2013-09-13 20:11:29
ГлавнаяТеория государства и права — Виды и типы правовой культуры



Виды и типы правовой культуры


Правовая культура - неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на ее началах, является отражением уровня ее развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры - политической, моральной, эстетической, Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи - создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает ее права, социальную защищенность, уважение ее достоинства, т.е. ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов,

В зависимости от носителя правовой культуры различают:

1. Правовая культура общества - часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, юридической практики и др.

Правовая культура в каждый данный момент «присутствует» в каждой данной точке правовой реальности, не совпадет с ней полностью, но существует в ней как составная часть, которая способна выступать в виде характеристики уровня развития этой реальности.

Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права. Она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

2. Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

Правовая культура личности не есть прямая проекция или миниатюрный вариант правовой культуры общества. Правовая культура личности является относительно самостоятельным образованием, которое складывается в результате взаимодействия различных специфических социальных и психических регуляторов. Личные потребности и интересы, социальное положение, практикуемые индивидом стереотипы правовой деятельности, конкретные черты воспитания, образования, особенности мировосприятия, исповедуемая религия, самооценка, индивидуальные психофизиологические параметры - таков неполный перечень тех моментов в целостной жизни индивида, под совокупным влиянием которых и складывается его правовая культура.

К слагаемым правовой культуры личности относятся: 1) уверенность в том, что только свобода всех людей в обществе есть одна из надежных гарантий свободы каждого; 2) уважение достоинства других лиц, выступающих в качестве равных участников правового общения; 3) чувство личной ответственности за свои поступки и внутреннее убеждение в важности исполнения человеком лежащих на нем обязанностей; 4) уважение к закону; 5) вера, что соблюдение принятых человеком обязательств есть элементарное условие нормального сосуществования людей в рамках общества.

Составляющие правовой культуры личности: правовую культуру личности составляют; правосознание и правовое мышление; правомерное поведение; результаты правомерного поведения и правового мышления.

Правовая культура личности (общая и специальная профессиональная) способствует выработке культурного стиля правомерного поведения, который формируется в зависимости от: степени усвоения и проявления ценностей правовой культуры общества; специфики профессиональной деятельности; индивидуальной неповторимости творчества каждой личности.

Правовая культура личности предполагает: наличие правовых знаний, юридический информации. Информированность была и обстается одним из основополагающих каналов формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез); превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерною поведения (эмоционально-психологический срез); готовность действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои нрава в случае их нарушения (поведенческий срез).

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальном жизни, Конституции РФ и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения и нем как о социальной ценности, а главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка.

Другими словами, правовая культура личности - это позитивное правовое сознание в действии. Преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта - ее важная составная часть.

Культурный стиль правомерного поведения характеризуется постоянством соблюдения принципов в правомерном поведении, спецификой решения жизненных проблем, выражающихся в особенностях выбора варианта правомерного поведения в границах, которые определены нормами права.

3. Профессиональная правовая культура - одна из форм культуры, свойственная общности людей, которая профессионально занимается юридической деятельностью, требующей специального образования и практической подготовки.

Профессиональной правовой культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений в соответствующих областях профессиональной деятельности. Вместе с тем, каждая юридическая профессия имеет свою специфику, что обусловливает особенности правовой культуры различных ее представителей (судей, прокурорских работников, сотрудников органов внутренних дел, юрисконсультов, адвокатов и т.д.). Причем, уровень профессиональной культуры, например, сотрудников милиции различен. Различия наблюдаются в правовой культуре рядового и начальствующего состава, офицеров различных подразделений милиции: уголовной, общественной безопасности, транспортной, государственной автомобильной инспекции, охраны, специальной милиции. Профессиональная культура работников автомобильной инспекции отличается от аналогичной культуры сотрудников подразделения уголовной милиции и т.д. Имеет место общая закономерность: уровень профессиональной культуры сотрудников милиции, как правило, тем выше, чем ближе они находятся к деятельности, осуществляемой в сфере права.

Главное в профессиональной правовой культуре - высокое место права, его верховенство и соответствующее этому положение дел в правовом поле государства: подготовка юридических кадров, роль юридических служб во всех сферах общественной и государственной жизни, положение суда, адвокатуры, прокуратуры, нотариата, милиции; развитость научных юридических учреждений, эффективность работы юридических профессиональных общественных организаций и т.д.

Выделяя три вида правовой культуры, следует помнить, что в реальной жизни они тесно взаимосвязаны: правовая культура, как социальное явление, едина; правовая культура общества не существует вне правовой культуры его членов (личности, группы); она является условием, формой и результатом культурно-правовой деятельности граждан и их профессиональных групп.

