2014-05-28 11:12:13
ГлавнаяТеория государства и права — Функции юридических фактов в муниципальном праве



Функции юридических фактов в муниципальном праве


Юридическими фактами в муниципальном праве выступают явления реальной жизни, приводящие муниципально-правовую норму в движение, вызывающие ее реализацию в правовых отношениях, превращающие субъекты муниципального права в субъекты конкретных муниципально-правовых отношений [1].

Главная функция юридических фактов как одного из основных элементов механизма муниципально-правового регулирования заключается в обеспечении возникновения, изменения и прекращения муниципально-правовых отношений [2]. Основная задача юридических фактов состоит в том, что они создают переход от общей модели поведения субъектов, установленной муниципально-правовой нормой, к конкретному поведению конкретных субъектов, воплощаемому в муниципально-правовом отношении.

В муниципально-правовых отношениях юридические факты выполняют и дополнительные функции. Они выступают в качестве гарантии законности, позволяющей не допустить произвола обязанных лиц при осуществлении конкретных муниципально-правовых отношений [3].

При решении вопроса об изменении границ муниципального образования обязательно учитывается мнение населения. А.Н. Костюков в своей работе справедливо подчеркивает, что «учет мнения как юридический факт не только является одним из оснований возникновения соответствующих муниципально-правовых отношений, но и выступает в качестве гарантии соблюдения законной процедуры в данных правоотношениях» [4].

Информационная функция юридических фактов в муниципальном праве обеспечивает предварительное воздействие муниципально-правовых норм на общественные отношения в области местного самоуправления [5]. При осуществлении правовой деятельности необходимо учитывать как правовые последствия определенных действий, так и юридические факты, которые эти последствия обусловливают.

По мнению автора данного исследования, юридические факты являются активным, действенным элементом механизма муниципально-правового регулирования местного самоуправления. Вполне очевидно, что закрепление юридических фактов в законодательстве используется как одно из средств воздействия на поведение субъектов муниципально-правовых отношений.

Необходимо особо Отметить, что в настоящее время законодательное регулирование вопросов местного самоуправления имеет важную особенность - одновременное действие двух основополагающих законов: федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ (ред. от 8 декабря 2003 года) и федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Главный принцип совместного действия вышеуказанных законов заключается в том, что федеральный закон 1995 года регулирует вопросы местного самоуправления в части, не противоречащей нормам федерального закона 2003 года [6].

Федеральный закон 2003 года внес существенные коррективы в правовое регулирование местного самоуправления в России. Так, в нем более четко регламентированы задачи и функции органов местного самоуправления; расширен перечень форм непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления; более подробно определены экономические основы осуществления местного самоуправления; конкретизированы особенности осуществления местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге, приграничной полосе, наукоградах; более внимательно рассмотрены вопросы, касающиеся межмуниципального сотрудничества; расширен круг гарантий местного самоуправления, в том числе гарантий прав граждан на осуществление местного самоуправления [7].

Реформирование системы местного самоуправления в Российской Федерации происходит постепенно, в соответствии с установленным порядком вступления в силу федерального закона 2003 года, в целом вступающего в силу с 1 января 2006 года. Со времени официального опубликования рассматриваемого закона в октябре 2003 года начинают действовать следующие статьи: ст. 11-13, регулирующие вопросы границ муниципального образования; ст. 14-16, устанавливающие круг вопросов местного значения поселения, муниципального района, городского округа; ст. 34-37, регламентирующие перечень, порядок образования и функционирования органов и должностных лиц местного самоуправления; ст. 50, регулирующая режим использования муниципального имущества; ст. 84-86, в которых содержатся переходные положения [8].

Ряд статей вступают в действие в сроки, определенные другими нормативными актами, например: п. 8 ч. 1 ст. 15 и п. 9 ч. 1 ст. 16, регулирующие вопросы деятельности муниципальной милиции, - в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции; ч. 4 ст. 60, в которой регулируются вопросы деятельности районных фондов финансовой поддержки поселений, вступает в силу в порядке, установленном п. 4 ст. 83; окончательно все положения федерального закона 2003 года начнут действовать с 1 января 2008 года, о чем свидетельствует ч. 4 ст. 75, регулирующая вопросы временного осуществления органами государственной власти полномочий муниципальных органов [9].

В соответствии со статьей 86 федерального закона 2003 года с 1 января 2006 года утрачивают силу следующие нормативные акты: указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об утверждении Положения об общих собраниях, сходах граждан по месту их жительства в РСФСР» от 27 августа 1985 года № 1247-XI; Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об утверждении Положения об общественных сельских, уличных, квартальных комитетах в населенных пунктах РСФСР» от 3 сентября 1985 года № 1306-XI; закон РФ «О местном самоуправлении в РФ» от 6 июля 1991 года № 1550-1 (ред. от 8 декабря 2003 года); федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ (ред. от 9 июля 1999 года) [10].

