2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяКриминология и криминалистика — О проблемах профилактики насильственных преступлений в исправительных учреждениях



О проблемах профилактики насильственных преступлений в исправительных учреждениях


Профилактика правонарушений - цель, к которой, в конечном счете, устремлено всякое исследование противоправного поведения. Ярко выраженная практическая значимость и сложность проблем предупредительной деятельности обусловливает их актуальность и необходимость интенсивной теоретической разработки. B ходе обсуждения различных аспектов борьбы с правонарушениями в науке был выдвинут тезис о том, что в становлении противоправного поведения имеется несколько этапов, на каждом из которых предупредитёльное воздействие должно обладать специфическими свойствами, исходя из непосредственных задач [1].

Нашей задачей является выявление и рассмотрение специфики предупреждения насильственных преступлений в исправительных учреждениях, как важной части работы по исправлению осужденных. К сожалению, уровень профилактической работы в учреждениях уголовно-исполнительной системы остается все еще низким, и не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Профилактика преступлений, как представляется, должна носить целенаправленный характер. Необходимо, чтобы в каждом учреждении сложилась стройная система организации профилактического воздействия на осужденных, чтобы в полной мере и достаточно эффективно устранялись причины, порождающие это негативное явление. Содержание профилактической работы должно состоять в разработке и осуществлении комплекса мероприятий организационного, воспитательного, режимного и уголовно-правового характера, направленных на устранение причин и условий, способствующих проявлению насилия в период отбывания наказания в местах лишения свободы. Такие мероприятия должны иметь как общую, так и частную направленность. Исходя из того, что профилактические меры, в криминологии, делятся на общие и специальные [2], то и профилактику насильственной преступности в исправительных учреждениях необходимо проводить в двух направлениях: общем и специальном. Соответственно такая деятельность должна включать в себя и общепрофилактические, и частные (индивидуальные) предупредительные меры.

К первым традиционно относим воспитательную работу, труд, режим, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, т.е. меры, применяемые в рамках основных средств исправления и не направленные непосредственно на предупреждение преступности в исправительных учреждениях. B отличие от них, специальные меры как раз и предназначены для более частной цели - в данном случае недопущение самых крайних и наиболее разрушительных видов преступлений.

К специальным мерам необходимо отнести также меры оперативно-режимного характера, направленные на выявление лиц, подготавливающих преступления или лиц, способных к таким действиям, а также выявление осужденных, в отношении которых могут быть совершены насильственные преступления. Также к специальным необходимо отнести и меры психологического характера, без применения которых практически невозможно предупреждать проявления агрессивности, являющейся в большинстве случаев "движущей силой" при совершении таких преступлений. Специальными можно назвать и меры дисциплинарных взысканий за факты проявления насилия, не подпадающие, однако под уголовную юрисдикцию.

Разграничение профилактических мер на общие и специальные в ряде случаев носит весьма условный характер, поскольку последние иногда входят в общие и являются их частью. Однако такое разграничение диктуется практической необходимостью - конкретизацией профилактической работы с осужденными, и поиска, на этой основе, более действенных форм воспитательно-профилактической работы.

К сожалению, в настоящее время в деятельности администрации применяются, в основном, меры весьма ограниченного характера, которые сводятся, в конечном счете, к воспитательной работе с лицами, имеющими нарушения режима содержания. Такое положение дел не отвечает требованиям сегодняшнего дня.

Для организации профилактики насильственных преступлений, совершаемых в период отбывания наказания, значение приобретает выявление и установление объекта воздействия. Это придает предупредительной работе конкретный и целенаправленный характер. Именно здесь необходимо учитывать личностные особенности осужденных.

С другой стороны, чтобы успешно предупреждать насильственные преступления, необходимо знать какую цель преследуют эти преступления, какую функцию они выполняют - в местах лишения свободы, и это может быть жертвой. Справедливо, в этой связи замечание Г.Н. Кудрявцева: "Если правонарушение не имеет четко очерченного круга причин, то профилактическая работа превращается в беспорядочную, а окончательная ликвидация этих антиобщественных явлений становится неосуществимой" [2].

