2012-01-06 22:14:08
ГлавнаяКонституционное право — Упрочение федерации в Конституции США. Эволюция политического режима США



Упрочение федерации в Конституции США. Эволюция политического режима США


Крайне важным представляется тот факт, что во время Гражданской войны уничтожение рабства произошло революционным путем; по латифундиям Юга был нанесен ощутимый удар - часть рабовладельческих плантаций была конфискована или разорена. Именно это, в сочетании с Гомстед-Актом, преградившим путь экспансии рабовладения на обширные западные земли, создало необходимые условия для подлинной революции в сельском хозяйстве США и окончательно определило победу «фермерского» (при котором центральное место занимает не помещик-латифундист, не плантатор, а фермер) пути развития капитализма в сельском хозяйстве США в общенациональном масштабе - и на Севере, и на Юге. Рост количества мелких ферм на Юге с 1860 по 1880 гг. исчислялся в следующих цифрах: Алабама - с 55 тыс. до 156 тыс. ферм, Южная Каролина - с 33 тыс. до 93 тыс. ферм, Луизиана - с 17 тыс. до 48 тыс. ферм. Количественный рост перешел и в качественный. Объем производства сельскохозяйственной продукции в 1859 г. оценивался в 1,3 млрд. долларов, в 1869 г. - в 1,5 млрд. долларов, а в 1899 г. - уже в 3 млрд. долларов. Огромное значение Гражданской войны 1861-1865 гг. между Севером и Югом заключалось в том, что в ходе ее были ликвидирована рабовладельческая система и демократически разрешен аграрный вопрос, давший возможность бурному развитию фермерского хозяйства.

Уничтожение рабства революционным путем, победа фермерского пути развития капитализма в сельском хозяйстве и демократическое разрешение аграрного вопроса, утверждение власти буржуазии явились важнейшими предпосылками для образования и огромного расширения внутреннего рынка США за счет вовлечения Юга (после его трансформации) в единое экономическое пространство страны. Это в свою очередь ускорило процессы индустриализации и концентрации промышленности и сельского хозяйства и дало мощный импульс для интенсивного развития всей экономики США в целом. Последнюю треть XIX в. исследователи истории США все чаше характеризуют как годы экономической революции.

Бурный рост и концентрация промышленного и сельскохозяйственного производства сопровождались аналогичными явлениями в сфере банковского дела. Финансовые законы, принятые еще во время Гражданской войны (например. Акт о национальной валюте от 25 февраля 1863 г. и дополнивший его Акт о национальном банке от 3 июня 1864 г.), ускорившие концентрацию капиталов, привели к образованию действительно общегосударственной централизованной банковской системы. В послевоенный период Реконструкции новая промышленно-финансовая элита приступила к формированию банковской системы нового типа. После этого концентрация и господство финансового капитала, банкирских монополий приобрели наиболее завершенные формы.

В итоге второй американской революции буржуазия Севера добилась осуществления своих основных политических и экономических целей. Она сохранила Союз единым и неделимым и ликвидировала угрозу раскола и децентрализации, исходившую со стороны плантаторов Юга.

Капиталисты Севера (где и стал прежде всего развиваться монополистический капитализм) после Гражданской войны получили возможность практически беспрепятственно устанавливать повышенные таможенные тарифы, проводить мероприятия по внутреннему переустройству и объединяться, образуя монополии; они обеспечили себе свободный доступ к источникам сырья и рынкам Юга, заняв в стране в целом господствующее положение. «Укрепив свои позиции в результате Гражданской войны и Реконструкции, крупная промышленная буржуазия активно требовала внешних рынков сбыта и новых источников сырья». В результате промышленники Севера могли теперь вступить в блок со своими бывшими политическими противниками - с землевладельцами и торговцами Юга, - в котором они, конечно, были ведущей силой.

В течение периода Реконструкции постоянно усиливались тенденции, закладывавшие основы для развития на Юге торговли и промышленности; в этот противоречивый переходный период шел сложный процесс становления буржуазного Юга. В это время происходили «поразительные случаи перемещения капитала янки в штаты [бывшей] Конфедерации». На Юге появился новый средний класс - мелкая буржуазия, и начал расти класс капиталистов - торговцев-ростовщиков и банкиров, то есть на Юге также стал развиваться финансово-торговый и промышленный капитал. К началу 1870-х гг. появилась и новая, уже не антагонистическая, а, напротив, родственная буржуазии Севера землевладельческая аристократия Юга. Ее костяк составили пришедшие на смену многочисленным разорившимся плантаторам новые собственники из состава офицеров федеральной армии, чиновников правительств в южных штатах, земельных спекулянтов. Эти процессы протекали на фоне все отчетливее проявлявшейся тенденции умиротворения бывших рабовладельцев, что привело к постепенному примирению крупной финансово-торговой буржуазии с крупными землевладельцами Юга, и, как следствие, созданию буржуазно-плантаторского блока, образованию единого класса крупных капиталистов как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Эта новая тенденция дала свои плоды в виде фактического союза северной буржуазии со своими прежними противниками в лице земельной аристократии и торгового капитала бывших мятежных штатов.

