2011-08-11 09:00:37
ГлавнаяТеория государства и права — Функции государственного механизма



Функции государственного механизма


Исследуя проблему коррупции, мы не можем не рассмотреть один из основополагающих вопросов теории государства и права - механизм государства. Только при таком подходе возможно представить модель государственного механизма и определить истоки изучаемой проблемы, наметить пути оптимизации процесса государственного регулирования.

Государство осуществляет присущие ему функции через свой механизм. Значение механизма государства огромно: именно в нем проявляется практический смысл существования государства.

В настоящее время в России, как и в других странах бывшего «социалистического лагеря», идет переоценка ценностей и взглядов на государственное строительство. Переоцениваются и функции государства.

В последние годы предпринимаются попытки классификации функции государства, базирующиеся на принципе разделения властей. Это отражено в ряде научных работ Э.П. Григониса, Б.В. Дрейшева, Л.Б. Ескиной, Л.И. Спиридонова, М.И. Байтина и др. Мы также придерживаемся этого мнения.

Функции государства зависят от целей государства. Это придает им такую особенность, что если цели достичь не удается, ввиду ошибочного выбора средств (целесообразность государственной политики), то функции будут меняться в соответствии с развитием общества. Осуществление функций государства, в связи с их сложностью, требует совместной деятельности государственных учреждений, составляющих механизм государства.

В научной литературе по вопросу понятия «механизм государства» нет однозначного определения.

Под механизмом государства понимается система его органов, посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции. Именно через государственный механизм проявляется деятельность государства. Государственный механизм состоит из отдельных секторов, реализующих функции государства, что задает ему структурную определенность. Каждый отдельный сектор государственного механизма - это элемент системы, который обладает всеми признаками присущими, государственным органам. Государственные органы представляют «те лица, за которыми признается право распоряжения в определенном отношении властью, называются органами государственной власти».

В теории государства и права «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно трактуются как тесно связанные друг с другом, но не тождественные понятия.

В одних случаях, наиболее распространенных, механизм государства понимается, как система органов, посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции; в других, - государственный механизм трактуется как система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи; в третьих - механизм государства представляется как иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

«Государственный аппарат» понимается в двух аспектах: как аппарат государственного управления, совокупность управленческих исполнительно-распорядительных органов государства; как совокупность всех государственных органов, полностью совпадающая с определением «механизм государства».

Проведенное исследование механизма государства позволяет сделать вывод, что механизм (аппарат) государства - это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами система государственных органов, обладающая необходимой материальной базой для осуществления целей и функций государства.

Задачи и функции государства могут быть осуществимы только посредством его механизма. Мы полностью согласны с точкой зрения М.И. Байтина: Государство существует как таковое, проявляет себя вовне, функционирует как объективная реальность не иначе, как через свой механизм, через те или иные входящие в этот механизм государственные органы и работающих в них государственных служащих.

Важно иметь в виду различия между государственными органами, как составляющими государственного аппарата и партиями, политическими движениями, общественными объединениями. К таким отличительным признакам государственного органа, по нашему мнению, относятся:

1) наличие полномочий, которые дают право принимать юридически значимые решения от имени государства и обеспечивать их исполнение;

2) экономическая и организационная обособленность и самостоятельность;

3) соответствующая компетенция, так как государство реализует свои функции через деятельность управомоченных государственных органов;

4) государственные служащие, персонал.

В своем исследовании мы будем придерживаться правового государства и соответственно присущими ему функциями, вытекающие из природы всякого общества.

Правовое государство на сегодняшний момент должно признаваться тем идеалом, стремление к которому дает положительный результат и несет благо всему обществу.

Правовым называется государство, которое признает обязательным для себя, как правительства, создаваемые им же, как законодателем, юридические нормы. Правовое государство осуществляет деятельность и реализует свои функции в строгом ограничении правом, «стоит под правом, а не вне и над ним». Функции государства - основные направления его деятельности, обусловленные историческим характером развития общества и объективной потребностью людей решать общие задачи. В этой связи механизм государства представляет систему его органов, посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции.

Механизм правового государства - это такое функционирование органов государства (государственного аппарата), которое основано на разделении властей и направлено, прежде всего, на достижение верховенства права и свободное функционирование гражданского общества.

В классических источниках по марксистко-ленинской теории государства говорится, что «существование государственной власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название».

Нам представляется, что такой подход на современном этапе развития общества, не отвечает пониманию сущности механизма государства, ибо он основывается на чисто эмпирической оценке природы публичной власти. Теория права и государства, как и всякая наука, не может ограничиваться очевидным, т.е. брать за основу характеристику особого слоя людей, призванных профессионально заниматься управлением, говоря другими словами, осуществляющих публичную власть. Функции государства осуществляются органами государства, которые и образуют основное звено государственного механизма.