Высказанные соображения позволяют отметить, что предупреждение насильственных преступлений в исправительных учреждениях, имеет определенные особенности, которые обусловлены: особо опасным характером таких преступлений; тенденциями и закономерностями преступности в местах лишения свободы вообще; особенностями криминогенных факторов преступности в учреждениях уголовно- исполнительной системы; причинами конкретных преступлений и особенностями их совершения в местах лишения свободы; личностью преступника и жертвы; специфичной для мест лишения свободы группой преступлений, составляющих ядро преступности в исправительных учреждениях.

Приведенные положения еще раз доказывают, что предупреждение преступлений в исправительных учреждениях нельзя анализировать в отрыве от общих целей уголовного наказания и деятельности уголовно-исполнительной системы. Неслучайно, криминология, уголовно-исполнительное право и другие науки рассматривают изучение осужденного как необходимое условие для повышения эффективности наказания. B этой связи, у работников уголовно-исполнительной системы существует потребность в специальных личностных методиках, позволяющих определить психологические и, в первую очередь, характерологические особенности осужденных. Знание характера осужденного позволяет определить наиболее эффективные меры воспитательного воздействия на него, а также прогнозировать его поведение в конкретных жизненных ситуация. При этом методики изучения личности, предназначенные для использования работниками исправительных учреждений, должны отвечать основному условию- не требовать от того, кто их использует, специальной психологической подготовки. Современные аналитические методики, применяемые в психологии для использования их практическими работниками мест лишения свободы не предназначены, поскольку успешная интерпретация результатов, полученных с их помощью, предполагает хорошую подготовку в области психологии. Необходимость в разработке методик изучения характера осужденного вызвана также тем, что большинство сотрудников исправительных учреждений не имеют достаточного опыта и знаний для квалифицированного выполнения возрастающих требований по составлению психолого-педагогических характеристик осужденного.

Результаты научных исследований, положительный опыт, накопленный сотрудниками уголовно-исполнительной системы, свидетельствует о том, что исправление осужденных может быть эффективным только при условии дифференцированного воздействия на различные категории осужденных. Целенаправленная работа с непременным учетом типичных особенностей отдельных групп осужденных в сочетании с индивидуальным подходом повышает действенной воспитательной работы.

При изучении личности осужденных необходимо также учитывать, что они находятся в местах лишения свободы, где социальная среда, с ярко выраженной отрицательной направленностью, особенно активно воздействует на личность и ее поведение, B связи с этим, личностные особенности и поведение необходимо рассматривать в контексте отношений, складывающихся в социальной среде осужденных [3].

Кроме того, следует заметить, что профилактическая деятельность в учреждениях уголовно-исполнительной системы должна осуществляется с учетом особенностей каждого конкретного учреждения, а так же специфики самих правонарушений, возможных там, а равно личностных особенностей правонарушителей – осужденных (в широком смысле правонарушителями в местах лишения свободы могут быть не только осужденные).

Механизм, приемы, методы специального предупреждения преступлений, чтобы быть эффективными, объективно должны учитывать территориальные особенности среды, а также действие специфических криминогенных факторов, Иными словами, "система предупредительных мер в разных регионах и социальных группах имеет свою специфику и своих адресатов" [4].

Индивидуальное развитие человека и его деятельность осуществляются в процессе установления и функционирования разнообразных отношений в определенной социальной среде, которая, в конечном счете, определяет его становление как личности, детерминирует характер деятельности человека, ее конкретные формы. Человек на протяжении всей жизни испытывает воздействие обширной совокупности социальных факторов, в связи с чем, представляется необходимым акцентировать внимание на вопросе о влиянии среды на совершение насильственных преступлений.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Использование криминалистической модели преступной деятельности по уклонению от уплаты налогов для анализа исходных данных в процессе выявления и раскрытия преступлений этого вида
Криминалистическая подготовка юридических кадров
Нетрадиционные источники информации о взрыве и их использование при расследовании
Противодействие коррупции криминологическими методами
Система следов преступной деятельности по уклонению от уплаты налогов и их информатика
Вернуться к списку публикаций