2012-01-06 22:23:24
ГлавнаяКонституционное право — Второй цикл поправок к конституции США и конституционное законодательство федерации периода реконструкции



Второй цикл поправок к конституции США и конституционное законодательство федерации периода реконструкции


В отношении взрослых негров был установлен суровый Закон о бродяжничестве. По разд. 2 закона все вольноотпущенные (до ратификации XIII поправки к Конституции), свободные негры и мулаты штата Миссисипи старше 18 лет, оказывавшиеся во второй понедельник января 1866 г. (и в дальнейшем) «без признаваемых законом работы или дела» или «незаконно собравшиеся вместе», должны были признаваться бродягами и осуждаться по обвинению в бродяжничестве; они подвергались крупному штрафу до 50 долларов (а при неуплате отправлялись на принудительные работы) и по усмотрению суда заключались в тюрьму на срок до 10 дней. Одним из доказательств бродяжничества служила неуплата (или отказ от уплаты) любых налогов в пользу бедных. Если негр не мог уплатить налога, то шериф, обязанный арестовать всякое лицо, уклоняющееся от уплаты налога, немедленно отдавал такого преступного элемента «в наем любому лицу, которое согласится уплатить за наиболее короткий срок отработки негра этот налог»; предпочтение опять-таки отдавалось прежнему работодателю - владельцу негра. При этом определенно указывалось, что выработанные в свое время законы о личном рабстве в известной мере оставались в силе, «за исключением способа суда и способа наказания, которые изменились и преобразованы законом». Интересно, что «бродягами» признавались и «все белые, которые будут... обращаться с вольноотпущенными, свободными неграми или мулатами как с равными». Не менее характерно и то, что «белые бродяги» наказывались гораздо строже, чем «черные бродяги» - штраф и тюремное заключение для белого человека увеличивались, соответственно, до 200 долларов и 6 месяцев.

Еще более сурово, согласно разд. 3 Закона о гражданских правах вольноотпущенных в Миссисипи, карались считавшиеся незаконными браки между неграми и белыми. Виновные в совершении подобного уголовного преступления белые наказывались штрафом до 200 долларов, а вольноотпущенные, свободные негры и мулаты приговаривались к тюремному заключению пожизненно.

Так называемые «карательные законы» Миссисипи запрещали не находившимся на военной службе Соединенных Штатов и не имевшим разрешения поступить на нее вольноотпущенным, свободным неграм и мулатам хранение или ношение огнестрельного оружия или каких-либо боеприпасов, кинжалов или охотничьих ножей; эти предметы отдавались тому, кто сообщал суду о нарушении закона. Нарушителями закона (разд. 3) считались и те белые, кто «продаст, одолжит или безвозмездно передаст» указанным лицам оружие (а равно боеприпасы) или же «спиртные или возбуждающие напитки».

Принятые в штатах на Юге «черные кодексы» были не идентичны, но очень схожи. Гражданские свободы сильно урезались. Почти во всех южных штатах у негров оспаривалось избирательное право. Бывшие рабы лишались права занимать общественные должности и участвовать в судах в качестве присяжных заседателей. Чтобы стать священником, негру требовалось получить разрешение от властей. Неграм запрещалось вступать в брак с белыми, а также появляться в обществе белых без приглашения. Неграм было отказано в праве носить оружие. Запрещались какие бы то ни было «собрания» негров «днем или ночью». Право негров владеть землей было крайне ограничено, ставились практически непреодолимые условия для приобретения ими земли. Законодатели Южной Каролины запретили для негров всякие занятия (ремесленника, механика, лавочника и т. д.), кроме службы у белых. За право заниматься самым неквалифицированным трудом негр должен был платить 1 тыс. долларов в год, в то время как находившиеся в таких же условиях белые не платили никаких аналогичных поборов.

Вообще, правила о труде были детально разработаны регламентировались заработная плата и продолжительность рабочего дня. Работники-негры именовались «слугами», а их наниматели - «хозяевами». Освобожденные рабы принуждались работать на продиктованных прежним хозяином условиях. Рабочий день на фермах длился с восхода до заката солнца; негры отправлялись спать «в разумно установленное время». Нарушители трудовой дисциплины штрафовались; например, за неявку на работу рабочие-негры должны были уплатить 2 доллара в день (свой двойной заработок). Под страхом уголовного наказания законы о контрактах запрещали неграм расторгать трудовой договор ранее установленного срока. Негра, оставившего работу до истечения срока трудового договора, можно было арестовать и возвратить к месту работы, взыскав с него же все связанные с этим расходы, и заработную плату по день отказа от работы (в пользу лица, арестовавшего его). Сбежавших с места работы можно было арестовывать, осуждать, а затем отдавать в найм другому предпринимателю.

