2013-09-13 20:17:20
ГлавнаяТеория государства и права — Структура правовой культуры и ее функции



Структура правовой культуры и ее функции


В делении правоотношений по отраслевой принадлежности большое значение имеет разграничение материально-правовых и процессуальных правоотношений. Материально-правовые отношения возникают на основе норм материального права. Их содержание - права и обязанности, составляющие предмет интересов субъектов права, т.е. существо юридического дела: гражданско-правовые, государственно-правовые, административно-правовые и другие материально-правовые отношения. Процессуальные правоотношения возникают на базе процессуальных норм и производных (вторичных) от материально-правовых отношений. Они предусматривают процедуру осуществления прав и обязанностей субъектов, порядок разрешения юридического дела: гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные, административно-процессуальные и другие процессуальные правоотношения.

Итак, правоотношение - это охраняемое государством общественное отношение, возникающее как правило вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующееся наличием субъективных прав и юридических обязанностей у его участников.

Четвертым основным элементом правовой культуры являются законность и правопорядок. Результаты действия права в любом государстве связываются с наличием правопорядка, что означает точное и неукоснительное соблюдение Конституции и законов всеми субъектами, существование реальной возможности у всех членов общества реализовать, а при необходимости защитить свои права и законные интересы, функционирование независимой и эффективной судебной власти, позволяющей рассчитывать на объективное и компетентное рассмотрение правовых споров, а также на исполнение судебных решений.

Правопорядок не может возникать и существовать сам по себе. Он базируется на таких принципах, как конституционность, законность, подконтрольность, действие которых обеспечивается принудительной силой государства.

Состояние правопорядка в России иначе как плачевное охарактеризовать достаточно сложно. Существованию такой ситуации во многом способствует пренебрежение названными принципами.

Конституционность подразумевает, что правопорядок, с одной стороны, подчиняется Основному закону, а с другой - обеспечивает повседневную и повсеместную реализацию его установлений. Приведем пример, только Конституционным Судом РФ вынесены десятки постановлений по спорам о не конституционности разного рода ограничений местного самоуправления, не меньше подобных суждений содержится и в определениях об отказе в принятии заявлений.

Самое страшное, что подобные законы не только спокойно проходят через различные стадии законотворческой процедуры, но и преподносятся как очередное достижение законотворчества.

Законность подразумевает не только принятие законов в строгом соответствии с Конституцией, но и неукоснительное соблюдение их требований всеми субъектами, в том числе правоприменительными органами, а также наличие механизма реализации законодательных положений.

В качестве принципов законности в литературе выделяют следующие:

а) всеобщность ее требований;

б) верховенство закона;

в) единство (единообразие) законности;

г) гарантированность основных прав и свобод граждан;

д) неотвратимость наказания за совершенное правонарушением;

е) недопустимость подмены законности целесообразностью, их противопоставления;

ж) связь законности и культурности и др.

Итак, законность - это совокупность требований точного соблюдения норм, содержащихся в законах и основанных на них подзаконных нормативных актах, всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами). Она закрепляется в конституции и других законах как принцип, реализуется в метод деятельности всех носителей прав и обязанностей и становится таким образом режимом общественной жизни, суть которого в том, что большинство участников общественных отношений соблюдает, исполняет правовые требования и предписания.

Обеспечение законности - одно из важных направлений деятельности государства.

В результате реализации требований законности в обществе происходит упорядочение общественных отношений: закрепляются и поддерживаются те из них, которые соответствуют интересам общества и государства; другие развиваются в соответствующем направлении, определенном правовыми нормами; пресекаются нежелательные, запрещенные законом деяния. Закрепленное в законах и других нормативных актах «бумажное» право становится «правом жизни», возникает порядок.

Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.

Именно правопорядок является главной целью правового регулирования общественных отношений, именно для его достижения издаются нормативные акты и принимаются меры, направленные на обеспечение законности.

Пятым основным элементом правовой культуры выступает правовая активность. Правовая активность - социально-правовое явление, охватывающее своим содержанием совокупность как специально-юридических, так и общих признаков, присущих любому виду активности личности. С этой точки зрения анализ социально-правовой природы правовой активности позволяет глубоко уяснить ее сущность, назначение, структуру, общее и особенное в соотношении с иными разновидностями социальной активности личности.

