2012-01-06 22:23:24
ГлавнаяКонституционное право — Второй цикл поправок к конституции США и конституционное законодательство федерации периода реконструкции



Второй цикл поправок к конституции США и конституционное законодательство федерации периода реконструкции


Еще одним законом, принятым конгрессом 2 марта 1867 г.. стал Акт о командовании армией. Согласно этому Акту все приказы и распоряжения, исходящие от Президента в качестве Главнокомандующего, доводились через командующего армией, который не мог быть отправлен в отставку без согласия Сената.

Единственным принципиальным законопроектом из имевших целью не дать Президенту Э. Джонсону воспрепятствовать проведению реконструкции по новому плану, внесенных в марте 1867 г. в Конгресс и не прошедшим через его «вето», оказался предложенный Т. Стивенсом билль о конфискации крупных плантаций в южных штатах. Рабовладельцы, потерпев полное военное поражение, все же обладали значительной экономической и вследствие этого и политической силой. Важную роль в этом сыграло возвращение плантаторам, при содействии Президента Э. Джонсона, собственности, конфискованной у них в годы войны.

Представляя билль в нижней палате, Т. Стивенс заявил, что к февралю 1866 г. бывшим мятежникам была возвращена собственность на сумму в 2 млрд. долларов. По подсчетам Стивенса 70 тыс. крупных собственников обладали 394 млн. акров земли на Юге. Остающиеся 71 млн. акров находился в руках собственников небольших ферм с площадью земельных участков приблизительно 200 акров. Т. Стивенс предложил не трогать земли мелких фермеров, но плантации земельных магнатов передать правительству для перераспределения. Он планировал примерно одному миллиону семей бывших рабов дать по 40 акров земли и по 50 долларов наличными, а остальные изъятые земли распродать по цене 10 долларов за акр, направив полученные таким образом средства на погашение чрезвычайно выросшего в результате войны государственного долга.

Стивенсоновский план конфискации и раздела поместий латифундистов был разумной и целесообразной мерой, но, не обеспеченный должной поддержкой Объединенного Комитета Конгресса по вопросам Реконструкции, он оказался провален консервативными лидерами Республиканцев. Первым и последним шагом в земельном вопросе, на который те пошли после Гражданской войны, остался «Акт о передаче общественных земель для наделения гомстедами действительных поселенцев в штатах Алабама. Миссисипи, Луизиана, Арканзас и Флорида», или «Южный акт о гомстедах».

По «Южному акту о гомстедах», вошедшему в законную силу после утверждения его Президентом Э. Джонсоном 21 июля 1866 г., все общественные земли в штатах Алабама, Миссисипи, Луизиана, Арканзас и Флорида открывались для свободного заселения. В течение первых двух лет земля должна была предоставляться участками не более 80 акров всем желающим независимо от расы, цвета кожи и прежнего нахождения в рабстве. Из числа лиц, имевших право на получение гомстеда, исключались (до 1 января 1867 г.) бывшие активные участники и сторонники мятежа. Однако этот закон оказался декларативным шагом. Земли, отведенные на Юге под гомстеды, как правило, были малопригодны для обработки или требовали значительных вложений для их освоения. Денежная помощь ограничивалась оплатой переезда к месту получения гомстеда. Данным Актом реально воспользовались не более 400 негров.

Тенденция радикального республиканского большинства в Конгрессе, избранного в 1866 г., в сторону полного уравнения черных с белыми в гражданских и политических правах с каждым днем выяснялась все более отчетливо. В апреле 1867 г. деле «Миссисипи против Джонсона» (легислатура штата Миссисипи опротестовывала проведение в жизнь Актов о реконструкции как неконституционных). Верховный Суд США счел, что он не имеет полномочий вмешиваться в спор между Президентом и Конгрессом, но обязан следить за тем, чтобы законы соблюдались.

Как видим, в решениях Верховного Суда США «дается такая интерпретация положений Конституции, которая в каждый определенный момент соответствует политическим интересам правящего класса». В целом Верховный Суд играл достаточно пассивную роль в годы Реконструкции.