До 1 января 2006 года все вышеуказанные нормативно-правовые акты действуют в части, не противоречащей федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ [11].

Безусловно, при рассмотрении функций юридических фактов в муниципальном праве автор учитывает вышеперечисленные изменения в российском законодательстве.

В юридической науке, как ни раз уже отмечалось, существует множество классификаций юридических фактов [12]. В муниципальном праве наиболее распространенной и значимой признана классификация юридических фактов по волевому критерию в зависимости от характера течения воли людей - на действия и события [13].

Основной определяющий вид юридических фактов в муниципальном праве - это действие, то есть результат сознательной, целенаправленной деятельности людей и иных субъектов права в области отношений, которые составляют предмет правового регулирования. В зависимости от соответствия действий требованиям муниципально-правовых норм они подразделяются на правомерные (сделки, административные акты, поступки, связанные с регулирующими правоотношениями) и неправомерные, или противоправные (проступки, преступления, вызывающие возникновение охранительных правоотношений) [14].

Под правомерным действием в муниципальном праве понимается волевое поведение, соответствующее предписаниям норм муниципального права, согласующееся с содержанием прав и обязанностей его субъектов. Критерии правомерности юридических действий в общей форме указаны в Конституции РФ.

Правомерные действия представляют собой основную разновидность юридических фактов, являющихся основанием возникновения и динамики муниципально-правовых отношений. В свою очередь, правомерные действия по своему значению и направленности делятся на юридические поступки и юридические (индивидуальные) акты [15].

Юридические поступки в муниципальном праве - это правомерные действия, в которых воля направлена на достижение определенных результатов, порождающих конкретные правовые последствия. Заметим, что в государственно-правовой науке в качестве юридических поступков выступают действия граждан, нормы государственного права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений [16]. Однако юридическими поступками в муниципальном праве могут быть не только действия граждан, их способны совершать и другие субъекты муниципально-правовых отношений. При этом необходимо учитывать, что «все эти поступки, - как подчеркивает А.Н. Костюков, - становятся юридически значимыми фактами, только если они закреплены в уставе муниципального образования» [17].

К юридическим поступкам, являющимся основаниями возникновения муниципально-правовых отношений, относятся обращения граждан в органы и к должностным лицам местного самоуправления. Внесение предложений и проектов нормативных актов в порядке народной правотворческой инициативы вполне может стать таким юридическим поступком, который обусловит возникновение муниципально-правовых отношений [18].

Юридические (индивидуальные) акты являются основными юридическими фактами, ведущими к возникновению, изменению или прекращению муниципально-правовых отношений. Они представляют собой правомерные действия, с которыми нормы права связывают юридические последствия в силу волевой направленности данного действия на эти последствия [19]. А.Н. Костюков в своей работе указывает, что «юридические акты в муниципальном праве представляют собой акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, направленные на возникновение, изменение и прекращение муниципально-правовых отношений, иначе - это поведение указанных субъектов, оформляемое в виде принимаемых ими решений. Кроме того, юридическими актами может оформляться и воля других субъектов муниципально-правовых отношений: населения, граждан, депутатов, комиссий представительного органа местного самоуправления, общественных организаций, муниципальных предприятий и учреждений и др.» [20].

Среди юридических актов, влекущих возникновение муниципальноправовых отношений, особого внимания заслуживают обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации и к их должностным лицам [21].

Особый вид данных юридических актов - запросы депутатов представительных органов местного самоуправления к должностным лицам органов местного самоуправления, руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории муниципального образования, по вопросам, входящим в компетенцию представительного органа, и вопросы к должностным лицам органов местного самоуправления, должностным лицам муниципальных предприятий, учреждений и организаций [22].

Органы местного самоуправления, наделенные властными полномочиями, в установленном законом порядке принимают и выдают специальные акты индивидуального регулирования (разрешения, свидетельства, ордера, постановления), которые также влекут возникновение, изменение или прекращение муниципально-правовых отношений [23].

В муниципальном праве как публично-частной отрасли права встречаются координационные юридические акты (сделки, договоры), способствующие возникновению и динамике муниципально-правовых отношений. На их основании возникают в основном муниципально-правовые отношения по осуществлению муниципального заказа [24].

Различные решения органов местного самоуправления являются основаниями возникновения, изменения и прекращения соответствующих муниципально-правовых отношений.

К муниципально-правовым актам также относятся договоры и соглашения между органами местного самоуправления и органами государственной власти, которые выступают формой взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления по конкретным направлениям хозяйственной деятельности [25].

