2015-04-21 22:32:56
ГлавнаяТеория государства и права — Понятие, виды и значение принципов права



Понятие, виды и значение принципов права


Проблема принципов права, как в теории права в целом, так и в отраслевой науке гражданского права в течение многих десятилетий является предметом многочисленных исследований. Вечность данной темы обусловлена тем, что в принципах права отражаются те социальные изменения, которые происходят в обществе в процессе его развития. Объяснение существующего может дать только изучение прошлого. Именно поэтому определенный интерес представляет анализ принципов гражданского права дореволюционной и советской России, который позволит выявить основополагающие начала и провести параллели с настоящим временем. Исторический метод познания широко используется в юриспруденции, в частности в цивилистике. Как писал Г.Ф. Шершеневич, «если житейская практическая потребность удовлетворяется систематическим изложением действующего права, то пытливость научно воспитанного ума идет дальше и желает знать причины, под влиянием которых сложились те, а не иные нормы» [1]. С этой целью прежде всего охарактеризуем состояние и уровень развития гражданского права России дореволюционного периода. Распространение юридических, в том числе цивилистических, знаний в обществе историки связывают с именем Петра Великого. Дворяне посылались за границу для изучения науки права, переводились сочинения по юриспруденции (например, в переводе трудов Пуффендорфа принимал участие сам государь), при учрежденной Академии наук отводилось место члена по законоведению. Однако, новации Петра не дали ожидаемого результата. Переводные сочинения не нашли своего читателя, да и место члена по законоведению оставалось всегда вакантным. Поэтому становление русского правоведения можно связать только с университетской наукой. Несомненно, огромное влияние на формирование гражданского права в России оказала рецепция римского права. В соединении с древним русским законодательством оно стало основой для появления русского гражданского права.

Многие цивилисты дореволюционной России касались в своих работах принципов гражданского права. Например, Г.Ф. Шершеневич [2], С.А. Муромцев [3], Д.И, Мейер [4], К.П. Победоносцев [5], И.А. Покровский [6]. В дореволюционной цивилистике теория правовых принципов не была создана как таковая, хотя классики в той или иной мере поднимали вопрос о принципах в праве. Так, И.А. Покровский подчеркивал, что «... всякий образованный человек, а тем более юрист, должен иметь всегда ясное представление о краеугольных принципах своего права» [7]. Г.Ф. Шершеневич под именем юридического принципа понимал общую мысль, направление, вложенное законодателем, сознательно или бессознательно, в целый ряд юридических норм [8].

После победы Октябрьской революции русская передовая юридическая мысль, основанная на идеях либерализма, свободы, поддерживала свое существование в некоторых университетах, но в большей мере в эмиграции. В рамках же официальной идеологии доминирующее положение приобрела советская юридическая наука, характеризуя которую необходимо заметить, что советские правоведы рассматривали право как чуждый социализму элемент, являющийся сугубо буржуазным, и поэтому требующий скорейшей его замены организационными и нравственными регуляторами. «Особо негативную роль сыграло пренебрежительное, а порой враждебное отношение к цивилистике, науке гражданского права, трактуемой как воплощение «самого буржуазного» в праве - науке, на самом деле имеющей значение прародительницы и постоянного источника высокой правовой культуры, отработанного юридического инструментария» [9]. Лишь в конце 30-х годов, когда к активной научной деятельности вернулся ряд видных цивилистов, в числе которых были: А.В. Венедиктов, В.Г. Вердников [10], И.Б. Новицкий [11]; а также включились в научные разработки их ученики: О.С. Иоффе [12], P.O. Халфина [13], наука гражданского права получила более высокое признание. Необходимо отметить, что проблема разработки теоретических основ регулирования общественных отношений всегда остро стояла перед юридической наукой. Развитие теории права требует своевременного переосмысления ряда категорий, выхода на новый уровень исследований. Речь идет, в частности, о проблеме сущности принципов гражданского права, их взаимообусловленности и связи с иными правовыми явлениями. Юридическая наука, в том числе и цивилистическая, уделяла определенное внимание исследованию принципов права, приведению их в определенную систему, разработке на этой основе рекомендаций, призванных содействовать совершенствованию законодательства и практики его применения [14].В области гражданского права проблему принципов успешно разрабатывали такие ученые как: С.Н. Братусь [15], В.П. Грибанов [16], Ю.Х. Калмыков [17], Г.А. Свердлык, В.Ф. Яковлев [18] и другие. Так, Г.А. Свердлык опубликовал монографию, специально посвященную принципам гражданского права [19]. В настоящее время проблематика гражданско-правовых принципов также не остается без внимания [20].