Культура юриста как специалиста неотделима от правовой культуры общества. Уровень правовой культуры общества существенно зависит от профессиональной культуры юриста. С другой стороны, от профессионального уровня юриста зависит состояние правовой культуры общества и гражданина.

Уровень правовой культуры профессиональной группы определяется степенью развитости культуры каждого из его членов, т.е. степенью общего образования, уровнем его квалификации. Юрист на своем рабочем месте должен соответствовать своей профессии и соответственно укреплять свой престиж и престиж сообщества юристов.

Юрист - личность, которая призвана стать выше своих привычек, желаний. Он должен делать свое дело так, как этого требуют высшие интересы общества. Правонарушители - часто личности сильные, целенаправленные, вести поединок с которыми непросто. Нередко работа над раскрытием и расследованием преступлений - схватка между личностями, характерами. Человек формируется в личность в процессе социальной практики. Юридическое образование - первый шаг к утверждению себя как личности в области реализации права. Юридическое образование должно обеспечить знание и понимание речи и мастерства, необходимых для практикующего юриста, включая понимание правовых и этических обязанностей, прав и основных свобод человека, признанных законодательством страны и международным правом.

Теоретический уровень правовой культуры представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, механизма правового регулирования, правового поля государства, а не только его отдельных направлений.

Правовая культура юриста содержится в критическом творческом осмыслении правовых норм, законов, правовых явлений с точки зрения их гуманистического, демократического и морального содержания.

В культуру юриста входит знание государственного языка России, особенностей этической культуры и национальных традиций того региона, где юрист осуществляет профессиональную деятельность.

Определение типов правовой культуры - это вопрос сложный и не однозначный. Данная проблема, концентрируются, прежде всего, в вопросе об универсальности наиболее распространенных определений правовой культуры и статусе их базисного отношения «государство-право-личность». Анализ истории показывает, что еще в середине века, не говоря о наиболее раннем периоде, экономика, семья, религиозные взгляды и т.д. составляли единое целое в политической системе.

С точки зрения Гегеля, государство является определяющим, а гражданское общество определяемым элементом. Личность ничто - государство все. Свободен только тот, кто повинуется. «Государство, - считает он, - есть дух, пребывающий в мире и реализующийся в нем сознательно... дух есть государство... государство - это шествие Бога в мире; его основанием служит сила разума, осуществляющего себя как волю» [1].

Все названные принципы получили свое логическое завершение в одной из заповедей тоталитарного государства; «Все для государства, ничего кроме государства, ничего против государства».

Характерна в этой связи идеология нацизма. Главным в ней является поклонение партии, расе, но, прежде всего вождю, как выразителю «генеральной воли народа». В случае расхождения воли вождя и воли народа, воля вождя превалирует.

Нацисты отвергают общепризнанные нормы морали и права, утверждая насилие, ложь, используя любые средства для достижения цели.

Нацистское государство тоталитарно. Оно не допускает никаких ценностей, кроме себя. Тоталитарный режим отбирает у человека обоснование интереса, даже возможность такого самостоятельного обоснования и выбора. Человек должен без сомнения и раздумий принять выработанные и сформулированные без него норы права. Человек оказывается несвободным в обосновании своих поступков, но зато он несет ответственность за их последствия и результаты. Он подчиняется чужой воле. Правовой поступок лишается сознательного действия.

В тоталитарных типах государства возникал соответствующий тип правовой культуры. Некоторыми характерными чертами такой правовой культуры являются:

- максимальный энтузиазм при исполнении нормативных предписаний государства у небольшой части общества, пассивность у большинства;

- ограничение личной свободы граждан, подчинение их «единой воле» и «единым интересам»;

- свобода действий у аппарата власти в отношениях с гражданами, реализация аппаратом принципа «целесообразности» для режима.

Таким образом, рядовые граждане оказываются в положении несвободных. Им запрещается все, кроме прямо разрешенного. Преобладающим способом правового регулирования являются обязывания и запреты. Такие основы жизнедеятельности, как свобода, справедливость, гуманизм и обеспечивающие их принципы - презумпция невиновности, соразмерность деяния и воздаяния и т.д. отодвигаются на задний план, а то и ликвидируются. Охарактеризованный тип правовой культуры можно назвать этатистским или авторитарным.

Но в истории человечества имеются и иные отношения, а именно, включающие гражданское общество.

В XVIII веке в передовых странах Европы конституируются, как относительно самостоятельные феномены: государство (публичная власть), гражданское общество, право, гражданин, имеющий права, как индивидуальный член этого общества. В России они сформировались позже. Но их взаимоотношение было прервано Октябрьской революцией 1917 года. В нынешней России их существование возрождается вновь. Поэтому должны быть развернуты исследования с учетом имеющихся знаний. Они связаны с выступлением против гипертрофированности патерналистского государства.

