2013-09-13 20:00:49
ГлавнаяТеория государства и права — Правовая культура и правовая система современной России



Правовая культура и правовая система современной России


Если же оставить процессы, проистекающие от самой власти («сверху») и обратиться к развитию демократизации от ее массовых народных корней («снизу»), то можно будет выявить не менее значимые в теоретическом и прикладном отношении негативные характеристики. Демократия в постсоветской России связана в первую очередь и в основном с регулярными выборами представителей власти на конкурентной основе, в которых выражается идея формирования представительной власти и - посредством нее - политического волеизъявления граждан, передающих свои полномочия определенным лицам и органам для реализации в социальном управлении и строительстве их целей, ценностей, потребностей и идеалов.

Однако реальность сегодня такова, что при наличии первой части - выборов - в практике функционирования политической системы отсутствует вторая часть - обратная связь, мотивированное участие и контроль граждан за реализацией тех властных полномочий, которыми они наделили от своего имени соответствующих субъектов. Отторжение людей от полноценного участия в политике и в государственном управлении приводит и обратно, в царство «кривых зеркал» социального отчуждения, нигилизма, ощущения эксплуатации политиками их гражданского статуса, политической депривации.

Культура демократии и соответствующая ей правовая культура в таких условиях сложиться не может, ведь еще популярные в нашей стране коммунистические классики обосновали тезис о том, что «бытие определяет сознание», а практика общественных отношений сегодня явно не способствует формированию высоких образцов правового и политического демократизма.

Демократия - это не просто народовластие, это и ответственность народа за собственный выбор, и ответственность политиков за принимаемые от имени народа решения. Поскольку ответственность политиков сегодня наиболее проблемная область демократии, рассмотрим с точки зрения развития правовой и политической культуры проблему ответственности народа.

В процессе выборов происходит селекция носителей наиболее популярных (распространенных и поддерживаемых, то есть легитимных) социальных ценностей и ревизия прошлой деятельности избираемых субъектов государственного управления. «...Именно выборы резюмируют меру освоения массовым политическим сознанием фундаментальных ценностей и ограничений демократической культуры, структуру и динамику правового и не правового отношения и понимания гражданами и должностными лицами своей роли и места в политическом и избирательном процессах» [17].

К сожалению, активность в избирательных кампаниях, участие в выборных процедурах и стойкое количество сторонников прежнего, коммунистического режима, о чем свидетельствуют репрезентативные социологические исследования, в том числе постоянно проводящиеся мониторинги, и государственная статистика результатов выборов по регионам, демонстрирует скорее развитие эскейпизма, уклонения от осуществления гражданских функций формирования власти, и уж тем более влияния на власть, что косвенно свидетельствует о расширении социальной базы для правового и политического нигилизма, неверия в перспективы демократизации и позитивного правового строительства, а также амбивалентного (двойственного и неопределенного) отношения к новому, еще не состоявшемуся, но активно развивающемуся праву.

Необходимо обратить внимание в исследовании вопросу о том, какую же роль играет правовая культура в жизни общества?

Во-первых, правовая культура - своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Этот прогресс связан как с созданием собственно правовых ценностей (способы и средства разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т.д.), обогащающих личность, так и предоставлением обществу необходимых юридических условий для спокойного и упорядоченного развития.

Право, юридические инструменты организуют благоприятную деятельностную среду, исключающую насилие, произвол, разрушение материальных и духовных благ, накопленных за тысячелетия обществом. Правовая культура выступает именно той сдерживающей формой, в которой купируется, ограничивается и вытесняется антиобщественное и потому антиправовое поведение.

Во-вторых, правовая культура является средоточием, «мемориалом» накопленных человечеством юридических ценностей. Она их хранитель, селекционер, генератор и ретранслятор на иные сферы общественных отношений. Правовая культура - живой организм, все элементы которого - нормы, юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы - обладают качествами продуктов человеческого духа, кропотливого труда, исторического отбора, жизненной апробации.

Поэтому бережное отношение к правовой культуре есть условие социального прогресса, гарантия эффективности усилий по совершенствованию человеческой личности. Продукты правовой культуры - юридические нормы, памятники права, способы разрешения конфликтов, опыт юридической деятельности, народный правовой фольклор - нуждаются в охране и защите не менее, чем традиционные культурные ценности. Разрушение культурного слоя права чревато невосполнимыми потерями в государственно-политическом самосознании нации, способно породить хаос и произвол в общественных отношениях.

В-третьих, правовая культура - практически единственная глобальная форма, через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных правовых феноменов - государственности, правопорядка, правовой системы. Культура несет в себе «генетический код» отечественных юридических явлений, служит как средством их обогащения в процессе всемирного право-культурного обмена, так и особым бастионом от чуждого инокультурного влияния, разрушающего исходные предпосылки национальной правовой идентичности.

Интернациональный и одновременно национальный характер правовой культуры позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники правового прогресса. Названные черты правовой культуры объясняют сложность этого явления для познания, его неоднозначный гносеологический статус, который в теории становится темой многочисленных взглядов, точек зрения, доктрин правовой культуры.

