2012-03-13 13:37:09
ГлавнаяКриминология и криминалистика — Общесоциальные меры предупреждения пенитенциарной преступности



Общесоциальные меры предупреждения пенитенциарной преступности


Масштаб специально-криминологических мероприятий значительно уже общесоциальных, так как направлен на работу с конкретными категориями лиц; данный уровень определяется субъективными факторами, специфическими критериями в принятии решений, особой системой оценок эффективности подобной деятельности. Существенная роль в контексте данной проблемы отводится групповой и индивидуальной профилактике преступлений.

Групповая профилактика преступлений - это относительно длительное, направленное взаимовлияние, внушение и самовнушение, воспитание и самовоспитание в специально созданной или в стихийно образовавшейся и даже неформальной группе людей в целях управления внешними причинами криминогенной мотивации, ситуации и преступления. Сюда включаются самые разнообразные направления деятельности уголовно-исправительных органов.

В зависимости от объекта воздействия выделяют:

а) выявление предкриминогенных и криминогенных ситуаций, возникающих при исполнении наказаний и их учет, предупреждение криминальных ситуаций и пресечение деятельности криминогенных;

б) регуляция развития жизненной ситуации, формирующей прежде всего криминальный жизненный опыт;

в) выявление несовместимых осужденных, сотрудников и их разобщение; разобщение группировок осужденных отрицательной направленности; поддержка и развитие стихийно возникающих групп («семей») осужденных нейтральной и социально-позитивной ориентации.

В целом же, предупреждение криминальной активности осужденных в условиях исправительной колонии, является наиболее рациональным, эффективным и гуманным средством борьбы с пенитенциарной преступностью. Система мер предупреждения подразумевает совершенствование социализации осужденных, повышение уровня их правосознания, полное устранение объективных предпосылок пенального преступного поведения.

Субъектов профилактики можно классифицировать по основаниям их правового статуса и специализации:

1. Государственные правоохранительные, специализированные организации, непосредственно ориентированные на профилактику преступлений при исполнении наказаний - отделы прокуратуры по надзору за законностью исполнения наказаний, персонал УИС и др.

2. Государственные неправоохранительные организации, непосредственно не сориентированные на профилактику преступлений при исполнении наказаний - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления, которые могут осуществлять контроль за деятельностью расположенных на их территории учреждений и органов, исполняющих наказания.

3. Негосударственные специализированные организации, непосредственно осуществляющие борьбу с преступностью как при исполнении уголовных наказаний, так и в иных случаях - частные детективные и охранные агентства и предприятия, службы безопасности и т.п.

- Негосударственные неспециализированные организации, непосредственно не осуществляющие борьбу с преступностью при исполнении уголовных наказаний, но чья деятельность направлена в конечном счете на профилактику - церковь, партии и т.д.

4. Граждане России, являющиеся специалистами в той или иной области, прошедшие специальную подготовку и обучение и осуществляющие непосредственно профилактическую деятельность - психиатры, сексопатологи, социологи, социальные работники и др.

Общесоциальную профилактику пенитенциарной преступности, осуществляемую в масштабе всего общества, можно определить как совершенствование системы наказаний, исполнения уголовных наказаний, снятия существующих в этой сфере противоречий.

К направлениям этого типа воздействия можно отнести:

1. Нейтрализация противоречия между предупредительными функциями наказания и их реализацией:

а/ классификация осужденных и дальнейшее расслоение на виды ИУ, в частности, восстановление исправительных колоний усиленного режима, создание специализированных колоний для носителей политической, аномальносексуальной, корыстной, агрессивно-насильственной, неосторожной криминогенной мотивации. Например, некоторые ИУ специализируются на содержании иностранцев, хотя и с разными типами мотивации, есть колонии-поселения для лиц, совершивших преступления по неосторожности, но нет исправительной колонии для этих лиц. Подобное деление можно предусмотреть и в новом УИК;

б/ отмена ограничений в свиданиях, хотя бы с членами семей;

в/ активизация социально-позитивной ориентации осужденных с целью их самореализации в художественной самодеятельности, спорте, религии, литературе, журналистике и т.п.;

г/ совершенствование практики кратковременных отпусков осужденным к лишению, ограничению свободы и др.

