2012-01-06 22:14:08
ГлавнаяКонституционное право — Упрочение федерации в Конституции США. Эволюция политического режима США



Упрочение федерации в Конституции США. Эволюция политического режима США


Гражданская война в США между Севером и Югом, принявшая характер буржуазно-демократической революции, способствовала радикальному решению ряда важнейших вопросов социально-экономического развития Соединенных Штатов Америки. Уже во время войны, которая «была крупнейшим водоразделом - историческим и социальным», буржуазия Севера осуществила целый ряд мероприятий, нацеленных в конечном итоге на существенные преобразования в стране на новой экономической и политической основе, а после войны провела известную Реконструкцию Юга США, что имело большое значение для всей страны. «Вторая Американская революция - гражданская война 1861-1865 гг. и Реконструкция Юга - ...завершилась ликвидацией экономического базиса олигархии Юга – крупного землевладения, отменой рабства и провозглашением акта о распределении земель Запада на основе буржуазно-демократических принципов. Революция создала возможность для бурного роста капитализма, образования единого национального рынка, свободного приложения капитала. Эти факторы оказали огромное влияние на последующее развитие страны, привели к невиданному подъему ее экономики».

В деле экономического и политического переустройства страны буржуазия пошла на самые решительные действия, в том числе и правового характера, прежде всего, на отмену института рабовладения как такового. «Спор о рабовладении поставил под угрозу территориальную целостность государства и был решен лишь в результате гражданской войны». Точка зрения о том, что основной итог войны - это отмена рабства на всей территории США, является весьма распространенной. В.И. Лафитский считает, что не менее важно, чем ликвидация рабства, было утверждение единства федерации: «Право нуллификации и право на отделение были отвергнуты. Верховенство федерации больше не подвергалось сомнению». Безусловно, ликвидация рабства ознаменовала важнейшее - после сохранения единства Союза - достижение революции, предопределившее исход борьбы между Севером и Югом как борьбы двух систем - системы рабства и капиталистической системы, системы свободного труда. Ограничения существовавшей демократии рабовладельческой системой в лице 300 тыс. (по данным на 1860 г.) рабовладельцев были упразднены. Реорганизация Союза, причем реорганизация на основе рабства с превращением пограничных Штатов, Территорий в рабовладельческие штаты, запланированная Конфедерацией южных штатов, оказалась нереальной. Восстановление Союза имело безусловный характер.

Хотя ряд американских ученых считают, что Президент Линкольн вступил в войну с образовавшими Конфедерацию южными штатами для того, чтобы освободить негров от оков рабства, подлинная причина этого состояла, несомненно, в угрозе расчленения Соединенных Штатов, нарушении территориальной целостности страны. За период между наполеоновскими войнами и Первой мировой войной Гражданская война в США была самой кровопролитной войной в мире. Сотни тысяч убитых и искалеченных, разрушенные города - такова была цена не освобождения от рабства, а сохранения, главным образом, единства страны, упрочения ее государственного строя. Военная победа федеральных вооруженных сил способствовала решению политико-правовых вопросов о природе Союза и о том, как далеко распространяется понятие «суверенитет штата». Гражданская война разрешила принципиальный спор о юридической природе Союза, сторонников концепции полного верховенства федерального законодательства и приверженцев доктрины прав штатов.

Государственный строй, закрепленный Конституцией 1787 г., которая при своем рождении представляла собой компромисс между предпринимателями Севера и плантаторами Юга («Буржуазия пошла на уступки в вопросе о рабстве, в результате чего этот позорный институт был сохранен. Плантаторы - рабовладельцы, в свою очередь, пошли на уступки в вопросах степени централизации федеральной системы»), в ходе этой войны выдержал испытание на прочность. Длительный путь становления и развития американской Федерации «в целом характеризовался все возрастающей централизацией государственной власти и управления, концентрацией все более широких полномочий в руках федерации, усилением зависимости штатов от федерального правительства». Федерация не только устояла, но и упрочилась. Это было особенно важно в свете некоторого дуализма Конституции Соединенных Штатов, отразившей в свое время известный компромисс между тенденциями централизации, федерализма и - децентрализации, антифедерализма. Формула: «Конституция не была создана штатами», - после 1865 г. практически перестала оспариваться и подвергаться сколько-нибудь серьезным сомнениям. Упрочение Федерации явилось главным политико-правовым результатом Гражданской войны между Севером и Югом, исход которой, несомненно, должно рассматривать как убедительную победу принципа «национального суверенитета», то есть суверенитета Федерации. Капитуляция южных штатов окончательно решила вопрос о жизненности и исторической обоснованности федеративной формы государственного устройства США. Триумф принципа национального суверенитета как специфического для США воплощения принципа разделения властей «по вертикали» - между Федерацией и Штатами - объективно привел к определенному изменению государственно-правового устройства страны. Главным направлением конституционных преобразований в 1861-1877 гг. являлось завершение нормативно-правового оформления конституционной формы федеративной связи штатов и окончательное вытеснение из официальной конституционной доктрины и правоприменительной практики элементов договорного федерализма и конфедерализма (прежде всего, права на сецессию и нуллификацию).