В годы Реконструкции Федеральная легислатура вновь заняла лидирующее положение в системе разделения властей Соединенных Штатов Америки. С момента ослабления позиций исполнительной и судебной ветвей власти Конгресс стал более активно проводить свою политику. Полным ходом в конце 1867 г. развернулась реконструкция системы управления в южных штатах. Среди важных мероприятий, проведенных «правительствами реконструкции», были: отмена «черных законов», старых законов времен рабства, расовой дискриминации, тюремного заключения за долги, порки у позорных столбов, применения колодок и других позорящих наказаний; ликвидация системы пеоната, то есть принудительного труда на плантациях за неоплаченные долги; отмена имущественного ценза для участия в выборах; сокращение с двадцати до трех числа преступлений, за которые полагалась смертная казнь.

Конституции штатов периода Реконструкции, акты, принятые законодательными собраниями штатов, смели накапливавшуюся в течение десятилетий массу реакционных законов. Съезды и законодательные собрания включили в конституции и кодексы южных штатов множество прогрессивных положений. В их числе были всеобщее избирательное право для мужчин, гражданское равноправие, допуск негров во все учебные заведения, расширение прав женщин и предоставление им новых прав (впервые вводился закон о разводе, имущество замужней женщины не могло теперь быть продано за долги мужа).

К весне 1868 г. все южные штаты, за исключением Техаса, приняли конституции, основанные на XIV поправке к Конституции США и всеобщем мужском избирательном праве. Проводившуюся Конгрессом политику Реконструкции продолжал торпедировать Президент Э. Джонсон. Используя прерогативы исполнительной власти, Э. Джонсон, в частности, стремился подчинить себе генералов, возглавивших новые временные органы власти на Юге. Начало острому кризису положило увольнение Президентом, не испросившим согласия Сената, члена федерального правительства военного министра Э. Стентона (в то же время Э. Джонсон не предавал суду бывшего президента южной Конфедерации Дж. Дэвиса). Э. Стентон, поддерживавший политику радикалов, отказался уйти с поста и пригрозил применить вооруженные силы против всякого, кто решился бы его сместить.

Радикалы решили пресечь антиреформаторскую, на их взгляд, деятельность Джонсона, предав его суду. 16 февраля Палата Представителей начала обсуждать вопрос о привлечении Президента к ответственности, 21 февраля Э. Джонсон вторично уведомил Стентона об его смещении с занимаемого поста, 24 февраля 1868 г. Палата Представителей 126 голосами против 47 одобрила резолюцию о предании Президента суду в установленном Конституцией (разд. 4 ст. II Конституции США) порядке - импичменте Президента. Комиссия Палаты Представителей 2-3 марта сформулировала обвинение из одиннадцати пунктов и 4 марта направила его в Сенат, который собрался 30 марта 1868 г.

Президент Джонсон обвинялся в «тяжких преступлениях и злоупотреблениях при исполнении своих должностных обязанностей». Большая часть обвинений основывалась на факте снятия Стентона, что, как подчеркивалось, явилось злостным нарушением Акта «О пребывании на государственной службе». Помимо вопроса о Стентоне, фигурировали обвинения в неоднократном посягательстве на права Конгресса США и отдельных его членов, в оскорблении Конгресса в речах Президента, в саботаже выполнения некоторых решений Конгресса и др. Остальные пункты обвинения представляли собой попытку доказать, что деятельность Президента вообще была направлена против законов США. Сенату, превращенному в судебную палату, не хватило лишь одного голоса до большинства в две трети для осуждения Президента; на основании ч. 6 разд. 3 ст. I Конституции США 26 мая 1867 г. Президент Э. Джонсон был признан невиновным, но он вынужден был уйти с политической арены; об его участии в президентских выборах в качестве кандидата не могло идти и речи.

Относительная неудача Конгресса не повлияла на глубинные процессы развития американского общества. Все штаты Севера ратифицировали XIV поправку к Конституции. На Юге конвенты выработали новые буржуазно-демократические конституции, провозгласившие переустройство социально- экономической системы южных штатов на буржуазных началах. В них было включено признание XIII и XIV поправок к Конституции США, запрещавших рабство и предоставлявших неграм гражданские права. К лету 1868 г. новые реконструированные органы власти были организованы в семи южных штатах.

22 июня 1868 г., вопреки вето Президента, Конгрессом был принят закон, допустивший к представительству в Конгрессе США ратифицировавший XIV поправку штат Арканзас, который стал вторым (после Теннесси) штатом из числа входивших ранее в южную Конфедерацию, признанным федеральным Конгрессом в качестве полноправного Штата Союза.

