, палаты парламента могут делегировать свои законодательные полномочия Президенту Кыргызской Республики на срок не более одного года.

Согласно ст. 101 Конституции Беларуси Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов. Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента; ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

В России, хотя Конституция РФ и не содержит положения о делегированном законодательстве, на практике президент издает указы, фактически подменяющие по своему содержанию законы, нередко ссылаясь при этом на медлительность законодательной работы Федерального Собрания.

Встречается также делегирование парламентом законодательных полномочий не главе государства, а правительству (Армения).

Согласно ст. 78 Конституции Армении в целях законодательного обеспечения программы деятельности Правительства Национальное Собрание может уполномочить Правительство на принятие имеющих силу закона постановлений, которые действуют в течение установленного Национальным Собранием срока и не могут противоречить законам. Эти постановления подписывает Президент Республики.

Весьма близко к институту делегированного законодательства стоит т.н. чрезвычайное или срочное законодательство. Этот институт состоит в том, что органы исполнительной власти по собственному праву в случае крайней необходимости могут издавать акты, имеющие силу закона. Предполагается, что эти акты носят временный характер, пока данный вопрос не будет рассмотрен и так или иначе решен парламентом. В Латвии такими полномочиями чрезвычайного законодательства наделено правительство, в Беларуси и Казахстане - президент.

Так, согласно ст. 81 Конституции Латвии в промежутке между сессиями Сейма Кабинет министров имеет право, если неотложная необходимость того требует, издавать постановления, имеющие силу закона. Такие постановления не могут изменять закона о выборах в Сейм, законов о судоустройстве и судопроизводстве, бюджета и бюджетного права, а также законов, принятых во время деятельности существующего Сейма; равным образом они не могут касаться амнистии, эмиссии законов государственного казначейства, государственных налогов, таможенных сборов, железнодорожных тарифов и займов; они теряют силу, если не будут внесены в Сейм до истечения трех дней после открытия ближайшей сессии Сейма.

В соответствии с п.2 ст. 61 Конституции Казахстана президент может объявить рассмотрение законопроекта срочным, что обязывает парламент рассмотреть его в течение месяца. При неисполнении этого требования президент вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия парламентом нового закона. Подобное положение - весьма редкое явление в мировой конституционной практике.

Согласно ст. 101 Конституции Беларуси «в силу особой необходимости Президент Беларуси по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Палаты могут регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены».

От делегированного законодательства следует отличать издание законов главой государства по собственному праву. В демократических государствах или государствах, претендующих на звание демократического, такое право встречается крайне редко.

Обычно глава государства издает законы только в абсолютных монархиях и странах с диктаторскими режимами, где распущен парламент. Нечто подобное предусматривает Конституция Кыргызстана (ст. 68), согласно которой законодательные полномочия переходят к Президенту Кыргызской Республики в случаях роспуска палат Жогорку Кенеша. В случае роспуска одной из палат Жогорку Кенеша Президент Кыргызской Республики осуществляет законодательные полномочия только этой палаты. В этом случае, очевидно, нельзя говорить ни о делегированном, ни чрезвычайном законодательстве.


Додонов Вячеслав Николаевич



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


К вопросу о конституционно-правовых основах самостоятельности местного самоуправления
О взаимодействии органов государственной власти РФ в сфере исполнения решений, принимаемых Конституционным судом РФ и конституционными судами субъектов РФ
Предварительные итоги функционирования новых конституционных строев в странах бывшего СССР
Конституционно-правовые нормы и институты
Исследование содержания конституционных реформ в странах, возникших на территории бывшего СССР, с 1989 года как направление в сравнительном правоведении
Вернуться к списку публикаций