2012-01-06 22:23:24
ГлавнаяКонституционное право — Второй цикл поправок к конституции США и конституционное законодательство федерации периода реконструкции



Второй цикл поправок к конституции США и конституционное законодательство федерации периода реконструкции


Конгресс получал право (разд. 5) «посредством принятия соответствующего законодательства» обеспечивать приведение в исполнение положений новой поправки к Конституции, в том числе и положений раздела 4 XIV поправки, признавших «незаконными» и «недействительными» все «долги, обязательства и требования вознаграждения» - последствия поддержки мятежа против Соединенных Штатов, равно как и утраты или эмансипации рабов. Постановлялось, что «ни Соединенные Штаты, ни какой- либо... Штат не должны принимать на себя или уплачивать означенные долги, обязательства или претензии». В то же время подтверждались правомерность и обязательная сила признанного законом государственного долга Соединенных Штатов, включая долги и долговые обязательства по выплате пенсий и выдаче наград за услуги, оказанные при подавлении мятежа.

Раздел 3 XIV поправки к Конституции запретил всем законодателям и должностным лицам исполнительной или судебной власти штатов, а также членам Конгресса и федеральным должностным лицам, которые «участвовали в... мятеже против Соединенных Штатов или оказывали поддержку или содействие их врагам», быть Сенаторами или Представителями в Конгрессе. Они не могли быть выборщиками Президента и Вице-Президента. Никто из этих лиц не мог «занимать любую должность, учрежденную Соединенными Штатами или каким-нибудь Штатом, на гражданской или военной службе». Устранять вводимые ограничения прав уполномочивался Конгресс (двумя третями голосов каждой Палаты).

Раздел 1 XIV поправки в основном воспроизвел, подняв его на конституционный уровень, аналогичный раздел Акта о гражданских правах.

Первый раздел XIV поправки обеспечивал права гражданства Соединенных Штатов и Штата постоянного места проживания всем лицам, родившимся или натурализованным в Соединенных Штатах и подчиненным их юрисдикции. Штатам воспрещалось «издавать или применять законы, которые ограничивают привилегии и иммунитеты граждан Соединенных Штатов». Ни один Штат не мог отказать какому-либо лицу в пределах своей юрисдикции «в равной защите на основе законов». «Без законного судебного разбирательства» («надлежащей правовой процедуры») никто не мог быть лишен «жизни, свободы или собственности» (эта часть развивала ст. V, VI Билля о правах).

Первый раздел новой поправки к Конституции США, казалось, превращал бывших рабов в полноправных граждан. Все граждане США, независимо от цвета кожи, должны были получить равные гражданские и политические права. Но это положение поставила под сомнение вторая часть поправки, которая допускала возможность лишения избирательных прав некоторых категорий взрослого мужского населения в том или другом штате.

Согласно разд. 2 XIV поправки к Конституции избирателями могли быть достигшие 21 года граждане Соединенных Штатов мужского пола. Количество представителей штатов в нижней палате Конгресса устанавливалось «пропорционально численности их населения, в которую включаются все жители каждого Штата, исключая не облагаемых налогом индейцев».

Лидеры буржуазного Севера не просто пошли на отмену прежнего порядка об исчислении нормы представительства в Конгрессе на основе сложения численности свободного населения и трех пятых числа негритянского населения - они одновременно оставили южным штатам некоторую возможность маневрирования на избирательном поле. Оказавшись не в состоянии провести через Конгресс решение, которое бы безоговорочно гарантировало неграм избирательное право, радикалы-республиканцы предложили господствующим кругам южных штатов альтернативу. Презюмировалось, что штаты могут «лишать права голоса кого-нибудь из жителей Штата мужского пола, достигших двадцати одного года и являющихся гражданами Соединенных Штатов», а также «ограничивать» «это право». Однако для этих штатов (кроме случаев «ограничения» права голоса за какое- либо преступление (в том числе за участие в мятеже)) автоматически сокращалось их представительство в Конгрессе: в силу все того же второго раздела поправки число представителей такого штата уменьшалось соразмерно соотношению числа «пораженных в избирательных правах» граждан мужского пола с общим числом всех граждан этого штата, достигших 21 года. Норма представительства от штата урезалась в случаях проведения выборов любого уровня: при избрании выборщиков Президента или Вице-Президента Соединенных Штатов, на выборах представителей в Конгресс, должностных лиц исполнительной или судебной власти штата либо членов его легислатуры.

