2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяКриминология и криминалистика — Контроль за преступностью и криминологическое законодательство



Контроль за преступностью и криминологическое законодательство


Указ Президента РФ № 570 от 28.04.93 "Об организационных мерах по усилению борьбы с преступностью" устанавливает, что общее руководство Межведомственной комиссией по борьбе с преступностью и коррупцией Совета безопасности РФ осуществляет Президент России [1]. Указ Президента РФ № 361 от 04.04.1992 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы" запрещает служащим государственного аппарата заниматься предпринимательской деятельностью, а также выполнять оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности). При назначении их на руководящие должности они обязаны декларировать свои доходы, имущество, вклады в банках и ценных бумагах и обязательства финансового характера [2].

Ресоциализация криминогенных контингентов в настоящий момент имеет в качестве правовой основы Указ Президента РФ № 1815 от 2.11.1993 "О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества", согласно которому приемники-распределители органов внутренних дел для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, преобразованы в центры социальной реабилитации указанных лиц для оказания им социальной, медицинской и иной помощи. Помещение в центры допускается с санкции прокурора на срок, не превышающий десять суток [3]. Постановлением Совета Министров РФ № 1003 от 07.10.1993 "О домах ночного пребывания" предусмотрено, что таковые учреждаются за счет местных бюджетов в пределах ассигнований па социальное обеспечение. Эти учреждения должны оказывать соответствующему контингенту содействие в трудоустройстве, в создании условий для проживания. В домах ночного пребывания устанавливаются милицейские посты [4]. Регламентация этого направления контроля преступности находит отражение и в некоторых региональных нормативных актах, например, постановлении администрации Нижегородской области от 19 июля 1994 г. "О порядке организации работ по обеспечению занятости населения в случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда в отдельных районах области" [5].

Контролю преступности несовершеннолетних и молодежи посвящен Указ Президента РФ № 1338 от 06.09.93 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав". В нем описан круг субъектов контроля безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав: комиссии по делам несовершеннолетних: органы опеки и попечительства, аппараты управления и специализированные учреждения (службы) органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости населения и др.

Этим указом президента предусматривается создание в структуре органов министерства социальной защиты специализированных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; в структуре органов образования - специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, совершивших правонарушения, и специальных (коррекционных) учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно-опасные деяния.

Предписано реорганизовать приемники-распределители для несовершеннолетних в центры временной изоляции для тех. кто совершил общественно опасные действия. Указом также решается вопрос о координации контроля безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществлять которую предписано Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Совете Министров - Правительстве РФ. На местах аналогичные комиссии создаются при главах исполнительной власти [6].

Виктимологическое законодательство отражает мировую тенденцию к созданию правовых гарантий обеспечения прав жертв преступлений, установления перед ними материальной и иной ответственности государства. Этим и другим касающимся прав потерпевших вопросам посвящены нормы международного права. Они закреплены, в частности, в Европейской конвенции "О компенсации ущерба жертв насильственных преступлений" (1983), в Рекомендациях "Оказание помощи жертвам преступлений и предотвращение виктимизации" Комитета Министров Европейского Совета (1987), Резолюции ООН "Основные принципы в области правосудия и оказания помощи жертвам преступлений" (1985).

Статья 52 Конституции Российской Федерации говорит о том, что государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. О возмещении государством ущерба нанесенного потерпевшему преступлением говорила также ст. 30 "Закона о Собственности" РФ, но этот Закон в настоящее время утратил силу. Распоряжение Президента РФ № 509-рп от 16.09.1992, в котором идет речь о разработке Положения о порядке возмещения ущерба, нанесенного собственнику преступлением, до сих пор остается не выполненным [7].

Функционирование некоторых субъектов контроля преступности, главным образом из числа тех, деятельность которых предупреждение преступлений предусматривает в числе основных или ведущих ее направлений, регулируется в законодательном порядке. Так, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР предписывает следователям и судам устанавливать причины и условия конкретных преступлений. Это положение сохранено и в проекте нового УПК.

Юридическую основу имеет функционирование Совета безопасности при Президенте РФ, который подготавливает ежегодный доклад Президента Законодательному Собранию РФ об обеспечении безопасности страны, служащий помимо прочего основным программным документом для органов исполнительной власти, в частности, в области защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Совет безопасности организует работу Межведомственной комиссии по борьбе с преступностью и коррупцией, а также подготовку федеральных программ борьбы с преступностью [8]; Законодательно регламентирована профилактическая деятельность прокуратуры, на которую возложена координация работы правоохранительных органов по контролю преступности [9], правоохранительных, так называемых "силовых", министерств и служб: милиции [10], милиции общественной безопасности [11], федеральной службы безопасности [12], учреждений и органов, обеспечивающих выполнение наказаний в виде лишения свободы [13], налоговой полиции [14], федеральной таможенной службы [15], федеральной службы по валютному и экспортному контролю [16] и т.д. К сожалению, функция контроля преступности посредством предупреждения преступлений в настоящее время упоминается в соответствующих нормативных актах, регулирующих деятельность лишь части этих субъектов (милиции, милиции общественной безопасности, федеральной службы безопасности, налоговой полиции и др.) - да и то только в самом общем виде, их криминологический аспект нуждается в развитии.

Криминологическим законодательством регулируется контроль преступности, осуществляемый отсутствовавшими такими в советский период субъектами как казачьи общества [17] и частные охранные предприятия [18].