Интерес к данной проблеме с каждым годом возрастает и не только в научных кругах. Атрибутом современных законодательных актов наиболее значимого характера стали специализированные нормы - «Основные начала законодательства». Они есть в Гражданском кодексе РФ (ст.1), Семейном кодексе РФ (ст.1), Трудовом кодексе (гл.1), Налоговом кодексе РФ (ст. 3). Смысл этих норм - придать концептуальный характер праву и законодательству одной отраслевой принадлежности, концентрированно выразить ту правовою основу, на почве которой будут реализовываться все иные нормативные установления. Тем самым в практику российского правотворчества входит текстуальное закрепление правовых идей. Причем впервые это происходит не путем их «вкрапления» в преамбулы нормативных актов или вводные статьи, а на уровне самостоятельной правовой нормы.

Исследование понятия «принципов гражданского права» не может быть ограничено только рамками науки гражданского права. Как справедливо указывает Г.А. Свердлык, «исследование понятия принципы ... гражданского права не может быть ограничено рамками одной лишь узкопредметной специализации. Это понятие относится к числу фундаментальных, содержит многогранные и многокачественные стороны и опосредования, с трудом охватываемые какой-либо одной общей дефеницией» [21]. В связи с этим возникает необходимость комплексного анализа, включающего лингвистический, этимологический, философский, логический, экономический, правовой (в том числе гражданско-правовой) аспекты данной проблемы. Названные науки изучают и определяют понятие «принцип» с различных позиций, акцентируя внимание на различных качествах, рассматривая их в различных аспектах и на разных уровнях. Это позволяет обнаружить как многообразные, так и сходные грани одного и того же явления.

Для того чтобы раскрыть понятие «принципа гражданского права», необходимо разобраться с понятиями «принцип» и «правовой принцип». Слово «принцип» (от латинского: principium) в буквальном смысле означает основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления. Еще древние римляне обращали внимание на то, что «принцип есть важнейшая часть всего» (principium est potissima pars cuiuque rei). Пожалуй, трудно найти в русском языке другой столь многозначный и столь же часто употребимый термин, как «принцип», введенный в процесс познания еще в античные времена. Им обозначаются и правила поведения в обществе (например, принципы добрососедства, взаимовыручки) и внутренние убеждения человека. Нередко понятие «принцип» используется в качестве собирательного. Многозначность и универсальность, сопутствующие термину «принцип» в научной, а тем более в правовой, сфере становятся проблемой.

В общелингвистическом смысле термин «принцип» употребляется в значениях основного исходного положения какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы, убеждения, взгляда на вещи либо основной особенности в устройстве чего-нибудь [22]. Этимология слова «принцип» показывает, что оно заимствовано русским языком в 18в. из французского или немецкого языка, где восходит к латинскому [23]. В философии принцип рассматривается как первоначало, закон явлений [24], характеризующийся предельно общим философским содержанием, отражающий некоторую общую закономерность бытия, а в определенных условиях способный выступать основанием философских теорий [25]. В логическом смысле принцип есть центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение каких-либо положений той области, из которой данный принцип абстрагирован [26]. Можно утверждать, что в научном смысле принцип представляет собой основную идею, закон, относящийся к однородной группе социальных явлений, отражающий ее существенные свойства и направляющий поведение людей.

