2012-01-29 14:16:21
ГлавнаяКриминология и криминалистика — Использование криминалистической модели преступной деятельности по уклонению от уплаты налогов для анализа исходных данных в процессе выявления и раскрытия преступлений этого вида



Использование криминалистической модели преступной деятельности по уклонению от уплаты налогов для анализа исходных данных в процессе выявления и раскрытия преступлений этого вида


В 1995 г. во вклады от физических лиц ломбардом было принято 1412 666, 8 тыс. руб., в 1996 г. - 630 487,0 тыс. руб. Привлеченные денежные средства направлялись на выдачу денежных ссуд населению под залог личного имущества. В качестве процентов по вкладам физических лиц ломбардом Центральный в 1995 г. было выплачено 165,101,1 тыс. руб. С данных сумм удерживался подоходный налог. Начисления сумм процентов по бухгалтерскому учету предприятия в 1994 г., 1,2 квартале 1995 г. относились на финансовые результаты проводками:


Дт

Кт

80 «Прибыли и убытки»

50 «Касса» - на сумму, выплаченную на руки.

80 «Прибыли и убытки»

68 «Расчеты с бюджетом» - на сумму подоходного налога.


«Положение о составе затрат...», утвержденное постановлением правительства РФ от 05.08.92 г. № 552, отнесение вышеназванных расходов к расходам и потерям, отражаемым на счете «Прибыли и убытки», не предусматривает; следовательно, выплаты процентов по вкладам нужно было производить за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, с отражением по счету 81 «Использование прибыли».

Таким образом, в нарушение п. 2 ст.2 Закона РФ от 27. 12.91 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с изменениями и дополнениями) ломбардом «Центральный» занижена налогооблагаемая прибыль в сумме 252.543,3 тыс. руб.

Бухгалтерский анализ применяется преимущественно лицами, обладающими специальными познаниями в бухгалтерском учете, которые привлекаются к расследованию уголовного дела в различных процессуальных формах. Тем не менее, следователь выявляющий и раскрывающий налоговые преступления, также должен быть знаком с основами бухгалтерского учета и способами выявления учетных несоответствий для того, чтобы квалифицированно провести допрос бухгалтера, иные следственные действия, обосновать обвинительное заключение.

Для выявления экономических следов преступления используется экономический анализ. Он заключается в системном исследовании экономических показателей, характеризующих различные стороны хозяйственной деятельности, для выявления экономических несоответствий, отражающих деструктивные изменения в деятельности предприятия.

Проблема использования экономического анализа при выявлении и раскрытии преступлений исследовалась в монографиях и учебной литературе. Так, В.А. Дубровиным и С.П. Голубятниковым предлагалось для более четкого размежевания исходных источников информации использовать условные понятия отчетных и аналитических экономических следов преступления.

При этом под отчетными экономическими следами понимаются вызванные событием преступления изменения таких экономических показателей, которые содержатся в готовом виде в материалах периодической отчетности предприятий и их подразделений.

К аналитическим экономическим следам относятся изменения показателей, выявленных или вычисленных с помощью специально проведенного анализа учетных и отчетных данных организации.

Отчетные экономические следы выявляются при помощи таких приемов анализа, как сравнение (с отчетами за предшествующие периоды, с аналогичными показателями родственных предприятий и т.д.), относительные и средние величины, группировки. Эти приемы широко применяются при исследовании, как аналогичных показателей, так и взаимосвязанных показателей в отчетности конкретной организации.

Работниками Госналогслужбы на основе бухгалтерских отчетов предприятий составляется сводная таблица, в которую вносятся основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Например, выручка от реализации продукции (работ, услуг); валовая прибыль, затраты на производство, в том числе на сырье и материалы; фонд оплаты труда и превышение фонда оплаты труда; льготы по налогу на прибыль; необлагаемые обороты по налогу на добавленную стоимость и т.п. Наряду с перечисленными, в зависимости от целей и задач анализа могут быть включены и другие показатели.

На уровне отдельного региона данные показатели в таблице могут группироваться по принципу однородности предприятий по видам деятельности, формам собственности, другим признакам, а также в целом по району или региону.

