2012-01-07 15:35:12
ГлавнаяКонституционное право — Конституционные основы системы законодательства в странах СНГ и Балтии.



Конституционные основы системы законодательства в странах СНГ и Балтии.


Даже в тех государствах, возникших на территории бывшего СССР, где понятие «конституционный закон» используется в его правильном смысле, нет полной ясности и единства в его интерпретации.

Четкое определение понятию «конституционный закон» дает п. (2) ст. 72 Конституции Молдовы: «Конституционные законы - это законы по пересмотру Конституции». Согласно ст. 143 Парламент вправе принять закон о внесении изменений в Конституцию не ранее шести месяцев после представления соответствующего предложения. Закон принимается двумя третями голосов депутатов. Если в течение года после представления предложения о внесении изменений в Конституцию Парламент не принял соответствующий конституционный закон, предложение считается утратившим силу.


Конституция Азербайджана понимает под конституционными законами лишь законы о дополнении (но не изменении!) Конституции:

Статья 156. Порядок принятия дополнений в Конституцию Азербайджанской Республики

I. Дополнения в Конституцию Азербайджанской Республики принимаются в виде Конституционных законов в Милли Меджлисе Азербайджанской Республики большинством в 95 голосов.

II. Конституционные законы о дополнениях в Конституцию Азербайджанской Республики ставятся на голосование в Милли Меджлисе Азербайджанской Республики дважды. Второе голосование проводится через 6 месяцев после первого голосования.

III. Конституционные законы о дополнениях в Конституцию Азербайджанской Республики представляются на подписание Президенту Азербайджанской Республики в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией для законов, как после первого, так и после второго голосования.

IV. Конституционные законы о дополнениях в Конституцию Азербайджанской Республики вступают в силу по подписании их Президентом Азербайджанской Республики после второго голосования.

V. Конституционные законы являются неотъемлемой частью Конституции Азербайджанской Республики и не должны противоречить основному тексту Конституции Азербайджанской Республики.

Ст.2 Конституции Грузии содержит п. 3 следующего содержания «3. Государственно-территориальное устройство Грузии будет определено конституционным законом на основе принципа разграничения полномочий после полного восстановления юрисдикции Грузии на всей территории страны». В дальнейшем, однако, понятие «конституционный закон» в тексте больше не встречается и поэтому нельзя сделать никаких заключений о том, что имел в виду конституционный законодатель.


Органический закон - это закон, который принимается по прямому предписанию конституции в порядке, отличном от порядка принятия как конституционных, так и обычных законов, и занимает в юридической иерархии место между ними. Органический закон как особый вид законов впервые был конституционно признан во Франции (конституция 1958 г.), а затем в большинстве франкоязычных стран Африки (Алжир, Бенин, Мали, Сенегал, Тунис и др.). Однако в последние десятилетия он получает признание в конституционном праве и других стран (Испания, Португалия, Кабо-Верде, Румыния, Молдова). Целесообразность выделения органических законов в особый вид обусловлена рядом причин. Конституция, учреждая основные институты, относящиеся к организации государственной власти, не может детально регламентировать их, ибо такая регламентация неизбежно привела бы к значительному расширению ее содержания, а следовательно, и объема. Поэтому очевидна необходимость издания законов, которые дополняют и развивают соответствующие конституционные положения. Однако принятие в соответствии с обычной процедурой законов по таким важным вопросам таит в себе опасность. Эта опасность заключается в том, что под предлогом дополнения и разъяснения текста конституции законодатель может полностью изменить или даже исказить ее, не прибегая к сдерживающей процедуре внесения конституционных поправок. Именно поэтому конституции предусматривают особый порядок принятия органических законов. Прежде всего они могут быть приняты только парламентом, который не вправе делегировать главе государства или правительству полномочие на их издание. Кроме того, органические законы принимаются квалифицированным большинством. Органический закон может быть изменен только органическим законом в том же порядке.

Как уже отмечалось выше, собственно «органическими» органические законы называются в Молдове и Грузии, в России, Казахстане, Таджикистане, Кыргызстане, Литве эти законы получили обозначение «конституционных».