Необходимо отметить, что, безусловно, формирование новой правящей коалиции в США в значительной степени было инициировано и проходило под влиянием рождения массовых политических объединений рабочих, а также и фермеров. В 1866 г. возник «Национальный Рабочий Союз», установивший тесные связи с I Интернационалом (в конце 60-х гг. в самих Соединенных Штатах появились секции I Интернационала). По окончании Гражданской войны главным лейтмотивом рабочего движения от Атлантического океана до Тихого, от Новой Англии до Калифорнии являлось требование 8-часового рабочего дня. Первый закон отдельного штата о восьмичасовом рабочем дне вступил в силу 5 марта 1867 г. в Иллинойсе; аналогичные законы в том же году были приняты в Миссури (13 марта) и Нью-Йорке (9 мая). Рабочее движение бурно росло. В 1869 г. был организован «Благородный и священный орден рыцарей труда», ставший первой общенациональной организацией американского рабочего класса в целом. Учреждались и первые общефедеральные профсоюзы.

Одновременно с рабочим ширилось и фермерское движение. В целях борьбы против засилья монополий возникло множество фермерских клубов. Это привело, в частности, к образованию влиятельного всеамериканского движения гренджеров. Ядро движения гренджеров составляла возникшая в 1867 г. организация «Покровители сельского хозяйства», выступавшая против железнодорожных компаний, которые лоббировали установление высоких тарифов на перевозку сельскохозяйственных продуктов. Фермерская организация добилась установления на федеральном уровне предельных железнодорожных тарифов и вообще продвигала план правительственного контроля над железными дорогами. Центром активности местных, штатных и национальных организаций «Покровителей сельского хозяйства» со штаб-квартирой в Вашингтоне, носивших название «грендж» («grange», то есть «ферма»), стал Средний Запад. «Гренджи» и фермерские клубы, содействовавшие развитию фермерской кооперации (в 70-е гг. XIX в. значительно возросли производительность и интенсивность труда в земледелии США), заложили основу политического движения фермеров за аграрные реформы и за создание фермерских партий. В 1874 г. была выработана «Фермерская декларация независимости», настаивавшая на необходимости различных реформ, в том числе в кредитной и налоговой политике. К 1874 г. уже в одиннадцати штатах существовали гренджерские партии. В период своего расцвета в 1875 г. гренджерское движение объединяло свыше 800 тыс. человек, организованных в 20 тыс. местных отделений. В штатах Иллинойс, Висконсин, Айова и Миннесота, где гренджерское движение набрало наибольшую силу, были проведены законы (так называемые «Granger laws») ограничившие максимально допустимую плату - за проезд пассажиров, запрещавшие дискриминацию в железнодорожных тарифах; более того, создавались специальные комиссии, наделенные правом обеспечивать действие этих законов (например, посредством инспекций и обследований транспортных предприятий). Учреждение государственного контроля над транспортными компаниями оказалось самым значительным результатом гренджерского движения.

Окончание Гражданской войны дало и новый толчок негритянскому движению, борьбе негров за свои права. «После окончания войны в профсоюзы стал вливаться негритянский пролетариат». Основной политической организацией, объединившей негров еще во время Гражданской войны, оставались Лиги сторонников Союза - юнионистские (союзные) лиги (или лиги лояльных). Политическое движение за организацию лиг сторонников Союза началось в штате Иллинойс, где еще в сентябре 1862 г. патриоты создали организацию для борьбы со сторонниками мятежа. Новая организация, названная Лигой сторонников Союза, уже в 1864 г. насчитывала 175 тыс. членов в одном только штате Иллинойс; через год сеть подобных организаций существовала в 18-ти штатах Севера. Лиги, действовавшие на местах и в отдельных штатах, объединились в Американскую лигу сторонников Союза (ее руководящий центр находился в Вашингтоне). Лиги сторонников Союза безоговорочно поддерживали политику правительства США.

Национальный Совет Американской лиги видел цели своей деятельности в том, чтобы «сохранять свободу и Союз Соединенных Штатов Америки; поддерживать конституцию Союза и главенство его законов; поддерживать правительство и помогать ему подавлять своих врагов; мешать проискам изменников и охранять, поддерживать и защищать всех патриотов, независимо от того, к какой церкви, сословию или партии они принадлежат». Устав отделения Юнионистской лиги штата Виргиния в городе Норфолк, учрежденного 4 апреля 1865 г., гласил, что, в частности, «союзные лиги имеют своей целью... просить Конгресс Соединенных Штатов позволить цветным жителям иметь равные избирательные права наряду с другими».