XIII поправка к Конституции США представляла собой попытку компромисса Республиканцев с плантаторами за счет негров. Суть его была такой: промышленники Севера, соглашаясь на то, что часть негров (а именно они могли стать субъектами с ограниченной дееспособностью) не получит избирательных прав, разрешали бывшим рабовладельцам занять вновь положение хозяев Юга, но лишь в обмен на ослабление позиций плантаторов в федеральном Конгрессе. Сенатор-республиканец Дж. Джулиан так расценил политический смысл соответствующего раздела XIV поправки к Конституции США: «Это было предложение мятежникам - если они согласятся не учитывать негров при установлении нормы представительства, то мы передадим их (негров) без всяких условий сердечной заботе их бывших хозяев».

Новый, «конгресский», план Реконструкции Юга, предложенный в XIV поправке, был отвергнут президентом Э. Джонсоном. 20 августа 1866 г. Президент Э. Джонсон официально объявил «восстание» закончившимся и что «мир, порядок, спокойствие и гражданская власть в настоящее время существуют во всех отношениях на всей территории Соединенных Штатов». Верховный Суд США согласился с этой прокламацией Э. Джонсона как юридически обязательной. Поддержанные Президентом южные штаты отказались ратифицировать вновь принятую поправку.

Промышленные и торговые магнаты Севера лишний раз удостоверились, что надеяться на уступчивость Юга нельзя. Ультрареакционный характер «реконструированных» президентом Э. Джонсоном южных штатов с их «черными кодексами» и отказом от ратификации XIV поправки к федеральной Конституции красноречиво говорил сам за себя.

В обстановке острого конфликта между Конгрессом и Президентом решающее значение приобрели выборы 1866 г. в Конгресс США. Центральной политической проблемой оставалась проблема представительства южных штатов, «реконструированных» Президентом Э. Джонсоном, в Конгрессе.

Радикальные республиканцы, выдвинувшие лозунг «наказания Юга», поставили перед собой цель не просто победить на выборах, а получить прочное квалифицированное большинство в Конгрессе, необходимое для преодоления неприемлемых вето Президента. Предвыборная программа Республиканской партии, утвержденная на ее съезде в сентябре 1866 г., предусматривала предоставление неграм политических и гражданских прав, проведение перестройки системы государственного управления на Юге на конституционных принципах, принятие новых конституций южными штатами, избрание ими в федеральный Конгресс только «лояльных» (принесших присягу в верности) Союзу депутатов.

Выборы 1866 г. неизбежно с новой силой выдвинули вопрос об избирательном праве для негров. Радикалы настойчиво поддерживали это требование. Однако большинству республиканцев предоставление избирательных прав неграм казалось в то время преждевременным, так как это могло окончательно оттолкнуть бывших рабовладельцев и помешать заключить с ними компромисс на базе обновленной Конституции. Итоги осенних выборов 1866 г. в Конгресс подтвердили опасения радикалов. Юг, а также пограничные штаты Мэриленд, Делавэр и Кентукки проголосовали за Демократическую партию. Тем не менее республиканцы получили подавляющее большинство голосов всех северных и западных штатов. Результаты выборов оказались таковы: в Палату Представителей было избрано 143 Республиканца и 49 Демократов; в Сенате Республиканцы располагали теперь 42 мандатами. Демократы - 11. Таким образом, радикал-республиканцы перевыполнили свою предвыборную задачу-минимум, добившись более чем твердого квалифицированного большинства в Конгрессе. Имея свыше 2/3 мест в Конгрессе, они приобрели возможность превратить его в действительно эффективное орудие своей политики реконструкции.

