2015-04-08 14:27:07
ГлавнаяТеория государства и права — Понятие и элементы механизма разрешения юридических коллизий



Понятие и элементы механизма разрешения юридических коллизий


Противоречивые тенденции в экономической, политической, культурной и идеологической сферах жизни российского общества не могли не найти своего отражения в праве, являющимся универсальной системой нормативного регулирования социальных процессов. Противоречия пронизывают сегодня многие уровни Российской правовой системы. В связи с этим в современный период становления новой Российской государственности, движения к правовому государству и гражданскому обществу вопросы выявления и разрешения юридических коллизий становятся все более актуальными. Их решение невозможно без теоретического осмысления причин и природы коллизионности в праве, а также системного комплексного рассмотрения механизма разрешения юридических коллизий.

Применительно к праву, наряду с термином противоречие широко используется категория «коллизия». Коллизии (от. лат. collisio) – столкновение противоположных сил, стремлений, взглядов, интересов [1]. К сожалению, как нами было аргументировано ранее долгое время проблема устранения и преодоления юридических коллизий не была всесторонне исследована. Главные причины этого, на наш взгляд, носили идеологический характер, так как изначально отрицалось, что в советском обществе и государстве могут возникать противоречия, которые связаны с противоречиями (коллизиями) юридических предписаний. Поэтому коллизии норм рассматривались долгое время лишь как временное явление, связанное с недостатками юридической техники. Такой подход препятствовал разработке в теории права проблем разрешения юридических коллизий, а также их связи с другими противоречиями в обществе.

Как указывалось, первоначально термин «коллизия» употреблялся в отечественной правовой науке преимущественно в сфере международного частного права. Под ним понималась ситуация возникающая «перед органами государства, которые должны разрешить вопрос, связанный с возможным применением одного или нескольких законодательств» [2]. Позже данный термин стали употреблять и применительно к нормативным противоречиям внутреннего законодательства. Одним из первых определил «коллизию» в таком аспекте Н.Г. Александров понимая её, как «несколько норм, расходящихся по содержанию» [3].

Долгое время, давая понятие юридической коллизии, отечественные правоведы понимали под ней несогласованность нормативных предписаний. Как отмечал С.С. Алексеев, «между отдельными нормативными актами могут возникать противоречия, такие противоречия и называются коллизиями» [4]. По мнению В.В. Ершова, «коллизия норм, ...характеризуется полным или частичным противоречием права, действующих законов и подзаконных нормативных актов. .. .Коллизии норм, как правило, возникают в результате развития общественных отношений, конкуренции общих, специальных и исключающих норм, принятых в разное время и в разных субъектах федерации (государствах), недостаточного разграничения органов разного уровня и их ошибок» [5].

С точки зрения А.В. Мицкевича, коллизия – «одновременное действие различных норм по одному и тому же вопросу» [6]. Сходное с предыдущим, определение коллизии законов дает А.С. Пиголкин: «расхождение двух или более формально действующих нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу» [7].

И.Н. Сенякин определяет юридическую коллизию как «противоречие между двумя или несколькими юридическими нормами (или выражающими их законами и другими нормативными актами) в процессе правоприменительной деятельности. При коллизии налицо несоответствие между правовыми предписаниями не только по их содержанию, но и по форме выражения. Встречаясь с коллизией юридических норм, мы сталкиваемся с одним из видов противоречий в праве» [8].

Более верным, на наш взгляд, является научный подход Н.А. Власенко, который справедливо заметил, что, характеризуя коллизии нельзя ограничиваться указанием либо на противоречия, либо только на различия, поскольку коллизия может выступать, и как первое и как второе. В одних случаях коллизия норм носит противоречивый характер, то есть решения, содержащиеся в норме, взаимно исключают друг друга, являются полярными, однако коллизия может выступать и как различие. Если в первом случае речь идёт о взаимоисключении, полярности, то во втором – о несогласованности предписания норм права. Специфическая черта коллизий юридических норм – наличие одного фактического обстоятельства, подпадающего под регулирование двух, а иногда и более, норм права. Иначе говоря, коллизионные отношения между правовыми нормами возникают тогда, когда каждая норма по одному и тому же вопросу предлагает неодинаковое решение» [9].

Таким образом, не следует сводить коллизии только к противоречию или только к несоответствию, различию между правовыми нормами. Такой «ограничительный» подход существенно сужает поле научного исследования. Как справедливо отметил Г.Т. Чернобель, смысловое поле понятия несоответствия несколько шире смыслового поля понятия противоречия. Противоречие как бы конкретизирует, в чем именно заключается то или иное несоответствие [10].

