2014-02-23 01:00:26
ГлавнаяТеория государства и права — Понятие субъекта права



Понятие субъекта права


Множество аспектов - единство понятия субъекта права

Итак, субъект права - это явление многоаспектное, имеющее множество граней, сторон, но не сводимое ни к одной из них. Каким образом можно определить данное понятие? С учетом ранее высказанных соображений, можно сформулировать следующее определение субъекта права: субъект права есть совокупность заключенных в специальную юридическую форму (в форму юридического лица или индивида) правовых качеств человека. «Субстанцию» субъекта права образуют правовые качества человека: его правовая воля, правовое сознание, правовые действия, поступки, создаваемые им правовые связи, отношения и т.д. Сама по себе эта «субстанция» (правовые качества человека) вне правовой формы существовать не может, форма ей необходима для того, чтобы обособиться и организоваться. Посредством правовой формы создается правовое лицо, происходит персонификация субъекта права. Именно она (правовая форма) обеспечивает субъекту права возможность идентификации (опознаваемость), внешнюю автономию, создавая предпосылки для его участия в правовой коммуникации. Правовые качества человека модифицируются, видоизменяются под воздействием организующей их правовой формы. Так, например, будучи помещенными в форму юридического лица, они утрачивают тот индивидуальный характер, эмоционально-психологическую окрашенность, которые определяется носителем этих качеств - конкретным человеком. Они приобретают рационально деиндивидуализированный характер, оказываются оторванными, изолированными от человека, существуют как будто бы сами по себе. В этом смысле форма юридического лица требует, чтобы правовая воля человека, его правовое сознание были «рафинированы», очищены от личностных, психологических моментов, правовых эмоций, чувств, переживаний и т.д. Она предполагает то, что из правового сознания, поступков человека должны быть извлечены необходимые ей рациональные элементы, сам человек для нее есть лишь носитель, обладатель требуемых для существования юридического лица правовых качеств. Можно предположить, что субъект права как таковой возникает именно тогда, когда создается организующая правовые качества человека форма, когда он начинает в себе различать правовое от неправового, разграничивать правовую сферу коммуникации от всех остальных, когда он начинает мыслить и относиться к себе абстрактно.

Для признания наличия субъекта права момент правового обособления, правовой автономизации имеет существенное значение. В теории права, в отраслевых юридических науках нередко возникают споры по данному основанию, в частности, по вопросу правосубъектности филиалов, представительств организаций - юридических лиц, по должностным лицам, трудовым коллективам и т.д. Здесь важно учитывать то обстоятельство, что правовое обособление, правовая автономизация субъектов права касается не отдельных сторон, аспектов их существования (например, имущественной сферы), а охватывает все или почти все сферы правовой «жизнедеятельности». Логическим завершением данного процесса должно быть появление в праве самостоятельного правового лица, способного от своего имени участвовать в правовой коммуникации, выражать в ней свою собственную волю.

Таким образом, субъект права представляет собою неразрывное единство правовой формы и содержания. Его нельзя сводить лишь к одному из этих элементов, когда субъект права отождествляется с правовой формой, то он оказывается «мертвой» правовой конструкцией, лишенной содержания; напротив, когда его отождествляют с некоторой совокупностью прав и обязанностей, правоотношений или, например, с правовыми действиями, актами правового поведения, то он оказывается чем-то неопределенным, неоформленным, неперсонифицированным. В этом случае его можно отождествлять с любой правовой ролью, правовой функцией или правовой целью. Лишь в единстве правовой формы и содержания субъект права представляет собою правовую целостность.

В философии, социальных науках со времен Платона принято, исследуя предмет, определять его сущность («идею»). Возможно ли определить сущность субъекта права, если да, то в чем она выражается? При установлении сущности субъекта права, на наш взгляд, нельзя подходить к нему как к чему-то, определяемому извне, а в целевом плане - как чему-то, существующему для права. Такой подход представляется принципиально неприменимым к субъекту права, он является методологически некорректным. Не субъект существует для права, а право существует для субъекта и определяется им. В этом заключается суть отношения субъекта права ко всему правовому. Не правовые нормы или правоотношения, права или обязанности являются исходными моментами, основаниями, объясняющими сущность субъекта права, а сам субъект есть объясняющее начало для всего правового. Он есть система правовых координат, исходная точка отсчета для всех правовых явлений. В праве для него нет родовых понятий, посредством которых его можно было бы определить. Сводить субъекта права лишь к участнику правоотношений, исполнителю предписаний правовых норм, носителю юридических прав и обязанностей недопустимо, так как это означает, по сути, отказ от определения действительной сущности субъекта права. Субъект для права есть не только (и не столько) внешний центр правовых отношений, место приложения прав и обязанностей, к которому тянутся множество правовых нитей, связей, вокруг которого протекают различные правовые процессы. Его нельзя отождествлять с правосознанием, с совокупностью правовых представлений, чувств, эмоций, переживаний. Тем более его недопустимо сводить к части, стороне, элементу юридического процесса или к носителю, хранителю правовой культуры.