Трансформация и переориентация Конгресса оказались неизбежными после отказа квалифицированным большинством голосов пограничных и южных штатов (за исключением штата Теннесси) ратифицировать XIV поправку к Конституции. Перед радикальными республиканцами встала новая задача-максимум - реорганизовать десять мятежных южных штатов и ввести их представителей в Конгресс США (штат Теннесси был реабилитирован 24 июля 1866 г.).

Успешное решение стоявших перед Конгрессом задач было возможно при условии пресечения пропрезидентской деятельности Верховного Суда США, поддержавшего Э. Джонсона. Верховный Суд, осудив временную отмену действия процедуры Habeas Corpus, в декабре 1866 - январе 1867 гг. вынес ряд решений в пользу плантаторов-южан. Суд постановил, что:

— ни Президент, ни Конгресс не имеют права учреждать военные суды там, где действуют гражданские суды, и предавать граждан военному суду;

— нахождение федеральных войск в южных штатах, а тем более наделение их юрисдикцией над гражданским населением незаконно;

— требование от бывших мятежников присяги на верность Союзу неконституционно.

В общем, высший орган судебной власти США выразил негативное мнение по поводу реконструкции системы управления в южных штатах.

Республиканцы не просто отвергли позицию Верховного Суда, но потребовали применения к нему соответствующих мер - например, высказывались мнения о необходимости привлечь членов Суда к ответственности. Предлагалось, если Верховный Суд продолжит свое вмешательство в процесс Реконструкции, «немедленно ликвидировать его право рассматривать апелляции по всем делам», а, если и этого окажется недостаточно, то «ликвидировать самый этот суд» путем принятия поправки к Конституции. Начальным шагом Конгресса стало сокращение с 9 до 7 числа членов Верховного Суда. Конгресс постановил, что до смерти, по меньшей мере, хотя бы трех его членов, отсутствует потребность в назначении новых судей, - Президент был фактически лишен права назначать новых членов Верховного Суда США. Этот акт заставлял оставшихся членов Верховного Суда впредь не вмешиваться в действия Конгресса.

Отклонение Югом XIV поправки, решения Верховного Суда, джонсоновский указ об амнистии и вся его политика, угрожавшая свести до минимума политические и экономические результаты Гражданской войны, - все это привело к тому, что резко изменившееся общественное мнение Севера стало поддерживать план решительной, радикальной Реконструкции Юга с предоставлением неграм избирательного права. Политики, взявшие контроль над правительством в годы войны и прочно вставшие у власти после выборов 1866 г., осознали, что удержать завоевания Гражданской войны без радикальных мер и, в частности, поддержки демократии на Юге, невозможно.

3 января 1867 г., в первый же день работы знаменательной 39-й сессии Конгресса, Т. Стивенс изложил общую радикальную программу Реконструкции, предложенную республиканцами.

8 января 1867 г. Конгресс, преодолев вето Президента, принял закон, обеспечивающий избирательные права неграм в федеральном округе Колумбия.

30 января вступил в силу и закон о предоставлении избирательных прав неграм, проживающим в Территориях.

Следующим шагом было принятие Конгрессом 2 марта 1867 г. первого Акта о Реконструкции - «Акта для обеспечения более эффективного управления мятежными штатами». По этому Акту, вобравшему основополагающие начала «конгресской реконструкции», полномочия по реконструкции Юга переходили к Конгрессу, который поставил южные штаты как бы вне закона.

