2012-01-06 22:32:03
ГлавнаяКонституционное право — Федеральное законодательство США периода гражданской войны: конституционные изменения



Федеральное законодательство США периода гражданской войны: конституционные изменения


В специальном Послании Конгрессу 6 марта 1862 г. Президент А. Линкольн настаивал, «чтобы Соединенные Штаты сотрудничали с любым Штатом, выразившим согласие с принципом постепенной отмены рабовладения, оказывая таким Штатам финансовую помощь, которой они могут распоряжаться по своему усмотрению для компенсации за наносимый обществу или частным лицам ущерб, вызванный подобным изменением». Конгресс согласился с Президентом, и обе палаты вотировали выплату- компенсаций за счет федерального бюджета. А. Линкольна не останавливало даже то, что освобождение рабов только в пограничных штатах Делавэр, Мэриленд, Кентукки, Миссури (то есть тех штатах, которые остались в составе Федерации) и перешедшем под контроль Федерации Теннесси обошлось бы казне в 180 млн. долларов.

Однако план А. Линкольна о добровольном постепенном освобождении негров на территории указанных штатов на условиях компенсации не нашел одобрения у рабовладельцев. А. Линкольн приложил колоссальные усилия, чтобы убедить хотя бы пограничные штаты на освобождение рабов на этой основе, но безрезультатно.

31 марта 1862 г. Президент Линкольн подписал принятый Конгрессом 13 марта 1862 г. закон, который запрещал сухопутным и морским военным силам возвращать беглых рабов обратно их хозяевам. Всякий офицер, нарушивший этот Акт, должен был быть «уволен со службы и навсегда лишен права занимать какую-либо должность в армии или флоте Соединенных Штатов». Закон положил конец действиям некоторых северных генералов, отказывавшихся на основании Акта от 18 сентября 1850 г. пропускать бежавших рабов через границу или вообще позволявших возвращать беглых негров рабовладельцам. Конгресс гарантировал беглецам право апеллировать к суду; бремя доказывания права на владение рабом возлагалось на истца.

Вскоре был сделан и второй шаг - отмена рабства в столице страны - по пересмотру решений «большого компромисса» 1850 г., частью которого являлся Акт об округе Колумбия. Принятый 20 сентября 1850 г. Акт запретил торговлю рабами, хотя и не отменил рабовладения в округе (в результате тогда удалось сохранить в Союзе открыто угрожавшую выходом Джорджию); более десятилетия столичный округ Колумбия оставался национальным символом рабовладения. Все эти годы требование уничтожения рабства в Вашингтоне являлось центральным пунктом программы аболиционистов; они исходили из того, что полномочия правительства в отношении рабства именно в этом имеющем особый статус федеральном округе представлялись очевидными и вполне определенными. Однако рабовладельцам удавалось отстаивать свои интересы и лишь в ходе Гражданской войны рабовладение в округе Колумбия было окончательно ликвидировано. 16 апреля 1862 г. Президент подписал закон об уничтожении рабства в федеральном округе Колумбия. Благодаря этому важнейшему решению 3 тыс. негров обрели свободу. По инициативе Линкольна в законе об освобождении рабов в округе Колумбия появилась статья о компенсации рабовладельцам по 300 долларов за каждого освобожденного раба. Это полностью соответствовало его взглядам в тот период и прежней деятельности (еще в 1849 г., будучи конгрессменом, он внес билль о постепенном освобождении негров в этом округе с уплатой компенсации их хозяевам). Одно из главных требований антирабовладельческих сил со времен революции 1776 г. - уничтожение рабства в столице США - наконец претворилось в жизнь.

Не остановившись на достигнутом, радикальные республиканцы и, в особенности, крайние аболиционисты продолжили агитацию за абсолютное запрещение рабства. 19 июня 1862 г. Президент Линкольн подписал вотированный Конгрессом билль о запрещении рабства во всех как уже существующих Территориях Соединенных Штатов, так и в любых Территориях, которые могли быть приобретены в любое время в будущем.

В июле 1862 г. была введена всеобъемлющая, всеохватывающая система внутреннего налогообложения. Конгресс принял Акт о внутренних доходах, который вступил в действие после одобрения Президентом 1 июля 1862 г. Этот закон, по образному определению одного из исследователей, ввел налог «почти на все, кроме воздуха, которым дышали северяне». Устанавливалась плата за лицензии для изготовителей алкоголесодержащих напитков (спирта, эля, пива, портера), оптовых и розничных торговцев, предпринимателей во всех сферах экономической деятельности (от торговли предметами первой необходимости и роскоши до предоставления услуг зрелищно-развлекательного характера), адвокатов, врачей. Облагались налогами доходы от аукционов, доходы, получаемые от корпораций, банков, сберегательных институтов, трастовых и страховых компаний, а также выплачиваемые ими инвесторам дивиденды и проценты. Вводились почтовые сборы, налог на добавленную стоимость, налог на наследства. Начала действовать прогрессивная шкала при исчислении подоходного налога, уплачивать который обязывались и американцы, проживавшие за рубежом. Было учреждено Бюро внутренних доходов. В результате с 1 июля 1862 по 30 июня 1863 гг. федеральный бюджет получил от налогообложения 3 млн. долларов.

