2012-01-06 22:05:19
ГлавнаяКонституционное право — Конституционное развитие США в 1861-1877 годах



Конституционное развитие США в 1861-1877 годах


Конституционное закрепление основ правового государства, их реализация в конкретной практике государственного строительства определяются специфическими условиями каждой страны, государственно-правовыми преобразованиями в ее истории. Начало американской государственности положила Декларация Независимости 1776 г. Далее этот процесс связан с принятием конституций в штатах и Статей Конфедерации и Вечного Союза 1781 г. Собственно само конституирование проходило в период Войны за независимость, ведь Великобритания признала независимость своих бывших колоний лишь в 1783 г.

Статьи Конфедерации и Вечного Союза закрепляли политическую и экономическую разобщенность между штатами, что препятствовало экономическому развитию страны. Поэтому появилась необходимость в принятии новой конституции, что и было сделано в 1787 г. Тем самым была разрешена задача перехода от конфедерации к федерации, от союза государств в лице отдельных штатов к несравненно более прочному союзному государству. Но Конституция США 1787 г. сохранила рабство, что и явилось причиной противостояния, конфликтов между свободными и рабовладельческими штатами. Противоречия между индустриальной и аграрно-рабовладельческой системами хозяйства особую остроту приняли в середине XIX столетия.

Конституция США, являя собой образец «конституционного долгожителя», не могла не отражать те изменения, которые происходили в обществе, в экономической и политической жизни страны. Это, несомненно, относится и к уникальным в истории США периодам Гражданской войны (1861-1865 гг.) и Реконструкции (1865-1877 гг.). В эти критические годы Конституция США, с одной стороны, послужила законодательной основой для деятельности всех ветвей союзной власти по преодолению сепаратистских, центробежных тенденций и построению прочного единого федеративного государства, а, с другой стороны, в сравнительно непродолжительный промежуток времени отразила в трех новых конституционных поправках послевоенные изменения в общественном и государственном строе страны, изменения в политическом режиме.

Позиция федерального Конгресса, утверждавшего, что Штаты, объявляя о сецессии, совершили «государственное самоубийство» и превратились в «мятежные сообщества», - противоречит фундаментальным основам конституционного права США и, в частности, принципу неразрушаемости штатов, который прямо закреплен в разд. 3 ст. IV Конституции США. В результате сецессии из элементов, составляющих штат как системное политико­правовое образование (определенная территория; совокупность граждан и проч.), оказались нарушены не все, а именно - соблюдение населением штатов федерального, прежде всего конституционного законодательства, и легитимность органов власти. Исходя из положений конституционного права США, следует признать более правильной позицию Президентов США А. Линкольна и Э. Джонсона, полагавших, что в Гражданской войне участвовали не сами одиннадцать штатов Юга, объявившие в 1860-1861 гг. о сецессии, а лишь часть их жителей, тогда как сами Штаты являлись неотторгаемыми в одностороннем порядке образованиями и потому юридически оставались в составе Союза. В правовом отношении моментом завершения комплекса реконструкционных мероприятий в каждом из штатов, которые состояли в 1861-1865 гг. в южной Конфедерации, являлось принятие федеральной законодательной властью Акта о допущении соответствующего южного Штата к представительству в Конгрессе США и признание юридической силы мандатов конгрессменов-южан со стороны федеральных Сената и Палаты Представителей. Ни на одном из этапов Реконструкции федеральные органы США не производили мероприятия, которые могут быть истолкованы как исключение либо вторичный прием, либо восстановление в составе Союза Штатов как субъектов Федерации.