Закон Миссисипи о бродяжничестве (разд. 7) обязывал всех должностных лиц и управомочивал частных лиц задерживать и доставлять нанимателю оставивших работу без уважительной причины до окончания срока службы вольноотпущенных, свободных негров или мулатов. Закон Луизианы об обеспечении и регламентировании контрактов на сельскохозяйственных работах (разд. 2), формально провозгласив свободу выбора работодателя каждым работником, запрещал последнему «оставить место работы до истечения срока контракта... без веской причины или разрешения» под страхом потери всего заработанного до момента ухода. Вот на этих так называемых нормативных актах и выросла в бывших штатах южной Конфедерации система кабального пеоната, чтобы обеспечить прежнему рабовладельческому классу фактически бесплатный труд, какой этот класс привык использовать до войны. Смысл всех подобных мероприятий сводился к тому, чтобы «привязать» негров-рабочих к плантациям, переведя их на положение как бы арестантов, - в известной мере так же, как это делалось и в годы легального рабства. Легислатуры Миссисипи и Луизианы запретили неграм иметь в собственности недвижимость.

Согласно «Черным кодексам» каждый неработавший негр подлежал аресту и заключению в тюрьму. Введение «черных кодексов», обязывавших бывших рабов поступать «в обучение» к своим бывшим хозяевам, по существу означало сохранение режима жесточайшей эксплуатации; большинство негров превратилось в арендаторов-издольщиков. В Луизиане негры, не достигшие совершеннолетия и не имевшие «очевидных средств к существованию», принудительно отдавались в «обучение» к белым - девушки до 18 лет, юноши - до 21 года.

Основные положения «черных кодексов» были явно заимствованы из довоенных - в том числе так называемых «slave codes» - законов. «Черные кодексы» пытались восстановить - в новых формах, но со всеми неотъемлемыми, сущностными чертами - институт, который в результате Гражданской войны был упразднен. Во многих южных штатах принимались особенно суровые «законы о бродяжничестве», по которым к «бродягам» причислялись все негры, «не имеющие определенных занятий». С окончанием войны и обретением свободы многие бывшие рабы сочли возможным покидать свои старые плантации и искать работу в других местах. Поэтому они «бродили» по стране, меняя места жительства и работы. В «черных кодексах» ставились юридические барьеры свободе передвижения негров; за бродяжничество, как указывалось, полагались жестокие наказания. Законы о бродяжничестве трактовали понятие «бродяги» столь широко, а судебная практика толковала его столь расширительно, что позволяли относить к бродягам и лиц, отказывавшихся работать за «обычную» в данной местности плату. Негры, «осужденные за бродяжничество» и не имевшие возможности уплатить наложенный штраф, отрабатывали его.

Таким образом, Конгресс к открывшейся в декабре 1865 г. сессии получил более чем весомые основания не одобрить план реорганизации, проводимый Президентом Э. Джонсоном. В специфических условиях протекания политической жизни США диспут между радикальными и консервативными республиканцами по вопросу о путях восстановления Союза и Реконструкции перешел в сферу конституционной теории и принял характер юридического спора: остались ли южные Штаты после развязывания мятежа в Союзе или нет. Консерваторы считали, что рабовладельческие штаты не могли выйти из Союза, поскольку сама возможность «выхода» в принципе не предусматривалась Конституцией. На этом основании консерваторы отрицали право вторжения федеральных властей в дела южных штатов. Радикальные республиканцы утверждали, что штаты Юга, подняв мятеж, сознательно вышли из Союза и, следовательно, лишились всех юридических прав членов унии - теперь их прием в Союз вновь, по аналогии с приемом новых территорий, возможен на определенных условиях и должен проходить «под исключительной юрисдикцией Конгресса».

18 декабря 1865 г. вступила в законную силу, официально санкционировав освобождение рабов, XIII поправка к Конституции США. Ратификация XIII поправки южными штатами становилась, по мнению радикальных республиканцев, обязательным условием обратного приема в Союз этих Штатов.

Конституционный фундамент последующих государственно-правовых реформ заложил разд. 2 XIII поправки: «Конгресс имеет право обеспечивать проведение настоящей статьи в жизнь посредством принятия соответствующего законодательства».

