2012-01-07 15:24:42
ГлавнаяКонституционное право — Судебная система и конституционный надзор в странах СНГ и Балтии



Судебная система и конституционный надзор в странах СНГ и Балтии


Конституционно-правовой статус судей

Основу конституционно-правового статуса судей составляют нормы, определяющие требования к кандидатам на должность судей, порядок формирования судейского корпуса, срок полномочий и основания их прекращения, а также гарантии независимости.

В странах, возникших на территории бывшего СССР, требования к кандидатам на должность судей устанавливаются или непосредственно в конституции, либо в законах о судоустройстве. На конституционном уровне такие требования определены, напр., в России, Грузии, Азербайджане, Казахстане.

Общими требованиями являются наличие гражданства данной страны (или обладание избирательным правом), высшее юридическое образование, достижение определенного возраста (25 лет - в России, Казахстане, Таджикистане, 30 лет - в Азербайджане, Грузии), стажа работы по специальности (не менее 5 лет в России, Азербайджане, Грузии, Кыргызстане, трех лет - в Таджикистане, двух лет - в Казахстане). Ст. 79 Конституции Казахстана предусматривает еще одно требование - сдачу кандидатом квалификационного экзамена.

К лицам, претендующим на занятие должности в высших судах, предъявляются повышенные требования. В России кандидат на пост судьи Конституционного Суда должен обладать признанной высокой квалификацией в области права.

Для высших судей устанавливается повышенный возрастной ценз: 35 лет в Грузии, 30 лет - в Таджикистане и стаж специальности - 10 лет в Кыргызстане, 15 лет в Молдове.


Функция первоначального отбора кандидатов на судейские должности в соответствии с требованиями, предъявленными законом, возложена на различные органы и должностные лица, что в полной мере отражает последовательность реализации принципа разделения властей в той или иной стране. Право и обязанность проведения такого отбора принадлежат, как правило, либо органу типа высшего совета магистратуры (Молдова), либо министерству юстиции и специальным (квалификационным, кадровым) комиссиям (Россия и др.), либо собственно судебным органам. На наш взгляд, первый подход к формированию судейского корпуса в большей степени отвечает принципу разделения властей и во многом смягчает остроту влияния на судей со стороны отдельных государственных органов или должностных лиц (в первую очередь министра юстиции).

Отказавшись от «социалистического» принципа выборности судей, государства СНГ и Балтии по примеру большинства стран развитой демократии ввели принцип назначения всех профессиональных судей на должность. При этом выработался принцип, согласно которому судьи высших судов назначаются главой государства и парламентом совместно, что должно обеспечивать независимое положение высших судов именно применительно к системе разделения властей. Эта совместность может выражаться в двух основных формах: паритетном назначении или назначении консенсусом.

Примером первой формы назначения является, напр., назначение судей конституционных судов в Беларуси, Армении. В Беларуси шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. В Армении, согласно ст. 90 Конституции, Конституционный Суд состоит из девяти членов, пятерых из которых назначает Национальное Собрание. Четверых - Президент Республики.

Более распространенным является второй способ, при котором президент назначает высших судей с последующим утверждением парламентом или его палатой (Россия) либо сам парламент избирает (назначает) высших судей по представлению главы государства (ст. 130 Конституции Азербайджана, ст.80 Конституции Кыргызстана, ст. 82 Конституции Казахстана).

Исключение составляет Молдова, где Председатель и члены Высшей судебной палаты назначаются Парламентом по представлению Высшего совета магистратуры (ст. 116 Конституции).

Нетипичным случаем также является назначение 3 членов Конституционного суда Грузии Верховным судом (ст. 88 Конституции).

Судьи нижестоящих судов, как правило, назначаются главой государства единолично. Только в Туркменистане (ст. 102 Конституции) судьи всех судов назначаются единолично президентом. Меджлис может утверждать только кандидатов на должности председателей высших судов.


Как уже говорилось, в ряде государств СНГ и Балтии, судьи назначаются пожизненно или до достижения пенсионного возраста (Россия, Молдова, Армения, Латвия, Украины и др.) Напр., в Армении (ст. 96 Конституции) судья и член Конституционного Суда несменяемы. Судья занимает свою должность до достижения 65, а член Конституционного Суда - 70 лет. Исключение составляют иногда судьи (члены) конституционных судов (в России с 1994 г., на Украине). На Украине исключением из общего правила несменяемости также являются судьи, назначенные на должность впервые (ст. 126 Конституции). В Молдове судьи, прошедшие конкурс, назначаются сначала на пять лет, затем на 10 лет. По истечении 15 лет судьи назначаются до достижения предельного возраста (ст. 116 Конституции).

