2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяКриминология и криминалистика — Криминалистическая подготовка юридических кадров



Криминалистическая подготовка юридических кадров


Необходимость совершенствования системы подготовки кадров несомненна, поскольку ранее «ориентированная по преимуществу на наследование и воспроизводство стереотипов, оказалась не в состоянии быстро перестроить традиционные формы и методы работы, привести их в соответствие с требованиями общества, вступающего в период необычайно ускоренного развития" (4,5). Действительно, в ряде областей деятельности за время подготовки специалиста полученные им знания могут значительно, если не полностью, устареть. Но какими должны быть пути этой перестройки? На наш взгляд, при этом забывают, что система обучения включает три элемента: обучающего, средства обучения и обучаемого, и основное внимание уделяют средствам обучения, практически не затрагивая два других элемента. Средства обучения исключительно важны, но все-таки главное не методы обучения, а человек, его интерес, направленность на получение знаний. Целеполагание – основа жизнедеятельности человека и обучение не является исключением из этого.

Нередко технологию обучения сводили к технике, в которой видели панацею от всех бед обучения (4, 17-19). Но техника (демонстрационные средства, программирование и пр.) не решает всех проблем и пора повального увлечения ими прошла. Они дали много нового и полезного, но не привели к революции в системе обучения.

Все подчеркивают, что сейчас главное не «наполнить» обучаемого конкретными знаниями, а привить ему способности к постоянному самостоятельному приобретению новых знаний.

Все правильно, но как и за счет чего достичь того, чтобы обучаемый стремился (желал) этим сам заниматься? Почему ребенка трудно оторвать от компьютера? Потому что для него это крайне интересно. А почему студент в такой же мере не использует компьютер для восполнения своих знаний при четком понимании того, какой это великий и удобный источник информации? Дело в том, что он обращается к нему только для удовлетворения своих потребностей: для ознакомления с тем, что ему интересно (та же игра) и в связи с определенной необходимостью (найти текст для контрольной, курсовой, дипломной работы и т.п.). Значит упор должен делаться на заинтересованность. А это должно достигаться за счет трех основных рычагов: а) потребности, точнее необходимости получения знаний для обеспечения своего будущего (работа, карьера, семья и т.д.); б) интересных (может быть даже увлекательных) средств и методов обучения (педагогика, дидактика); в) интересного содержания преподносимого материала (преподаваемая дисциплина, в нашем случае – криминалистика).

Применительно к последнему следует привести замечание Н. Кристи, высказанное в адрес криминологии, но имеющее отношение и к преподаванию других юридических дисциплин: «Как так получается, что большая часть криминологической литературы так скучна, утомительна и поразительно лишена новых озарений? Ведь в науке, основанной на материале, связанном с самыми драматическими событиями, все должно быть совсем наоборот. Наши теории основаны на ситуациях конфликтов и героизма, опасностей и катастроф, злоупотреблений и жертвенности, а именно в них создатели наших литературных героев и находят большую часть материалов для своих произведений. И тем не менее такая тривиальность!» (8,59).

Таким образом, главное для восполнения знаний – желание их пополнять, а, следовательно, на первое место должна выходить заинтересованность обучаемого. Она может побуждаться (обусловливаться) личным интересом (целью, жизненной позицией) и конкуренцией на пути к достижению намеченной цели. На первое педагогу воздействовать крайне сложно, здесь главный фактор – жизнь, а второе – это то, что находится в сфере влияния системы образования.

В конкурсном плане следует отметить два направления: а) строгий отбор на этапе приема в учебные заведения в соответствии со способностями к обучению в целом и в плане избранной специальности, в частности; б) отсеивание в процессе обучения по антирезультатам учебы. Однако, в настоящее время эти два фактора у нас практически не используются из-за нашего менталитета, из-за блата и в целом из-за нашего отношения к жизни, ее ценностям.