Главная идея, в которой заключается сущность субъекта права, с нашей точки зрения, - это идея творца или создателя всего правового. Это идея созидающей в праве свободы. Субъект права выражает в себе созидающее, активное начало в праве, это то лицо, чьим сознанием и деятельностью создается, творится право, чьи идеалы и устремления реализуются в праве. Он - тот, кем определяется весь правопорядок, все существующие правовые нормы, связи и правоотношения. Он - источник и цель всякого права. В этом смысле субъект права, стоящая за ним правовая личность, есть правовой абсолют. Разделяя мысль И. Канта о том, что право - это самое святое, что есть у Бога на земле [1], на наш взгляд, источник этой святости следует искать именно в субъекте права, в правовой личности человека. В своем правовом существовании в качестве индивида или юридического лица (субъекта права) человек действительно становится подобным творцу всего земного и приобщается к процессу созидания пусть не первой, но второй природы. Отсюда, на наш взгляд, можно объяснить, почему субъект права одновременно есть центр системы права и всей правовой системы, есть сосредоточие правовых связей, отношений, а также есть правовая воля, высшая правовая ценность и правовой деятель, правосознание и правовая личность, участник всех правовых процессов и носитель правовой культуры и т.д. Ведь тот, кто создает право, оставляет свой след во всех правовых явлениях, но ни в одном из них он не присутствует во всей своей полноте. Субъект права несводим ни к одному из перечисленных ранее аспектов, ни ко всем вместе, он сохраняет свою самость, свое интегративное качество, свой внутренний стержень, который не может определить ни один из названных аспектов понятия субъекта права. Он всегда сохраняет за собой свободу, возможность быть другим; он есть возможность усмотрения, свобода собственного самоопределения и вообще - в нем источник всяких правовых определений.

Здесь следует оговориться, что для советской юридической науки и для российской, возникшей на ее основе, данный тезис может показаться преждевременным, не вытекающим из правовых реалий. Современное правосознание и юриспруденция смотрят на право как на некоторую объективную реальность, материю, существующую самостоятельно от субъекта права, более того, определяющую его существование, способную ограничивать сферу его правовой жизнедеятельности или даже вовсе лишить лицо его качества субъекта права. Эта позиция, принципиальный взгляд на субъекта права как на производный от правовой материи элемент стал результатом процесса отчуждения права от правовой личности, поддерживаемого политическими целями, результатом политической борьбы за право, за возможность навязывания политической воли правовыми средствами, посредством закона или частных правовых решений. В этом воззрении отношение субъекта права к правовой системе перевернуто с ног на голову, искажено до наоборот: здесь уже не творец созидает право, а право созидает творца и указывает ему место в правовой системе. Создатель правовой системы оказался заложником своего собственного творения! Теперь уже она, правовая система, определяет его, диктует ему свои правила, требует от него жить по её законам! Такой взгляд на взаимосвязь субъекта права и правовой системы свидетельствует, по нашему мнению, что юриспруденция в этой части оторвалась от своих оснований, исследуемой ею правовой реальности и живет иными, не своими идеями, отстаивает не свою собственную позицию, правовой взгляд на вещи.

Идея субъекта - создателя или творца права является принципиально чуждой политическому сознанию, для которого субъект права всегда остается должным праву, определяемым им лицом. Политическое сознание всегда стремится принизить роль субъекта права, низвести его до уровня исполнителя принятых за него законов, решений, носителя кем-то установленных прав и обязанностей, участника не им определенных правоотношений. Оно желает видеть в нём лишь исполнителя законодательно оформленной политической воли, лишь звено в процессе осуществления юридических решений. Позитивизм в этом отношении наиболее полно отражает стремление политического сознания выхолостить саму идею субъекта права, по сути, изгнать субъекта из правовой системы. Первичным элементом, исходной точкой всего правового мироздания провозглашается норма, которая существует как бы сама по себе, вне субъекта права и над ним. Все право сводится к совокупности правовых норм и становится подобным тому роялю, который играет независимо от пианиста, живет своей особой жизнью. В этом смысле юридический позитивизм есть проявление радикального политического сознания, дошедшего в своем стремлении очистить правовую сферу от всякого проявления инакомыслия, субъективизма до логического завершения. Субъект права этим течением юридической мысли оказался раздавлен, погребен под тяжестью правовых норм. Сама идея субъекта права как носителя некоторой юридической самоценности и проявления самостоятельности, правовой особости и субъективности была вовсе исключена из юриспруденции. Но вот что удивительно, главный оппонент, противостоящий юридического позитивизму, юснатурализм критиковал и продолжает критиковать представителей данного радикального течения вовсе не за это. Он в принципе не требует отдать субъекту права, стоящему за ним человеку, то, что ему «принадлежит» по естественному праву; он лишь требует, чтобы политический суверен в своем правовом беззаконии был ограничен, чтобы он соблюдал минимально необходимый набор естественных и неотчуждаемых прав. Естественно-правовая доктрина уже самой постановкой вопроса о естественности и неотчуждаемости прав человека предполагает то, что он вовсе не является вполне естественным и неотчуждаемым, что за ним стоит действительный субъект права, настоящий правовой суверен от которого зависит признание или непризнание этих «неотчуждаемых» прав человека. Если юснатурализм действительно печется о человеке, о его правовом бесправии, то что мешает ему провозгласить индивида первичным и неотчуждаемым субъектом права и создать юридические механизмы, обеспечивающие осуществление данного принципа? Но он предпочитает говорить лишь о минимально необходимых и достаточных правах человека, ограничивающих произвол государства как политического суверена. Он не настаивает на том, что человек, когда он представлен в праве созданными им субъектами, есть настоящий правовой абсолют, суверен, творец права, способный сам определять как свои естественные, так и «неестественные» права, формировать свою собственную правовую среду, свой правовой мир. Юснатурализм не противопоставляет идее политического господства в праве идею человека как творца, создателя всего правового, правового суверена. Следовательно, в вопросе о субъекте права, о его месте и значении в правовой системе два противоположных течения юридической мысли сходятся. Юснатурализм, по сути, есть лишь политический либерализм, смягченная и разжиженная форма политико-юридического сознания.