Основаниями возникновения и динамики муниципально-правовых отношений являются и юридические акты (решение о регистрации устава муниципального образования; нормы законов о бюджете РФ и субъектов РФ, предусматривающие выделение финансовых средств на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий; решения о передаче объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения, жилищного фонда в муниципальную собственность; письменное предупреждение представительного органа местного самоуправления, вынесенное законодательным органом субъекта РФ, о принятии мер по исполнению решения суда, признавшего нормативный акт представительного органа недействительным; закон субъекта РФ или Федеральный закон о роспуске представительного органа; указ (постановление) высшего должностного лица субъекта РФ и указ Президента РФ об отрешении от должности главы муниципального образования), принимаемые органами и должностными лицами государственной власти [26].

Неправомерные действия вполне могут стать основаниями возникновения, изменения и прекращения отдельных муниципально-правовых отношений. Однако «неправомерные действия, влекущие возникновение муниципально-правовых отношений, занимают незначительное место в системе муниципально-правовых фактов. Обычно при совершении правонарушений возникают другие правоотношения (административные, уголовные, процессуальные), которые не входят в предмет муниципального права» [27].

К юридическим фактам, вызывающим движение муниципально-правовых отношений, относятся события, которые не зависят от человеческой воли [28]. Однако категорическое отрицание волевого происхождения применимо не ко всем событиям. Ряд событий изначально может зависеть от воли человека. К таким событиям, например, относятся рождение и смерть человека. В научной литературе указывается, что различие между событиями и действиями заключается не столько в источнике их происхождения, сколько в характере процесса. Дело в том, что у событий в своем процессе отсутствует волевой характер независимо от причин их возникновения, в то время как действия являются волевыми по своему происхождению и по процессу [29]. Для других юридических событий характерным является их объективный характер - то, что человек не в состоянии предотвратить или ликвидировать. Однако уже само указание на них в нормах права придает им юридическую значимость.

Нельзя не отметить, что среди юридических фактов события занимают незначительное место. Юридические события, непосредственно связанные с жизнедеятельностью человека, имеют значение для реализации предоставленных ему прав. Но помимо событий для возникновения муниципально-правовых отношений необходимы еще и действия заинтересованных лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц [30].

Следует помнить, что события сами по себе не имеют правового значения, если они совершенно не связаны с поведением людей [31].

В муниципальном праве к юридическим событиям вполне можно отнести сроки. Исследователи указывают, что сроки могут выступать только как элементы фактического состава. Это объясняется тем, что сам по себе срок никакого юридического содержания не несет, он имеет значение только как срок чего-либо [32].

Кроме юридических действий и событий, основаниями возникновения и динамики муниципально-правовых отношений выступают состояния. Среди ученых существуют весьма различные точки зрения на вопрос о состоянии как о юридическом факте. Так, одни из них выделяют состояния в самостоятельный вид юридических фактов [33]. Другие полагают, что юридическим фактом является не состояние само по себе, а его возникновение или прекращение [34]. Выделяется точка зрения С.С. Алексеева, рассматривающего состояние как звено в особой классификации юридических фактов исходя из характера их действия на однократные и длящиеся [35].

Юридические состояния представляют собой сложные юридические факты. Для них характерны относительная стабильность и длительный период существования, в течение которого они могут неоднократно вызывать наступление правовых последствий. Состояния являются частью сложного фактического состава [36].

Юридические факты-состояния как основания возникновения, изменения и прекращения муниципально-правовых отношений вполне можно классифицировать исходя из системы признаков личности [37].

Состояние является фактором, оказывающим длительное воздействие на правоотношения. Его материальное содержание обязательно связано с событиями или действиями, которые вызывают это состояние и оказывают влияние на правовой результат [38].

Для возникновения, изменения и прекращения большинства муниципально-правовых отношений необходимо наличие совокупности юридических фактов, то есть фактический состав.

Заметим, что у фактических составов в механизме правового регулирования местного самоуправления такие же функции, как и у единичных юридических фактов [39]. Они могут быть правообразующими, правоизменяющими, правопрекращающими.

Таким образом, юридические факты в муниципальном праве представляют собой явления реальной жизни, которые приводят муниципально-правовую норму в движение, способствуют ее реализации в правовых отношениях, превращают субъекты муниципального права в субъекты конкретных муниципально-правовых отношений.

Главная функция юридических фактов как одного из основных элементов механизма муниципально-правового регулирования состоит в обеспечении возникновения, изменения и прекращения муниципально-правовых отношений.

В муниципально-правовых отношениях юридические факты выполняют и дополнительные функции. Прежде всего они выступают в качестве гарантии законности, позволяющей не допустить произвола обязанных лиц при осуществлении конкретных муниципально-правовых отношений.

Одной из важных функций юридических фактов в муниципальном праве является информационная функция, которая обеспечивает предварительное воздействие муниципально-правовых норм на общественные отношения в области местного самоуправления.

Вполне очевидно, что юридические факты - это активные, действенные элементы механизма муниципально-правового регулирования местного самоуправления.