Первый Акт о Реконструкции от 2 марта 1867 г. объявлял, что в десяти мятежных штатах Виргиния, Северная Каролина, Южная Каролина. Джорджия, Миссисипи, Алабама, Луизиана, Флорида, Техас и Арканзас (штат Теннесси ратифицировал XIV поправку к Конституции в 1866 г.) «не существует никаких законных органов власти, способных защищать жизнь и собственность». Органы власти, учрежденные или утвержденные Президентом Э. Джонсоном, упразднялись. Временно, на период «до тех пор, пока лояльные республиканские органы власти в этих штатах не будут созданы», вводился режим военной оккупации, чтобы установить «мир и порядок».

По плану, принятому Конгрессом, Юг был разделен на пять военных округов. Мятежные штаты Виргиния (первый округ), Северная и Южная Каролина (второй округ), Джорджия, Алабама, Флорида (третий округ), Миссисипи, Арканзас (четвертый округ), Луизиана, Техас (пятый округ) подчинялись «военной власти Соединенных Штатов» (ст. 1 Акта о Реконструкции от 2 марта 1867 г.). В обязанность Президенту вменялось (ст. 2 Акта) «назначить для управления каждым из упомянутых округов должностное лицо из военных чинов в звании не ниже бригадного генерала и выделить достаточные воинские силы, чтобы обеспечить возможность командующему округом выполнять свои функции и установить свою власть в границах округа, в который он назначен».

В обязанности командующего округом входили (ст. 3 Акта) защита всех лиц, их прав и собственности, подавление мятежей, беспорядков и насильственных действий и наказание всех нарушителей общественного мира и спокойствия. Для исполнения своих обязанностей генерал-губернаторы наделялись исключительными полномочиями. Они могли возлагать отправление правосудия по уголовным делам на местные гражданские суды. Командующие округами сами получили право создавать военные трибуналы. Приговоры военных судов подлежали утверждению командующим (за исключением смертных приговоров, которые не приводились в исполнение без санкции Президента).

В южные штаты были вновь введены федеральные войска; их численность к октябрю 1867 г. достигла почти 20 тыс. человек. Военное командование стало осуществлять тотальный контроль над гражданской администрацией. «Всякое вмешательство под видом защиты суверенной власти Штата в действия военной власти» объявлялось в силу ст. 3 Акта от 2 марта 1867 г. «ничтожным и недействительным».

В соответствии с первым Актом о реконструкции (ст. 5) в южных штатах создавались новые органы власти. На эти так называемые «правительства реконструкции» легла основная тяжесть экономического и политического переустройства Юга США. Одновременно с учреждением правительств проходили выборы в легислатуры Штатов. Предусматривалось проведение новых Конвентов для выработки конституций.

Делегаты Конституционного Конвента каждого из десяти мятежных штатов избирались «гражданами мужского пола указанного штата двадцати одного года и старше, любой расы, независимо от цвета кожи и прежнего статуса.., проживавшими в данном штате в течение одного года до дня таких выборов». Из состава корпуса избирателей исключались лица, которые «лишены прав за участие в мятеже или за уголовное преступление». Конституция, разработанная Конвентом, должна была быть «согласована во всех отношениях с Конституцией Соединенных Штатов» и должна была «признавать всеобщее избирательное право для мужчин, соответствующих установленным выше качествам». Отвечающая указанным критериям конституция после принятия «народом штата» подлежала представлению в Конгресс США «для проверки и одобрения». Одобрение федеральным Конгрессом конституции Штата являлось первой предпосылкой для его возвращения в Союз в качестве полноправного члена.

Вторым необходимым шагом на этом пути было принятие Штатом - голосованием своей легислатуры, избранной по санкционированной федеральным Конгрессом конституции штата, XIV поправки.

Лишь после проведения этих мер, южные штаты могли быть допущены в состав Федерального Союза - и то только после того, как XIV поправка станет частью Конституции США. Конгресс оставлял за собой право утвердить или отвергнуть пребывание в качестве члена Американского Союза того или иного мятежного штата, объявляя Штат «имеющим право на представительство в Конгрессе» и разрешая его Сенаторам и Представителям принести предписанную законом присягу.

Президент Э. Джонсон в день принятия Акта о реконструкции от 2 марта 1867 г. подверг его своему вето, объявив акт антиконституционным (по отношению к правам индивидуумов и Штатов) и диктаторским (Джонсон сослался на решение Верховного Суда США по делу «Ex Parte Milligan»). После того как Конгресс, вопреки президентскому вето, в тот же день - 2 марта 1867 г. - вторично утвердил закон, южные штаты и руководство Демократической партии попытались заставить Верховный Суд выразить свое мнение по вопросу о конституционности нового закона; однако высший судебный орган от этого уклонился, побоявшись новым прецедентом спровоцировать очередной конфликт с высшим законодательным органом.

Другой закон, принятый Конгрессом 2 марта 1867 г., полностью лишал Президента права помилования бывших мятежников.

В последующем Конгресс принял еще три Акта о реконструкции. Эти акты уточняли общую линию, уже изложенную в первом законе. Все они подверглись вето со стороны Президента Э. Джонсона, но были проведены Конгрессом повторным квалифицированным голосованием. Акты о Реконструкции были необходимы для обеспечения надлежащего отправления федеральных законов на Юге.

Второй Акт о Реконструкции, принятый 23 марта 1867 г., возложил на командующих округами ответственность за созыв конституционных Конвентов и новые обязанности - регистрацию избирателей, прием от них присяги в верности Союзу, назначение дня и места проведения выборов, контроль за вотированием южными штатами новых «надлежащих» конституций.

Третий Акт о Реконструкции, принятый 19 июля 1867 г., уполномочил командующих округами смещать любых должностных лиц в мятежных штатах, мешавших осуществлению реконструкции.

Четвертый Акт о Реконструкции, принятый 11 марта 1868 г., уточнял отдельные положения второго Акта о Реконструкции. Наиболее принципиальная новелла разрешала признавать конституции штатов ратифицированными в случае принятия их простым большинством лиц, участвовавших в голосовании, а не большинством зарегистрированных избирателей (как это требовалось согласно второму Акту о Реконструкции).

Начавшееся наступление на власть Президента затронуло и вопросы кадровой политики. Одновременно с первым Актом о реконструкции Конгресс 2 марта 1867 г. принял Акт о порядке замещения должностей федеральных служащих. Этот закон преследовал цель лишить Президента как главу исполнительной власти права единолично увольнять должностных лиц, утвержденных в свое время Сенатом. Устанавливалось, что каждое лицо, занимающее свой пост «по совету и с согласия Сената» (конституционная формула), будет оставаться на нем, пока Президент не назначит ему преемника «по совету и с согласия Сената». В момент принятия закона речь шла фактически о патронаже; члены правительства первоначально выводились из-под действия закона. Акт предусматривал, что государственный секретарь, министр финансов, военный и военно-морской министры, а также главный почтмейстер и генеральный атторней должны занимать свои посты в течение всего срока деятельности Президента, который их назначил, и еще один месяц. Президенту разрешалось отстранять их от должности во время сенатских каникул, но он, однако, обязан был впоследствии представить Сенату доклад с обоснованием причин. При несогласии Сената с доводами Президента государственный деятель возобновлял исполнение обязанностей. Президент Джонсон наложил вето на законопроект, пояснив, что требование сенатского одобрения нарушает его полномочия по Конституции. Обе палаты обошли вето, и билль стал законом.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Государственный суверенитет и государственная власть субъектов Российской Федерации
Утверждение Третьей республики во Франции
Роль решений Конституционного Суда Российской Федерации в защите прав и свобод граждан
Гражданская законодательная инициатива как форма непосредственной демократии
Конституционные основы системы законодательства в странах СНГ и Балтии.
Вернуться к списку публикаций