Радикальная часть буржуазии в лице левых республиканцев пошла на ряд неординарных мероприятий. Радикалы и умеренные объединились, чтобы предотвратить занятие мест в Конгрессе сенаторами и представителями от одиннадцати южных штатов, которые сформировали в свое время Конфедерацию. Под их нажимом обе палаты отказались признать полномочия представителей, избранных от Юга. Конгресс принял соответствующую резолюцию и образовал 26 декабря 1865 г. «Объединенный Комитет по вопросам Реконструкции». Формально задача Комитета, в который вошли 15 конгрессменов, состояла в исследовании положения на Юге и осуществлении законных полномочий Конгресса по контролю и проведению плана Реконструкции, чтобы воспрепятствовать узурпации этих полномочий Президентом (в данном ракурсе он был аналогом существовавшего ранее Объединенного Комитета Конгресса по ведению войны). Но истинное предназначение «Комитета 15-ти» было гораздо более значимым: он должен был превратиться в общенациональный центр - противовес консервативному центру, сформировавшемуся вокруг Президента. Борьба между Конгрессом и Президентом вышла на принципиально новый виток.

Радикальное большинство Конгресса прежде всего вотировало 19 февраля 1866 г. билль о продлении на два года срока существования «Бюро по делам освобожденных негров» и расширении его функций в деле управления широкими массами бывших рабов и помощи им. Президент Э. Джонсон, добивавшийся, чтобы освобожденные негры остались максимально бесправными перед лицом своих бывших хозяев, наложил (в тот же день) вето на указанный законопроект.

20 февраля 1866 г. Палата Представителей, а 2 марта и Сенат приняли совместную резолюцию по вопросу о представительстве мятежных штатов. В резолюции еще раз однозначно указывалось, что, «как было объявлено ранее», одиннадцать штатов по-прежнему (!) «находятся в состоянии мятежа». Постановлялось, что, вследствие данного обстоятельства, «ни Сенатор, ни Представитель не должны быть допущены ни в одну ветвь Конгресса ни от одного из упомянутых Штатов до тех пор, пока Конгресс не объявит, что эти Штаты имеют право на такое представительство».

16 июля 1866 г. Конгресс, преодолев вето Президента, издал дополнительный закон о Бюро по делам освобожденных. Благодаря передаче этому учреждению юрисдикции над освобожденными неграми оно превращалось в эффективный инструмент политики радикальных республиканцев на Юге. Большое значение приобрели специально организовывавшиеся Бюро суды и арбитражи, имевшие юрисдикцию по гражданским и уголовным делам, в которых одной или обеими сторонами выступали освобожденные негры. Негры могли обращаться в эти суды с претензиями на своих хозяев. Бюро и его отделения стремились обеспечить неграм справедливость в судах. Со стороны Бюро предпринимались попытки воспрепятствовать применению «черных кодексов»; бюро во исполнение XIII поправки, постановлений Конгресса издавало нормативные акты, «проводило их в жизнь и толковало их». Растущие противоречия между Конгрессом и Президентом вылились в открытую конфронтацию.

Следующий этап борьбы развернулся вокруг закона о гражданских правах, направленного, главным образом, против дискриминационных «черных законов». Билль, принятый Конгрессом 13 марта 1866 г., устанавливал, что «все лица, родившиеся в Соединенных Штатах и не подчиненные юрисдикции какого-либо иностранного государства (исключая не облагаемых налогом индейцев)», являются «гражданами Соединенных Штатов». Билль гарантировал полноценный пакет гражданских прав всем «таким гражданам, любой расы и цвета кожи, независимо от предыдущего состояния в рабстве». Содержание нового закона говорило о том, что он был призван в первую очередь охранять гражданские права негров: билль провозглашал негров гражданами Соединенных Штатов, предоставлял им такие же права, как и белым гражданам, и грозил наказанием лицам, которые ущемят их гражданские права на основании любого закона, действующего в том или ином штате. 27 марта Джонсон вновь воспользовался правом veto, но и Палата Представителей, и Сенат квалифицированным большинством вотировали билль. Таким образом, республиканскому большинству удалось обойти вето Президента, и 9 апреля 1866 г. закон («Акт, имеющий целью защитить всех лиц в Соединенных Штатах в их гражданских правах») вступил в силу по всей стране.

Акт о гражданских правах формально уравнивал лиц, проживающих в США, в вопросах собственности и личной безопасности. Закон вводил федеральные гарантии защиты их гражданских прав (но не отменял «черные законы»). Предполагалось, что этот закон предоставлял неграм право голоса, хотя данное положение в нем конкретно не отмечалось.