Государственный механизм образует единую целостную систему, которая распадается на ряд частных систем. Наиболее важными частными системами любого современного государства являются:

- система органов законодательной (представительной) государственной власти;

- система органов исполнительной власти государственного управления;

- система судебных органов и система органов прокуратуры.

В научной литературе нет единого мнения о том, каково должно быть соотношение различных государственных властей, а, следовательно, и их носителей, государственных органов между собой, должны ли они быть равны или между ними должна существовать определенная соподчиненность, субординация.

Разнообразные явления, вызываемые воздействием государственной власти, могут содействовать и препятствовать осуществлению человеческих интересов. Отсюда у людей естественное стремление воспользоваться и этой силой для осуществления своих интересов, стараясь придать ее проявлениям согласное со своими интересами направление.

Препятствующие действия будут вести к парализации процессов создания гражданского общества, его обнищанию, политической нестабильности. Можно предположить, что такие процессы могут протекать в России, а этому сегодня препятствий нет. К криминологическим факторам относится дезориентация граждан в вопросах реформирования механизма государства. Кризис неплатежей, задолженность правительства работникам бюджетной сферы, частая смена ставки рефинансирования парализуют инвестиции в промышленность и другие отрасли механизма государства.

На сегодняшний день, в условиях экономического и правового неравенства государственный аппарат находится под давлением коррумпированных структур, что создает условия для отчуждения управляющих от управляемых.

Процесс коррумпирования в государственных органах начинается с момента их формирования, подкупа избирателей, лоббирования за соответствующее вознаграждение нужных законопроектов, получение теплых мест на государственной службе, обеспечение продвижения по служебной лестнице и т.д. Именно в наличии таких тенденций нам видится основа коррупции. Каким образом человек может придать своим интересам должное, на его взгляд, направление? Только воспользовавшись властью, где ему это выгодно, и стараясь парализовать противодействие закона, когда он противоречит его интересам. Это ведет к бюрократизации государственных, региональных и местных служащих и их коррумпированности.

К пользованию государственной властью, как силой, могущей служить осуществлению человеческих интересов, стремиться так или иначе каждый, и отдельные лица, и целые общественные группы, каждый по своему стараясь направить действия власти».

Это ведет к столкновению разнообразных, противоречащих друг другу интересов. Такое противоречие, вырабатывает потребность в соглашении, разграничении интересов. Не всегда это ведет к выработке государственным механизмом юридических норм. регулирующих пользование государственной властью. Зачастую это приводит к коррупционному поведению.

Регулирование государственным механизмом права на власть характеризуется сложной структурой, многосторонней деятельностью, подразделяясь на следующие составляющие:

- органы, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ и т.д.;

- органы, учреждаемые в законодательном порядке для непосредственного обеспечения полномочий и функционирования указанных выше государственных органов.

На основе принципа разделения властей государственные органы делятся на законодательные, исполнительные и судебные. Анализ действующей Конституции Российской Федерации, декларирующей принципы правового государства, показывает, что принцип разделения властей проведен непоследовательно. Это вытекает из положений статьи 95 Конституции РФ и Федерального закона от 05.12.95 г. «О порядке формирования Совета Федерации», вступающих в явное противоречие со статьей 10 Конституции РФ, устанавливающую, как разделение, так и самостоятельность всех ветвей власти.

Губернаторы и зависимые от них председатели законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации определяют и формируют не только всю правоохранительную и судебную системы федеральных органов страны (как вытекает из ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся: назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов), но и осуществляют назначение на должности и освобождение от должностей практически всех кадров судебных и правоохранительных органов: глав МВД, прокуратуры; участвуют в согласительной процедуре представления судей, которая ставит этих лиц в зависимость. Так, в соответствии с ч.3 ст. 129 Конституции РФ прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами, в то же время сам Генеральный прокурор находится в неотъемлемой зависимости от Совета Федерации, включающего губернаторский корпус, который назначает его на должность и освобождает от нее по представлению Президента Российской Федерации.

Несогласованность положений Конституции РФ проявляется также в пунктах «б» и «л» ч.1 статьи 72, где в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся: защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности правопорядка, общественной безопасности; кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат. Из этого вытекает, что от глав исполнительной власти в субъектах Российской Федерации поставлены в прямую зависимость все ветви власти региона. Такое положение также ведет к зависимости правоохранительных органов от исполнительной власти.

Рассматривая государственные органы, наделенные властными полномочиями для осуществления своих функций, через призму нашего исследования, важно определить органы государства как звенья в системе управления государством, представляющие государство как таковое или на отдельных участках его деятельности. Ими являются:

а) представительные органы государственной власти, выражающие волю нации. При этом, как указывает Леон Дюги, «воля представителей как воля нации не может подлежать контролю какой бы то ни было другой воли, стоящей над ней;

б) исполнительно-распорядительные органы государственной власти, наделенные властью, в пределах, установленных представительными органами. Вся иерархическая система этих органов устроена таким образом, что одни органы контролируют другие в соответствии со своей компетенцией.