С Гражданской войной в США связано многое в теории и, особенно в практике, государственного, конституционного развития страны. После Гражданской войны 1861-1865 гг. в конституционном праве США твердо закрепились два фундаментальных принципа.

— Штаты не вправе не только выходить из состава Федерации, но и даже просто ставить вопрос о возможности «выделения»;

— Штаты не вправе объявлять федеральные законы недействительными и/или недействующими.

Конституционная теория и практика однозначно встали на позиции категорического непризнания права Штата на «сецессию» (то есть на выход из Федерации) и абсолютного отрицания права Штата на «нуллификацию» (то есть на отказ от признания актов федерального законодательства): Штаты обязаны исполнять законы, принятые Конгрессом США; Президент вправе проводить законы в жизнь с использованием вооруженных сил.

Юридические итоги конституционным аспектам Гражданской войны подвел Верховный Суд США. В 1869 г., приняв в качестве теории конституционного права доктрину «утраченных прав», в решении по делу Texas v. White - самом, пожалуй, знаменательном официальном заявлении, выразившем правовую сущность американского федерализма. Верховный Суд постановил: «Когда Техас... стал одним из Соединенных Штатов, он вступил в нерасторжимые отношения... Акт, который оформил его принятие в Союз, являлся более чем договором: это было включение нового члена в политическое тело. И это было окончательно». Данное решение, оглашенное Главным Судьей С. Чейзом, не оставляло сомнений в том, что общенациональная власть была учреждена народом и не зависела от воли штатов. В своих выводах Верховный Суд исходил из трактовки Конституции США как охраняющей «во всех своих положениях... неразрушаемый Союз, составленный из неразрушаемых Штатов». Верховный Суд США пришел также к заключению, что «...ордонанс о сецессии... и все акты... легислатуры (штата Техас), направленные на то, чтобы придать законную силу этому ордонансу, были абсолютно ничтожны. Они остались совершенно без законной силы». Что касается вопросов о юридическом статуте Штатов, объявивших в свое время о сецессии, и правовом статусе лиц, участвовавших в мятеже, то и во время войны, по мнению высшей судебной инстанции. «Техас продолжал оставаться Штатом, и Штатом Союза», и его граждане не перестали быть «гражданами Союза»: «права Штата как члена, и его жителей как граждан Союза, были приостановлены». Таков был судебный вердикт по вопросу о сепаратизме, автономии и лояльности штатов. Как справедливо констатирует Б.С. Крылов, «с правовой точки зрения решение по делу «Техас против Уайта» окончательно определило природу американской федерации». «Верховный суд США постановил, - лаконично резюмирует В.Е. Чиркин, - что Союз США нерушим». Политико-правовой принцип неразрушаемости Штата, закрепленный в Конституции США (разд. 3 ст. IV), в результате конституционной реформы 1861-1877 гг. был экстраполирован на Североамериканскую Федерацию в целом и закреплен в качестве системного принципа конституционного строя Соединенных Штатов Америки - принципа неразрушаемости Союза.

Следует, конечно же, отметить, что предметом детального исследования Верховного Суда США не стал вопрос о том, как именно следовало проводить Реконструкцию. Теория разделения властей, распределения полномочий между ними не становилась жесткой догматической правовой конструкцией, чтобы не связывать государство и его органы судебными прецедентами и зарезервировать за ними возможность в будущем адекватно реагировать на те или иные юридические коллизии (как это было в рассматриваемый период с вопросом о статусе южных штатов, который решался в соответствии с конкретно складывавшимися на разных этапах политико-экономическими реалиями).