Буржуазия Севера могла подчинить Юг своей власти и закрепить свое господство на федеральном уровне только при условии обязательного предоставления избирательного права освобожденным рабам, статус которых - как полноправных граждан с правом избирать и занимать государственные посты - оставался неурегулированным. Правда, буржуазия весьма неохотно шла на наделение чернокожих избирательными правами. К концу войны Конгресс был настроен против абсолютного равноправия негров. В те времена наблюдалось явное и недвусмысленное сопротивление предоставлению неграм на Юге даже урезанного избирательного права. Из северных штатов и то только в пяти существовало неурезанное избирательное право для негров. Однако появление в Конгрессе - уже после Гражданской войны - многочисленных делегаций членов и сторонников Демократической партии, ожидавших утверждения своих мандатов, несло серьезную опасность интересам капиталистов Севера. По оценке профессора права Гарвардского университета Д. Белла, штаты, бывшие ранее в составе Конфедерации, вернулись бы в федеральный Конгресс с большим политическим весом, чем до Гражданской войны. Республиканская партия оказалась вынужденной решать проблему предоставления бывшим рабам избирательных прав.

Согласно Конституции США (ч. 3 разд. 2 ст. I) количество представителей от каждого Штата в Конгрессе рассчитывалось, исходя как из численности свободного белого населения, так и из численности негров-рабов в данном штате: к численности белого населения суммировались три пятых общего числа негров. Благодаря этой системе рабовладельческие штаты перед Гражданской войной имели 70 мест в Палате Представителей, а после войны получали 83 места.

Новая расстановка сил положила начало ожесточенной борьбе по вопросу о предоставлении неграм конституционного права голоса. Еще 26 декабря 1865 г. Т. Стивенс предложил, чтобы число представителей штатов в Конгрессе устанавливалось пропорционально численности избирателей в них. Острая борьба вылилась в конфликт вокруг проблемы избирательного права для негров.

Реакционеры, поддерживаемые Президентом Джонсоном, активно противодействовали принятию поправки к Конституции, гарантирующей неграм право голоса. Главной движущей пружиной борьбы за избирательное право для черных были не моральные соображения о справедливости или несправедливости последствий рабства, но сугубо прагматические соображения победившей буржуазии Севера. Если во время Гражданской войны освобождение рабов продиктовывалось военной необходимостью, то после войны предоставление бывшим рабам права голоса стало политически выгодным для класса капиталистов Севера, решивших установить новый экономико-политический порядок. Выражавшая интересы этого класса Республиканская партия боролась за избирательные права для черных, чтобы создать коалицию, способную противостоять бывшим рабовладельцам. Голоса черных нужны были ей, чтобы реорганизовать штаты Юга сообразно собственным интересам.

Дебаты становились все острее, мнения резко поляризовались, и была предложена XIV поправка к Конституции США, согласно которой избирательное право получили бы черные мужчины, но не женщины (слово «мужчина» включалось в текст поправки и повторялось в ней трижды). Поправка была представлена в Конгресс его «Объединенным Комитетом 15-ти» 30 апреля 1866 г. в качестве конгресского плана для реконструкции. Лишь 13-16 июня 1866 г., после непрекращавшейся борьбы в обеих палатах Конгресса, поправка была принята Конгрессом и разослана в штаты для ратификации. Теория реконструкции, которой руководствовался Конгресс, была сформулирована Объединенным комитетом в Докладе от 20 июня 1866 г. следующим образом: штаты Конфедерации «являлись... дезорганизованными сообществами.., без гражданского правления и без конституции», вследствие чего политические отношения между ними и федеральной властью, если говорить строго юридически, не могли существовать; штаты «утратили все гражданские и политические права и привилегии согласно Федеральной Конституции» и могли быть восстановлены в своих правах только Конгрессом. Таким образом, штаты оставались целы и невредимы, но власти штатов находились (для многих, но не для всех целей) в состоянии временно прекращенной, приостановленной деятельности.

XIV поправка к Конституции США справедливо расценивалась на деле как программа, новый план «конгресской» - в отличие от «президентской» - Реконструкции Юга.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Толкование конституций (уставов) субъектов Российской Федерации
Виды органов конституционного контроля и надзора в субъектах Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации - фундаментальная гарантия защиты прав и свобод граждан
Формирование структуры органов конституционного контроля и надзора в субъектах Российской Федерации; статус судей и членов органов конституционного надзора.
Защита права частной собственности при ее ограничении
Вернуться к списку публикаций