2. Нейтрализация социологического парадокса наказания:

а/ стабилизация общества через переориентацию экономической и политической системы в сторону реализации широких социальных программ, создания нового типа социальной системы в виде капиталистического социализма, Шведского варианта, Израильского совмещения капитализма и коммунизма (кибуцы) и т.п.;

б/ снижение уголовной репрессии после стабилизации общества и вместе с тем, как уже указывалось, расширение и углубление ее в условиях крайне нестабильного общества, экономической разрухи и политической разобщенности;

в/ в средствах массовой информации создание художественных, документальных фильмов, специальных программ на телевидении и радио и рубрик в газетах и журналах о роли уголовного наказания, удельном весе различных видов наказания, порядке исполнения наказаний в местах Лишения, ограничения и без лишения свободы.

3. Нейтрализация экономических противоречий наказания: a/ введение полного содержания осужденных ко всем видам уголовных наказаний, особенно к лишению свободы, за счет их собственного труда. Тем самым латается огромная дыра в госбюджете и повышается престижность собственного труда, заработков осужденных и роль труда в исправлении. Естественно предусмотреть и исключения из правил в случае неприбыльности производства ИУ и др. предусмотреть финансирование из госбюджета;

б/ активное внедрение в уголовно-исполнительной системе различных форм хозяйствования, видов собственности, технологическое, экономическое, финансовое перевооружение;

в/ за счет введения оплаты собственного содержания самими осужденными немедленно ликвидировать задолженности из госбюджета сотрудникам УИУ, введение такой зарплаты, чтобы сотрудник сам мог приобрести себе жилье, ни в чем не нуждался, повышение тем самым престижности труда сотрудников уголовно-исполнительной системы, а не наоборот, как сейчас - престижность отбывания наказания;

г/ ориентация на использование осужденных к ограничению свободы на вредном, трудоемком, тяжелом, непрестижном производстве государственных предприятий с соответствующей высокой оплатой труда;

д/ в случае отсутствия подобного производства трудоиспользование лишенных и ограниченных свободы на договорных началах на предприятиях любой формы собственности при предоставлении им серьезных налоговых льгот;

е/ устранение всяких налогов с предприятий уголовно-исполнительной системы, ее переориентация на исправление осужденных, в том числе и при помощи труда.

4. Профессионализация сотрудников уголовно-исполнительной системы за счет создания специальных учебных заведений, ориентированных на их подготовку и переподготовку по типу Академии права и управления Минюста России, Вологодского института права и экономики, Владимирского, Самарского юридического института и др. в системе Министерства юстиции.

5. Создание цельной системы уголовных наказаний в законе. А для этого необходимо прежде всего выделить все самостоятельные уголовные наказания, как признанные законом, так и не признанные им, но действующие. К таким наказаниям следует отнести условное осуждение, отсрочку исполнения приговора, пробацию, пробацию с кратковременным содержанием под стражей, домашний арест с электронным мониторингом и др. Затем эти наказания следует расположить в строго иерархическую систему в зависимости от их строгости. Но этого мало. Необходима еще строгая регламентация исполнения каждого наказания, одним из путей к чему является создание в нашей стране системы уголовно-исполнительного законодательства.

6. Для преодоления резких различий между исполнением различных наказаний разными ведомствами и управлениями и между ними, а также между сетью органов уголовной юстиции прежде всего необходимо создание Глобальной вычислительной (компьютерной) сети на базе телефонных линий связи для начала между всеми уголовно-исполнительными учреждениями системы Министерства юстиции с Управлениями министерств и ведомств, Администрации Президента, ведающих присвоением воинских, специальных степеней и званий, награждением и т.п. и в конце концов - со всей системой уголовной юстиции с целью оперативного обмена криминопенологической информацией с соблюдением условий ее своевременности, полноты, достоверности и др.

7. Одним из направлений снятия существующих противоречий в сфере исполнения наказания является назначение и исполнение наказаний с учетом не только степени и характера общественной опасности преступления и преступника, отягчающих или смягчающих обстоятельств, предусмотренных в законе, но и на основе глубокого проникновения в личность преступника, в причинный механизм преступного поведения. В том, что назначено именно справедливое наказание, необходимо убедить и самого осужденного - в этом залог успеха процесса исправления. Осуществление принципа социальной справедливости в процессе исполнения наказания заключается, прежде всего, в адекватной реакции на проступки осужденного, как положительные, так и отрицательные. Нельзя оставлять без внимания его личность, его индивидуальность.