После Гражданской войны принцип целостности Союза (отрицание сецессии) как правовой принцип государственной структуры страны стал основополагающим в конституционной теории и практике США. Установившиеся прочные фундаментальные основы федерализма нашли выражение в последующей государственно-правовой эволюции США. К важнейшим началам организации и функционирования федерализма в США, окончательно прочно утвердившимся после 1865 г., относятся: равноправие входящих в состав США субъектов федерации (после завершения Реконструкции); идентичность конституционного статуса каждого из штатов; симметричный характер Федерации; общенациональный суверенитет, то есть суверенитет федеративного государства; общность территории и гражданства; общее экономическое пространство; единая денежная, финансовая, налоговая, таможенная системы; общее правовое пространство, верховенство Конституции и законов США в качестве актов федерального законодательства на территории всех штатов. При этом следует отметить сохранение за субъектами федерации значительной автономии во многих областях: законодательной, исполнительной и судебной власти. Федерализм как принцип государственного строительства стал структурообразующим элементом правовой системы США.

Упрочение федерации в США, обеспечение устойчивости федеративных отношений было невозможно без укрепления федеральной вертикали исполнительной власти. Потребности более централизованного государства отразились в тенденции к усилению федеральных (прежде всего - исполнительных) органов власти, совершенствовании государственного аппарата. Этот процесс институционно оформился учреждением новых центральных федеральных ведомств. Устойчивая федеративная система при сильной централизации всего государственного аппарата и неоспариваемом более приоритете суверенитета федерации над суверенитетом отдельных штатов, развитие демократических институтов способствовали превращению США в высокоразвитую державу.

История государственного и правового развития США доказывает, на взгляд автора, преимущества конституционной модели федеративного устройства государства (безусловно, для других федераций оптимальными могут быть договорная или конституционно-договорная модели). Особая роль в поддержании незыблемости конституционной модели американской Федерации принадлежит Верховному Суду США, одна из важных сторон деятельности которого заключается в отправлении функции конституционного надзора. Верховный Суд осуществляет толкование Конституции США, следит за соответствием федеральных законов и законов штатов Основному Закону федерации (в свою очередь, федерализм как основа конституционного строя США определил и особенности судебной системы страны). Совокупность государственно-правовых новелл периодов Гражданской войны и Реконструкции не ограничивается XIII, XIV и XV поправками к Конституции Соединенных Штатов, но включает ряд важных федеральных законов, а также доктрины и толкование Верховным Судом США ранее установленных положений конституционного права и вновь созданные конституционные прецеденты, в том числе по вопросам правомочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти как Федерации, так и Штатов. В 1869 г. Верховный Суд США подчеркнул равноправие всех штатов, их тождественный конституционный статус, конституционный, наддоговорный характер отношений отдельных Штатов и Союза в целом.

Периоды Гражданской войны (1861-1865 гг.) и Реконструкции (1865- 1877 гг.) составляют целостный этап конституционного развития Соединенных Штатов Америки. В исследуемые периоды de facto сложился тот более совершенный Союз, образование которого было названо в конце XVIII в. как первоочередная цель принятия в 1787 г. Конституции США. В США была сохранена и упрочена федеративная форма государственного устройства, предопределившая дальнейшее развитие демократического политического режима. Конституционные отношения в системе центральных органов власти США претерпели сложную эволюцию, которая предвосхитила основные тенденции их развития в XX столетии. В федеративной системе США было найдено оптимальное соотношение между двумя уровнями государственной власти: федеральным и штатов как субъектов федерации. После Реконструкции установились четко регулируемые взаимоотношения между центральной и местными властями. Достижение баланса интересов целого и частей американского федеративного государства обеспечивалось тем, что пути для этого обосновывались в теории, были реализованы в правовых нормах и последовательно проводились в политической практике.


Рагозин Сергей Анатольевич







Интересное:


Защита права частной собственности при ее ограничении
К вопросу об источниках конституционного права
Взаимодействие органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации с Конституционным Судом Российской Федерации
Защита конституционных прав и свобод граждан органами конституционного контроля и надзора
Исследование содержания конституционных реформ в странах, возникших на территории бывшего СССР, с 1989 года как направление в сравнительном правоведении
Вернуться к списку публикаций