Правовой аспект данной проблемы осложняется еще и тем, что при исследовании исходных положений гражданского законодательства, наряду с термином «принцип» в научной литературе используется термин «основные начала». Возникает вопрос, насколько тождественны или различны эти понятия. В языковедческом варианте понятия «принципы» и «начала» не разграничиваются достаточно точно. Так, в словаре В. Даля указывается, что «принцип - это научное или нравственное начало, основанье, правило, основа, от которой не отступают». «Начало» же в этом словаре раскрывается как «зачин, источник, основа» [27]. В словаре С.И. Ожегова принцип определяется как «убеждение, основное исходное положение», «начало - первоисточник, основа, принципы, основные положения» [28]. Из приведенных определений видно, что у этих понятий можно отыскать и общее, и не совпадающее, но общего безусловно больше. Это дает основание для вывода о том, что понятия «начало» и «принцип» являются ценностями одного идеологического ряда. Однако заметим, что в русском языке они могут использоваться как самостоятельные и даже независимые друг от друга. Поэтому, представляется, не совсем верным высказывание о том, что неприемлемо определение принципов через понятие «начала», поскольку последние в большей мере означают «правило», принцип же ближе к понятию «идея» [29].

На наш взгляд, одна из причин отождествления в правовой доктрине исследуемых понятий кроется, прежде всего, в том, что сегодня на правовом уровне нет единых правил законодательной техники [30]. Вероятно, этим можно объяснить тот факт, что в одних кодифицированных актах (ст.1 Гражданского кодекса РФ, ст. 1 Семейного кодекса РФ, ст. 1 Налогового кодекса РФ) соответствующая статья названа «Основные начала». В Трудовом кодексе РФ первая глава названа «Основные начала трудового законодательства», а в Уголовном кодексе РФ, например, содержится глава «Задачи и принципы Уголовного кодекса РФ», где каждому принципу отведена отдельная статья (ст.ст.3-8). В Кодексе торгового мореплавания РФ [31] вообще отсутствует всякое упоминание как о началах, так и о принципах регулирования отношений, составляющих его предмет. Подобное терминологическое многообразие не способствует совершенствованию законодательной техники, логической стройности нормативно-правовых актов, а главное - недооценивает роль, место и сущность правовых принципов. Оно может привести к повторению ошибок прошлого, когда теоретики декларировали основные положения той или иной отрасли, которые на деле становились лишь абстракцией. Как справедливо заметил В.М. Савицкий, «присутствие в действующих законах множества терминологических единиц, совпадающих по своему значению, вносит сумятицу в правоприменение» [32]. Точность понятий, используемых в праве - это то, к чему необходимо стремиться.

На понятие принципа права в теории права также не сложилось единого мнения. Авторы, рассматривающие указанную проблему, дают различные определения принципам права. Так, правовые принципы определяются как «результат определенного обобщения, научной абстракции» [33], «руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе» [34], «идеи, которые пронизывают право» [35], «наиболее общие руководящие положения права» [36], «идеи или исходные начала, которые составляют основу (сущность) правового регулирования общественных отношений» [37], «наиболее значимые общесоциальные идеи справедливости, равенства, гуманизма» [38], «основополагающие правовые идеи, основание системы норм» [39].

В философии и в гражданско-правовой литературе принцип зачастую рассматривается как закон. Так, С.Н. Братусь определял принцип права с философских позиций как закон ... движения материи или общества, а также явлений, включенных в ту или иную форму движения [40].

Известный теоретик права С.С. Алексеев пишет: «Принципы права - ото выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни» [41]. Аналогично высказывается Г.С. Яковлев, утверждая, что принципы выражают политические и организационные закономерности государственного управления и в той или иной мере закреплены в действующем праве [42]. Подобной позиции придерживается Д.А. Ковачев, который считает, что принцип - это познанный закон (закономерность) развития объективного мира [43]. В.Н. Кудрявцев под принципами права понимает «такие начала, которые выражают важнейшие закономерности и устои общественно-экономической формации» [44]. Как мы видим, указанные определения не имеют существенных отличий. Аналогичные формулировки можно найти и в других научных трудах [45].