Исходя из этого можно заключить, что юридические коллизии могут выражаться как в форме противоречия, так и в форме различия между правовыми нормами и правовыми актами.

Кроме того, интересным представляется подход Н.И. Матузова к определению правовой коллизии. Н.И. Матузов трактует ее шире, чем просто различие или противоречие между нормами права, включая в ее определение противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными субъектами (органами и должностными лицами) своих полномочий [11]. Такой подход к пониманию исследуемого явления правильно, по нашему мнению, делает акцент на то, что субъекты сталкиваются с ними, как правило, в процессе правоприменительной деятельности, и, кроме того, в актах применения права также наблюдаются коллизии. В связи с этим В.В. Денисенко, выделяет особый вид юридических коллизий – коллизии правовых актов, определяя их как расхождения или противоречия между нормами права (отдельными нормативно-правовыми актами), между нормами права и актами толкования, а так же между индивидуально-правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения [12].

Обобщая приведённые подходы к определению юридических коллизий, необходимо отметить, что долгое время в отечественной правовой науке, в связи с догматическим подходом к праву, под коллизиями понималось лишь противоречия или расхождения между нормами права – «коллизии законов». В последнее время, в связи с отрицанием указанного подхода к праву, распространением естественно-правовой ориентации в понимании действия и ценности права, в науке стали возникать иные точки зрения на определение юридической коллизии.

Тем не менее, излишне широко по нашему мнению к понятию юридической коллизии подходит Ю.А. Тихомиров, определяя её как – «противоречие между существующим порядком и намерениями и действиями по его изменению» [13].

Попытку интегрировать указанные полярные взгляды осуществил А.Ю. Буяков, определив, что юридическая (правовая) коллизия – это обусловленное объективными и субъективными факторами общественного развития формальное противоречие (различие) между нормами права (комплексами правовых норм), между нормами права и актами толкования, направленными на регулирование одних и тех же общественных отношений и порождающее трудности в процессе правореализации [14].

Таким образом, несмотря на значительный интерес к данной проблеме в настоящее время вопрос определения юридической коллизии остается дискуссионным. Между тем, четкое определение юридической коллизии важно не только в теоретическом плане, но и в практическом аспекте с целью их дальнейшей типологизации, выявления и устранения. В связи с этим, ответив на вопрос, что такое юридические коллизии, какова их природа и причины, можно говорить и об их видах, и, самое главное, о механизме их разрешения.

Решение задач по дальнейшему реформированию различных сфер жизни нашего общества обусловливают повышенный интерес представителей отечественной правовой науки к изучению противоречий, присущих процессам становления и функционирования правовой системы Российской Федерации. Коллизии в праве есть специфическое проявление противоречий в сфере правового регулирования.

В отечественной юридической доктрине проблемы механизма разрешения правовых коллизий получили пока лишь частичное освещение, хотя их острота требует нахождения новых подходов. При этом изучение различного рода юридических коллизий и легального механизма их устранения необходимо как для реализации проводимой государственно-правовой реформы, так и в целях эффективного функционирования всего механизма правового регулирования, становления новых общественных отношений, приближения права и правоприменительной деятельности к объективным потребностям и интересом общества.

В правовой науке до сих пор многие вопросы, связанные с определением и устранением юридических коллизий, остаются дискуссионными, отсутствует единство по вопросам классификации юридических средств разрешения коллизий индивидуальных и нормативных предписаний, а термин механизм разрешения юридических коллизий не употребляется вовсе. В частности, по мнению Н.И. Матузова, способами разрешения юридических коллизий являются: 1) толкование; 2) принятие нового акта; 3) отмена старого; 4) внесение изменений или уточнений в действующие; 5) судебное, административное, арбитражное рассмотрение; 6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм; 7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий; 8) конституционное правосудие; 9) оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики; 10) международные процедуры [15].

А.Ю. Буяков, соглашаясь с классификацией, предложенной Н.И. Матузовым, дополняет перечень способов разрешения юридических коллизий способами согласования национального законодательства с нормами международного права, законов и подзаконных нормативных актов, федеральных и региональных актов, нормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления [16].