Эти концепции, представления, позиции, расходясь в конкретных интерпретациях понятия, содержания, структуры правовой культуры, как правило, едины в понимании основных функций, которые сводятся прежде всего к сохранению духовных ценностей в юридической области, передаче правового опыта последующим поколениям, поддержанию механизмов воспроизводства правового сознания народа и его влияния на жизненно важные сферы взаимоотношений (государство, политика, экономика, международные отношения и т.д.).

Значение правовой культуры и правовой системы для формирования и развития гражданского общества проявляются в следующих моментах:

Правовая культура и правовая система аккумулирует в себе и закрепляет для всего общества нравственные начала правды, справедливости. В ней отражаются многие этические, религиозные, традиционные, позитивные устои, сформировавшиеся за многовековую историю развития человечества. Даже наиболее жестокие тоталитарные режимы, появляющиеся в силу разных причин на исторической сцене, вынуждены считаться с этим и помимо прямых ограничений, закрепленных в законе, декларируют общесоциальные правовые ценности. Природа всего правового в том и состоит, чтобы нормативно обобщить и гарантировать доминирующие начала человеческой цивилизации - свободу человека, упорядоченность и справедливость социальных отношений, стабильность общества.

Правовая культура и правовая система, благодаря своим внутренним общегуманистическим качествам, четкой структурированности, идеологической и психологической ауре, активно воздействует на формирование субъективных установок у людей, способствует установлению нормальных взаимоотношений в обществе.

Весьма важное общественное значение имеют правовые явления в культурологическом плане. С одной стороны, правовая культура и правовая система вбирают в себя исторический опыт культурного развития, сохраняет его, выступая в роли консерванта. С другой - в силу своей специфики они вырабатывают собственные культурные ценности (логически выверенные правовые конструкции, четкую терминологию, емкий и лаконичный язык и др.), которые становятся достоянием всего общества. Освященные нравственно-гуманистическими идеями правды и справедливости, правовые ценности органично вписываются в человеческое бытие, выступая важной частью межчеловеческих отношений.

Социальное значение конкретной правовой системы зависит прежде всего от того, как разрешается ее главное противоречие между естественно-правовыми и государственно-правовыми началами. То общество, которое смогло создать благоприятные (демократические) условия для последовательного и успешного разрешения этого противоречия, испытывает благотворное влияние правовой системы в деле утверждения общечеловеческих ценностей и идеалов. А с учетом того, что право выступает и средством разрешения общественных противоречий, есть основание утверждать: правовые явления в своей совокупности выступают в качестве если не источника, то своеобразного мощного катализатора формирования гражданского общества.

Важное значение для нормального функционирования общества в демократическом режиме, реализации гуманистических принципов и идеалов, свободного развития личности имеет система специальных юридических гарантий, закрепленных в Конституции и других нормативно-правовых актах. Это придает гражданам и общественным структурам качество правовой защищенности, уверенности в беспрепятственном и полном осуществлении своих прав и свобод, несении обязанностей.

Благодаря своим системным и государственно-властным качествам, правовая система обеспечивает организованность и стабильность внутрисистемных общественных связей, охраняет целостность социального организма, нейтрализует, вытесняет негативные явления из общественной жизни. Причем если при административно-командных, авторитарных режимах государство, используя право как орудие принуждения и идеологическое прикрытие, пытается проникнуть во все поры общественной жизни и подчинить ее своему влиянию, обеспечивая, таким образом целостность общества, то развитая демократическая правовая система способна связать само государство, установить пределы государственной власти и создать правовые условия для единения общественного организма на добровольных, гуманистических началах.


Медведев Владимир Александрович



[1] Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1988, С. 443-445.

[2] Рожков Н.Л. Советская историография Киевской Руси. Л., 1978, С. 166-167.

[3] Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М., 1989, С. 27.

[4] Бердяев Н.А. Философия неравенства. Берлин, 1923, С. 22-23.

[5] Федотов Г.П. Россия и свобода. – Знамя. 1989. №12. С. 202.

[6] Юрганов А. У истоков деспотизма. - Знание - сила, 1989, № 9, С. 25.

[7] Семитко Л.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государстве и право. 1992. № 10. С. 109.

[8] Хойман С.Е. Взгляд на правовую культуру предреволюционной России // Государство и право. 1991. № 1. С. 122.

[9] Кистяковский Б.А. В защиту права. М., 1991. С. 115.

[10] Кистяковский Б.А. Право как социальное явление // Вопросы права. М., 1991. кн. 8. С. 103.

[11] Кистяковский Б.А. В защиту права. М, 1991. С. 112.

[12] Там же. С. 124.

[13] Герцен А.И. Собр.соч. в 30-ти томах. М., 1956. С. 251.

[14] Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп . - М.: Юристь, 2002. - С. 394.

[15] Алексеев С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА.- М. 1998. - С. 356.

[16] Веденеев Ю.Л. Политическая демократия и электорально-правовая культура граждан // Государство и право. 1997. № 2. С. 33.

[17] Там же. С. 36.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Охрана прав и свобод граждан
Роль Правительства Российской Федерации в законодательном процессе
Проблемы эффективности реализации диспозитивных норм права
Действие во времени прецедента
Функции государственного механизма
Вернуться к списку публикаций