В то же время система разделения властей дополняется механизмом сдержек и противовесов уравновешивающих все ветви власти и не позволяющими ни одной из них сосредоточить в своих руках всю полноту власти. Такое динамическое разделение властей препятствует установлению «тирании» власти, нарушениям прав и свобод личности.

Согласно Конституции РФ, на основе разделения властей, можно выделить следующие виды органов государственной власти, образующих механизм современного Российского государства: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Суд, прокуратура и другие органы, обеспечивающие законность и правопорядок, Вооруженные силы РФ.


Система органов государственной власти в РФ

Коллективные государственные органы

Единоличные государственные органы

Формируемые другими государственными органами государственные органы

Избираемые гражданами государственные органы

Принцип разделения властей как основа формирования системы органов государственной власти в РФ

Органы судебной власти РФ и ее субъектов

Органы исполнительной власти РФ и ее субъектов

Законодательные органы власти РФ и ее субъектов


Дальнейшая классификация государственных органов по нашему мнению приводит к классификации функций государства, посредством которых преследуются те или иные цели.

Вопрос о цели государства издавна занимал внимание, философов, политических деятелей. Поиски абсолютной цели, вытекающей из самого существа государства, цели, которая всегда и всюду, во всех исторических формах, проявления государства, остается неизменной.

Функции государства исполняют государственные органы, которые выступают как коллективы конкретных людей или отдельные лица, и которые имеют свои индивидуальные особенности. В результате решения органов нередко воспринимаются, как личные решения лиц, в них служащих. В этом кроется одна из причин коррупции. «Властные полномочия принадлежат государственному органу, независимо от личных качеств индивида, занимающего ту или иную должность. Полномочия чиновника не суть его личные полномочия. Решение принимает не Дж. Буш, М.С. Горбачев или Б.Н. Ельцин, а президент Буш, президент Горбачев, президент Ельцин».

Исследуя соотношения понятий «чиновник» и его «полномочия» мы можем обратиться к глубокой древности. В религиозной и юридической литературе Египта, Месопотамии, Иудеи, Индии и Китая, поучалось: «Возвышай своих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам. Непристрастен тот, кто богат в своем доме, он владыка вещей и не нуждается».

Упоминание о присвоении «государева места» и подмене его личной выгодой содержаться в Ветхом завете: «Я знаю как многочисленны ваши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правого, берете взятки, а нищего, ищущего правосудие, гоните от ворот (Ам., 5:12)».

Принципы организации и деятельности государственного аппарата представляют собой идеи и требования, лежащие в основе организации и функционирования государственного аппарата. Одни принципы в процессе исторического развития утверждались в деятельности государственного аппарата, другие по мере происходящих изменений в этих государствах отпадали.

Эти принципы можно классифицировать на общие и частные:

- первые относятся к государству в целом;

- вторые распространяются на конкретные органы или группы органов, т.е. на отдельные звенья государственного механизма. Общие принципы имеют под собой основополагающие законы, как-то: Конституция, федеральные законы, регламентирующие деятельность государственного аппарата.

Это принципы:

- народовластия (проявляется в демократической и республиканской форме правления);

- гуманизма (удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечения благосостояния человека и общества);

- разделения властей (законодательная, исполнительная и судебная власть);

- законности (обязанность государственных органов соблюдать законы).

Частные принципы формулируются на основе конкретизации общих принципов, применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма, например: ограничения, связанные с государственной службой (Федеральный Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» ст. II.).

Приведенная нами классификация принципов государственного аппарата может не совпадать с точками зрения некоторых авторов, изложенными в юридической литературе. Мы солидарны со взглядами ведущих специалистов в области государства и права о том, что наличие четкого, хорошо развитого, отвечающего непрерывно изменяющимся и все более возрастающим темпам жизни общества, законодательства, является принципиально важным и необходимым условием для последовательного развития государственного механизма, что в свою очередь приведет к укреплению законности, соблюдению конституционности в деятельности государственных органов.

Представляется, что для решения вопросов, связанных с совершенствованием механизма государства, необходимо иметь соответствующую Программу государственного строительства, призванную модернизировать систему управления в государстве.

Такая Программа должна содержать не только общие принципы по отношению к реформе и модернизации государственного механизма, но и отражать антикоррупционную направленность, без которой радикальных изменений в государственном механизме достичь невозможно. Только при соответствующем анализе и знании причин, связанных с коррупцией, возможно решение стоящих задач перед Россией на современном этапе развития.

Исследуя природу коррупции, и ее место в государственном механизме, необходимо, прежде всего, уяснить этимологическое содержание данного термина.

