2012-01-06 22:23:24
ГлавнаяКонституционное право — Второй цикл поправок к конституции США и конституционное законодательство федерации периода реконструкции



Второй цикл поправок к конституции США и конституционное законодательство федерации периода реконструкции


Завершение de facto вооруженной фазы борьбы с мятежниками не означало окончания борьбы политической. Подводя de jure итог достигнутому, федеральный Конгресс 1 февраля 1865 г. принял XIII поправку к Конституции США, отменявшую и запрещавшую рабство по всей стране, во всех ее Штатах и Территориях.

Необходимость на конституционном уровне ликвидировать рабство оставалась очевидной с момента обнародования 1 января 1863 г. окончательной Прокламации об освобождении, которая - в качестве военной меры - была адресована Президентом Линкольном только охваченным мятежом против США Штатам. Акт эмансипации даровал свободу рабам в этих Штатах, но не оформила их юридический статус как свободных людей. Прокламация от 1 января 1863 г. была закреплена конституционно путем принятия поправки к Конституции США. Конституция была дополнена XIII поправкой.

Историческая XIII Поправка к Конституции США гласила (разд. 1): «Ни рабство, ни вынужденное нахождение в подневольном услужении не должны существовать ни в Соединенных Штатах, ни в каком-либо месте, подчиненном их юрисдикции». Исключение составляли случаи «наказания за преступление, за которое лицо надлежащим образом было осуждено». Эти положения, основанные на Ордонансе о Северо-Западных территориях 1787 г., запретившем рабство на Северо-Западе, и на «условии Уилмота» 1846 г., включались в основной закон США. Однако в тот момент было неясно, удастся ли получить в обеих Палатах необходимое большинство в две трети голосов.

Ситуация начала развиваться по критическому пути, когда, после убийства (во время торжеств по случаю победы) 14 апреля 1865 г. А. Линкольна, полномочия и обязанности Президента США, согласно Конституции, перешли к Вице-Президенту Э. Джонсону. Э. Джонсон отражал взгляды части буржуазии Севера, экономически связанной с плантаторами-рабовладельцами Юга, и либерально относился к бывшим мятежникам. Президент Э. Джонсон отменил действовавшие во время войны ограничения на внутреннюю торговлю с Югом и снял блокаду южных портов, открыв их для международной торговли.

Заняв - невыборным путем - пост Президента. Э. Джонсон немедленно начал собственную кампанию по Реконструкции Юга. 29 мая 1865 г., всего шесть недель спустя после гибели своего предшественника и всего через два дня после завершающей капитуляции последних частей южан, свой первый показательный шаг Э. Джонсон сделал, опубликовав Прокламацию об амнистии.

В силу амнистии участникам мятежа - при условии, что они примут присягу на верность США, - возвращались все их гражданские права, а также и собственность (за исключением бывших рабов). В круге лиц, не подлежавших амнистии, оказались: члены правительства Конфедерации южных штатов; лица, перешедшие на службу Конфедерации из судебных учреждений США, Конгресса, армии и с гражданских постов; лица, виновные в дурном обращении с военнопленными; лица, окончившие военные академии в Вест-Пойнте и Аннаполисе и сражавшиеся на стороне южан; губернаторы южных штатов; лица, виновные в совершении налетов на корабли северян в открытом море; все участники мятежа, стоимость налогооблагаемого имущества которых превышала 20 тыс. долларов. Этот перечень, несмотря на кажущуюся внушительность, исключал из сферы амнистии сравнительно немногочисленную группу мятежников. В результате частичной, но широкой амнистии тысячи участников и сторонников мятежа получили прощение не с поражением, а, напротив, с восстановлением в правах.

В течение полутора месяцев после обнародования акта амнистии, в период с 29 мая по 13 июля 1865 г., Президент Э. Джонсон издал семь Прокламаций о Реконструкции и организации органов власти в семи южных штатах и назначил временных губернаторов Северной Каролины, Миссисипи, Джорджии, Флориды, Техаса, Алабамы и Южной Каролины. Свой план перестройки системы управления на Юге Э. Джонсон изложил 30 июня 1865 г. в прокламации в связи с образованием временных органов власти в Штате Южная Каролина. План предполагалось проводить в каждом штате в несколько последовательных этапов:

I. назначение федеральным Правительством временного Губернатора Штата;

II. созыв временным Губернатором съезда представителей населения Штата (правом избирать делегатов наделялись и амнистированные, которые приняли присягу на верность Союзу); неграм право голоса не предоставлялось;

III. утверждение съездом ряда мероприятий; главными мероприятиями должны были быть:

— отмена ордонанса 1861 г., объявлявшего об отделении Штата от США;

— принятие специального постановления об отмене рабства;

— непризнание Союзом долгов Штата, образовавшихся за время существования Конфедерации;

IV. избрание съездом органов управления Штата и представителей в федеральный Конгресс;

V. начало функционирования органов федеральной власти на территории конкретного Штата;

VI. занятие Штатом нормального положения в составе Союза.

План Президента Э. Джонсона основывался на концепции Президента Линкольна, исходившего из того, что конфедеративные штаты в действительности всю войну оставались в составе Союза. Э. Джонсон также утверждал, что они никогда не выходили из Союза, их конституционные отношения с федеральной властью были приостановлены («заморожены») до момента учреждения вновь лояльных органов власти, и им можно предложить «легкие» условия мира. Как и «линкольновская» программа Реконструкции, «джонсоновская» программа Реконструкции явилась программой «президентской» Реконструкции Юга, поскольку полномочия для ее проведения отходили к Президенту, но не к Конгрессу.