По истечении полугода после появления первого закона о конфискации в Конгресс был внесен еще один билль о конфискации собственности мятежников, включая рабов. Билль был доложен Палате Представителей 14 мая 1861 г. Президент смягчил его первоначальную редакцию, в которой, как он счел, закон подтолкнул бы пограничные Штаты к сецессии. А. Линкольн, после длительной и упорной борьбы в обеих палатах, «уговорил» Конгресс согласиться со своими аргументами, угрожая в противном случае наложить вето. 12 июля 1862 г. А. Линкольн предложил Конгрессу оказать помощь рабовладельцам, добровольно освобождающим рабов, 14 июля внес на его рассмотрение билль о компенсации, а 17 июля сообщил Конгрессу о подписании закона о конфискации имущества мятежников.

Второй Акт о конфискации от 17 июля 1862 г. ознаменовал начало перехода к усилению репрессий против сепаратистов. Закон предусматривал конфискацию недвижимости, денежных средств, товаров всех лиц, состоящих на службе - военной или гражданской - южной Конфедерации. Предписывалось подвергать «всякое лицо, которое после издания настоящего акта совершит измену против Соединенных Штатов и будет признано по суду виновным в этом преступлении.., смертной казни... или... тюремному заключению на срок не менее пяти лет и... штрафу не менее чем в десять тысяч долларов...». Кроме того, независимо от наказания, примененного в отношении непосредственно личности самого преступника, в любом случае «все его рабы... должны быть объявлены свободными». И если закон освобождал захваченных в плен или добровольно перешедших линию фронта беглых рабов, принадлежавших «путчистам», то в отношении рабов, продолжавших оставаться в их власти, устанавливалось отлагательное условие, а именно признание по суду виновными в измене, мятеже их хозяев.

Раздел II Акта установил меры ответственности лиц, которые будут «подстрекать, подготавливать, содействовать или приглашать к участию в каком-либо мятеже или восстании против... Соединенных Штатов».

Закон также уполномочивал Президента вербовать в армию свободных негров, которым теперь разрешалось служить в качестве солдат. Конгрессу удалось навязать Линкольну новое видение этого вопроса. Дело в том, что 19 мая 1862 г. (за два месяца до узаконения службы негров в армии) А. Линкольн отменил, как противоречащий, на его взгляд, Конституции приказ командующего южным фронтом генерала Хантера от 9 мая 1862 г. об освобождении рабов в подведомственных ему Джорджии, Флориде, Южной Каролине и сформировании из них вооруженного полка. Официальный допуск с августа 1862 г. негров в качестве бойцов в вооруженные силы Союза дал мощный импульс притоку новых сил в войска Севера. Акт о конфискации 1862 г. «был важен, - считает профессор Дж. Макперсон, - в качестве знака того, чем война становилась - войной, призванной разрушить южную социальную систему, как способом реконструкции Союза».

26 июля 1862 г. А. Линкольн в прокламации о вступлении в силу второго закона о конфискации (от 17 июля 1862 г.) предупредил мятежников, что против них применят все меры, предусмотренные этим законом, если они не сложат оружия.

Убедившись в невозможности склонить рабовладельцев пограничных штатов к принятию билля о конфискации, А. Линкольн был вынужден смириться с несостоятельностью всех трех пунктов своего плана освобождения негров. Единственным правильным решением, которого требовала жизнь, которое диктовалось ходом боевых действий и которое в конечном счете осуществилось, являлась реализация программы левого крыла аболиционистов (Дугласа, Стивенса, Гаррисона, Филлипса, Тэбмэна), а, именно, немедленное и всеобщее освобождение рабов без компенсации и без переселения. Освобождение рабов было прежде всего необходимо для Севера с военной точки зрения, чтобы сокрушить экономическую систему Юга, открыть дорогу для притока новых людских ресурсов, поднять престиж Союза в глазах демократической общественности и создать прочный базис для ведения войны.

Крупнейшим событием Гражданской войны явилось опубликование 22 сентября 1862 г. так называемой Предварительной Прокламации об эмансипации (освобождении рабов).

