2012-01-06 22:32:03
ГлавнаяКонституционное право — Федеральное законодательство США периода гражданской войны: конституционные изменения



Федеральное законодательство США периода гражданской войны: конституционные изменения


Гомстед-Акт, Акт о контрактах на труд (о поощрении иммиграции) во многом привели к тому, что в период между 1860 и 1900 гг. в США только по легальным каналам прибыло около 14-ти млн. человек (ежегодная иммиграция возросла с 300-т тыс. человек в 1866 г. до почти 800-т тыс. человек в 1882 г. преимущественно из Европы. Благодатную почву для их интеграции в новый социум заложила земельная реформа, проведенная в годы Гражданской войны.

Широкое распространение частного землевладения целенаправленно культивировалось властями США. После 1776 г. сотни миллионов акров земель находились в общественном владении. В 1860 г. федеральная власть все еще владела более чем миллиардом акров земли, то есть более чем половиной континентальной территории Соединенных Штатов. Национальная политика заключалась не в том, чтобы удерживать все эти земли в федеральной собственности, а в том, чтобы продавать землю населению.

Федеральные власти не только продавали, но и раздавали миллионы акров, за годы Гражданской войны Конгресс передал 140 млн. акров штатам; штаты в свою очередь продавали землю, используя вырученные деньги на содержание школ, железных дорог и другие публичные нужды. 2 июля 1862 г. был принят Акт Моррилла, призванный реформировать систему образования с целью удовлетворения нужд быстро развивающегося капитализма. «Моррилл Акт» предоставил каждому Штату в качестве дара часть общественной земли из расчета 30 тыс. акров на каждого конгрессмена данного штата (штату Нью-Йорк, например, - почти 1 млн. акров) для создания и субсидирования учебных заведений, доступных для выходцев из различных социальных слоев. Этот закон даровал штатам около 13 млн. акров (32 млн. гектаров) общественных земель; в соответствии с положениями данного закона были учреждены 69 сельскохозяйственных колледжей и университетов. В результате большинство ныне ведущих университетов основывались как «land-grant colleges» (на таких «жалованных» землях возник, например, Иллинойский университет).

Гомстед-Акт 1862 г. стал кульминационным моментом в политике, направленной на максимальное облегчение приобретения земли. Правовое регулирование жестко ориентировалось на обеспечение массового владения землей, а именно на обеспечение частного землевладения миллионов людей. Земельное право явилось той отраслью права, которую было необходимо создавать в Новом Свете фактически заново. Чтобы функционировать в стране с миллионами землевладельцев, американское земельное право, в сравнении с английским земельным правом - этим лабиринтом преимущественно из прецедентов и статутов, - должно было быть пересмотрено, очищено от архаизма и наиболее одиозных технических деталей. Массовое фермерское землевладение имело множество последствий для правовой системы США. Право должно было отвечать потребностям динамичного, активного рынка. Гомстед-Акт подвел черту одному этапу регулирования земельных, аграрных отношений в США и явился прологом новой земельной политики, нового земельного законодательства.

Политика федерального правительства в земельном вопросе нашла выражение и в законе от 3 марта 1865 г., на основании которого было учреждено «Бюро по делам беженцев, освобожденных негров и по распределению покинутых земель». Этот орган создавался сроком на один год для оказания помощи освобожденным неграм. Бюро находилось в ведении военного министерства. Бюро имело главную контору в Вашингтоне и отделения во всех южных штатах под руководством уполномоченных центрального офиса. Головное бюро и бюро в Штатах, помимо контроля в вопросах, имевших отношение к освобожденным неграм (в том числе контроля за соблюдением трудовых договоров с неграми), управляли покинутыми или конфискованными землями.

В распоряжение бюро поступило около 800 тыс. акров земель (то есть на каждого из 4 млн. освобожденных негров в среднем могла прийтись 1/5 часть акра). Однако издание билля об организации огромного учреждения с сетью филиалов, но без обязательства обеспечить землей негров означало, что реально те не получат земли. По закону от 3 марта 1865 г. Бюро должно было сдавать в аренду, но не дарить освобожденным рабам вверенные ему земли. Изначально правительство твердо решило не наделять освобожденных рабов землей бесплатно. Фактически большая часть конфискованных земель досталась перекупщикам. Брошенные, покинутые земли сдавались в аренду на три года участками по 40 акров с уплатой ренты в размере 6 процентов стоимости земли по весьма высоким ценам довоенного 1860 г.