С несколько иных позиций принципы права рассматривает другая группа исследователей. Так, А.Е. Лунев определяет принципы права как основные теоретические идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства [46]. В.Н. Хропанюк также считает, что принципы, права - это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни [47]. Отличительной особенностью приведенных определений, во-первых, является формулирование принципа через идею. Как указывается в литературе, принцип и идея являются однопорядковыми понятиями и выступают в качестве исходного момента той или иной концепции, определенной системы знаний [48]. Между тем, функциональная роль принципа и идеи различна. Идея наиболее широко и абстрактно отражает фундаментальные свойства изучаемой реальности и может выступать основой для формирования соответствующего принципа, который не только способен объединить все компоненты теории, но и становится методом ее построения. Однако, принцип - это не произвольная концепция мышления, а категория, отражающая закономерные отношения реальной действительности.

Правовые идеи - это интеллектуальные, духовные положения, которые проникают в саму плоть права, определенным образом объективируются в виде основополагающих правовых начал, правовых принципов, выступают в качестве центрального звена всей правовой материи. Таким образом, принцип права - это конкретное проявление идеи. Во-вторых, указанные авторы отмечают объективную природу правовых принципов, так как они отражают сложившиеся общественные отношения.

Рассмотрение вышеизложенных точек зрения позволяет сделать некоторые уточнения по поводу природы и определения принципов права. Представляется, что исходные нормативно-руководящие начала выражают не только сущность права и закономерности его развития, но в той или иной степени - различные элементы и стороны правовой системы (правосознания и правовой культуры, юридической практики), а также разнообразных сфер общественной жизни, которую они опосредуют.

С проблемой соотношения правовых принципов и идей созвучна проблема соотношения принципов права, правовых аксиом и правовых презумпций. Принципы права выступают проявлением догмы права, как в целом, так и на уровне отдельных отраслей. В сущности, догма права в определенной мере условно может быть представлена как система юридических принципов. Они в виде аксиом права известны уже давно, со времен римского права [49]. Такие правовые аксиомы проявляются в отдельных отраслях в виде принципов права, закрепляются в законодательстве. Но необходимо уяснить, что принципы и аксиомы — это разные явления, поскольку характер аксиом имеют не все принципы, а лишь некоторые. Кроме того, не всякая аксиома может характеризовать определенный принцип в полном объеме, поскольку она выражает скорее какие-то его черты и свойства. Принципы выражают основные начала права, аксиомы же не могут на это претендовать. Еще Г.Ф. Шершеневич отмечал, что такое утверждение, а оно, бесспорно, носит аксиоматический характер, как «никто не может передать другому прав более, чем сам имеет» нельзя относить к категории юридических принципов [50].

Небезынтересным представляется вопрос о соотношении принципов и презумпций в праве, поскольку между ними есть точки соприкосновения. Правовую презумпцию принято понимать как «предположение о наличии или отсутствии предметов, связей, явлений, основанное на связи между ними, и предметом, связями, явлениями, наличными, подтвержденными жизненной практикой» [51].

В литературе выделяются два вида правовых презумпций:

1. Общеправовые презумпции, ставшие принципами права. В качестве таковых можно назвать презумпцию добросовестности субъектов, в соответствии с которой лицо, вступающее в любые правоотношения, предполагается не имеющим дурных намерений; знания законов; правосубъектность физических и юридических лиц, вступающих в правовые отношения.

2. Презумпции - приемы юридической техники, не достигшие уровня презумпций-принципов [52]. Примером презумпций второго вида являются: презумпция равенства доли имущества каждого супруга при разделе имущества; презумпция отказа лица от исковых требований, дважды не явившегося без уважительных причин на судебное заседание.