Информация, сгруппированная в сводную таблицу, дает возможность определить рентабельность производства по каждому предприятию, группе предприятий и району в целом; налогооблагаемую базу по конкретному налогу за отчетный период и т.д. При этом определяются предприятия, у которых имеются значительные отклонения отдельных показателей от средних или наивысших значений по группе однородных показателей. Например, обращается внимание на высокий, в сравнении со средним, уровень удельного веса льгот по прибыли. В этом случае подвергается тщательному рассмотрению специальный расчет, представленный предприятием по обоснованию льгот по прибыли.

Отклонения показателей отдельных предприятий от средних отчетных показателей не позволяют сделать однозначный вывод о наличии ПД, но могут служить основанием для последующей документальной проверки предприятия.

Аналитические экономические следы ПД выявляются субъектом ДВРП с помощью методов сопряженных сопоставлений, специальных расчетных показателей, стереотипов, корректирующих показателей. Следует заметить, что в изученных нами уголовных делах методы выявления аналитических экономических следов не применялись. Одной из причин этого является неразработанность методики выявления уклонения от уплаты налогов. Изучение аналитических экономических следов налоговых преступлений возможно в рамках отдельного исследования.

При выявлении и раскрытии преступлений находят применение приемы фактического контроля хозяйственных операций.

Фактический контроль используется при проведении документальных ревизий, документальных проверок, но имеет и самостоятельное значение. Методы фактического контроля применяются в ходе следственных осмотров, следственных экспериментов.

Основными методами фактического контроля можно назвать следующие:

1. Инвентаризация - важнейший прием фактического контроля. Она заключается в установлении фактических остатков товарно-материальных и денежных средств, а также всех расчетов организации.

2. Проверка реального состояния средств хозяйства и соответствия их документальным данным. Может проводиться с участием соответствующего специалиста и сводится к осмотру конкретных хозяйственных объектов и выполненных работ, лабораторным, экспертным и иным оценкам.

3. Проверка наличия материальных ценностей, поступивших в организацию по сомнительным документам.

4. Проверка состояния средств организации, упомянутых в содержании документа.

5. Сопоставление документальных данных с результатами специально организованных контрольных операций (контрольный замер, контрольный запуск сырья в производство).

6. Получение письменных объяснений от лиц, подписавших проверяемый документ (получатели денег, сдатчики заготовляемого сырья и т.п.) либо принимавших непосредственное участие в совершении хозяйственных операций (рабочие, грузчики, продавцы и др.).

7. Проверка в натуре ревизуемых операций (например, отгрузка продукции), а также осмотр мест хранения денежных, товарноматериальных и основных средств.

8. Иные методы.

Так, при расследовании уголовного дела по обвинению К. по ст. 162-2 ч,2 (Ува) было установлено, что К., работая директором предприятия «Ува-Лада» (основной вид деятельности - ремонт автомашин), в период с февраля 1993 г. по 1 июля 1994 г. с целью сокрытия прибыли от налогообложения не представлял бухгалтеру накладные на запасные части, приобретенные им в АО «Иж-Лада». К. реализовывал их клиентам, а на полученную выручку, также не оприходованную в предприятии, вновь приобретал запасные части для последующего оказания услуг населению. Тем самым сокрыл от учета приобретенные запасные части на сумму 13 654 945 рублей и объем выполненных работ по неучтенным запасным частям на сумму 37 022 400 рубля, т.е. сокрыл налог на 17 736 900 рублей, что составляет 2 063 МРОТ на указанный период.

В ходе расследования уголовного дела были изучены вещественные источники информации - запасные части, находящиеся в производственных и складских помещениях ТОО «Ува - Лада». Кроме следственного осмотра по указанному делу была назначена и проведена инвентаризация. Инвентаризационной комиссией было произведено снятие остатков запасных частей, находившихся в производственных и складских помещениях ТОО «Ува - Лада». Акт инвентаризации послужил доказательством при составлении обвинительного заключения и вынесении приговора.