Объявленная Э. Джонсоном «президентская Реконструкция» в основном сводилась лишь к формальному признанию южными штатами отмены рабства и принесению их гражданами присяги на верность Союзу и объективно вела к восстановлению политической власти бывших рабовладельцев-сецессионистов. Плантаторы сразу же согласились на мягкие условия джонсоновского плана Реконструкции. Назначенные Э. Джонсоном временные губернаторы южных штатов провели выборы в конституционные конвенты на базе довоенного корпуса избирателей. Конституционные собрания вотировали постановления о незаконности Ордонансов о сецессии, недействительности актов, изданных мятежными властями, объявили о запрещении рабства. Выбранные законодательные собрания и вновь организованные исполнительные органы штатов (кроме Миссисипи) формально отменили рабство, утвердив XIII поправку к Конституции США.

Таким образом, к «реконструированным» А. Линкольном четырем штатам Луизиана, Теннесси, Арканзас и Виргиния вскоре прибавились и реконструированные Э. Джонсоном штаты. К осени 1865 г. гражданские администрации функционировали во всех бывших конфедеративных штатах (исключая Техас). Таким образом, Джонсон проявил готовность к немедленному восстановлению в правах южных штатов. В своем первом ежегодном Послании Конгрессу 4 декабря 1865 г. Президент Э. Джонсон объявил о восстановлении - он предпочел именно термин: «restoration» - неразрушаемого Союза, составленного из неразрушаемых штатов. Казалось, послевоенное переустройство Союза закончилось; чтобы санкционировать его, оставалось вновь ввести южных сенаторов и депутатов в общенациональный Конгресс.

Однако мягкая политика Э. Джонсона спровоцировала начало ожесточенной борьбы между Президентом и Конгрессом по вопросу о дальнейшей судьбе южных штатов, вовлеченных в мятеж против Федерации. Конгресс вступил в конфликт с Джонсоном и решительно отверг проводимую им примиренческую реконструкцию: Конгресс не одобрил план реорганизации, предложенный Президентом. Первые «сто дней» президентства Э. Джонсона ознаменовались его открытым конфликтом с радикалами.

Следует отметить, что в Республиканской партии отсутствовало согласие по вопросу о путях восстановления Союза. Имелись различные позиции по тем или иным конкретным аспектам проблемы - как в отношении режима, который следовало установить в южных Штатах, так и в отношении сроков, в течение которых их представители могли быть допущены в союзные властные структуры. Основополагающий, коренной вопрос, предопределявший решение остальных, формулировался так: кто - глава исполнительной власти (Президент) или же законодательная власть (Конгресс) - проведет «перестройку» Юга?

Консервативное крыло Республиканской партии стремилось восстановить Союз путем быстрейшего компромисса с плантаторами. Радикальное крыло Республиканской партии полагало, что восстановление Союза и допущение представителей южных штатов в Конгресс возможно лишь при условии, если республиканцы обеспечат себе влияние на избирателей «нового» Юга, сохранят в своих руках федеральные органы власти и предотвратят попытки плантаторов навязать Союзу свою волю.

Против консервативных республиканцев выступили Т. Стивенс. Ч. Самнер и другие радикальные республиканцы. Их платформа требовала проведения жесткой линии по отношению к плантаторам - участникам мятежа, отстранение их от политической жизни, учреждение на Юге особых органов власти, предоставление неграм основных гражданских прав.

Э. Джонсон принадлежал к консервативному крылу республиканцев, которые исходили из того, что они уже решили основную историческую задачу, разгромив мятежников, посягнувших на Союз. Э. Джонсон и его сторонники были против глубоких коренных преобразований на Юге и стремились оградить плантаторов-южан от репрессий. Джонсон как Президент претворял в жизнь политику реконструкции в собственном варианте: джонсоновская программа «реконструкции» не шла дальше требований к бывшим конфедератам признать ликвидацию рабства, признать отказ Федерации от всяких обязательств по военным долгам Конфедерации, признать институт временных губернаторов и дать присягу на лояльность Федерации. Все это фактически открывало пути к восстановлению экономических и политических позиций прежней довоенной олигархии Юга.