Правовая активность личности - категория конкретно-историческая. Уровень ее развития, объем, сферы распространения определяются, прежде всего типом правовой системы, которая в свою очередь обусловлена социально-экономическим строем того общества, к которому она принадлежит.

По мнению В.И. Гоймана свойствами правовой активности являются [11]:

1. Чувство ответственности представляет собой осознанное отношение личности к своим правам и обязанностям, понимание и оценку своих действий, их правовых последствий.

2. Чувство солидарности с правом - это отношение к правовым нормам, основанное на согласии с ними, с их требованиями. Степень согласия адресата с нормой при этом может быть различной, в зависимости от мотивов, лежащих в основе такого согласия.

3. Чувство справедливости есть степень интериоризованной личностью справедливости социалистического строя и его права, выраженное в ее отношении к правам и законным интересам других лиц, в ответственности собственного поведения и в требовании справедливо поступать, обращенного к иным лицам.

4. Чувство законности - состояние социально-правового психического склада личности, обеспечивающее в ситуациях, опосредованных правом, выбор варианта правомерного поведения, готовность следовать правовым предписаниям в указанном направлении. Чувство законности есть внутренняя настроенность личности на выбор только законосообразного поведения, даже если оно в каком-то смысле и не устраивает адресата, не отвечает его интересам в данный момент (скажем, при условии несовершенного предписания).

5. Чувство правового (гражданского, общественно-правового, профессионального) долга указывает на характер понимания личностью значения правовых средств, степень готовности использования их в практической деятельности для удовлетворения прежде всего общественных интересов или интересов других лиц. Чувство правового долга мобилизует личность к активной борьбе за право, если оно достаточно развито, и «притупляет» вкус к правовой работе, если оно недостаточно выражено в личностной структуре.

6. Чувство уважения к праву, закону. Это, по существу, интегральное свойство правовой структуры личности, определяющее наиболее высокий, развитый тип правовой позиции, основанный на принятии правовых норм в качестве собственной (личностной) ценности, на доверительном, уважительном к ним отношении и обуславливающий выбор поведения исключительно по мотивам принципиального согласия с законом.

Перечисленные свойства выражают степень «согласия» личности с ее правовой ролью, а в конкретных ситуациях - с правовым предписанием, представляют ее правомерную позицию, позволяющую действовать законосообразно при совершении любых действий, опосредованных правом.

Шестым основным элементом правовой культуры выступает уровень развития всей системы юридических актов, то есть текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).

Любой юридический акт должен быть правовым, то есть отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе. Закон должен быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения. Система законодательства, основой которой является конституция государства, имеет большое значение для оценки правовой культуры общества. Правовые нормы, законы могут устареть (частично или полностью), отстать от требований жизни. Поэтому законодательство постоянно совершенствуется, и если даже нормы не преобразованы, они всё равно остаются законами, обязательными для исполнения.

При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов - документов: правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно-управленческой сфере) и правореализационных. На основе анализа указанных правовых актов, а также иных текстов правового характера можно сделать вывод об уровне развития не только правовой культуры общества, но и его культуры в целом.

Правовая культура в реальном существовании выполняет одновременно несколько специфических функций: познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

Познавательно-преобразовательная функция правовой культуры связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и обеспечению становления гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития индивида. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

Праворегулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы.

Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации классов, иных социальных групп и слоев, граждан, концепции их усилий на формировании правового государства. Правовая культура может обеспечивать социальное сплочение людей. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но и регулировать их взаимоотношения в правовой сфере. Регулятивная функция правовой культуры реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение людей в их деятельности определенным правилам, реализацию их потребностей, интересов, социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей в правовых отношениях, вносит элемент упорядоченности в эти отношения.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных явлениях, фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, в социальных институтах и т.д. Исходя из этого правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.