Н.А. Власенко, разграничивает все правовые средства ликвидации юридических коллизий на способы устранения и преодоления, что на наш взгляд, является достаточно обоснованным [17]. Под устранением коллизий, по мнению Н.А. Власенко, следует понимать снятие коллизий вообще, что является результатом законодательной деятельности. Устранение коллизий происходит двумя способами:

1) Нормотворческим, то есть таким, при котором столкновение норм разрешается окончательно, так как правотворческий орган, установив коллидирующие нормы, как правило, принимает одно из решений: а) отменяет одну из конфликтующих правовых норм (законов); если коллидирует больше двух норм, то упраздняет все, кроме одной; б) изменяет, уточняет предмет (объект) регулирования, внося соответствующие дополнения; в) отменяет все сталкивающиеся юридические нормы и издаёт новое нормативно-правовое предписание.

2) Изданием коллизионных норм права, что является достаточно универсальным способом устранения противоречий (расхождений) правовых предписаний и призван облегчить правоприменительный процесс, так как позволяет точно определить, какую норму права применять.

В случае отсутствия в системе права совершенного механизма (коллизионных норм) речь может идти не о разрешении коллизий, а их преодолении для конкретного случая. В качестве способов преодоления коллизий, по мнению Н.А. Власенко, может выступать толкование правовых норм и правоположения [18].

Иначе о средствах разрешения коллизий пишет Ю.А. Тихомиров. Следует отметить, под коллизиями в данном случае понимаются не только противоречия предписаний, но и социальные коллизии в праве. Он выделяет следующие способы: планомерное, системно-упорядоченное развитие законодательства; последовательный курс на реализацию закона; переговорный процесс; применение коллизионных норм; рассмотрение юридических споров; восстановление прежнего или создание нового юридического состояния и др. [19].

По нашему мнению, представляется целесообразным подразделение всех юридических средств – инструментов, использующихся в процессе разрешения юридических коллизий на способы преодоления и устранения. Но, в целом, разделяя позицию Н.А. Власенко, необходимо, прежде всего, отметить, что в современный период набор юридических инструментов значительно изменился. Центральными проблемами, требующими глубокого исследования на теоретическом уровне, становятся, на наш взгляд, вопросы правовой природы и взаимосвязи способов разрешения юридических коллизий, а также проблемы их оптимального выбора и эффективности.

В общей теории права проблематика взаимодействия юридических способов в процессе устранения и преодоления правовых коллизий, несмотря на свою актуальность, остается практически не рассмотренной. Причем, необходимость комплексного исследования правовых средств, инструментов и способов разрешения юридических коллизий и их взаимодействия между собой, по нашему мнению, объективно назрела. Полагаем, что теоретико-методологическим основанием для подобного анализа является системный подход к проблемам разрешения коллизий в отечественной системе права и использование в связи с этим правовой категории «механизм разрешения юридических коллизий».

На наш взгляд, «механизм правового воздействия» и «механизм разрешения юридических коллизий» соотносятся между собой как общее и целое. Так как механизм правового регулирования выражает деятельную сторону процесса перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений. При этом правовое регулирование представляет собой долговременный процесс, который распадается на стадии, на каждой из которых работают особые юридические средства, в совокупности составляющие механизм правового регулирования [20]. И одной из разновидностей механизма правового воздействия, по нашему мнению, является механизм разрешения юридических коллизий, выступающий в качестве части механизма правового регулирования.

Применение такой категории позволяет комплексно исследовать вопросы разрешения коллизий, а также выявить проблемы при рассмотрении направлений взаимодействия различных правовых инструментов, показать какое место занимает то или иное правовое средство в системе иных средств разрешения коллизий. Последний момент представляет особую важность, так как уяснение той роли, которую должно играть данное правовое средство, наряду с другими в разрешении юридических коллизий, во многом способствует уяснению его правовой природы, без чего невозможна его эффективная реализация.

Механизм разрешения юридических коллизий уже являлся предметом изучения, но лишь в отдельном его аспекте – ликвидации коллизий правовых актов. Так, по мнению В.В. Денисенко, механизм разрешения коллизий правовых актов представляет собой особую подсистему механизма правового регулирования, в которой действуют специфические по своей природе и функциям, правовые средства, призванные обеспечить достижение указанных законодателем средств [21].

Полагаем, что потребностями теории и практики диктуется необходимость расширения рамок предмета научного исследования и комплексное рассмотрение механизма разрешения юридических коллизий в целом. Действительно, особые свойства и задачи правовых средств, направленных на разрешение юридических коллизий в процессе правового регулирования, позволяют говорить о наличии самостоятельного комплекса в рамках целостного механизма правового регулирования - механизма разрешения юридических коллизий.

Термин «механизм», являясь понятием техническим, достаточно прочно вошел в юридический лексикон. Этимология данного понятия восходит к внутреннему устройству и действию машины. Например, в Большом словаре русского языка под «механизмом» понимается совокупность подвижно соединенных частей, совершающих под действием приложенных сил заданное движение [22]. Отсюда механизм следует понимать как единство статических и динамических аспектов, целостность которых «оживляет» статику и придает устойчивость динамике.

Любой механизм – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, элементов при наличии, с одной стороны, внутренней упорядоченности и согласованности между ними, а с другой – дифференциации и относительной автономности.

В связи с тем, что процесс разрешения юридических коллизий нельзя считать застывшим и статичным, то понятие «механизм» служит системообразующим для восприятия его как единого явления, позволяет связывать его элементы в структурно-функциональный «узел» и придавать им динамический и целостный смысл.

Современная отечественная теория права и государства обращается к статике и динамике государственно-правовых явлений. B.C. Нерсесянц и В.А. Четвернин, в частности, отмечают, что «механизм» – это всегда некая функциональная характеристика объекта, и данный термин следует использовать не для структурного описания системы, а для уяснения функциональной специфики её различных частей и элементов [23].

В связи с этим применение данной категории в юридической науке является достаточно широким и находит свое выражение, в частности, в таких явлениях, как механизм государства или государственный механизм, механизм осуществления государственной власти, механизм и формы реализации функций государства, механизм правового воздействия, механизм правового регулирования, механизм правотворчества, механизм юридической ответственности и др.

Этот термин, по нашему мнению, допустимо использовать к исследованию феномена разрешения юридических коллизий, где он приобретает глубинный смысл и значение.

Действительно, любой механизм подразумевает динамичную систему элементов. Полагаем, что элементами механизма разрешения юридических коллизий выступают следующие:

1) субъекты разрешения юридических коллизий (например, правотворческий орган; субъект, толкующий норму права, суд);

2) коллизионные принципы и коллизионные нормы, на основе которых осуществляется ликвидация юридических коллизий,

3) коллизионно-правовое отношение, которое возникает между субъектами по поводу разрешения юридических коллизий. В рамках коллизионных правоотношений через действия субъектов реализуются коллизионные нормы и применяются принципы;

4) способы и процедуры разрешения юридических коллизий;

5) итоговый акт разрешения юридических коллизий, который может быть в форме нормативного акта, акта толкования либо акта применения права, что зависит от избранного субъектом способа устранения коллизионности.

Эти элементы находятся в единстве и образуют динамичный механизм разрешения юридических коллизий.

Таким образом, по нашему мнению, механизм разрешения юридических коллизий можно определить как часть механизма правового регулирования, представляющую собой регламентированную правовыми нормами совокупность определенных элементов и юридического инструментария, позволяющих правовыми средствами разрешать юридические коллизии путем их устранения либо преодоления с целью упорядоченности регулирования общественных отношений и ликвидации противоречивости правовой системы.

В него входят несколько групп правовых способов, позволяющих разрешать юридические коллизии: путем правотворчества; систематизации, разрешения коллизий в процессе правоприменения, толкования, в судебном и внесудебном порядке, в рамках переговорного процесса и согласительных процедур. Рассматривая различные средства разрешения юридических коллизий в рамках единой системы, механизма, необходимо исследовать их как взаимосвязанные элементы.

Применяемые при этом специфические принципы (правила) разрешения юридических коллизий зависят от их видов и форм проявления. Поскольку внутрисистемным юридическим коллизиям характерны несколько форм проявления, то каждой из них соответствует собственный принцип разрешения.

1) Юридические коллизии между нормативно-правовыми актами:

а) между кодифицированным и обычным – действует принцип разрешения в пользу кодифицированного;

б) между общей и специальной нормой (коллизия по горизонтали) – приоритет отдается специальной норме;

в) между актами различных органов (коллизия по вертикали) – применяется принцип приоритета акта вышестоящего органа либо должностного лица;

г) между раннее и позднее изданными актами – принцип приоритета позднее принятого нормативного акта;

2) Юридические коллизии в правоприменении – используются судебные и внесудебные способы разрешения (в том числе судопроизводство, переговорный процесс и согласительные процедуры) и применяются характерные для них принципы.

Отмеченные выше принципы и способы разрешения юридических коллизий указаны здесь лишь тезисно. При этом мы исходим из следующих посылок.

Правотворчество как способ разрешения юридических коллизий осуществляется полномочным субъектом путем принятия нового нормативного акта и отмены противоречивых предписаний, либо путем внесения изменений и дополнений в действующий акт.

Толкование норм права является особым видом юридической деятельности, направленным на раскрытие смыслового содержания правовых норм и способом выявления и устранения юридических коллизий. Толкование права обусловлено потребностью уяснения и разъяснения точного смысла и содержания нормативно-правовых предписаний в ходе как правотворческой, так и правоприменительной деятельности. В случае несовершенства и неадекватного использования законодательной техники, отсутствия ясного, точного, понятного языка нормативного акта некоторые понятия и положения формулируются не конкретно, а иногда и двусмысленно, возникают коллизии.

Значимость толкования правовых норм в контексте исследуемой проблематики проявляется как в процессе правотворческой деятельности и систематизации нормативно-правовых актов, так и при реализации права. Так, формулирование текста правового нормативного акта предполагает точное уяснение смысла и содержания нормативно-правовых предписаний, принятых ранее и регулирующих ту или иную область общественных отношений, с целью исключения возможных противоречий (коллизий) между ними и эффективности правового регулирования в целом. Необходимость ясного и четкого представления о содержании действующих юридических норм возникает в сфере применения права, а также при других формах реализации права, способствует недопущению возникновения юридических коллизий.

Систематизация законодательства – это деятельность компетентных субъектов по упорядочению нормативно-правовых актов и правовых норм. К факторам, обуславливающим необходимость систематизации, можно отнести наличие сложной системы нормативно-правовых актов, особенности их иерархии; возникновение пробелов и коллизий в законодательстве и иные.

Мы исходим из того, что в процессе учета можно лишь зафиксировать наличие юридических коллизий. В результате инкорпорации нельзя разрешить юридическую коллизию, но можно выявить ее.

Необходимо признать, что с течением времени в любой развитой правовой системе образуется значительное число нормативных актов, имеющих один и тот же предмет регулирования. Предписания таких актов зачастую повторяются, а иногда содержат явные коллизии. В связи с этим возникает потребность ликвидации множественности, конкурентности нормативных актов и их укрупнения. Один из путей – это консолидация законодательства, в связи с чем данная форма систематизации представляет особый интерес, так как с помощью консолидации разрешаются существующие юридические коллизии.

Кодификация – особая форма систематизации и разрешения юридических коллизий, ибо в ходе ее принимается один нормативно-правовой акт, упорядочивающий правовые нормы и процедуры в определенной сфере отношений, изменяющий само существо правового регулирования и устраняющий юридические коллизии. Поэтому кодификацию считают формой правотворчества.

Так как в настоящее время судебная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти, как в РФ, так и во многих демократических государствах мира, судебные органы, особенно Конституционные Суды, имеют значительные полномочия по разрешению юридических коллизий между нормативно-правовыми актами различного уровня, прежде всего конституционного, а также возникающие в процессе правоприменительной деятельности. В частности, в РФ Конституционный Суд вправе признавать акты неконституционными в случае установления их несоответствия Конституции РФ. Другие суды РФ (суды общей юрисдикции и арбитражные суды) также в соответствии с их подведомственностью выявляют и устраняют юридические коллизии в законодательстве, могут признавать нормативные акты недействующими. Данная сфера судебного контроля представляет интерес с точки зрения роли суда в механизме разрешения юридических коллизий.

Юридические коллизии могут разрешаться также во внесудебном порядке, в рамках переговорного процесса и согласительных процедур. Полагаем, что данная форма в некоторых случаях даже более предпочтительна, чем судебная, так как субъекты самостоятельно избирают приемлемый для них вариант устранения юридических коллизий без обращения в суд. Особенно большое распространение указанные процедуры получили при выявлении юридических коллизий в сфере правоприменения, при наличии противоречий в компетенции между отдельными государственными органами и должностными лицами, при существовании отличий в практике реализации одних и тех же норм права.

Необходимо признать, юридические коллизии, являясь следствием социальных противоречий, носят в какой-то степени закономерный характер. Причины юридических коллизий можно классифицировать в зависимости от наличия в них волевого фактора – на объективные и субъективные; в зависимости от сферы их действия – на социально-экономические, политические, идеологические, правовые.

Безусловно, что законодатель заинтересован в их скорейшем устранении, поскольку они существенным образом снижают эффективность механизма правового регулирования. Следовательно, можно утверждать, что коллизии в целом имеют скорее негативный характер и по объективным причинам должны быть устранены, что свидетельствует о необходимости эффективного действия механизма их разрешения.

Однако, необходимо учитывать и то, что коллизии несут в себе и позитивное начало как для правовой системы, так и для общества в целом. Они являются свидетельством нормального процесса развития общественных отношений и соответствующих им государственно-правовых институтов.

Позитивное значение коллизионности в праве заключается в том, что они способствуют выявлению деструктивных явлений и принятию мер по их локализации и устранению, осуществляемых в процессе разрешения юридических коллизий. Также, по мнению Ю.А. Тихомирова, юридические коллизии могут выражать «справедливое притязание на новый правовой порядок или охрану конституционного строя, и...законное противостояние произволу, незаконным актам и действиям» [24].

Таким образом, в результате разрешения юридических коллизий путем использования соответствующего механизма, общая характеристика которого была дана выше, обеспечивается прогрессивное развитие общества, выявление и урегулирование новых социальных потребностей и интересов, общее движение к праву, в чем мы видим его позитивное значение.


Гончаров Роман Александрович



[1] См.: Философский энциклопедический словарь. М, 1998. С. 215.

[2] Петерецкий И.С., Крылов С.Б. Международное частное право. М, 1959. С. 43.

[3] Основы теории государства и права / Под ред. Н. Г. Александрова. М., 1960. С. 336.

[4] Алексеев С. С. Проблемы теории права. М., 1982. Т. 2. С. 137.

[5] Ершов В. В. Преодоление коллизий трудовых норм // Человек и труд. 1992. № 8-12. С. 82.

[6] Мицкевич А. В. Акты высших органов Советского государства. М., 1967. С. 12.

[7] Пиголкин А.С. Коллизии законов // Юридический энциклопедический словарь. 1987. С. 438.

[8] Сенякин И.Н. Специальные нормы советского права. Саратов, 1987. С. 64.

[9] Власенко Н.И. Коллизионные нормы в советском праве. Иркутск, 1984. С. 21.

[10] Чернобель Г.Т. Противоречия и пробелы в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации. Проблемы их преодоления. // Закон: создание и толкование. Сборник научных статей. М., 1998. С. 121.

[11] Матузов Н.И. Юридические коллизии и способы их разрешения // Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Матузова Н.И. и Малько А.В. Саратов, 1995. С. 353.

[12] Денисенко В.В. Коллизии правовых актов и механизм их разрешения. Автореф. ... канд. юрид. наук. СПб, 2004. С. 17.

[13] Коллизионное право: учебное и научно-практическое пособие / Ю.А. Тихомиров. М., 2005. С. 43.

[14] Буяков А.Ю. Юридические коллизии и способы их устранения. Автореф. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1999. С. 37-38.

[15] См.: Матузов Н.И. Юридические коллизии и способы их разрешения // Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Матузова Н.И. и Малько А.В. Саратов, 1995. С. 431. Матузов Н.И. Коллизии в праве: причины, виды и способы разрешения // Правоведение. 2000. № 5. С. 38.

[16] Буяков А.Ю. Юридические коллизии и способы их устранения. Автореф.... канд. юрид. наук. Саратов, 1999. С. 24-25.

[17] Власенко Н.И. Коллизионные нормы в советском праве. Иркутск, 1984. С. 28-29.

[18] Власенко Н.И. Коллизионные нормы в советском праве. Иркутск, 1984. С. 29.

[19] Коллизионное право: учебное и научно-практическое пособие / Ю.А. Тихомиров. М., 2005. С. 43.

[20] Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. Проф. М.Н. Марченко. Том. 2. теория права. М., 1998. С. 439.

[21] Денисенко В.В. Коллизии правовых актов и механизм их разрешения. Автореф. ... канд. юрид. наук. СПб, 2004. С. 21.

12 Большой словарь русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1981. Т. 2. С. 262.

[23] Проблемы общей теории права и государства / Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 2002.

[24] Тихомиров Ю.А. Коллизионное право: учебное и научно-практическое пособие. М., 2005.С. 44.







Интересное:


Отличие политического режима от государственно-правового
Юридическая ответственность как относительно самостоятельный комплексный институт права
Роль Президента в законодательном процессе. Повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации
Особенности структуры диспозитивных норм права
Функции юридических фактов в трудовом и семейном праве
Вернуться к списку публикаций