В других государствах судьи назначаются на определенный срок. Сроки могут сильно различаться даже в рамках одной судебной системы.

Так, в Кыргызстане судьи местных судов назначаются в первый раз сроком на 3 года, в последующие - на 7 лет. Судьи Конституционного суда избираются сроком на 15 лет. Судьи Верховного суда и Высшего Арбитражного суда Кыргызской Республики избираются на 10 лет (ст. 80 Конституции).

Равный срок полномочий - 5 лет - устанавливается для всех без исключения судей конституциями Узбекистан (ст. 107), Таджикистана (ст. 84) и Туркменистана (ст. 102).

В Грузии судья назначается или избирается на должность сроком не менее 10 лет (ст. 86 Конституции). В Белоруссии срок полномочий членов Конституционного Суда - 11 лет.

Общими основания для прекращения судейских полномочий являются истечение срока, на который избран или назначен судья, а также достижение предельного возраста для несменяемых судей.

Основанием для досрочного освобождения судьи от должности является вступивший в отношении его в законную силу приговор суда (ст. 115 конституции Литвы, ст. 147 конституции Эстонии, ст. 81 конституции Кыргызстана, ст. 102 конституции Туркменистана и др.). Решение об отрешении (отстранении) судьи от должности принимается органом, который его избрал или назначил по представлению органа типа магистратуры (ст. 95 конституции Армении, ст. 79 конституции Казахстана), реже - председателем высшего суда (ст. 87 конституции Грузии). В отдельных странах проблема отрешения (отстранения) судьи от должности может быть решена только в порядке импичмента (ст. 115 конституции Литвы). Усложненный порядок отстранения судей от должности предоставляет судебной власти дополнительные гарантии независимости ее конкретных носителей.

Существует также институт судейской отставки или «увольнения по собственному желанию» в случаях нежелания исполнять далее обязанности судьи, достижения пенсионного возраста, иных оснований (ст. 100 конституции Казахстана и др.).

Ряд конституций (Украины, Литвы и др.) устанавливают исчерпывающий перечень оснований освобождения судей от должности.

Так, согласно ст. 126 Конституции Украины судья освобождается от должности случае:

1) окончания срока, на который он избран или назначен;

2) достижения судьей шестидесяти пяти лет;

3) невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья:

4) нарушения судьей требований относительно совмещения должностей;

5) нарушения судьей присяги:

6) вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении его;

7) прекращения его гражданства;

8) признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим;

9) подачи судьей заявления об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию. Полномочия судьи прекращаются в случае его смерти. Государство обеспечивает личную безопасность судей и их семей.


Совершенно новым моментом в развитии судебных систем стран, возникших на территории бывшего СССР, стало учреждение в ряде из них независимых органов управления судейским сообществом. Примером для создания таких органов послужили Высший совет магистратуры во Франции, Италии, Португалии и ряде других западных стран. Формально Высший совет магистратуры воплощает принцип независимости и автономии судебной власти.

Конституционное закрепление новые органы получили в основных законах Армении, Молдовы, Казахстан, воспринявших французское конституционное устройство, а также Украины. В Молдове этот орган, как и во Франции, называется Высшим советом магистратуры, в Армении - Советом правосудия, в Казахстане - Высший судебный совет, на Украине - Высший совет юстиции. Особенностью Казахстана является то, что наряду с Высшим судебным советом Конституция предусматривает еще один «автономный независимый орган» - Квалификационную коллегию юстиции.

В Конституции Литвы упомянута вскользь «специальная судейская институция», статус которой определяется законом.

Главными задачами Высшего совета магистратуры и подобных ему органов являются подбор кандидатур на должности судей (и иногда прокуроров), а также осуществление функции дисциплинарного совета судей.

Согласно ст. 123 Конституции Молдовы, Высший совет магистратуры обеспечивает согласно правилам судоустройства назначения, перемещения, повышения судей и применение к ним дисциплинарных мер. Более подробно полномочия этого органа изложены в конституциях Молдовы и Украины.

