2012-01-07 15:35:12
ГлавнаяКонституционное право — Конституционные основы системы законодательства в странах СНГ и Балтии.



Конституционные основы системы законодательства в странах СНГ и Балтии.


Формирование новой системы законодательства в странах СНГ и Балтии является одним из наиболее интересных аспектов конституционных реформ, поскольку на смену прежней типовой советской схеме «закон - указ президиума Верховного Совета - постановление правительства» пришло разнообразие концептуальных подходов и еще большее разнообразие практики. Наиболее замечательными явлениями в новой системе законодательства являются появление в ней конституционных законов (которые на самом деле являются органическими), развитие указного права президентов, а также внедрение институту делегированного законодательства.

Новые конституции стран СНГ и Балтии по разному устанавливают систему законодательства. В большинстве из них нормы, посвященные различным видам законодательных и подзаконных актов, рассредоточены по разным главам - прежде всего тем, которые относятся к статусу парламента, президента и правительства, а также порядку изменения и дополнения основного закона.

В наиболее концентрированном и упорядоченном виде систему законодательства устанавливает Конституция Азербайджана 1995 г.:

Раздел пятый. ПРАВО И ЗАКОН

Глава X. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 147. Правовая сила Конституции Азербайджанской Республики

I. Конституция Азербайджанской Республики обладает высшей юридической силой.

II. Конституция Азербайджанской Республики обладает непосредственной юридической силой.

III. Конституция Азербайджанской Республики является основой системы законодательства Азербайджанской Республики.

Статья 148. Акты, входящие в систему законодательства Азербайджанской Республики

I. Система законодательства состоит из следующих нормативно-правовых актов:

1) Конституция;

2) акты, принятые референдумом;

3) законы;

4) указы;

5) постановления Кабинета Министров Азербайджанской Республики;

6) нормативные акты центральных органов исполнительной власти.

II. Международные договоры, стороной которых является Азербайджанская Республика, - неотъемлемая составная часть системы законодательства Азербайджанской Республики.


Ряд других конституций имеют отдельную главу «Законодательство», посвященную однако законодательству в узком смысле, т.е. самим законам и порядку их принятия.

Так, например, Конституция Молдовы 1994 г. Части 3 главы о парламенте, названной «ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО» устанавливает систему законов:

Статья 72. Виды законов

(1) Парламент принимает конституционные, органические и ординарные законы.

(2) Конституционные законы - это законы по пересмотру Конституции.

(3) Органическим законом регламентируются:

a) избирательная система;

b) организация и проведение референдума;

c) организация и деятельность Парламента;

d) организация и деятельность Правительства;

e) организация и деятельность Конституционного суда, Высшего совета магистратуры, судебных инстанций, административного суда;

f) организация местного управления, территории, а также общий режим местной автономии;

d) организация и деятельность политических партий;

h) порядок создания особой экономической зоны;

i) общий правовой режим собственности и наследования;

j) общий режим трудовых отношений, профессиональные союзы и социальная защита;

k) общая организация образования;

l) общий режим религиозных культов;

m) режим чрезвычайного, осадного и военного положения;

п) правонарушения, наказания и режим отбывания наказаний;

о) объявление амнистии и помилования;

p) другие области, по которым Конституцией предусмотрено принятие органических законов;

r) другие области, по которым Парламентом признано необходимым принятие органических законов.

(4) Ординарные законы действуют во всех областях общественных отношений, за исключением областей, регулируемых конституционными и органическими законами.


Анализ новых систем законодательства в странах СНГ и Балтии не может базироваться на одном лишь изучении текстов их конституций и констатации определенной иерархии актов. Дело в том, что утвердившаяся в конституциях стран, возникших на территории бывшего СССР, терминология часто неточна или даже обманчива, одни и те же понятия могут иметь совершенно различный смысл не только при сопоставлении разных «семей» конституционного законодательства, но даже при сравнении конституций стран, возникших на территории бывшего СССР. Наоборот, отсутствие ряда понятий (терминов) в конституциях стран, возникших на территории бывшего СССР, еще не означает отсутствия в них обозначаемых этими понятиями институтов.

Поэтому, если мы хотим правильно понять и классифицировать системы законодательства, закрепленные в конституциях стран, возникших на территории бывшего СССР, мы должны отвлечься от формальной терминологии и ориентироваться на существо правовых явлений, опираясь при этом на мировую конституционную практику.

Если исходить из формально-терминологической точки зрения, то понятие «конституционный закон» существует в таких странах, как Россия, Казахстан, Кыргызстан, Абхазия, Таджикистан, Литва, Молдова, Азербайджан, Грузия.

Только обычные законы предусмотрены конституциями Украины, Латвии, Таджикистана, Беларуси, Армении.

Конституция Молдовы и Грузии наряду с конституционными и обычными законами предусматривают принятие органических законов.

Между тем, научный анализ содержания конституций этих стран позволяет прийти к выводу, что в действительности конституционные законы предусмотрены только в конституциях Молдовы, Азербайджана, Грузии (точнее будет сказать, что только эти конституции правильно трактуют это понятие).

Органические законы предусмотрены конституциями России, Казахстана, Кыргызстана, Абхазии, Таджикистана, Литвы (под названием конституционных законов), Молдовы, Грузии (под правильным названием «органических»), а также Азербайджана, Эстонии (без придания им особого обозначения).

Только обычные (ординарные) законы предусмотрены конституциями Узбекистана, Латвии, Туркменистана, Беларуси. Украины, Армении.

Это наше заключение основано на том, что в правильном понимании конституционный закон - это закон, который вносит изменения и дополнения в конституцию, принимается в особом, усложненном порядке, обладает той же юридической силой, что и сама конституция. Предметом регулирования содержащихся в нем правовых норм являются непосредственно объекты конституционного регулирования. Такое понимание конституционного закона основано на законодательной практике большинства зарубежных стран. Лишь в немногих из них под конституционным законом действительно понимается не закон, вносящий изменение в конституцию (или не только он), а закон, который, дополняя ее, остается самостоятельным (Австрия, Швеция, Нидерланды, Чехия, Словакия).

Теоретической основой выделения конституционных законов в особую категорию служит доктрина о двух видах власти: учредительной и законодательной. В порядке осуществления первой принимаются конституция и поправки к ней, в порядке осуществления второй - все иные законы. Такое различение и выделение на его основе конституционных законов влечет за собой, как будет показано ниже, ряд важных правовых последствий, например, для процедуры пересмотра конституции, осуществления конституционного контроля, законодательной компетенции парламента.

В российской юридической литературе по конституционному праву даются различные толкования понятия «конституционный закон». Однако общим, как правило, является неопределенность характеристик содержания и юридической силы этого вида закона. Так, А. Мишин пишет, что конституционные законы, хотя и не являются составными частями конституции, но регулируют важнейшие конституционно-правовые вопросы. К ним он относит, например, законы об избирательном праве, о полномочиях парламента и правительства, о правовом положении личности.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Ограничения конституционного права на жизнь
Исследование содержания конституционных реформ в странах, возникших на территории бывшего СССР, с 1989 года как направление в сравнительном правоведении
Конституционное регулирование социально-экономических отношений
Формирование структуры органов конституционного контроля и надзора в субъектах Российской Федерации; статус судей и членов органов конституционного надзора.
Комментарий к федеральному закону о политических партиях
Вернуться к списку публикаций