На наш взгляд, собственно юридическая точка зрения, правовая позиция заключается в том, что право не есть вне субъекта существующая материя, противостоящая ему внешняя реальность. Право — это творение субъекта, воплощающего правовые качества человека, это созданный им его собственный мир. Правовые нормы, правовые отношения, весь правопорядок - это субъект, взятый с его внешней стороны; право принадлежит не самому себе, оно принадлежит правовому субъекту, это его собственность, принадлежность. Именно субъект права, представляющий человека, есть определяющее звено в этом соотношении, он - правовой абсолют, которому по праву принадлежит всё и вся в правовой сфере. При рассмотрении права как некоторой объективной реальности, как материального явления следует помнить о том, что материальность права - это особая материальность, отличная от материальности природного мира, она есть производная духа, правовой воли человека, его правосознания. Поэтому каждый раз, когда мы говорим об объективности права, о его материальности, надо иметь в виду, что эта материальность производна от человека, что она существует лишь постольку, поскольку она создается и поддерживается им, его волей, воплощенной в созданных им субъектах права, что эта реальность, не способная существовать без субъекта, без своего творца.

Что она есть материализовавшийся, опредметившийся субъект права, для которого вся правовая сфера - это вовсе не чуждая ему внешность, а продолжение его самого.

Марксизм, с одной стороны, верно подмечает значение материальных факторов в общественной жизни, с другой стороны, совершенно игнорирует природу права, его роль в освобождении, эмансипации личности от так называемых внешних обстоятельств. Опираясь на идею экономического детерминизма, он ищет путь освобождения человечества через диктатуру (диктатуру пролетариата), забывая, что правом задолго до него выработано цивилизованное средство и путь решения данной задачи - это закрепление за человеком возможности быть правовым лицом (индивидом), предоставление ему возможности участвовать в правовой коммуникации, творить, созидать право, а вместе с ним и все общество. Человек именно в праве, посредством его формирует свою личность, субъективность, свой особый правовой взгляд на вещи, особую правовую позицию. Современная юриспруденция, отождествляя субъекта права с правосубъектностью, не замечает (или старается не замечать) того, что в праве существуют, действуют, принимают законы, заключают договоры, предъявляют иски не абстрактные праводееспособности, а реальные правовые деятели; что не формальная праводееспособность является субъектом права и что предписываемые законами правовые роли - это также еще не субъекты права.

Субъект права есть правовая субъективность, материализующая, опредметивающая себя в нормах, правоотношениях, в правопорядке в целом. По своему происхождению правовая реальность является субъективной реальностью, которая посредством формально-абстрактной формы закона приобретает внешне независимый от индивида характер, становится формально отчужденной от него. Но эта отчужденность вовсе не является закономерной для права, она нужна прежде всего политической власти, поддерживается политическими институтами, задачами государственного руководства, имеет выраженный политический характер и предполагает инфантильность человека, его правовую незрелость, неспособность противопоставить себя государственному произволу. Субъект права в нашем понимании - это сам по себе источник права, всех правовых ролей, абстрактной праводееспособности, всего правопорядка.



[1] См.: Алексеев С.С. Самое святое, что есть у Бога на земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. М., 1998.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Охрана прав и свобод граждан
Классификация норм права
Темпоральные изменения правового обычая
Причины возникновения и пути разрешения коллизий института юридической ответственности.
Проблемы классификации юридической ответственности
Вернуться к списку публикаций