Данный термин «коррупция» произошел от латинских слов «correi» несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и «rumpere» - ломать, повреждать, нарушать отменять. В результате образовался самостоятельный термин «corrumpere», который предполагал участие в деятельности нескольких лиц, целью которых является «порча», «повреждение», нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества. Данный термин определяет основную сферу его применения категории социальных слоев, по отношению к которым он может использоваться:

а) служащие, находящиеся на государственной службе (всех разновидностей и уровней - по вертикали и горизонтали);

б) служащие и специалисты-управленцы негосударственных форм собственности;

в) лица, по роду деятельности связанные с производством, охраной, доступом к материальным и духовным ценностям.

В наше время слово «коррупция» является, пожалуй, самым модным, оно не сходит со страниц газет, его часто упоминают по радио и телевидению, но хотя еще совсем недавно оно не употреблялось вовсе. Его нет во многих словарях и энциклопедиях советского периода, а в тех, где оно есть, коррупция определяется, как явление буржуазного общества. «В буржуазных странах: подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей».

Коррупция «характерна для буржуазного государства и общества (подкуп чиновников и общественно-политических деятелей, дача взяток)».

Что же понимается под коррупцией в России сегодня? Важно сразу отметить, что коррупция - вообще не уголовно-правовой термин. В современном юридическом энциклопедическом словаре коррупция толкуется как «преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей для личного обогащения. Коррупция является не самостоятельным составом преступления в уголовном законодательстве Российской Федерации, а собирательным понятием, охватывающим ряд должностных преступлений (таких, как взяточничество, злоупотребление служебным положением)».

Несмотря на широкое распространение термина «коррупция», современное его понятие в государствоведение отсутствует. Существует множество определений коррупции, но в них нет полной ясности и правовой точности. Это объясняется, прежде всего, тем, что коррупция в ее широком смысле - это, скорее синтетическое социальное и криминологическое понятие, чем правовое. Искажение смысла понятия «коррупция» привело к сужению сферы его применения на практике. В результате борьба с коррупцией сводилась к чисто административным или уголовно-правовым средствам. Приходится констатировать, что на современном этапе развития российской государственности нет специальных общетеоретических исследований, которые были бы посвящены раскрытию места и влияния коррупции в государственном механизме.

Представляется интересным подход к понятию коррупции, предложенной профессора Е.М. Прошиной. По ее мнению наиболее простое, но охватывающее суть данного явления определения сводится к следующему: «Коррупция есть использование служебного положения в личных, корыстных целях». Это определение может служить в качестве «рабочего» хотя, по нашему мнению, оно носит слишком узкий характер и не раскрывает влияния коррупции в обществе и ее связи с государственным механизмом.

Анализируя проблему коррупции, и ее влияния на государственный механизм, необходимо подчеркнуть, что, несмотря, на актуальность данного феномена, социальные науки не имеют общей теории, объясняющей природу коррупции на различных этапах общественного развития.

Другими словами, коррупция это не конкретный состав преступления или административного правонарушения, а социальное явление, поразившее публичный аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.

Поскольку, коррупция является сложным социальным явлением, то очевидно, что для решения вопросов, связанных с ее проявлением в государственном механизме и определением эффективных мер по ее искоренению, необходимо иметь научно-обоснованный понятийный аппарат. Как нам представляется, актуальность и проблема, связанная с коррупцией, должна быть предметом изучения, прежде всего, теории права и государства как науки, изучающей право и государство в их развитии, взаимосвязи, социально-экономической и социальной обусловленности.

Устойчивость коррупции объясняется ее социальной, экономической, политической и идейно-нравственной сущностью, поскольку, бюрократия связана с экономическими отношениями, политическими структурами и идеологическими формами сознания.

Только научная обоснованность данной проблемы позволит правильно решать вопросы по совершенствованию механизма государства.

Эффективность деятельности государства зависит:

1) от разумности самой государственной власти и целесообразности ее политики;

2) от культурности и цивилизованности общества;

3) от того, какая область правоотношений регулируется и при каких условиях.

Ясли государственная власть невежественна и руководствуется в своей политике не благом общества, а узкоэгоистическими соображениями собственной пользы, рост вмешательства таковой власти при прочих равных условиях едва ли будет плюсом, он скорее причинит общественный вред. В нашем исследовании мы попытаемся установить причины негативного социального влияния государства на общество и собственно государственный аппарат. Выявить предпосылки разумного реформирования государственного аппарата. Изучить характер и сферу правовых отношений в соответствии с состоянием, в котором находится государство.


Кузнецов Андрей Николаевич







Интересное:


Структура и место института диспозитивности в системе права
Проблемы правовой конфликтологии
Причины многообразия форм государства
Виды теократий
Историческое развитие правового института давности.
Вернуться к списку публикаций