Это весьма наглядно и убедительно продемонстрировали итоги выборов в Конгресс США. Реконструированные «по Джонсону» южные штаты выбрали в федеральный Конгресс своих представителей, в основном бывших мятежников, костяк которых составляла верхушка поверженной Конфедерации под предводительством ее бывшего Вице-Президента А. Стефенса. Под стать лидеру оказалась и команда: «побежденный» Юг откомандировал в Вашингтон 4 генералов и 5 полковников армии бывшей Конфедерации, 6 членов бывшего правящего кабинета Конфедерации и 58 (!) бывших членов Конгресса Конфедерации.

Как видим, Президент Э. Джонсон сделал для плантаторов Юга все от него зависевшее. Создав систему фактически расистских по составу органов власти в южных штатах, направивших в Конгресс США бывших главных военачальников и законодателей Конфедерации, Президент Э. Джонсон произвел реконструкцию, совершенно неприемлемую для абсолютного большинства республиканцев, выигравших исключительно тяжелую, кровопролитную Гражданскую войну. Однако на этом Джонсон исчерпал свои возможности как главы исполнительной вертикали власти; его программа реконструкции натолкнулась на известное конституционное положение (разд. 5 ст. I): решение вопроса о мандатах новых избранников являлось прерогативой самого Конгресса - республиканское большинство, проигнорировав требование Президента, отказалось допустить в Конгресс депутатов-южан.

Буржуазия Севера и ее радикально-республиканские представители в Конгрессе не замедлили оценить возможные последствия немедленного допуска в Конгресс представителей мятежников - Демократическая партия имела бы большинство в обеих палатах Конгресса. Если бы план Э. Джонсона прошел, возникла бы серьезнейшая угроза утраты завоеваний Гражданской войны. Чтобы упредить Джонсона, 2 декабря 1865 г., за три дня до открытия сессии Конгресса, руководящий комитет Республиканской партии выдвинул свою программу реконструкции Юга. Постановление комитета включало четыре пункта:

1. считать решение всей проблемы Реконструкции исключительно прерогативой Конгресса;

2. считать все предпринятые Президентом шаги временными;

3. побудить Конгресс отложить рассмотрение вопроса о мандатах представителей южных штатов;

4. избрать объединенную комиссию Конгресса в составе 6 сенаторов и 9 членов Палаты Представителей для исследования положения в штатах, входивших ранее в Конфедерацию.

4 декабря, когда открылась сессия Конгресса, Стивенс внес эти предложения в Палату Представителей. Палата проголосовала «за» 129 голосами против 35 и при 18 воздержавшихся; Сенат также их одобрил. На основании того, что Конгресс не был еще надлежащим образом проинформирован, обе палаты Конгресса отложили на неопределенный срок принятие решения по вопросу о статусе «перестроенных» южных штатов, а, также утверждение мандатов их депутатов. Конгресс констатировал, что эти Штаты не имели республиканской формы правления.

Отказ Конгресса утвердить мандаты избранников от реорганизованных Президентами А. Линкольном и Э. Джонсоном Штатов основательно подрывал явно наметившуюся тенденцию полного возврата к власти на Юге плантаторов, которые предприняли небезуспешную попытку частичной реставрации рабовладельческих порядков. Получившие преобладание во вновь избранных в послевоенный год органах власти южные рабовладельцы всячески стремились ограничить права негров. Большинство южных штатов ввели так называемые «черные законы» - система которых условно обозначается как «черные кодексы» («black codes») - с целью завуалированно в известной мере восстановить рабство, узаконить расовую дискриминацию, обеспечить принудительными мерами южные плантации рабочей силой путем установления для негритянского населения полурабского режима.

Дальше всех в этом отношении пошел штат Миссисипи, где имела место отрицательная реакция на резолюцию федерального Конгресса о запрещении рабства, что выразилось, в частности, в отказе от ратификации XIII поправки к Конституции США. Миссисипи ввел в ноябре 1865 г. (до открытия сессии федерального Конгресса) ряд законов, регламентировавших особый правовой статус чернокожего населения.

Согласно Закону об ученичестве в Миссисипи все негры, не достигшие восемнадцати лет, отдавались какому-либо белому в учение «для подготовки к свободной жизни», причем прежнему владельцу негра обеспечивалось преимущественное право на пользование его трудом. Хозяева принимали на себя перед государством обязательство кормить и одевать слугу, «обращаться с ним гуманно», лечить его и научить его читать и писать, но зато им предоставлялось (разд. 3) также право «применять по отношению к негру умеренные телесные наказания, какие отец... может применять по отношению к своему ребенку». Убежавшего ученика могли преследовать, поймать и посадить в тюрьму. Переманивание ученика от хозяина или хозяйки считалось серьезным преступлением.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


О взаимодействии органов государственной власти РФ в сфере исполнения решений, принимаемых Конституционным судом РФ и конституционными судами субъектов РФ
Упрочение федерации в Конституции США. Эволюция политического режима США
Международно-правовые стандарты в области охраны здоровья человека и их реализация в конституциях современных государств
Виды органов конституционного контроля и надзора в субъектах Российской Федерации.
К вопросу о конституционно-правовых основах самостоятельности местного самоуправления
Вернуться к списку публикаций