В Армении (ст. 95 Конституции) Совет правосудия:

1) составляет по предложению Министра юстиции и представляет на утверждение Президенту Республики ежегодные списки должностной пригодности и служебного продвижения судей, на основании которых производятся назначения;

2) составляет по предложению Генерального прокурора и представляет на утверждение Президента Республики ежегодные списки должностной пригодности и служебного продвижения прокуроров, на основании которых производятся назначения;

3) предлагает кандидатуры председателей, судей Кассационного Суда, его палат, председателей апелляционных, первой инстанции и иных судов, дает заключение по представленным Министром юстиции кандидатурам других судей;

4) дает заключение по представленным Генеральным прокурором кандидатурам заместителей Генерального прокурора, прокуроров, возглавляющих структурные подразделения Прокуратуры;

5) представляет предложения о присвоении судьям и прокурорам классных чинов;

6) представляет предложение о даче согласия на прекращение полномочий судьи, арест судьи, его привлечения к уголовной или административной ответственности в судебном порядке;

7) подвергает судей дисциплинарной ответственности. При рассмотрении вопросов о привлечении судей к ответственности заседания Совета правосудия ведет Председатель Кассационного Суда. Президент Республики, Министр юстиции и Генеральный прокурор в этих заседаниях участия не принимают;

8) по запросу Президента Республики выражает свое мнение по вопросам помилования.


К ведению украинского Высшего совета юстиции относится:

1) внесение представления о назначении судей на должности или об освобождении их от должностей;

2) принятие решения по нарушениям судьями и прокурорами требований относительно несовместимости;

3) осуществление дисциплинарного производства в отношении судей Верховного Суда Украины и судьи высших специализированных судов и рассмотрение жалоб на решение о привлечении к дисциплинарной ответственности судей апелляционных и местных судов, а также прокуроров.


По преобладающей в мире практике (имеющей французские корни) Высший совет магистратуры и аналогичные ему органы возглавляются главой государства. Ряд лиц (министр юстиции, председатель высшего суда общей юрисдикции) входят в состав этих органов по должности.

В Молдове (ст. 122 Конституции) Высший совет магистратуры состоит из 11 магистратов, срок полномочий которых - пять лет. В Высший совет магистратуры входят по праву Министр юстиции, Председатель Высшей судебной палаты, Председатель Апелляционной палаты, Председатель Экономического суда, Генеральный прокурор. Трое магистратов избираются тайным голосованием объединенными коллегиями Высшей судебной палаты, трое - Парламентом из числа штатных профессоров.

На Украине согласно Конституции Высший совет юстиции состоит из двадцати членов. Верховная Рада Украины, Президент Украины, съезд судей Украины, съезд адвокатов Украины, съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений назначают в Высший совет юстиции по три члена, а всеукраинская конференция работников прокуратуры - двух членов Высшего совета юстиции. В состав Высшего совета юстиции входят по должности Председатель Верховного Суда Украины, Министр юстиции Украины, Генеральный прокурор Украины.

В Армении Совет правосудия возглавляет Президент Республики, являющийся по Конституции (ст. 94) гарантом независимости судебных органов является. Министр юстиции и Генеральный прокурор являются заместителями Председателя Совета. В состав Совета входят также четырнадцать членов, назначенных Президентом Республики на пятилетний срок, двое из которых - ученые-юристы, девять - судьи, трое - прокуроры. По три члена Совета назначаются из судей судов первой инстанции, апелляционных судов и Кассационного Суда. Общие собрания судей тайным голосованием выдвигают по три кандидатуры на каждое место. Кандидатуры прокуроров - членов Совета - выдвигает Генеральный прокурор.

В Казахстане Высший Судебный Совет возглавляется Президентом Республики и состоит из Председателя Конституционного Совета, Председателя Верховного Суда, Генерального Прокурора, Министра юстиции, депутатов Сената, судей и других лиц, назначаемых Президентом Республики. Квалификационная коллегия юстиции является автономным, независимым учреждением, формируемым из депутатов Мажилиса, судей, прокуроров, преподавателей права и ученых-юристов, работников органов юстиции.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Конституционное право человека на благоприятную окружающую среду в зарубежных странах
Толкование конституций (уставов) субъектов Российской Федерации
Международно-правовые стандарты в области охраны здоровья человека и их реализация в конституциях современных государств
Роль конституционного суда РФ в обеспечении надлежащего соблюдения органами государственной власти конституционных прав и свобод граждан
Гарантии суверенитета Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций