2013-09-13 20:17:20
ГлавнаяТеория государства и права — Структура правовой культуры и ее функции



Структура правовой культуры и ее функции


Вопрос о структуре правовой культуры в отечественной юридической литературе является сложным и дискуссионным. Некоторые, считают, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов [1]. Другие авторы включают в число структурных элементов правовой культуры еще и правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль, регулирование и исполнение права [2], а также критерии политической оценки права и правового поведения, правовую науку [3], правовую психологию и правовую активность [4]. В качестве элемента правовой культуры выделяют так же уровень развития всей системы юридических актов (юридических документов) [5].

Проанализировав различные точки зрения, существующие в литературе, автор полагает, что в структуру правовой культуры входят: 1) право, 2) правосознание, 3) правовые отношения, 4) законность и правопорядок, 5) правовая психология, 6) правовая активность, 7) правомерная деятельность субъектов, 8) государственные правовые институты, 9) юридическая наука, 10) уровень развития всей системы юридических актов.

Рассмотрим подробно некоторые структурные элементы правовой культуры.

Одним из важнейших элементов культуры человечества выступает право, возникающее на определенном этапе развития социальной системы и оказывающее активное воздействие на мировоззрение членов общества. Сам по себе процесс возникновения права - объективно необходимый этап развития культуры.

Вопрос о праве не обходил ни один крупный философ древности. Вековые исследования то приближали, то удаляли человечество от правильного понимания права, его сути. «Для правоведа, - замечал И. Кант, - остается тайной - является ли правом то, что требует законы, каков всеобщий критерий, на основании которого можно вообще различать правовое и неправовое» [6].

Эти слова родоначальника немецкой классической философии не утратили своего значения и в наши дни. Понятие права, по словам американского правоведа Лоуренса Фридмэна, «имеет большое количеств значений, хрупких как стекло, неустойчивых как мыльный пузырь, неуловимых как время» [7].

Верное понимание права не только определяет перспективы и направления развития юридической науки и ее эффективность, но и вооружает юрист-практика надежным средством правоприменительной и правоохранительной деятельности. Не зная, что такое право, бессмысленно вести речь о его правильном применении, законности, юридической ответственности. Уясняя суть права и его признаки, уместно вернуться к старой, хорошо разработанной в дореволюционной, в том числе и русской, юриспруденции идее деления права на естественное и позитивное.

Естественное право - это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. К таким правам представители этой теории относят: право человека на свободу, на общение с себе подобными, на продолжение рода, на жизнь и нормальные условия человеческого существования, на собственность, на охрану жизни и здоровья со стороны общества и государства.

Позитивное право - это право, выраженное в принятых государством нормах, т.е. в законодательстве, а также в иных источниках права. Вне законодательства, вне правовых обычаев, прецедентов, нормативных договоров нет положительного права. Именно поэтому законодательство и право часто отождествляются.

Ни одно общество не может существовать без взаимодействия ее членов друг с другом, с социальными группами, с самим обществом. В процессе этого взаимодействия происходит столкновение различных интересов, мотивов, воли участников социального общения. Общество уже не может упорядочить свою деятельность посредством находящихся в его распоряжении институциональных механизмов - норм морали, обычаев, традиций.

Итак, право - это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.

Место права в системе социальных ценностей обусловлено тем, рассматривается ли оно в качестве ценности-средства, или ценности-цели. С этой точки зрения, оно может быть ценностью производной и может иметь собственную ценность. Привлекательна в данном плане позиция болгарского ученого Н. Неновски, который характеризует право как ценность в двух аспектах. С одной стороны, предназначение права - поддержание порядка и организованности в обществе. В этом, смысле ценность его производна. С другой стороны, это феномен, включающий в себя и закрепляющий юридические ценности, благодаря чему право само вливается в мир ценностей [8].

Право выдвигается на одно из первых мест в качестве наиболее эффективного средства, при помощи которого координируется и регулируется взаимодействие людей.

Наконец, право, правовая цивилизованность - неотъемлемая составляющая человеческой культуры, важное ее завоевание. Именно на этом фундаменте и должны строиться теория и практика российского правового государства.

Вторым основным элементом правовой культуры является правосознание. Правосознание выступает в качестве одной из форм единого общественного сознания и обладает относительной самостоятельностью. Оно отражает всю совокупность разнообразных правовых явлений общественного бытия (правовую систему, правовое регулирование, правопорядок и т.п.), входящих в надстройку нашего общества.

Правовое сознание можно определить как систему правовых чувств, эмоций, идей, взглядов, оценок, установок, представлений и других проявлений, выражающих отношение граждан Российской Федерации, как к действующему праву, к юридической практике, правам, свободам, обязанностям граждан, так и к желаемому праву, к другим желаемым правовым явлениям.

Основными аспектами изучения структуры правосознания, как и структуры всего общественного сознания в целом, являются гносеологический и социологический, которые, хотя и различаются между собой, все же не отрицают, а дополняют друг друга. При гносеологическом подходе общественное правосознание рассматривается как отражение, как одна из форм общественного познания, при социологическом - исследуется с точки зрения его места в системе общественных явлений и роли в развитии всего общества в целом.

Структура правосознания, рассмотренная в гносеологическом аспекте, состоит из двух уровней отражения правовой действительности: правовой идеологии и правовой психологии.

Правовая психология, возникающая под непосредственным влиянием окружающей правовой действительности, является первой, начальной эмпирической ступенью правосознания.

Именно с этого уровня правосознания начинается осознание правовой реальности, первичное «знакомство» с ней.

В отличие от правовой психологии, правовая идеология представляет более высокий, научно-теоретический концептуальный уровень правосознания, более глубокое осмысление людьми правовых явлений общественной жизни.

В идеологической сфере правосознания на базе уже приобретенного конкретного эмоционально-чувственного материала происходят окончательное становление и оформление идей и представлений о правовой действительности, играющих большую роль в формировании воли людей.

Правовая идеология и правовая психология, находящиеся во взаимности как элементы единого явления - правового сознания, в существенной степени отличаются друг от друга. Основное различие между ними заключается не только в том, что они отражают общественное бытие и объективную правовую реальность при помощи разных социальных инструментов: первая - при помощи идей, теорий; вторая - при помощи психических проявлений, чувств и эмоций. Оно состоит, главным образом, в различных уровнях и способах этого отражения.

Если отражение общественного бытия в правовой идеологии происходит на уровне теоретического, научного осознания, теоретических знаний и оценок законодательства, правопорядка, законности и иных правовых явлений, то такое отражение в правовой психологии осуществляется прежде всего на уровне обыденного, повседневного сознания [9]. Поэтому ведущим элементом в структуре правосознания является комплекс правовых идей.

Именно им принадлежит определяющее место в процессе выработки стратегии и реализации людьми на практике своего юридически значимого поведения, хотя нельзя недооценивать и значения правовых чувств и эмоций.

Правовая идеология в рассматриваемом аспекте представляется как строй проникнутых внутренним единством научных положений, идей, теорий и учений, характеризующих взятую в развитии правовую систему.

Что же касается правовой психологии, то она мыслится, как сумма массовидных правовых психологических проявлений (эмоций, чувств, настроений), отражающих различные правовые аспекты общественной жизни. Оба этих структурных элемента правосознания, разумеется, тесно связаны между собой, находятся в постоянном взаимодействии.

Социологический анализ структуры правосознания позволяет выделить в нем три компонента - познавательное, оценочное и практическое правосознание.

В русле такого анализа исследователи рассматривают и вопрос о функциях правосознания, выделяя, как правило, следующие: гносеологическую, регулирующую и функцию правового моделирования. Гносеологическая функция характеризует познание правовых явлений в объективной реальности, регулирующая - дает возможность путем сопоставления своего поведения с требованиями правовых предписаний корректировать его. Функция моделирования - служит важнейшим средством формирования соответствующей модели и поведения, которое расценивается как необходимое. В.В. Лапаева в юридическом механизме действия права выделяет и анализирует познавательную, оценочную и регулятивную функцию правосознания [10].

Познавательная деятельность выполняет функцию отражения правовой реальности (познавательная функция правосознания). Она состоит из ряда последовательно возникающих психических образований: ощущений, главным образом слуховых и зрительных; восприятий; памяти, которая накапливает правовые знания посредством процессов запоминания, воспроизведения, узнавания и выражает их в виде различных правовых представлений; мышления, являющегося высшим познавательным процессом, продуктом которого служат идеи, понятия и убеждения.

Однако, познавая правовую действительность, граждане проявляют определенное отношение к ней (оценочная функция, правосознания) через психические эмоциональные процессы и состояния (эмоции, чувства, настроения, эффекты, страсти).

Практической стороной правосознания, осуществляющей разумную реализацию намерений человека, является воля (поведенческая функция правосознания). Она охватывает: уяснение правовых знаний; внутреннее согласование возникающих побуждений со сложившимися правовыми убеждениями и с существующей объективной реальностью, включающей действующую в обществе систему правовых норм и ценностей; определение цели, решение и, наконец, исполнение решения.

Значительную роль в «переработке» и усвоении поступающей в правосознание правовой информации играет сложный механизм психической регуляции поведения человека, включающий в себя осознание интереса, определение цели, систему мотивов и волеизъявлений.

Правосознание не просто зеркально отражает окружающую правовую действительность, а преломляет ее через своеобразный «социально-биологический фильтр» человеческой индивидуальности. Он состоит из трех компонентов: особенностей всего психического сплава личности, жизненного опыта человека, непосредственного круга общения индивида.

Правовое сознание является сложным социальным образованием. С точки зрения субъектов (носителей) правосознание подразделяется на общественное (массовое, общесоциальное), групповое и индивидуальное. С позиций социального уровня правосознание, как правило, подразделяется на обыденное, научное и профессиональное.

Обыденное правосознание в основном формируется под воздействием непосредственных условий жизни людей, их личного жизненного опыта. Наибольшую роль в нем играют психологические элементы (чувства, эмоции). Научное правосознание складывается на основе широких и глубоких правовых обобщений, а его содержание в основном составляют правовая идеология, система теоретических правовых знаний. Профессиональное правосознание - это правосознание юристов, т.е. общности людей, которая требует специальной общеобразовательной или практической подготовки. Эта разновидность правосознания отличается тем, что его духовные элементы неразрывно связаны с умениями и навыками практического познания правовых норм и их применения.

Одну из разновидностей правосознания работников юридической профессии представляет собой профессиональное правосознание сотрудников органов внутренних дел. Это система правовых знаний, взглядов, представлений, установок, чувств и других духовных проявлений людей, профессионально занимающихся охраной общественного порядка, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений и других правонарушений, охраной собственности, прав, свобод и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, осуществлением безопасности дорожного движения, обеспечением пожарной безопасности, исправлением и перевоспитанием осужденных.

Третьим основным элементом правовой культуры являются правовые отношения. Правовые отношения - это отношения в связи с правом, на основе права они возникают вместе с природными правами и обязанностями, а с появлением государства важнейшие из них получают законодательное оформление. Как естественное право - идеал права позитивного, так и существующие в связи с ним правоотношения - идеал законодательно урегулированных отношений. Различая отношения на основе норм естественного и позитивного (законодательно оформленного) права, можно избежать не приносящих особой практической пользы споров о том, что первично - норма или правоотношение, что из них предшествует одно другому.

В природе человека, в человеческом общежитии процесс формирования естественных прав и свобод, правил поведения, правоотношений идет параллельно, без особой строгой зависимости. В позитивном праве взаимозависимость юридической нормы и правоотношения довольно жесткая.

Правовым отношениям присущи следующие признаки:

Правоотношение - это общественное отношение, т.е. отношение между людьми и неразрывно связанное с их деятельностью, поведением. Именно между людьми, а не между ними и предметами материального мира. Собственник вещи имеет совокупность прав на нее, но обретают свою жизнь эти права только в отношениях с другими людьми: им собственник может продать вещь, уступить право владения, подарить, от них же, он требует соблюдение своего права собственности.