Анализируемая функция проявляется и тогда, когда изучается оценочное отношение личности к результату, цели ее действия, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам, образцам поведения, предусмотренным нормами права, к поведению и деятельности других лиц. Оценочная деятельность в правовой культуре состоит в «измерении» индивидом, общностью людей права, законности, правопорядка, правоотношений, механизма правового регулирования путем сопоставления с соответствующими правовыми ценностями. Оценивается правовая реальность в самом широком диапазоне - от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом. Это - оценка всей совокупности законодательства конкретных правовых норм, поведения граждан, деятельности правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями.

Встречаясь с каждой новой ценностью правовой культуры, мы даем ей оценку с позиций уже сложившихся у нас ценностных ориентаций в этой сфере, одобряя одни компоненты правовой действительности и отвергая другие.

Эта устойчивая система оценок в свою очередь зависит от нашего мировоззрения и наличного уровня политико-правовой культуры.

Правосоциализаторская функция правовой культуры может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем, необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического всеобуча населения, оказанию ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности.

Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в правовой сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы лично не знакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем. Такое общение опосредуется юридическими произведениями и сегодня значительно расширяется в связи с совершенствованием средств массовой информации. Правовое общение выступает в качестве формы межсубъектных взаимодействий свободных и уникальных существ в сфере права.

Основание этой функции определить наше отношение к правовому культурному наследию, к другим типам современной правовой культуры, позволит овладеть социокодом правовой культуры различных эпох.

Правовая культура конкретного общества не может успешно развиваться без приобщения к другим правовым культурам. Опыт даже недавнего исторического прошлого нашей страны показал, какие печальные последствия имеют попытки ограничить культуру, в том числе и правовой ее срез, лишь собственными рамками, сбросив со счета культурное наследие прошлого и прекратив связь с культурной жизнью других современных государств. Правовая культура должна аккумулировать в себе прогрессивные достижения всех типов правовых культур как нынешних, так и прошлых эпох. В конечном счете коммуникативная функция правовой культуры обеспечивает идейно-правовые связи граждан, преемственность правового опыта и совершенствование общества, формирование и повышение правовой культуры индивидов.

Коммуникативная функция правовой культуры реализуется не только в сфере «сегодняшнего» правового регулирования. Она выступает необходимым элементом планирования и прогнозирования правовой культуры, правового культурного строительства и развития.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает правотворчество и реализацию права, проблемы укрепления законности и правопорядка, обеспечения правомерного поведения граждан, их гражданской активности и т.д., включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы. В настоящее время элементы научного прогнозирования и планомерности, например, в законодательной деятельности усиливаются, хотя плановость и последовательность разработки и принятия законодательных актов еще оставляет желать лучшего.

Конечно, не все в правовой сфере поддается точному планированию. Вместе с тем, и эта сфера подвержена целенаправленному воздействию. Наше общество нацелено в будущее. А раз так, то оно неизбежно связывает себя с идеей прогнозирования, в том числе прогнозирования правовой культуры. Истинная функция предвидения в области правовой культуры заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения правовых культурных целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей. Правовые культурные прогнозы представляют своеобразные проекты наиболее вероятного результата в тех ситуациях, недостаточная определенность которых не дает возможности обеспечить достаточно обоснованные предсказания.


Медведев Владимир Александрович



[1] Сальников В.П. Общая теория права / Под. ред. В.К. Бабаева. - Н. Новгород. 1993. С. 502.

[2] Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974, С. 43.

[3] Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. М., 1983, С. 113.

[4] Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юристь, 2002. - С. 356.

[5] Русинов Р.К. Теория государства и права: Учеб. М., 1977, С. 332.

[6] Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Соч. в шести томах. Т.4(2) М., 1965. С. 139.

[7] Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1992. С. 8.

[8] Неновски Н. Право и ценности. М., 1987. С. 140-141.

[9] Бельский К.Г. Социалистическое правосознание (диалектика формирования и развития). Ярославль, 1979. С. 63-64.

[10] Лапаева В.В. Конкретно-социологическое исследование в праве. М., 1987. С. 85-92.

[11] Гойман В.И. Формирование правовой активности личности как составная часть коммунистического воспитания: М. 1988. С. 27-28.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Действие во времени прецедента
Правоохранительная система России: понятие и структура
Классификация норм права
Понятие правовой культуры
Основание юридической ответственности
Вернуться к списку публикаций