К гражданско-правовым презумпциям можно отнести также презумпцию доверия в институте доверительного управления имуществом (ст. 1012 ГК РФ), презумпцию виновности лица, распространившего сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию другого лица (ст.ст. 151,152 ГК РФ) и др. [53].

Поскольку правовые принципы, а также правовые аксиомы находятся в тесной связи с принципами права, это дало основание для их отождествления некоторыми авторами. Так, Л.C. Явич указанные правовые явления относит к специально-юридическим принципам права, то есть к основным началам, определяющим его внутренние закономерности [54].

Н наш взгляд, полное отождествление принципов и презумпций представляется неверным, поскольку, как указывалось выше, лишь отдельные, общеправовые презумпции в определенной степени можно рассматривать как принципы права и, прежде всего, презумпцию добросовестности и разумности. Представляется, что различия между презумпциями и принципами коренятся в самом определении этих понятий.

Под презумпцией понимается предположение высокой степени обобщения о наличии или отсутствии юридических фактов, подтверждаемых длительной практикой и обычно наблюдаемой связью между явлениями. Принцип же — это общее начало. Основное отличие между ними состоит в том, что принцип неопровержим, а презумпция может быть опровергнута.

В более поздних работах теоретиков права содержатся иные понятия правовых принципов, характеризующиеся большей лаконичностью. Примером такого определения служит понятие, содержащееся в одном из учебников по теории государства и права. «Принципы права - это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права» [55]. Аналогичное понятие дает и М.Н. Марченко, считающий, что принципы права «представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования права» [56]. Эти два определения связывает общая идея, ибо авторы рассматривают принципы с позиции их влияния на процесс возникновения, развития и функционирования права.

В учебнике под редакцией проф. В.К. Бабаева содержится определение принципов права, из которого следует, что под ними понимаются исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений [57]. Полагаем, что применение термина «императивные требования» для характеристики принципов права в данном определении указывает на их общеобязательность для всех субъектов права.

В.П. Грибанов дает следующее определение: «Правовые принципы — это руководящие положения права, его основные начала, выражающие объективные закономерности, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей системы права, отдельной отрасли или института и имеющие в силу их правового закрепления общеобязательное значение» [58]. В.Ф. Тараненко под правовыми принципами понимает те основные идеи, которые являются отправными в законодательной деятельности, получают своё выражение и конкретизацию в содержании правовых норм, выступают как направляющие установки при реализации норм и воплощаются в них [59]. Из приведенных определений видно, что указанные авторы подчеркивают закрепление принципов права в нормах действующего законодательства.

Правовой принцип - это категория правового сознания. Правовые принципы предшествуют созданию системы права. Отражая сущность права, принципы определяют внутреннее единство норм права и поэтому не выступают в качестве особого внешнего структурного звена системы права, наряду с институтами и отраслями [60]. Принципы права воплощаются в системе права в целом. Они неразрывно связаны с пониманием права как единой целостной системы. В системе права принципы и конкретные нормы неразрывно связаны и всегда находятся в единстве. Не может быть принципов права без норм права. Точно также не бывает правовых норм без того, чтобы в них не проявлялись принципы права. Иначе говоря, принципы обнаруживают себя в нормах права, а нормы всегда выражают принципы права. Принципы - ведущие начала не только создания, формирования правовой системы. Они являются определяющей идейной основой реализации, осуществления правовых норм. И в этой сфере принципы права неразрывно связаны с его сущностью. При реализации той или иной правовой нормы очень важно учитывать принципы всей правовой системы, придающие единую направленность этой системе [61]. Таким образом, принципы права, как факторы сущностного порядка, представляют собой внутреннюю основу единства всей системы права, его отраслей, институтов и отдельных правовых норм, а правовые нормы есть внешнее выражение сущности права, его принципов. При этом кристаллизация принципов в самостоятельных нормах - показатель более высокого уровня органичности правовой системы.


