2012-01-06 22:14:08
ГлавнаяКонституционное право — Упрочение федерации в Конституции США. Эволюция политического режима США



Упрочение федерации в Конституции США. Эволюция политического режима США


По мнению З.М. Черниловского, «именно XIV поправка была... наиболее важным конституционным достижением американской буржуазно­-демократической революции... прошлого века». Эту позицию разделяют и другие исследователи, заявляющие, что «поправка XIV стала одним из важнейших элементов, характеризующих американский буржуазный конституционализм, инструментом развития его принципов, критерием законности политической практики государства в сфере буржуазно-демократических прав и свобод граждан», «одной из крупнейших вех в развитии американского конституционализма».

Восстановление Союза произошло под руководством крупной буржуазии Севера и Запада при активном участии широких народных масс. В результате военного разгрома Конфедерации южных штатов политическая власть в США перешла из рук южан-рабовладельцев в руки промышленной буржуазии. С одной стороны, была уничтожена монополия плантаторов на политическую власть на Юге. С другой стороны, плантаторы лишились политической власти и в общенациональном масштабе - в масштабе всей страны.

Гражданская война 1861-1865 гг. сокрушила основы могущества плантаторов и открыла промышленникам дорогу к утверждению господства над всем «обновленным» Союзом. После ожесточенной борьбы власть в США перешла от одного класса - рабовладельцев, к другому - крупной промышленной буржуазии страны: этот переход центральной власти выразился прежде всего в том, что буржуазия поставила под свой контроль все ветви федеральной власти; «в результате гражданской войны вся полнота государственной власти перешла в руки буржуазии»; произошли существенные изменения в политическом режиме страны, в частности, на протяжении многих лет правящей партией стала Республиканская партия.

Республиканская партия получила большинство мест в Палате Представителей Конгресса США еще к 1854 г.

До Гражданской войны из 72-х лет, прошедших от правления Дж. Вашингтона до правления А. Линкольна, в течение 50-ти лет пост Президента США занимали южане. В течение 32-х лет между вступлением в должность Президента Э. Джексона и инаугурацией Линкольна Демократы контролировали пост Президента и Сенат на протяжении 24-х лет, Палату Представителей на протяжении 22-х лет, Верховный Суд США на протяжении 26-ти лет. Исполнительная власть перешла к буржуазии в 1860 г. Однако избрание Президентом Республиканца А. Линкольна, как известно, раскололо страну, что закончилось Гражданской войной. После войны политический строй коренным образом изменился. У власти в течение длительного периода пребывала Республиканская партия; сохранив президентскую власть, промышленники Севера еще более усилили свой контроль над федеральными органами власти в целом. К представителям буржуазии отошло и подавляющее большинство в 2/3 голосов в Сенате.

«Начавшаяся еще до 1861 г. партийная перегруппировка... завершается... в период Реконструкции, когда и происходит возрождение двухпартийной системы США на основе тандема республиканцы - демократы». Именно в период Реконструкции окончательно складывается новая двухпартийная система, новый двухпартийный механизм в США.

В.А. Савельев отмечает, что «угроза раскола союза штатов и гражданская война... поставили политическую элиту перед необходимостью централизации власти в руках президента». Создание более централизованного государства, ставшее одним из важнейших итогов Гражданской войны, привело к ряду перемен в государственном механизме, которые выразились в тенденциях к концентрации государственной власти, к усилению федеральных, прежде всего исполнительных, органов власти, бюрократизации государственного аппарата. В условиях стремительных социальных перемен, глубоко воздействовавших на структуру американского общества, замедленно реагирующий на них государственный аппарат все менее отвечал задачам эффективного управления. Возникла проблема дальнейшего совершенствования государственного механизма США. Потребность в придании государственному аппарату необходимой мобильности привела к созданию новых административных органов. Концентрация государственной власти, эволюция института президентской власти шли, преимущественно, по линии расширения прав Президента, что вело к закреплению определенного преобладания исполнительной власти над законодательной; «однако... принцип разделения властей.., не переставал действовать».