В такой ситуации источником права становится не государство, а гражданское общество. Здесь закрепляются правовые начала, содержание которых составляет - свобода, равноправие, требования справедливости и гуманности. Государственная воля, зафиксированная в обязательных нормах поведения и подкрепленная принуждением, носит вспомогательный характер. Право в такой ситуации служит преимущественно инструментом самоорганизации гражданского общества, самоорганизации и упорядочению поведения самостоятельных и активных граждан, а не орудием в руках государства, которое решает за граждан как им жить.

Ограничение свободы рамками закона необходимо для предупреждения противоречий между действующими свободными гражданами, для исключения вторжения произвола одного гражданина в сферу свободы другого. Свобода, как социальная ценность, приоритетна. Поэтому в условиях, когда ведущим элементом в соотношении «государство-общество» является гражданское общество, отдают предпочтение принципу, в соответствии с которым «разрешено все, кроме прямо запрещенного». Для аппарата же власти, подчиненного интересам гражданского общества, принципом становится «запрещено все, кроме прямо разрешенного». Таким образом, в социуме происходит переориентация с обеспечения государственных интересов, на обеспечение интересов граждан.

Охарактеризованное отношение между гражданским обществом и государством становится фундаментом нового типа правовой культуры личности. Наиболее характерными чертами являются самостоятельные инициативные действия личности в достижении своих собственных интересов. Такой тип правовой культуры возможно назвать цивилистским (в отличие от этатистского), демократическим (в отличие от авторитарного). Очевидно, именно такой тип правовой культуры складывается в современном российском обществе. Особенностью является акцент на процессе возрождения, легализации частной собственности. Вместе с тем, возможны и другие акценты.

Если свобода гарантирована, экономика - независимо от того, меньше или больше частной собственности в стране, - наладится сама собой.

В охарактеризованных взаимоотношениях государства и гражданского общества, и в точках зрения, отражающих их, приоритет отдается то государству, то гражданскому обществу. Однако наряду с таким подходом к изучению рассматриваемой системы, исследуется еще и равновесие между государством и гражданским обществом. Такое изучение, естественно, не может не оказаться на представлении о типах правовой культуры.

Вполне возможно согласиться с точкой зрения о том, что гражданское общество предполагает сбалансированный взаимоконтроль и взаимоограничение государственных и негосударственных органов и движений. Первые должны учитывать стремление вторых. Вторые - сообразовывать свою деятельность с законами и учитывать объективные потребности государства. Речь идет о конструктивном сотрудничестве, которое делает обе стороны сильнее, а их работу эффективнее.

В реальной жизни такое равновесие возможно только как кратковременное состояние, но оно все-таки возможно. Поэтому правомерно считать его основой нового типа правовой культуры. Такой тип правовой культуры может именоваться «равновесным». При демократических порядках государство обеспечивает общеобязательность действия норм права, подчиняя им поведение людей. Источником правовых норм здесь становится не государство, а гражданское общество. В центре забот этого общества - эгоистические интересы личности. Значительное развитие получает самодетерминация. Общим для указанных двух типов является преобладание интересов одного из элементов отношения.

Понятие «равновесия» означает или состояние неизменного движения, в котором находится какой-либо объект под воздействием равных, противоположно направленных сил, или состояние устойчивого покоя, вследствие гармонического сочетания явлений. Некоторые сторонники рассматриваемой точки зрения «упускают» из вида интересы человека, т.е. исследуют не три стороны отношения, а только две. Кроме того, само равновесие устанавливается «постфактум», что приводит к противоречиям. Вполне правомерно поставить вопрос о возможности гармонического соотношения, сотрудничества между личностью, государством и гражданским обществом. Такое соотношение должно быть подчинено интересам человека и общечеловеческим ценностям. Борьба же должна отодвинуться на второй план.

В этатизированной правовой культуре государство, аппарат власти ведут себя по отношению к личности, гражданскому обществу по принципу: «слушайте и повинуйтесь». Такое обращение часто не связано с мнениями тех, к кому обращение адресовано. Что касается личности, то для нее главным в этом взаимоотношении является послушание и смирение.

Также для понимания типов правовой культуры можно использовать семиотический подход, который, был предложен представителями Тартуской школы семиотики Ю.М. Лотманом и Б.А. Успенским [2]. В соответствии с ним культуру можно рассматривать как знаковую систему, и в зависимости от отношения к знаку можно выделить два типа культуры, различие между которыми определяется тем, как понимается отношение между знаком и его значением: как единственно возможное или как условное и произвольное.

Обозначим указанные два типа культуры, соответственно, как культуру выражения и культуру правил.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Указы Президента Российской Федерации: общая характеристика
Роль Правительства Российской Федерации в законодательном процессе
Современная концепция правовой защиты достоинства и чести личности
Признаки норм права
Действие во времени прецедента
Вернуться к списку публикаций