Прокламация, изданная Президентом Соединенных Штатов Америки 22 сентября 1862 г. объявляла, что «с первого дня января одна тысяча восемьсот шестьдесят третьего года нашей эры все лица, содержащиеся как рабы в любом Штате или определенной части Штата, население которых будет находиться в состоянии мятежа против Соединенных Штатов, станут... навсегда свободны». Прокламация гарантировала, что «Исполнительная Власть Соединенных Штатов... признает и поддержит свободу этих лиц и не предпримет какого-либо действия или действий, могущих воспрепятствовать таким лицам во всяком усилии, которое может им потребоваться, дабы достигнуть действительной свободы». Однако лишь в первый день января 1863 г. исполнительная - но не законодательная ! - власть должна была в новой Прокламации огласить «Штаты и части Штатов.., в которых население... будет находиться в состоянии мятежа против Соединенных Штатов».

Очевидно, что А. Линкольн все еще рассчитывал на воплощение в жизнь своего плана о постепенном освобождении рабов с выплатой рабовладельцам компенсации. Он по-прежнему искал компромисса на почве Конституции, хотя и подписал указанную Прокламацию.

Прокламация распространялась только на территории мятежников. Она не освобождала рабов в пограничных штатах и в частях Виргинии и Луизианы, оккупированных федеральными войсками. Но наиболее серьезная опасность заключалась в том, что, если бы рабовладельческие штаты капитулировали и согласились на условия Линкольна о добровольном освобождении рабов до 1 января 1863 г. с правом на компенсацию, то тогда положение об освобождении не вошло бы в силу и эмансипация вовсе не состоялась бы. Прокламация должна была припугнуть мятежников и вынудить их, ради сохранения рабства, сложить оружие. В депеше, разосланной всем дипломатическим представителям и консулам США 22 сентября, в день опубликования предварительной прокламации, госсекретарь США У. Сьюард писал, что, по мнению Президента А. Линкольна, пробил час вынести великий факт на рассмотрение жителей южных штатов и дать им понять, что если они и далее будут предлагать стране выбор между необходимостью расторжения Союза и отменой рабства, то поддержать и спасти следует Союз, а не рабство. Прокламация, как неоднократно утверждали и Линкольн, и Сьюард, главным образом, преследовала цель восстановления Союза. Они видели первоочередную цель прокламации именно в реставрации Союза; если составившие Конфедерацию штаты откажутся от политики раскола Союза, то сохранится и рабство с постепенной его отменой на условиях компенсации, - эта мысль даже не особенно вуалировалась.

Вышеприведенный анализ позволяет говорить об определенных формальных - с позиций строго юридического подхода к тексту исследуемого документа - неточностях в изложении содержания рассматриваемой Прокламации, предложенном в классическом отечественном труде «История США»: «22 сентября 1862 г. Линкольн издал предварительную Прокламацию об освобождении рабов, которая гласила, что 1 января 1863 г. рабство негров в США будет уничтожено», - утверждают авторы. Однако в Прокламации от сентября 1862 г., как мы могли убедиться, дата 1 января 1863 г обозначалась как возможная (!) дата возможного (!!) объявления свободными рабов - но не уничтожения рабства негров как такового - в возможно (!!!) лишь одном штате или даже части одного штата, но не в США в целом.

Интересен и внешнеполитический аспект акции, предпринятой А. Линкольном и его кабинетом. Копии проекта Прокламации об освобождении рабов были направлены в американские посольства в Европе еще 14 июля 1862 г., то есть до принятия 22 июля решения о выпуске ее в свет. В сопроводительном письме сообщалось, что, в случае вторжения европейских держав для оказания помощи Югу, федеральное правительство вынуждено будет санкционировать «Servile War» - войну рабов против своих господ. Данная оговорка позволяет сделать, как минимум, два вывода. Во-первых, правительство Линкольна серьезно опасалось совместной интервенции ряда стран (прежде всего - Англии и Франции) на стороне Конфедерации. Во-вторых, освобождение рабов, придавая Гражданской войне революционный, антирабовладельческий характер, усиливало моральные позиции Севера в глазах мирового сообщества и способствовало предупреждению иностранного вмешательства.

События ста последних дней 1862 г., предшествовавших анонсированной Линкольном дате 1 января 1863 г., превратили Прокламацию от 22 сентября ни в очередной, третий по счету, «частный акт конфискации», а в один из величайших в истории человечества Актов эмансипации.

24 сентября 1862 г. Президент А. Линкольн издал очередную прокламацию о приостановлении действия процедуры Habeas Corpus в борьбе с агентами сецессионистов на Севере. Прошли аресты лиц, занимавшихся шпионажем, вредительством, подстрекательством к беспорядкам и организацией банд.