25 июня 1868 г. (также после вето Президента) был принят закон, допускавший штаты Северная Каролина, Южная Каролина, Луизиана, Джорджия, Алабама и Флорида - только после ратификации легислатурой каждого штата XIV поправки к Конституции США - к представительству в Конгрессе США.

Законы от 22 и 25 июня 1868 г. допускали семь южных штатов к представительству в Конгрессе США - окончательным актом юридической реабилитации штатов становился именно их допуск к представительству в общефедеральном органе законодательной власти. При этом речь абсолютно не шла о том, что каждый отдельно взятый штат был «вновь принят... в США» или «повторно принят... в США», а все штаты вместе «были восстановлены в составе США».

В июле 1868 г. обе Каролины, Джорджия, Алабама, Флорида и Луизиана ратифицировали в установленном порядке XIV поправку к Конституции США, их представители были допущены в Конгресс США.

28 июля 1868 г. XIV поправка стала важной частью Конституции Соединенных Штатов Америки. Ее «исторически прогрессивное значение... состояло в том, что она впервые конституционно закрепила идею юридического равенства граждан», провозглашала «равенство перед законом негритянского и белого населения».

Благодаря голосам негров, получивших в принципе право голоса согласно XIV поправке к Конституции, стала возможна победа на президентских выборах в ноябре 1868 г. кандидата Республиканской партии генерала У. Гранта. На выборах 1868 г. Республиканская партия поддерживала выдвинутую Конгрессом программу Реконструкции Юга. Политику осуществления мероприятий, включенных в эту программу, и должно было проводить правительство У. Гранта.

Республиканцы постарались использовать свое преобладание в Конгрессе, чтобы сохранить за неграми избирательные права и обеспечить себе и в дальнейшем голоса чернокожих избирателей. После того как южные штаты истолковали XIV поправку так, что лишили негров избирательных прав, - «положения этой поправки сразу получили ограничительную интерпретацию властей штатов, «не увидевших» в ней позитивный конституционный источник такого важного для черных политического права, как право голоса, и не пожелавших предоставлять им избирательные права». - Конгресс в январе 1867 г. сформулировал, а 26 февраля 1869 г. принял XV поправку к Конституции США, гарантировавшую избирательные права граждан США.

XIV поправку к Конституции внесло в Конгресс правительство Гранта. Радикалы утверждали, что поддержание военного управления на Юге и требование ратификации южными штатами XIV и XV поправок до их реабилитации как полноправных членов Союза теоретически основывались на уже упоминавшемся положении Конституции о том, что «Соединенные Штаты гарантируют каждому Штату в... Союзе республиканскую форму правления». И если на протяжении более чем 80-ти лет данное положение трактовалось как предписывавшее Конгрессу поддерживать существующие, действующие органы власти, то теперь лидеры радикальной конгресской реконструкции настаивали на том, что - по крайней мере, для южных штатов - «республиканская» форма правления включала и избирательное право для негров. Решения Конгресса, толкование им соответствующей нормы Конституции, понимание республики как республики демократической, выступили в качестве идейной и нормативной базы расширения корпуса избирателей. Поправка (разд. 1) гласила: «Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно оспариваться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо Штатом по признаку расы, цвета кожи либо выполнения ранее подневольной работы». Конгресс, вотируя поправку к Конституции, провел ревизию принципов избирательной системы, заявленных в Конституции, которая отнесла установление избирательных норм к компетенции Штатов. Кроме того. Конгресс, последовательно придерживаясь взятой линии, постановил в разд. 2, что он «имеет право обеспечивать проведение... в жизнь посредством принятия соответствующего законодательства» - то есть посредством принятия избирательного законодательства - положений XV поправки. Таким образом. XV поправка управомочивала, но никак не «обязывала конгресс принять меры для обеспечения права голоса неграм».