Все возрастающее влияние федеральных структур исполнительной власти в делах центра и штатов было результатом учреждения новых правительственных органов административно-исполнительного назначения и роста профессионального корпуса чиновничества. Чиновничья-бюрократическая машина приобрела еще более важное значение в осуществлении президентской власти. Усиление государственной машины в период тенденции развития монополистической экономики капитализма нужно рассматривать в целом как позитивный, прогрессивный процесс, отвечавший объективным требованиям времени.

Для успешного решения все расширяющихся задач по обеспечению новых условий для быстрого развития производительных сил, для беспрецедентных темпов развития капитализма в период превращения США в страну монополистического капитала возникла необходимость в более совершенном административном аппарате. С окончанием Гражданской войны общая тенденция к усилению централизации сказалась в местном управлении. Постоянно шло увеличение федерального аппарата, бюрократический аппарат разросся еще в годы Гражданской войны, а к ее концу на федеральном уровне существовало около 100 тыс. должностей, замещаемых Президентом. Неуклонное увеличение численности бюрократического аппарата стало одной из устойчивых тенденций государственного развития США.

Процесс трансформации государственного управления сопровождался появлением новых центральных федеральных ведомств: были учреждены Бюро внутренних доходов. Департамент земледелия в 1862 г., Бюро образования в 1867 г.. Министерство юстиции в 1870 г.. Министерство связи в 1872 г.

Специфической чертой бюрократического государственного аппарата США была относительная незавершенность министерской системы, карательных служб и военных ведомств, размытость их функций. При этом следует отметить усиление роли и значения аппарата политических партий - несмотря на то, что для Республиканской и Демократической партий США «было характерно отсутствие официального членства» - в системе государственного механизма.

Приход Республиканцев к власти в 1860 г. положил начало новому этапу в партийно-политической истории США. Поражение Юга дало решительный перевес республиканцам. Победа буржуазии в Гражданской войне и ее борьба за сохранение и упрочение Федерации привели к тому, что Республиканская партия, вобравшая в себя все антирабовладельческие силы, - более полувека (с незначительными перерывами) удерживала государственную власть в своих руках. Именно в исследуемый период оформилась американская двухпартийная система в классическом варианте.

«Восстановление Союза США на новой, чисто буржуазной основе при сильной централизации всего государственного аппарата и решительном преобладании суверенитета центрального правительства над суверенитетом отдельных штатов», свержение политического господства рабовладельцев и утверждение господства буржуазии в общенациональном масштабе создали благоприятные условия для бурного развития производительных сил США.

До Гражданской войны 1861-1865 гг. «в рамках единого капиталистического способа производства в США сосуществовали система рабства и система наемного труда». Решив в буржуазном духе основные вопросы социально-экономического развития страны (образование многомиллионного фермерского хозяйства в результате применения Гомстед-Акта; дальнейшее развитие буржуазной демократии: введение всеобщего мужского избирательного права, предоставление прав граждан США неграм). Гражданская война упразднила препятствия на пути прогресса капитализма в стране и произвела революцию в обществе. Ликвидация рабства означала наступление новой эры в американской экономике. Укрепление федерации способствовало превращению Соединенных Штатов Америки в ведущую державу мира. Переход к индустриальному капитализму, монополистическому хозяйству дали импульс перестройке всего американского общества.

Рабское плантационное хозяйство было ликвидировано; рабство как система в США было отменено. Освобождение негров и конфискация, пусть и частичная, имущества бывших мятежников (или продажа его за долги - только в штате Миссисипи из-за неуплаты налогов «с молотка» было продано почти 6 млн. акров земли) подорвали экономическую основу могущества плантаторов.