Освобожденные негры, выдвинув лозунг «40 акров и мул», ожидали, что бюро помогут им получить землю. Однако этого не произошло; в результате на Юге многие бывшие рабы влились в многочисленный контингент сельскохозяйственных рабочих. Исключение составили 40 тыс. негров-фермеров, во владении которых оказались земли, переданные им на основании полевого приказа № 15 командующего западным театром военных действий Шермана. Приказ, изданный 16 января 1865 г. генералом Шерманом с согласия военного министерства, разрешил освобожденным рабам вступить во владение землями на морских островах вдоль побережья между Чарльстоном (Южная Каролина) и Джексонвиллем (Флорида) и брошенными рисовыми плантациями на расстоянии 30 миль от берега. Каждый освобожденный негр получил право занять 40 акров земли на время войны, в предположении, что в дальнейшем Конгресс передаст эти земли в собственность негров; и. хотя в дальнейшем Конгресс отказал в передаче земли в собственность неграм, земли остались в их владении.

Несколько опережая события, можно согласиться, что «итогом войны Севера и Юга стало снятие с повестки дня (неполное, половинчатое) двух важнейших для США проблем, назревших задолго до начала войны, - ликвидация негритянского рабства и буржуазно-демократическое решение земельного вопроса». Однако нельзя согласиться с тем, что «поскольку еще до начала военных действий произошел политический раскол страны, к задачам войны прибавилось и воссоздание США в прежнем составе штатов». «Воссоздание США в прежнем составе штатов» было главной и приоритетной задачей, к которой, поскольку уж война началась, прибавились эмансипация рабов и решение аграрного вопроса. Опубликование предварительной Прокламации об освобождении рабов знаменовало то, что «отныне борьба идет не только за восстановление Союза, но и за уничтожение рабства».

По мере проведения союзными войсками успешных операций и продвижения на Юг вставал вопрос о замене мятежных органов власти в отвоеванных у Конфедерации штатах и пересмотре их взаимоотношений с федеральным центром. Конституция США (ст. IV, разд. 4), зафиксировав, что «Соединенные Штаты гарантируют каждому Штату в... Союзе республиканскую форму правления», не предусмотрела механизм реализации данной декларации: проблема о принципиальной ответственности Конгресса и/или Президента в этом вопросе осталась нерешенной. В условиях правового вакуума положение о гарантировании со стороны Союза Штатам республиканской формы правления послужило конституционным фундаментом и для президентского, и для конгресского подходов к реконструкции.

Во время войны Президент как Главнокомандующий имел, в известной мере, несомненное преимущество над Конгрессом при наведении конституционного порядка в штатах. А. Линкольн, никогда не признававший права штатов на сецессию, равно как не признававший и факта сецессии, полагал, что так называемые «отделившиеся штаты» должны быть поставлены под власть Президента США, который, в свою очередь, должен создать благоприятные предпосылки для установления федеральной властью с ними нормальных отношений.

В апреле 1862 г. войска Союза заняли Новый Орлеан. В августе 1862 г. Линкольн назначил военного губернатора Луизианы и приказал избрать ее представителей в Конгресс.

В 1862 г. А. Линкольн назначил Э. Джонсона (в недалеком будущем - Вице-Президента и Президента США) военным губернатором отколовшегося от Союза штата Теннесси и поручил ему создать в этом штате верные Союзу органы власти.

В том же 1862 г. Линкольн назначил военного губернатора Арканзаса. Военные губернаторы трех штатов - Теннесси, Луизианы и Арканзаса, территории которых частично перешли под контроль Союза, - были уполномочены Президентом подготовить условия для восстановления в них гражданского правления.

Победы северян 1863 г. (особенно в битве под Чаттанугой 23-25 ноября) закономерно выдвинули на повестку дня проблему реорганизации освобождаемых штатов. Центральное место отводилось вопросу о том, на каких условиях могли быть вновь допущены в федеральный Конгресс их представители.

Президент Линкольн свой генеральный план Реконструкции изложил в послании Конгрессу 8 декабря 1863 г. План строился на двух главных предпосылках: во-первых - штаты, пусть и объявившие об отделении, будучи неотторжимыми образованиями, юридически не переставали и не перестали быть частью Союза (они не были вне Союза); во-вторых - вопрос о Реконструкции входит в компетенцию Президента.

А. Линкольн разделял позицию умеренных республиканцев, которые считали, что после принятия Акта о гомстедах и освобождения рабов политическая фаза борьбы Севера с Югом практически закончилась и что поэтому бывшие рабовладельческие штаты могли быть оставлены без существенных преобразований в них. Эту точку зрения А. Линкольн отразил в Прокламации от 8 декабря 1863 г. - так называемой «Прокламации об Амнистии и Реконструкции».