Военное управление в том или ином штате могло быть отменено только после принятия им XV поправки. Ратифицировав эту поправку, каждый Штат вновь, как и до Гражданской войны, получал право иметь своих Представителей и Сенаторов в Конгрессе. В январе-марте 1870 г. были реорганизованы последние три штата, входившие в бывшую военно-политическую коалицию южан - Виргиния, Миссисипи и Техас и их делегаты заняли свои места в Конгрессе. К сожалению, приходится констатировать, что в коллективной монографии «История США» имеется формулировка, неточно отражающая как суть, так и хронологию процесса: «в марте 1870 г. ... 10 штатов были приняты в Союз». Юридически штаты, как подчеркивалось выше, были не «приняты в Союз», а допущены к представительству в союзном Конгрессе, восстановлены в правах полноценных членов Союза, причем это произошло в два этапа (июнь- июль 1868 г. и начало 1870 г.). Отмеченную ранее ошибку повторяют и авторы новейшего «Словаря американской истории», которые полагают, что Штаты «были приняты в США... одновременно со вступлением в силу XV поправки к Конституции».

Вступившая в законную силу 30 марта 1870 г. XV поправка к Конституции США, - Президент Грант в специальном Послании Конгрессу назвал ее наиболее грандиозной мерой с момента образования США, - обеспечивая избирательные права всем гражданам мужского пола, независимо от цвета кожи, дополняла XIV поправку.

Реализуя право «издания соответствующего законодательства». Конгресс - по просьбе Президента - принял так называемые «принудительные законы» от 31 мая 1870 г. и 28 февраля 1871 г. Закон от 31 мая 1870 г. предусматривал наказание за попытку помешать гражданам осуществлять право голоса и другие гражданские свободы и разрешал применение войск для их проведения в жизнь. Закон от 28 февраля 1871 г. давал федеральным чиновникам и судебным органам право контролировать составление избирательных списков, регистрацию избирателей и ход голосования в избирательных округах. Закон, принятый 20 апреля 1871 г. и известный под названием «Куклуксклановского Акта», был нацелен против Ку-Клукс-Клана и преследовал цель обеспечить действие неработавшего закона 1866 г. о гражданских правах, а также XIV поправки к Конституции США. Куклуксклановский акт уполномочил Президента восстанавливать военное управление на Юге и разрешал Президенту отменять действие Акта о Habeas Corpus в районах деятельности террористических группировок бывших мятежников. По новому закону недавно образованное министерство юстиции США наделялось чрезвычайными полномочиями для борьбы против заговоров и выступлений, угрожавших попранием политических прав граждан. В результате на основании данных законов за период с 1870 по 1876 гг. было осуждено 1.208 человек.

«В ходе гражданской войны были решены все важнейшие задачи, которые стояли перед буржуазией: была восстановлена целостность Союза, вся полнота государственной власти перешла в руки буржуазии, было уничтожено рабство». После Гражданской войны существенно изменился общественный и государственный строй США. Политическая власть в стране перешла к крупной промышленно-финансовой буржуазии, которая стала контролировать все ветви федеральной власти в общенациональном масштабе; важные изменения произошли в федеральном государственном механизме. В первые послевоенные годы в США была проведена конституционная реформа. В 1865-1870 гг. вступили в силу три важных поправки к Конституции США. Эти поправки содержали ряд положений, которые затрагивали основы общественного и государственного строя страны, правовой системы США. К началу 1870-х гг. основные задачи по Реконструкции Юга были выполнены. «Буржуазия, сокрушив в ходе Реконструкции попытки восстановления рабства на Юге и закрепив свое господство в стране.., заключила компромисс с плантаторами Юга». Военное управление на Юге было ослаблено; военная администрация начала постепенно упраздняться. Реабилитация Юга - экономическая и юридическая - состоялась. Одиннадцать южных штатов были восстановлены в конституционных отношениях с Союзом, которые оказались нарушены сецессией. Меры против реставрации власти бывших рабовладельцев были приняты, и финансово-промышленная буржуазия прочно заняла лидирующие позиции в стране, а Республиканская партия стала и в течение длительного времени оставалась правящей.


Рагозин Сергей Анатольевич



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Конституционный контроль и надзор в сфере правотворчества и при заключении международных и внутригосударственных договоров
О некоторых актуальных проблемах организации законодательной деятельности представительных органов власти в субъектах РФ
Общая характеристика новых основных законов стран СНГ и Балтии
Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и их влияние на законодательный процесс в России
Роль Конституционного Суда Российской Федерации в формировании правового пространства России
Вернуться к списку публикаций