Вся экономика южных штатов была потрясена и подверглась переустройству. Подавляющее большинство промышленных предприятий было разрушено. Большая часть железных дорог обанкротилась. Банки и страховые компании терпели крах. Сельское хозяйство пребывало в крайне тяжелом состоянии. Цены на землю упали катастрофически (например, участки, стоившие до войны 100 долларов за акр, теперь продавались по 5 долларов). За десять лет с 1860 по 1870 гг. реальная стоимость всей собственности в одиннадцати Штатах Юга снизилась с 5-ти до 3-х млрд. долларов. Но крупное землевладение в южных штатах сохранилось и после Реконструкции. Однако, если раньше имело место противостояние бывших плантаторов и промышленно-банковского капитала, то теперь установился их союз.

Бурному росту капитализма в США после Гражданской войны способствовал ряд объективных и субъективных факторов. Предпосылками для более ускоренных темпов развития капиталистических отношений в США по сравнению с другими странами являлись:

— наличие значительного фонда «свободных земель» и раздача гомстедов;

— слом системы рабовладения - главного тормоза развития капитализма;

— сопровождавшееся широкомасштабным строительством железных дорог быстрое заселение Запада, которое, наряду со стремлением приблизить производственные предприятия к источникам сырья, определяло постепенное распространение промышленности, ранее сконцентрированной в Новой Англии и Средних Атлантических штатах, на Тихоокеанское побережье, на Запад.

Быстрому росту капитализма в США содействовали также сосредоточение богатейших запасов природных ресурсов, полезных ископаемых, возможность для американской буржуазии аккумулировать финансовые капиталы ведущих европейских держав, регулярный приток дополнительной дешевой рабочей силы вследствие иммиграции; внедрение новейших технических достижений в промышленности и сельском хозяйстве, в котором, несмотря на иммиграцию, рабочих рук все равно не хватало.

Возникшие в США после Гражданской войны принципиально новые реалии вылились в беспрецедентный в мировой истории рост промышленного производства. Концентрация и централизация в сфере промышленного производства и в области банковского дела привели к резкому повороту от старого к новому капитализму, к появлению, развитию и господству финансово-монополистического капитала. В результате в 70-е гг. XIX столетия в США произошла промышленная революция; с четвертого места в иерархии наиболее экономически мощных государств, занимаемого Соединенными Штатами в 1860 г., они уже к 1894 г. совершили прорыв на первое, став к концу века передовой, высокоразвитой индустриально-аграрной державой.

Превращение США из аграрной в индустриально-аграрную страну шло на фоне утверждения в сельском хозяйстве пути развития, в основе которого лежало развитие фермерского капиталистического хозяйства. Эта тенденция развития сельского хозяйства наметилась еще до Гражданской войны, но она имела место лишь в отдельных регионах - на Западе и частично в северо-восточных штатах. Если на первых порах становление машинного производства сопровождалось распространением плантационно-рабовладельческой системы на территории Юга и Юго-Запада, то на последующих ступенях своей эволюции капиталистические производство и система труда и рабство стали абсолютно несовместимы. До уничтожения рабства потенциальная возможность интенсивного развития сельского хозяйства по «фермерскому пути» в национальном масштабе была нереальной. Крушение рабовладения в США - не только как системы экономических отношений, но и как системы мировоззренческих и духовных ценностей - одновременно было победой «фермерского» пути развития капитализма в сельском хозяйстве. «Победа в целом фермерского пути развития капитализма в сельском хозяйстве США открыла возможности бурного роста производительных сил». Победа «фермерского» пути развития капитализма в сельском хозяйстве явилась, несомненно, третьим главным - после восстановления Союза, упрочения федерации и запрещения рабства - результатом американской буржуазно-демократической революции.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Конституционно-правовой статус главы исполнительной власти субъекта федераци
Общая характеристика новых основных законов стран СНГ и Балтии
Основные направления повышения эффективности воздействия Конституционного Суда Российской Федерации на надлежащее соблюдение органами государственной власти конституционных прав и свобод граждан
Теория и практика Конституционного судопроизводства в органах конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации
Роль конституционного суда РФ в обеспечении надлежащего соблюдения органами государственной власти конституционных прав и свобод граждан
Вернуться к списку публикаций