Президент Линкольн, издав Прокламацию об амнистии и реконструкции, объявил, что полное прощение «с восстановлением во всех правах собственности, кроме собственности на рабов», получат все мятежники, которые признают уничтожение рабства и принесут присягу на верность Соединенным Штатам Америки.

Амнистия фактически носила всеобщий характер: она не распространялась только на крайне ограниченное число высших политических и военных деятелей Конфедерации, лишенных избирательных прав и права замещать государственные должности, а именно членов правительства Конфедерации и офицеров-южан чином выше полковника армии или лейтенанта флота, а также лиц, нарушивших законы войны по отношению к пленным.

В Прокламации А. Линкольн заявил о необходимости образовать в южных штатах лояльные Союзу органы власти. В качестве способа разрешения этой проблемы Линкольн предложил, чтобы в тех штатах, где хотя бы не менее чем 1/10 часть от общего числа граждан, принимавших участие в последних до объявления об отделении президентских выборах 1860 г., принесет особую клятву, предоставить населению возможность реорганизовать органы власти своего штата на учредительных собраниях. Выборы местных властей штата следовало проводить на основе избирательного закона, действовавшего в 1860 г. Избранные таким путем органы власти штатов получили бы право выработать новые конституции штатов, признающие отмену рабства. Восстанавливалось все довоенное законодательство с изъятиями, внесенными уничтожением рабства. Этим предполагалось и ограничиться: южные штаты восстанавливались в правах и их представители возвращались в Конгресс и другие федеральные органы.

26 марта 1864 г. Президент Линкольн издан вторую Прокламацию об амнистии и реконструкции; прокламация уточняла отдельные положения первой прокламации (разъяснялось, кого касается амнистия, порядок принесения присяги, получения соответствующих справок и т.п.).

План реконструкции, предложенный Линкольном, не был полномасштабным и универсальным. Во-первых, от участия в реконструкции отстранялись негры, так как они не получали избирательных прав (хотя ранее А. Линкольн и выступал за предоставление им права голоса с рядом ограничений). Во-вторых, сохранение бывшими рабовладельцами своих прав на землю сводило к нулю шансы бывших рабов на наделение землей и на практике означало прежнее экономическое закабаление последних. В-третьих, восстановление прав собственности плантаторов на свою недвижимость вновь вело к установлению их экономического господства и политического влияния. В общем и целом конституционный строй США, кроме формальной отмены рабства, сохранялся прежним.

Согласно плану А. Линкольна Реконструкция Юга подлежала компетенции Президента и должна была проводиться в порядке исполнительной деятельности, без участия Конгресса.

Вслед за Луизианой и Теннесси Президент Линкольн осуществил реконструкцию Виргинии и Арканзаса. В результате «президентской реконструкции» к власти в этих четырех штатах пришли представители плантаторской олигархии. Политика А. Линкольна могла привести к мирному переходу власти к плантаторской олигархии не только на Юге, но и в некоторых других штатах страны.

От «реконструкции по Линкольну» в масштабе страны выигрывали экс-мятежники, так как после эмансипации рабов все негритянское население, а не три пятых от общего числа негров (как это было до отмены рабства), следовало учитывать при подсчете квоты для южных штатов при распределении мест в Палате Представителей Конгресса; представительство южан в Конгрессе значительно увеличилось бы. Подобного поворота не могли допустить не только радикальные, но и консервативные республиканцы, оказавшие сопротивление мероприятиям Линкольна по возвращению в Конгресс виднейших организаторов мятежа. Поэтому большинство членов Конгресса провели специальное решение о недопущении ни в Палату Представителей, ни в Сенат посланцев «реконструированного» Арканзаса, когда те попытались получить там места в соответствии с прокламациями Линкольна. Более того, образовавшаяся в обеих палатах Конгресса оппозиция вступила в жесткое противоборство с Президентом, выдвинув в противовес проводимому Линкольном плану собственный план Реконструкции. Это противостояние вылилось в принятие 8 июля 1864 г. билля Уэйда-Дэвиса; билль («Акт, имеющий целью гарантировать определенным Штатам, чьи правительства были захвачены или свергнуты, республиканскую форму правления») основывался на принципах резолюции Самнера от 11 февраля 1862 г.

Конгресс в законопроекте Уэйда-Дэвиса утверждал, что своим отделением от Союза южные штаты - с позиций Конституции США - совершили акт «государственного самоубийства». Все одиннадцать штатов Юга, включая и освобожденные, признавались «мятежными сообществами»; вопрос их восстановления в Союзе в статусе Штатов - полноправных его членов - объявлялся исключительной прерогативой Конгресса. Как мы можем убедиться, предложенный Конгрессом план Реконструкции Юга строился на предпосылках, диаметрально противоположных отправным началам президентской модели (например, предлагалось ввести не 10-ти. а 50-ти процентную квоту приводимых к присяге на лояльность избирателей).