8. Необходимо обеспечение динамизма при исполнении уголовных наказаний, что предполагает прежде всего осуществление на деле прогрессивной системы. Для того чтобы эта система была эффективной, нужна нейтрализация процесса приспособленчества осужденных, когда они лишь внешне демонстрируют свое исправление. Как отмечается в литературе, именно наиболее опасная часть рецидивистов, имеющая устойчивую корыстную и сексуальную криминогенную мотивацию, «маскируют свои убеждения и стараются не выделяться, раствориться в положительной среде». А для этого сотрудники органов, исполняющих наказание, и прежде всего начальники отрядов ИУ, оперативные сотрудники должны научиться глубоко проникать в личность, микросреду осужденных, используя самые современные методы изучения (например, оперативно-розыскные, тестирование и др.).

9. Исполнение любого справедливо назначенного наказания должно быть реальным. Прежде всего, его исполнение должно быть гарантировано экономически (например, обеспечение полной трудовой занятости осужденных производительным, а не бессмысленным, желательно творческим трудом, а кроме того еще и прибыльным, как уже отмечалось). Реальность наказания означает также его исполнение без всяких послаблений, в строгом соответствии с законом, каким бы суровым он ни казался. Кроме того, должны быть обеспечены нормы, установленные ведомственными правилами (например, недопустимо превышение лимита содержания осужденных в ИУ, ИЦ).

10. Воздействие на преступные обычаи и традиции следует начинать прежде всего с разложения существующих воровских группировок при помощи политической и экономической переориентации нашего общества, как это уже когда-то было, или их физическое устранение и тем самым нейтрализация их обычаев и традиций, как уже указывалось. Кроме того; это можно осуществить различными методами в зависимости от степени устойчивости этих группировок. Но это уже методы групповой профилактики преступлений, чаще всего реализуемые оперативными приемами.

Как уже отмечалось выше, криминальная ситуация в исправительных учреждениях по-прежнему продолжает оставаться сложной. «Рост безработицы среди заключенных, преобладание среди них наиболее опасных субъектов, а также переполнения следственных изоляторов и ИУ превращают места заключения в настоящее время в «университеты» преступности, где формируется самая дерзкая и беспощадная часть организованной, корыстной и насильственной преступности».

На общую криминогенную обстановку в России, как отмечает В.A. Лyкашов, влияют явления, процессы, происходящие в исправительных учреждениях. С ростом количества осужденных и продолжающимся сокращением производства почти четверть спецконтингента не занята работой. В условиях повышенной криминогенности осужденных этот фактор осложняет процесс ресоциализации, негативно отражается на режиме отбывания наказания и состоянии преступности в исправительных учреждениях. Количество подследственных существенно превышает имеющийся лимит мест. Неудовлетворительно решаются вопросы питания и медицинского обслуживания, В комплексе эти факторы создают дополнительную криминогенную напряженность в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, которая в ряде случаев выливается в чрезвычайные происшествия (голодовки, неповиновения администрации, захват заложников и пр.).

Таким образом, для обеспечения эффективной борьбы с преступностью на общесоциальном уровне, необходимо принять федеральный закон о защите лиц, оказавших содействие в борьбе с преступностью, в котором нашла бы отражение комплексная программа по социальной и правовой защите граждан, содействующих предупреждению (профилактике), раскрытию преступлений и розыску преступников. Данная программа должна быть призвана защитить от преследования со стороны представителей преступного мира лиц, давших правдивые показания по уголовным делам.


Заборовский Валерий Александрович



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Состав, строение и структура системно-деятельностной модели преступной деятельности по уклонению от уплаты налогов
О проблемах профилактики насильственных преступлений в исправительных учреждениях
К вопросу о понятии и содержании криминалистической характеристики расследования преступлений
Судебно-психологическая экспертиза при разоблачении инсценировок несчастных случаев и самоубийств
Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых в местах лишения свободы
Вернуться к списку публикаций