В качестве характерной черты правоотношений называют обычно их идеологический характер. Современное право России все больше начинает выражать общечеловеческие начала, теряя свои классовые черты. Значит ли это, что, утрачивая классовость, она перестает быть идеологическим явлением? Думается, что нет. Идеология выражает классовые интересы и стремления, но с классовостью не совпадает, ибо представляет собой систему разнообразных взглядов на социальную жизнь. Тоталитарное стремление к жесткому централизованному регулированию хозяйственной жизни - это идеология; отношение государства, общества к церкви, стремление обеспечить малоимущие слои населения - это тоже идеология. Право и сопутствующие ему правоотношения всегда будут явлениями идеологическими. Главное здесь - чтобы идеология выражала не сугубо классовые, групповые, а общечеловеческие начала и интересы, и не демагогически (на словах), а реально.

Правоотношение - это такое отношение, которое возникает вследствие воздействия норм позитивного права на поведение людей. Между нормой права и правоотношением существует довольно жесткая зависимость - в жизни возникают только те правоотношения, на которые указывает юридическая норма. В строгом смысле слова, правоотношения - это законоотношения. Ситуация, правда, существенно меняется в настоящее время. С введением в действие в сфере экономки принципа «разрешено все, что не запрещено законом» жесткая зависимость правоотношения от нормы права значительно ослабевает. В остальном же действует правило: есть норма права - возникает правоотношение, нет нормы - нет и правоотношения.

Правоотношение - это связь между людьми посредством субъективных прав и юридических обязанностей. Это особая форма связи, связь через права и обязанности, которые закреплены в нормах объективного права, носитель субъективного права (т.е. тот, кому принадлежит право) - лицо, управомоченной, носитель юридической обязанности - лицо обязанное. В правоотношении лицу управомоченному всегда противостоит лицо обязанное, будь то другой человек, организация, государственный орган или государство в целом. В этом смысле правоотношение является связью индивидуализированной. Индивидуализация при этом осуществляется двояко:

1. Поименно, когда субъекты права называются своим полным именем, (фамилией) или полными реквизитами, таковы, к примеру, семейно-брачные отношения, отношения между организациями по поставке продукции, перевозке и т.д.;

2. По названию социальных ролей.

Во втором случае поименное или пореквизитное определение субъектов не имеет значения, называются лишь их социальные роли: продавец-покупатель, работник милиции - гражданин.

Правоотношение - волевое отношение. Это означает, что помимо нормы права, которое сам по себе уже выражает определенную волю, для возникновения правоотношения необходима воля его участников.

Правоотношение - это отношение, охраняемое государством. Государство, обеспечивая в конечном счете выполнение требований юридических норм, охраняет и отношения, возникающие на основе этих норм. Охраняемые государством правоотношения составляют основу правопорядка любого общества.

Виды правоотношений: регулятивные и охранительные правоотношения.

Регулятивные правоотношения - это правомерное поведение субъектов, т.е. поведение, возникающее на основе норм права и им строго соответствующие. Такие правоотношения и составляют суть правопорядка, и в их существовании и развитии заинтересовано общество. Имущественные, трудовые, семейно-брачные, государственно-правовые и иные правоотношения, возникающие на законных основаниях, - это все регулятивные отношения. Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов как реакция общества, государства, других граждан на такое поведение. Цель правоохранительных правоотношений - защита существующего в обществе нормального порядка отношений, наказание правонарушителя. В рамках охранительных отношений ответчик возмещает причиненный его действиями материальный ущерб, на правонарушителя налагается штраф, преступник привлекается к уголовной ответственности, осужденный отбывает наказание в местах лишения свободы и т.д.

Отраслевые правоотношения. Сколько отраслей отечественного права, столько и видов правоотношений - конституционные, гражданские, административные, уголовные и другие.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Функции юридических фактов в гражданском процессуальном праве
Указы Президента Российской Федерации: общая характеристика
Критерии классификации форм государства
Юридическая ответственность как относительно самостоятельный комплексный институт права
Понятие и принципы законодательного процесса
Вернуться к списку публикаций