Конгресс, поддержав Уэйда и Дэвиса, уполномочил президента назначить временных губернаторов в каждый из «мятежных штатов». Одновременно Конгресс постановил, что новые органы власти штатов будут образованы только после окончания войны; мятежники лишались возможности занимать ответственные государственные должности. Легитимные органы власти могли быть образованы при неукоснительном соблюдении ряда условий; большинству белых избирателей каждого штата предписывалось присягнуть на верность Союзу и принять новую конституцию штата. Определенные требования предъявлялись и к самим конституциям, которые должны были включать следующие положения:

— признание отмены рабства;

— запрещение рабовладения;

— погашение за счет средств штата долгов, сделанных в связи с войной.

Конгресс, со своей стороны, гарантировал штатам, чьи органы власти узурпировали или свергли мятежники, республиканскую форму правления.

Конгресс предложил строго ограничить избирательные права участников мятежа; однако план Конгресса, как и план Президента, не предусматривал избирательных прав для бывших рабов. Конгресс не предлагал мер по разрешению земельного вопроса в интересах освобожденных негров.

Президент Линкольн не подписал законопроект Уэйда-Дэвиса, вызвав тем самым усиление конфронтации в отношениях с Конгрессом. Острая полемика в Конгрессе завершилась опубликованием 5 августа 1864 г. - в ответ на изданную в день принятия билля Прокламацию А. Линкольна, которая объясняла причины, побудившие его не согласиться с планом Конгресса, - Манифеста Уэйда-Дэвиса. Авторы Манифеста обвинили Линкольна в диктаторстве, посчитав, что «большего предумышленного оскорбления законодательной власти народа никогда еще не было нанесено». Манифест провозглашал высшей властью власть Конгресса, решения которого должны уважаться; Президент же «должен ограничивать свои действия исполнительными функциями - повиноваться и исполнять, но не творить законы». Продолжая избранную политическую линию, Конгресс не согласился учесть голоса «избирателей» реконструированных Линкольном штатов Луизиана, Арканзас и Теннесси, поданные на президентских выборах в ноябре 1864 г., при подведении их итогов, поскольку, по мнению законодателей, одиннадцать южных штатов на день выборов находились в состоянии вооруженного мятежа.

Конгресс не последовал высказанному А. Линкольном в ежегодном Послании Конгрессу 6 декабря 1864 г. президентскому пожеланию и, чтобы не создавать прецедент юридически завершенной «президентской» реконструкции, отказался допустить представителей, избранных от этих Штатов, в свой состав.

В феврале 1865 г. Сенат и Палата Представителей приняли совместную резолюцию о временном лишении мятежных штатов права представительства в Конгрессе США, что, бесспорно, означало отказ рассматривать эти штаты как имеющие республиканскую форму правления. Противостояние между законодательной и исполнительной властями за контроль над планом Реконструкции продолжалось. Борьба по вопросу о путях перестройки Союза, его обновления со всей силой развернулась уже после Гражданской войны.

Главный итог Гражданской войны 1861-1865 гг. - сохранение единства страны, укрепление государственного, конституционного строя США. Этому во многом способствовала продуманная политика федеральных властей в сфере законотворчества: принятые законодательные акты, в том числе и те, которые прямо не затрагивали вопросы государственно-правового строительства, заложили социально-экономические, политические основы упрочения Федерации. В годы Гражданской войны в США были проведены земельная, налоговая, банковская реформы. Реализация Гомстед-Акта предопределила развитие сельского хозяйства США по пути создания преимущественно фермерских хозяйств и образования многомиллионного класса фермеров. Ко времени окончания Гражданской войны, несмотря на ее разрушительный характер, в США появились объективные условия для индустриальной революции и развития монополистического промышленного производства, образования единого внутреннего рынка. Победа Севера над Югом, одержанная в Гражданской войне, создала социально-экономическую, политическую и правовую основу для комплексной конституционной реформы 1861 - 1877 гг., а также определила ее содержание и методы проведения.


Рагозин Сергей Анатольевич



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Роль конституционного суда РФ в обеспечении надлежащего соблюдения органами государственной власти конституционных прав и свобод граждан
Международно-правовые стандарты в области охраны здоровья человека и их реализация в конституциях современных государств
Второй цикл поправок к конституции США и конституционное законодательство федерации периода реконструкции
Формирование структуры органов конституционного контроля и надзора в субъектах Российской Федерации; статус судей и членов органов конституционного надзора.
Предварительные итоги функционирования новых конституционных строев в странах бывшего СССР
Вернуться к списку публикаций