В тех странах СНГ и Балтии, где нет самого понятия «органический закон» или аналогичного ему понятия «конституционный закон» конституции просто устанавливают, что тот или иной закон (или список законов) должен приниматься квалифицированным большинством голосов.


Категорию органического закона в российское конституционное право впервые ввела Конституция РФ 1993 г. Это федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным конституцией. Таких вопросов 15, относящихся: к важнейшим государственным институтам (правительство, референдум, судебная система и др.); различным государственно-правовым состояниям (чрезвычайное и военное положение); составу федерации (принятие и образование нового субъекта федерации); символам государства (гимн, герб, флаг). Конституция РФ содержит исчерпывающий перечень федеральных конституционных законов. Федеральный конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с другими законами, что предусмотрено ч. 3 ст. 76 Конституции РФ, согласно которой федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Этим обусловлена особая процедура их принятия. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством - не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. В отличие от обыкновенных законов на федеральный конституционный закон не распространяется право отлагательного вето, которым располагает президент.


В Молдове органические законы (которые носят здесь собственное название) принимаются большинством голосов избранных депутатов после рассмотрения не менее чем в двух чтениях в отличие от ординарных законов, которые принимаются большинством голосов присутствующих депутатов. Так же большинством общего числа членов парламента принимаются органические законы в Эстонии.

В Казахстане органические («конституционные») законы принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента.


Список органических законов может быть как закрытым (Россия), так и открытым (Молдова). Обычно конституции не содержат единого списка органических законов, ссылки на необходимость их принятия даются в каждом конкретном случае (в России, Таджикистане, Казахстане, Кыргызстане).

Единый список органических законов дается в конституциях Молдовы, Эстонии, Азербайджана.

Число органических законов, предусмотренных конституцией, может сильно различаться. Так, конституция Азербайджана предусматривает принятие органических законов только по трем-четырем вопросам: выборы Президента Азербайджанской Республики; выборы в Милли Меджлис Азербайджанской Республики и статус депутатов Милли Меджлиса. Азербайджанской Республики; референдум. Конституция Молдовы перечисляет 16 вопросов, Конституция Эстонии - 17 вопросов, Конституция Грузии -19 вопросов.


Обычные законы составляют основную часть текущего законодательства и принимаются в общем порядке законодательной процедуры.

Интересно отметить, что ряд стран, возникших на территории бывшего СССР, воспринял одну из центральных идей французской концепции «рационализированного парламентаризма», а именно ограничение законодательных полномочий парламента путем конституционного закрепления списка вопросов, по которым парламент может устанавливать «общие правила», т.е. принимать законы. По всем остальным вопросам нормативное регулирование осуществляют безраздельно правительство или глава государства.

Перечень вопросов, которым ограничена законодательная компетенция парламента содержится в конституциях Азербайджана (ст. 94), Казахстана (п.3 ст. 61).


По характеру содержащихся в них правовых норм, то есть по степени обобщенности правового регулирования, законы делятся на обычные, законы- принципы или законы-рамки, программные законы и кодексы. Обычные законы содержат нормы-правила, регулирующие отдельные конкретные общественные отношения (например, закон о конституционном суде, закон о политических партиях и т. п.). Наряду с такими законами конституции ряда отдельных стран СНГ (Казахстана по образцу Франции) выделяют законы, определяющие «основные принципы» и программные законы. Конституция РФ также предусматривает законы-принципы. Так, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (п. «н» ч. 1 ст. 72). Это, в частности, означает возможность принятия Федеральным Собранием федеральных законов, устанавливающих, например, принципы избирательного права, организации представительных органов и органов местного самоуправления в субъектах федерации, которые будут конкретизироваться в принимаемом ими законодательстве (примером может служить Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.).



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Защита права собственности Конституционным Судом Российской Федерации и другими судами
Конституционно-правовые нормы и институты
Роль конституционного суда РФ в обеспечении надлежащего соблюдения органами государственной власти конституционных прав и свобод граждан
Гарантии суверенитета Российской Федерации
Форма правления. Высшие органы законодательной и исполнительной власти в странах бывшего СССР
Вернуться к списку публикаций