Результаты документальной проверки в случае установления нарушений налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета прибыли (дохода) оформляются актом документальной проверки соблюдения налогового законодательства, который подписывается должностным лицом ГНИ, другими участниками проверки и, соответственно, руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия.

Налоговые органы при выявлении фактов сокрытия доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения налогоплательщиками в крупных и особо крупных размерах в соответствие с Порядком передачи материалов о нарушениях налогового законодательства в федеральные органы налоговой полиции (Приложение к приказу ГНС России и ФСНП России № АП-3-16/ 156/249 от 15.07.1997 г.) обязаны в 10-и дневный срок направить материалы в территориальные органы налоговой полиции для проведения дознания и следствия.

Если информации, поступившей из налоговой инспекции, недостаточно для принятия уголовно-процессуального решения, территориальные органы налоговой полиции проводят дополнительную (доследственную) проверку в соответствии со статьями 108 - 110 УПК РСФСР.

Обстоятельствами, подлежащими установлению в процессе этой проверки, являются фактические данные, свидетельствующие о наличии события и состава преступления (место, время, способ и другие обстоятельства совершения преступления); виновность правонарушителя в совершении преступления и мотивы содеянного; характер и размер ущерба, причиненного преступлением; данные, характеризующие личность правонарушителя и другие (ст.68 УПК РСФСР).

Установление перечисленных выше обстоятельств производится прежде всего с использованием способов, указанных в ст. ст. 109, 415 и 118 УПК РСФСР: путем получения объяснения от правонарушителя, очевидцев и других лиц; истребования других необходимых материалов, имеющих значение для последующего принятия решения; путем принятия необходимых оперативно-розыскных мер в соответствии с Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», а также п.1 ст. 10, п.1 и п. 14 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции».

Органы налоговой полиции организуют свою работу на основе гибкого сочетания гласных и конспиративных методов работы: проводят опросы граждан, наводят справки, осуществляют сбор образцов для сравнительного исследования, проводят контрольные закупки, исследуют предметы и документы, ведут негласное наблюдение, обследуют помещения, здания, сооружения, участки местности и транспортные средства, контролируют почтовые отправления, осуществляют цензуру корреспонденции осужденных, прослушивают телефонные и иные переговоры, снимают информацию с технических каналов связи.

Кроме этого, учитывая специфику налоговой преступности, ее глубокую законспирированность, нередко высокую квалификацию преступников в совокупности со знанием отдельных приемов и методов работы правоохранительных органов, законодатель разрешает в соответствии со ст. 13 Закона об оперативно-розыскной деятельности:

- устанавливать на безвозмездной или возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (ОРД);

- создавать и использовать информационные системы, обеспечивающие решение задач ОРД;

- использовать в ходе оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;

- использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, осуществляющих ОРД, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе.

В случаях, когда получение иными способами необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения доходов невозможно, при наличии достаточных оснований разрешается внедрение оперативных сотрудников налоговой полиции в структуры предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности. Внедрение оперативных сотрудников санкционирует начальник Федеральной службы налоговой полиции или его первый заместитель (п. 14 ст. 11 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции»).

После окончания дополнительных и повторных проверочных действий исходная информация оценивается на новом количественном и качественном уровне с нескольких точек зрения. Сначала субъект ДВРП оценивает относимость и допустимость исходной информации, затем ее достоверность и достаточность. В случае принятия решения о возбуждении уголовного дела субъектом ДВРП уточняется исходная криминалистическая модель ПД, которая является основой общей версии. Из общей версии выводятся частные версии об отдельных компонентах ПД.


Матушкина Наталья Владимировна



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


О методических основах расследования насильственных преступлений
Криминалистическая модель преступной деятельности по уклонению от уплаты налогов и ее использование в целях выявления и раскрытия преступлений этого вида
Наркоситуация в мире и транснациональный наркобизнес
Специально-криминологические мероприятия по предупреждению преступности в местах лишения свободы
Криминалистическая модель преступной деятельности по уклонению от налогов как источник тактических решений
Вернуться к списку публикаций