26 сентября 1862 г. губернаторы шестнадцати штатов обратились к Линкольну с Адресом, в котором одобряли Прокламацию и выражали готовность довести войну до победного конца. Юг подверг Прокламацию яростному осуждению.

Республиканцы приветствовали Прокламацию. В то же время сторонники Демократической партии обвиняли Прокламацию в неконституционности, а Линкольна - в диктаторстве. Сам Линкольн говорил незадолго до опубликования Прокламации об освобождении. «Если рабство не зло. то что тогда зло? Если не считать рабство злом, то зла в мире вообще нет... Пост Президента дает мне неограниченное право действовать официально, руководствуясь такими суждениями и чувствами».

В период между обнародованием предварительной и окончательной Прокламаций об эмансипации состоялись выборы 1862 г. в Конгресс. Позиции Республиканской партии серьезно ослабились. Хотя Республиканцы и сохранили большинство в Палате Представителей, число Демократов в нижней палате возросло с 44 до 75 человек (аналогичных результатов демократы добились и в штатах, и на местных выборах): складывалась ситуация, при которой Президент и его партия по меньшей мере до следующих конгресских выборов могли быть лишены возможности реального влияния на деятельность Конгресса. Поражение республиканцев было вызвано тяжелым военным положением, ростом стоимости жизни и распространенным недоверием к правительству Линкольна. А. Линкольн отреагировал мгновенно и решительно: 7 ноября, после подведения итогов выборов, он уволил командующего всеми вооруженными силами Севера генерала Макклеллана. Это было чрезвычайной мерой, предпринятой для достижения перелома в войне: нерешительная, консервативная политика Макклеллана, придерживавшегося прорабовладельческой позиции, могла привести к военной и государственно-политической катастрофе.

В ежегодном Послании Конгрессу 1 декабря 1862 г. А. Линкольн предложил дополнить Конституцию США следующей статьей: «Каждый Штат, где ныне существует рабство, и который отменит его на своей территории в... срок... до 1 января 1900 года, получит компенсацию со стороны Соединенных Штатов...». Как видно, Линкольн, разделяя лозунг политических деятелей из пограничных штатов - «Союз и рабовладение», - предполагал, что рабство сохранится до XX столетия.

15 декабря 1862 г. Палата Представителей Конгресса приняла резолюцию о том, что Прокламация от 22 сентября «обеспечена конституцией» и что политика освобождения «хорошо избрана как военное средство и является осуществлением власти с правильным отношением к правам штатов».

22 декабря 1862 г. глава южной Конфедерации Дж. Дэвис издал приказ о том, чтобы «всех... рабов, захваченных с оружием в руках, немедленно передавать исполнительным органам соответствующих штатов их прежнего местожительства, которым надлежит поступать с ними по законам указанных штатов». Фактически большинство бывших рабов, захваченных в плен в бою, было вновь обращено в рабство или казнено. Одновременно Дэвис приказал расстреливать без суда всех захваченных в плен белых офицеров, служивших в «черных» (негритянских) полках. В Прокламациях в декабре 1862 г. и январе 1861 г. Дж. Дэвис официально назвал истинной причиной войны рабство, для развития которого необходимы «освобождение от союза», полная «национальная независимость» Юга, расширение его территории.

Радикалы, недовольные нерешительностью федерального правительства, настаивали на его обновлении. В декабре 1862 г. 26 сенаторов во главе с Ч. Самнером потребовали отставки ряда министров. В первую очередь под критику попал госсекретарь У. Сьюард, отставки которого требовал секретарь казначейства С. Чейз, угрожавший, в противном случае, выходом из правительства. Во второй половине декабря Сьюард был вынужден подать в отставку. Кризис кабинета мог привести к расколу Республиканской партии. Чтобы предотвратить подобное развитие событий, Линкольн, не желая реорганизации за счет удаления умеренных республиканцев из правительства, уговорил и Сьюарда, и Чейза остаться в его составе. Умеренное крыло республиканцев уступило; правительственный кризис удалось преодолеть еще до нового года, причем на основе перехода к более решительным средствам ведения войны.

Наиболее важным из таких «военных средств», ознаменовавшим поворот в политике А. Линкольна (наряду со смещением Макклеллана) стало опубликование 1 января 1863 г. так называемой Окончательной Прокламации об эмансипации (освобождении рабов).



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Комментарий к федеральному закону о политических партиях
Второй цикл поправок к конституции США и конституционное законодательство федерации периода реконструкции
Конституционно-правовой статус главы исполнительной власти субъекта федераци
Исследование содержания конституционных реформ в странах, возникших на территории бывшего СССР, с 1989 года как направление в сравнительном правоведении
Конституционное разрешение споров о компетенции
Вернуться к списку публикаций