По данным российских исследователей более половины выпускников высших учебных заведений МВД не намерены в последующем работать в системе МВД (9, 20). По нашим данным картина несколько лучше, но тоже безрадостная (10, 365-366). Это значит, что специализированные учебные заведения зачастую учат не тех, кого следовало, и работают без должной отдачи.

А отсеивания в нашей системе высшего образования фактически нет, поскольку 97-98% поступивших на учебу получают дипломы в отличие от зарубежных вузов, где менее 50% поступивших завершают учебу получением диплома (11, 43). Несомненно наши студенты (слушатели) не являются значительно выше по уровню своих способностей, поэтому нередко мы выпускаем не специалиста, а лишь лицо, обладающее дипломом о высшем образовании, что, естественно, не может не сказываться на качестве их последующей практической работы. За рубежом студент, платя за образование, старается учиться или отчисляется, а у нас даже платное образование мало что изменило в отношении к учебе, во-первых, потому что платят, как правило, родители, во-вторых, считается, что «раз студент платит, его нужно тянуть», хотя бы в финансовых интересах вуза.

С учетом отмеченного мы считаем, что для повышения уровня и качества подготовки юридических кадров необходимо: во-первых, подлинное, а не на словах желание государства и его структур качественно изменить систему подготовки юридических кадров, в том числе в правоохранительной сфере; во-вторых, искать резервы повышения уровня образования за счет способностей обучаемых на основе повышения интереса к обучению через качественный отбор и систему конкурса в процессе обучения; в-третьих, усилить роль и знание юристов в поиске, разработке и внедрении мер и средств совершенствования преподавания. Без этого, на наш взгляд, все разговоры об улучшении подготовки юридических кадров останутся совершенно беспредметными и бесполезными.


В. Бахин, Н. Карпов, Л. Мынзату

Статья опубликована в журнале „Закон и жизнь”, №8, 2003 г. С.14-17.


1. Статкус В.Ф. Некоторые проблемы подготовки специалистов по раскрытию и расследованию преступлений. //Вестник криминалистики. Вып. 1. - М., 2000.

2. Волчецкая Т. С. Ситуационные подходы в обучении криминалистике. // Вестник криминалистики. Вып. 1. - М., 2000.

3. Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1983.

4. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. - М., 1986.

5. Образцов В.А. Криминалистическая дидактика: вчера, сегодня, завтра.(http:/ /www.msal.ru./ trobr.html).

6. Яблоков Н.П. О преподавании криминалистики в юридических вузах России в современных условиях. //Актуальные проблемы преподавания криминалистики в юридических высших учебных заведениях. - М., 1999.

7. Ларин А. К вопросу о профессионализме // Российский адвокат, № 6, - М., 1998.

8. Кристи Н. Сверхсоциализация криминологов – преграда на пути проникновения в сущность. // Криминология XXI. - С.-Пб, 2000.

9. Волынский В.А., Попов И.А. Предварительное расследование в аспекте нового УПК РФ: проблемы, пути их решения. // Актуальные проблемы криминалистики на современном этапе. - Краснодар, 2002.

10. Бахин В.П., Карпов Н.С. Некоторые аспекты изучения практики борьбы с преступностью. - Киев, 2002.

11. Коржанський М.Й. Недоліки й завдання вищої юридичної освіти в Україні. // Науковий вісник Дніпропетровського юридичного інституту МВС України, № 3(6). - Дніпропетровськ. 2001.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Функционирование и развитие преступной деятельности по уклонению от уплаты налогов
О методических основах расследования насильственных преступлений
Историко-юридические предпосылки возникновения методики расследования преступлений, основанной на информации о личности преступника, в российской криминалистической науке
Использование криминалистической модели преступной деятельности по уклонению от уплаты налогов для выдвижения версий и планирования раскрытия преступлений этого вида
Специально-криминологические мероприятия по предупреждению преступности в местах лишения свободы
Вернуться к списку публикаций