Определенная законодательная база имеется и у субъектов, преследующих иные, не криминологические цели, но объективно способствующих контролю преступности, например, осуществляющих предупреждение преступлений посредством оказания социальной помощи тем или иным группам населения: Министерства социальной защиты населения, задачу которого помимо прочего составляет развитие комплекса специализированных учреждений и служб, оказывающих психологические, медико-социальные, реабилитационные и другие социальные услуги лицам. попавшим в сложные жизненные ситуации (впрочем, в перечне категорий населения, являющихся объектом социальной защиты, ни криминогенные, скажем, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, ни виктимизированные слои пока прямо не указаны) [19]; учреждений, занимающимся поддержкой семьи, материнства и детства [20]; миграционной службы России [21] и т.д. Однако безусловно имеющийся в деятельности этих служб криминологический аспект законодательно не урегулирован, и этот пробел также нуждается в восполнении.

Ряд положений законов об обороте денег (о финансовой, в частности. банковской деятельности, о налогах, коль скоро законодатель установил уголовную ответственность за уклонение от их уплаты), и других вещей, особенно часто выступающих в качестве предмета преступления (оружия, наркотических и сильнодействующих средств, валютных ценностей, нефтепродуктов и иных особо значимых сырьевых ресурсов) также играют криминологическую роль.

Приходится сожалеть о том. что весьма затянулось решение вопроса о принятии Основ законодательства РФ "О предупреждении преступлений", несмотря на то, что проекты данного законодательного акта были разработаны еще в советский период истории. Нельзя не отметить, что раньше, а именно уже в Российской Империи приспособленный к общественным условиям того времени действовал подобный закон. В Государственной Думе России идет работа над законопроектом "Предупреждение насилия в семье"; в стране поставлен вопрос о создании закона, посвященного криминологической экспертизе.

Взгляд в будущее

Будет ли в российском обществе хотя бы специалистами понято, что его преступность не есть масса совершенных преступлений и что поэтому чрезвычайная суровость к преступникам не может оказать на нее существенного влияния? Перейдет ли когда-нибудь российская уголовно-правовая политика к принципам возмещения потерпевшему вреда и удержания преступника от дальнейших опасных действий? Будет ли в России осознано, сколь велико значение очеловечивания самой государственной реакции на преступления и осуществления стратегии социальной поддержки недостаточно хорошо устроенных людей?

В настоящий момент было бы весьма желательно разработать систему собственно криминологического законодательства, принять Основы законодательства России о социальном контроле преступности, соответственно им систематизировать, переработать (в идеале кодифицировать), а также принять в развитие криминологического законодательства ряд других законов, в частности, о контроле семейного насилия и молодежной преступности.



[1] Рос. газ. 1993. 6 мая.

[2] Ведомости Съезда народных депутатов и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 923.

[3] Сборник Актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 45. Ст. 4327.

[4] Сборник Актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 41. Ст. 3925.

[5] Косоплечев Н.П., Измайлова Ф.Ш. С. 15.

[6] Сборник Актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 37. Ст. 3449.

[7] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1992. № 39. Ст. 2190.

[8] Указ Президента РФ “Об образовании Совета безопасности РФ” от 3 июня 1993 г. № 547 // Ведомости Съезда народных депутатов и ВС РФ. № 24. Ст. 1323.

[9] Федеральный закон “О прокуратуре РФ” от 17 ноября 1995 г. // СЗ РФ. № 47. Ст. 4472.

[10] Закон РФ “О милиции” от 18 апреля 1991 г. (с изм. на 15.06.96 г.) // Ведомости Съезда РФ и ВС РФ. 1991. № 16. Ст. 503.

[11] Указ Президента РФ “О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации” от 12 февраля 1993 г. № 209 // СА Президента и Правительства РФ. 1993. № 7. Ст. 562.

[12] Закон РФ “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации” от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ // СЗ РФ. № 15.

[13] Закон РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишениея свободы” от 21 июля 1993 г. № 5473-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и ВС РФ. № 33. Ст. 1316.

[14] Закон РФ “О федеральных органах налоговой полиции” от 15 июля 1993 г. (с изм. на 17.12.1996 г.) // Рос. газ. 1993. № 134. 15 июля.

[15] Таможенный кодекс РФ от 18.06.1997 г. (с изм. на 16.11.1997 г.).

[16] Постановление Правительства РФ “Об утверждении Положения о Федеральной службе по валютному и экспертному контролю” от 15 ноября 1993 г. № 1157 // СА Президента и Правительства РФ. № 47. Ст. 4534.

[17] Указ Президента РФ “ порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе” от 16 апреля 1996 г. № 563 // Рос. газ. 1996. 24 апр.

[18] Закон РФ “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”.

[19] Постановление Правительства РФ “Об утверждении Положения о Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации” от 11 марта 1993 г. № 167 // СА Президента и Правительства РФ. 1993. № 10. Ст. 832.

[20] Указ Президента РФ “О Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации” от 15 ноября 1993 г. № 1908 // СА Президента и Правительства РФ. 1993. № 47 Ст. 4524.

[21] Постановление Правительства РФ “Об утверждении Положения о Федеральной миграционной службе России” от 1 марта 1993 г. № 173 // Сборник Актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 10. Ст. 836.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Криминалистическая характеристика расследования преступлений как результат разрешения следственных ситуаций
Криминалистическая адвокатология
К вопросу о понятии и содержании криминалистической характеристики расследования преступлений
Криминалистическая модель преступной деятельности по уклонению от уплаты налогов и ее использование в целях выявления и раскрытия преступлений этого вида
Методическое и тактическое значение психолого-криминалистической характеристики социально-дезадаптированной личности преступника при расследовании корыстно-насильственных преступлений
Вернуться к списку публикаций