Структура принципов права


Система права

Принципы права

Норма права

Правовой институт

Принципы институтов права, отражающие правовую природу отдельных институтов права.

Межинституционные принципы права, характерные для двух или более институтов права.

Подотрасль права

Принципы подотраслей права.

Отрасль права

Отраслевые принципы права.

Межотраслевые принципы права, выражающие положения двух и более отраслей права.

Правовая система (французская, германская и т.п.).

Общие для правовой системы правовые принципы, действующие в большинстве отраслей права.

Правовая семья (романо-германская, англосаксонская, мусульманская)

Принципы права, отражающие особенности правовой семьи.

Принципы международного права.


Принципы обычно обнаруживаются не в одной норме права, а в их множестве. В то же время каждая отдельная норма не раскрывает принципа права полностью. В данном случае между принципом и нормой существует такое же различие, как между общим и конкретным. Необходимо отметить и еще одно различие. Принцип, как фактор сущностного порядка, глубже нормы права, а норма богаче принципа, охватывающего только часть того, что есть в норме. Однако, данная часть - самая главная, решающая, основное в ней. Поэтому принцип глубже конкретной нормы права. Вместе с тем, принцип узок, неполон, приблизителен, не включает конкретные индивидуальные особенности нормы права. В норме же проявляется существенное (принцип права) и несущественное, общее и единичное, главное и второстепенное. Норма, по сравнению с принципом, характеризует систему права (отрасли, институты) ярче, полнее. Вот почему нормы богаче принципа, они как бы дополняют его и дают более полное представление о системе права [62]. Формулирование и легальное закрепление принципов права не сопровождается ломкой структуры конкретных норм. Они остаются в нормативных актах в прежнем качестве. Не нормы собираются из принципов, а сами принципы есть результат обобщения, выявления существенных свойств нормы права. В связи с тем, что принципы права представляют собой основные начала, идеи, уже закрепленные в определенной системе юридических норм, они приобретают значение общих правил поведения, имеющих регулятивный характер. Принципы нормативны, ибо они - неотъемлемая часть, свойство системы права. В составе системы права они воздействуют на общественные отношения [63].

Устанавливая общее правило поведения на основе руководящей идеи, принцип не содержит главных элементов правовой нормы (гипотезы, диспозиции, санкции). С его помощью, следовательно, нельзя всесторонне урегулировать конкретные отношения между субъектами права, но он дает возможность правильно уяснять сущность правовой нормы, которой это отношение регулируется или должно регулироваться (при отсутствии такой нормы). Принципы права, являясь категориями сущностного порядка, влияют на содержание не только действующих, но и будущих норм, поскольку правотворческие органы при принятии новых норм права руководствуются обычно теми или иными принципами права (общеправовыми, отраслевыми или отдельного института). Как отмечает В.В. Лазарев, принципы права во многом определяют перспективы его развития и в этом плане способствуют устранению пробелов и иных несовершенств в действующем законодательстве. В необходимых случаях принципы права помогают правоприменительным органам в разрешении вопросов, урегулированных правовыми нормами. Таким образом, регулятивное значение принципов может на практике выражаться по-разному, но при этом оно не тождественно регулятивному значению норм права. Являясь выражением сущности права, как определенной системы норм, принцип содержит не строго определенное, а общее типичное правило поведения, соответствующее той руководящей идее, которую он выражает. Принципы права обеспечивают внутреннее единство всей системы права, включая отдельные отрасли и институты. Без принципов, пронизывающих право в целом, не может быть единой системы и взаимосогласованности отдельных его частей (отраслей, подотраслей, институтов, норм). Основные принципы права - внутренний механизм, обеспечивающий целенаправленное действие всей системы права.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Юридическая ответственность органов внутренних дел
Содержание и формы реализации восстановительной функции права: степень разработанности в отечественной юридической науке
Рассмотрение законопроектов в Федеральном Собрании и других законодательных органах
Нормы международных договоров
Виды коллизий института юридической ответственности
Вернуться к списку публикаций