Единичные юридические факты и фактические составы в механизме правового регулирования местного самоуправления выполняют одинаковые функции: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие.

Как видим, познание природы и роли юридических фактов действительно имеет крайне важное значение и в области нормотворчества, и в сфере правоприменения. В настоящее время не только общая теория права, но и отраслевая наука проявляет большой научный интерес к проблемам этой группы правовых явлений.


Мирошникова Жанна Юрьевна



[1] См.: Костюков А.Н. Юридические факты в муниципальном праве // Журнал российского права. 2003. № 4. С. 53; Аболонин Е.С. Муниципальное право (конспект лекций). М., 2004. С. 5-6; Макарычев В.В., Тимошенко И.В. Муниципальное право: 100 экзаменационных ответов. М. - Ростов н/Д, 2004. С. 20-21.

[2] См.: Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве. С. 57; Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н. и др. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. Н.С. Бондаря. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 14-19.

[3] См.: Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н. и др. Указ. соч. С. 20-21.

[4] Костюков А.Н. Указ. соч. С. 53.

[5] См.: Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2001. Т. 2. С. 432.

[6] См.: Аболонин Е.С. Указ. соч. С. 15.

[7] См.: Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ. М., 2003. С. 1-64; Аболонин Е.С. Указ. соч. С. 16; Макарычев В.В., Тимошенко И.В. Указ. соч. С. 10-11.

[8] См.: Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». С. 6-13, 24-31, 37-39, 57-64; Аболонин Е.С. Указ. соч. С. 16.

[9] См.: Там же. С. 10-13, 45-46, 53-55, 57; Там же. С. 16-17.

[10] См.: Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» С. 62-64; Аболонин Е.С. Указ. соч. С. 17.

[11] См.: Аболонин Е.С. Указ. соч. С. 17.

[12] См.: Исаков В.Б. Указ. соч.; Общая теория государства и права. Т. 2. С. 423-425, 429-430; Карасева М.В. Финансовое правоотношение. Воронеж, 1997. С. 162-184.

[13] См.: Костюков А.Н. Указ. соч. С. 54.

[14] См.: Костюков А.Н. Указ. соч. С. 54.

[15] См.: Там же. С. 55.

[16] См.: Основин B.C. Советские государственно-правовые отношения. М., 1965. С. 28-29.

[17] Костюков А.Н. Указ. соч. С. 55.

[18] См.: Там же. С. 55-56; Глущенко П.П., Пылин В.В. Муниципальное право. СПб., 2004. С. 139-140; Аболонин Е.С. Указ. соч. С. 72-73.

[19] См.: Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2. С. 168; Постовой Н.В. Муниципальное право России: Вопросы и ответы. 4-е изд., испр. и доп. М, 2004. С. 6-7.

[20] Костюков А.Н. Указ. соч. С. 56.

[21] См.: Костюков А.Н. Указ. соч. С. 56.

[22] См.: Там же; Основин B.C. Указ. соч. С. 29; Синцова Т.А. Основания возникновения и динамика государственно-правовых отношений // Советское государство и право. 1981. № 1. С. 33.

[23] См.: Костюков А.Н. Указ. соч. С. 56-57; Постовой Н.В. Указ. соч. С. 115-117.

[24] См.: Там же.

[25] См.: Костюков А.Н. Указ. соч. С. 56-57; Постовой Н.В. Указ. соч. С. 115-117.

[26] См.: Костюков А.Н. Указ. соч. С. 57.

[27] Костюков А.Н. Указ. соч. С. 58.

[28] См.: Алексеев С.С. Указ. соч. С. 174.

[29] См.: Иоффе О.С. Гражданское право // Избранные труды. М., 2000. С. 627.

[30] См.: Костюков А.Н. Указ. соч. С. 58-59.

[31] См.: Иоффе О.С. Указ. соч. С. 628.

[32] См.: Общая теория государства и права. Т. 2. С. 428.

[33] См.: Толстой Ю.К. К теории правоотношения. Л, 1959. С. 13-14.

[34] См.: Халфина P.O. Общее учение о правоотношении. М., 1974. С. 288-289.

[35] См.: Алексеев С.С. Указ. соч. С. 178.

[36] См.: Костюков А.Н. Указ. соч. С. 59.

[37] См.: Исаков В.Б. Указ. соч. С. 36; Костюков А.Н., Копысова С.Г. Указ. соч. С. 85-87.

[38] См.: Костюков А.Н. Указ. соч. С. 60.

[39] См.: Исаков В.Б. Указ. соч. С. 20-23.







Интересное:


Функции права как выражение его сущности и социального назначения
Восстановление в должности и на службе в органах внутренних дел
Современная концепция правовой защиты достоинства и чести личности
Виды диспозитивных норм права по российскому законодательству
Роль Совета Федерации в законодательном процессе
Вернуться к списку публикаций