О.А. Жидков подчеркивает, что «в период, последовавший за гражданской войной.., создавались... благоприятные условия для превращения Верховного суда в более эффективный инструмент федеральной судебной политики...».

Верховный Суд США всячески содействовал так называемой «федеральной эволюции», то есть расширению и углублению объема и характера полномочий центральной власти страны. Новое звучание обрела, подкрепленная разгромом мятежной Конфедерации, посягнувшей на единство и территориальную целостность державы, и доктрина «подразумеваемых, резервных полномочий» Союза. Эта доктрина позволила относить к компетенции Федерации практически любой вопрос. Таким образом, среди главных итогов Гражданской войны в конституционно-правовом плане центральное место занимает установление бесспорного, четко сформулированного в указанной доктрине верховенства Союза. Федерации над Штатами. «Отныне всем попыткам дать какое-то «конституционное» обоснование концепции права штатов на отделение от федерации как «резервируемого» права был положен конец».

Вследствие торжества «национального суверенитета» в Североамериканской федерации начала быстро набирать силу и прогрессировать нейтралистская тенденция. «...Требования новых... реалий, необходимость разрешения проблем, приобретающих важное национальное... значение», привели к изменению объема конституционного регулирования. Одно из первых свидетельств усиления централизации после Гражданской войны выразилось в проведении цикла поправок к Конституции США: «Поправки периода Реконструкции, принятые после Гражданской войны 1861-1865 гг., внесли радикальные изменения в американский федерализм.

Ими был существенно расширен каталог конституционных прав и возможности их правовой защиты». Впервые законодательное обеспечение исполнения поправок к Конституции США (XIII, XIV и XV) самими поправками возлагалось на Конгресс США. Исключительно федеральный Конгресс наделялся правом «посредством принятия соответствующего законодательства» побуждать Штаты к исполнению новых поправок к Конституции. По сути, речь шла о конституционной реформе.

Совершенно исключительное место, - с позиций сугубо юридических нюансов функционирования судебной системы США, - принадлежало XIV поправке. «Особенностью правовой системы США... является существование так называемого правового дуализма», порожденного спецификой американского федерализма. Изначально федеральные власти «были существенно ограничены в решении многих принципиальных вопросов, включая вопросы уголовного судопроизводства. Однако со временем ситуация в данной области претерпела изменения, - справедливо утверждает К.Ф. Гуценко. - Особенно существенно она изменилась после гражданской войны, когда... была принята XIV поправка к Конституции США, открывшая путь к усилению централизации власти в стране и расширению полномочий всех федеральных органов, в том числе законодательных и судебных». XIV поправка к Конституции США фактически положила предел остававшемуся до ее ратификации в 1868 г. практически неограниченным суверенитету каждого из Штатов в сфере отправления правосудия, предписав им применять уголовное наказание не иначе как на основе «надлежащей правовой процедуры». В последующем именно эта формула послужила основанием для осуществления федеральными судами, особенно Верховным Судом США, надзорных функций в отношении штатов; XIV поправка явилась «...юридической базой обеспечения... обязанности судов выступать в качестве надзорной инстанции в отношении действий государственных служащих и учреждений» - это способствовало дальнейшему развитию так называемого федерального прецедентного права. Категорически нельзя согласиться с мнением В.А. Савельева о сужении юрисдикции Верховного Суда вследствие XIV поправки. Можно утверждать, что с тех пор принцип разделения властей «по вертикали» главенствует в уголовном процессе США. Уголовное судопроизводство конкретного штата функционирует как бы в двойном конституционном режиме: регулируясь конституцией и уголовно-процессуальным законодательством Штата, как субъекта Федерации, оно безусловно должно отвечать высшему федеральному постулату о «надлежащей правовой процедуре».



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Взаимодействие органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации с Конституционным Судом Российской Федерации
Кодификация законодательства о местном самоуправлении - понятие, содержание, применение
К вопросу о конституционно-правовых основах самостоятельности местного самоуправления
Общая характеристика новых основных законов стран СНГ и Балтии
Роль решений Конституционного Суда Российской Федерации в защите прав и свобод граждан
Вернуться к списку публикаций