В конце 1865 г. почти во всех южных штатах состоялись массовые съезды негров. В 1865 г. несколько негритянских организаций совместно создали Общенациональную комиссию по вопросам помощи американским освобожденным рабам, которая занималась не только чисто просветительской деятельностью, но и организовала много школ и колледжей, создавших широкую сеть негритянских учреждений народного образования. Чтобы добиваться избирательного права для негров и вообще гражданских свобод аболиционисты основали в 1866 г. Американскую ассоциацию борьбы за равноправие, которая именно проблему избирательного права для негров поставила во главу угла своей деятельности. В 1869 г. был организован Национальный Негритянский Рабочий Союз. Как мы можем убедиться, после Гражданской войны негритянское движение в Соединенных Штатах приняло характер общенационального движения.

Развитие рабочего, фермерского и негритянского движения после Гражданской войны способствовало созданию и упрочению союза бывших противников: промышленной буржуазии и крупных землевладельцев.

Негритянский вопрос после принятия XIII, XIV. XV поправок к Конституции США перестал быть существенным вопросом в политике правящих классов, о чем свидетельствует заключенное в 1877 г. так называемое соглашение Хейса - Тилдена, которое касалось очередных президентских выборов.

Южный вопрос был главным вопросом избирательной кампании 1876 г. Предвыборные платформы Республиканской и Демократической партий мало отличались. Однако, несмотря на установившийся к концу периода Реконструкции союз крупной буржуазии с крупными землевладельцами южных штатов, политическая борьба между ними в известной мере продолжалась, что не могло не сказаться на политическом режиме в стране. Так, если кандидат на пост Президента от Республиканцев Р. Хейс хотя бы на словах обещал продолжать общую линию правительства У. Гранта, то кандидат от демократов С. Тилден требовал полной автономии для Юга. Результаты выборов оказались спорными. Для определения законности избрания выборщиков от отдельных штатов Конгресс США образовал специальную Комиссию из 15-ти человек - 5 от Сената, 5 от Палаты Представителей и 5 от Верховного Суда (по своей партийной принадлежности члены комиссии разделились следующим образом: 8 республиканцев и 7 демократов; при голосованиях их голоса так и распределялись - 8 против 7). Кризис продолжался три месяца: Комиссия признала Р. Хейса избранным на пост президента; подобное урегулирование не устраивало Демократов. Во избежание нового «демократического» бунта Хейс, предложив, можно сказать, «нулевой вариант», заключил с лидерами Демократической партии соглашение (больше походившее на сделку северной буржуазии с южными «демократами» за спинами рядовых избирателей за счет негров, рабочих и фермеров) о разделе сфер влияния. Основной пункт этого своеобразного «пакта о ненападении» состоял в том, что в обмен на президентское кресло Республиканцы уступали Демократам власть в штатах Южная Каролина, Луизиана и Флорида. Данное положение сформулировали представители Р. Хейса - С. Мэтьюз и Ч. Фостер - в письме, адресованном лидерам Демократов в Конгрессе. Южане, не имея возможности вновь начать вооруженную борьбу, приняли условия сделки. Политическая сделка между лидерами Республиканцев и Демократов оформила становление новой двухпартийной системы в США и положила начало новому периоду в ее истории.

Став Президентом, Р. Хейс в самом начале своего правления в апреле 1877 г. немедленно вывел федеральные войска из Южной Каролины и Луизианы; власть в этих штатах была передана в руки демократов - бывших рабовладельцев-плантаторов, представители которых заняли места и в Конгрессе США (правительство республиканцев во Флориде было смещено даже до инаугурации Р. Хейса). Окончание оккупационного режима в последних южных штатах, упразднение всех остатков военного режима на Юге в целом (на территории штатов бывшей мятежной Конфедерации), допуск южан в федеральный Конгресс и к замещению административных постов в штатах означали - не только de facto, но и de jure - окончание послевоенной Реконструкции.

1877 г. стал переломным в истории США после Гражданской войны - в этом году официально закончилась Реконструкция Юга, которую нельзя отделять от истории Гражданской войны. Началась следующая эпоха в истории Соединенных Штатов Америки - история качественно обновленного общества.


Рагозин Сергей Анатольевич



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Защита конституционных прав и свобод граждан органами конституционного контроля и надзора
Место и роль категории «государственный суверенитет» в науке конституционного права России: история и современность
Взаимодействие органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации с судами общей юрисдикции, органами государственной власти и средствами массовой информации.
Конституционное разрешение споров о компетенции
Защита права частной собственности при ее ограничении
Вернуться к списку публикаций