2013-09-13 20:00:49
ГлавнаяТеория государства и права — Правовая культура и правовая система современной России



Правовая культура и правовая система современной России


Эволюция правовой культуры и правовой системы в современной России

Отставание политико-правовой культуры населения России от политико-правовой культуры населения развитых капиталистических стран является одним из значительных факторов, препятствующих эффективному реформированию экономических, политических и правовых и иных сфер российского общества и государства. Реформы, проводимые в основном сверху и не поддерживаемые активными действиями народа, не приводят к позитивным результатам, затягивают процесс выхода России из кризисного состояния. Поэтому важнейшей и долговременной задачей всех политических, в том числе и молодежных движений, является деятельность по повышению правовой и политической культуры населения, осознанию каждым гражданином России себя как личности, способной не только защитить наличные права и свободы, но и активно влиять на процессы правовой и политической деятельности государства, создавать надежную защиту любым попыткам его посягательств на общепризнанные современной цивилизацией права и свободы человека и гражданина.

В настоящее время Российское государство переживает этап новых реформ. В сознании россиян последовательно утверждаются общечеловеческие ценности, прошедшие многовековой путь становления - это суверенитет и самоуправление народа, идеологический и политический плюрализм, верховенство права, разделение властей и т.д. Без сомнения, высшей ценностью в государственной политике должен быть человек, его права и свободы.

Государство, его органы, все другие социальные институты должны играть служебную по отношению к личности роль, быть ответственными перед ней. В этих условиях для дальнейшего развития российской государственности необходимы новые подходы в теоретическом освоении государственно-правовых процессов.

Таким образом, теоретическая наука вступает в новый этап своего развития, который можно назвать этапом динамики (он совпадает с современным периодом развития российского государства), в котором формируется целостная концепция правовой культуры, основанная на цивилизационных подходах к праву и правовой науке, в задачу которого будут входить дальнейшее развитие юридических знаний, традиций и представлений, новых приемов и способов законотворчества, новых форм и методов деятельности правоприменительных органов, развитие системы гарантий и процедуры защиты прав и свобод граждан, т.е. всего того, что требует действительно нового теоретического освоения и прикладной характер отношений от исторического развития, их возникновения в результате деятельности человечка.

Развитие правовой культуры и правовой системы в современной России является процессом повышенной общественной значимости. Страна переживает переход к новой общественной системе, меняется содержание и логика всех сложившихся отношений - в политике, труде, религиозной и семейной жизни. Все эти изменения должны протекать упорядоченно, и законы придают прагматическую определенность новым социальным (экономическим, политическим и духовным связям и взаимодействиям. Но даже очень хорошие законы могут оказаться бездейственными без двух обязательных составляющих: механизмов их реализации и адекватной правовой культуры и правосознания.

Политический курс на демократизацию российского общества актуализирует вопрос о формировании более развитого, преодолевающего архаичные стереотипы, правосознания и значительно более высокой правовой культуры граждан, знающих и умеющих воспользоваться своими законодательно обеспеченными правами, ответственно относящихся к гарантированным свободам и определенным правовой системой обязанностям. Требования к новой правовой культуре состоят в повышении компетенции ее носителей, то есть в стремлении к более обширным и точным знаниям принципов и содержания законодательства со стороны самих граждан; а также в формировании правосознания, заведомо ориентированного на сознательное и ответственное выполнение норм права, поддержке принципов гуманизма демократизма и законопослушания в реальном правовом поведении.

Всего этого не достичь «наскоком», изданием «декретов» или применением репрессивных санкций. Культура, как и природа, имеет свои «естественные законы произрастания», и поэтому при всей революционности происходящих в стране перемен применительно к правовой культуре можно корректно говорить только о «развитии», но никак не о «создании нового». А это развитие, безусловно, подразумевает и сохранение чего-то прежнего, что, как мы выяснили в первой части работы, вовсе не подготовлено для рационалистического правового культивирования». Поэтому нужно заведомо отдавать отчет исследователям и практикам-юристам, что правовая культура не просто требует совершенствования, она нуждается в постоянной и неусыпной заботе, в больших осмысленных программах, планомерных действиях государственной власти, правовых учреждений, образовательно-просветительной и воспитательной системы.

Но так ли безоговорочно господствуют в культуре мягкие, эволюционные процессы? Действительно ли, как доказывают социологи, нужно мыслить временными категориями размахом в три-четыре поколения, чтобы представить себе формирование принципиально более совершенной правовой культуры, отвечающей совершенно новым стандартам правовой системы и общественных отношений? Видимо, это не совсем так, поскольку правовая культура и правовая система, в частности, законы, являются частями одной системы и взаимно «подпитывают» друг друга, ускоряя развитие как позитивных, так и негативных процессов.

Правовая система есть сложно-структурное, многоуровневое образование, состоящее из совокупности элементов и подсистем, имеющее свою историю, социально-экономические, политические, национальные и культурные основания и предпосылки развития.

Элементы правовой системы объединены общими целями, задачами и выполняют некоторые общие функции, что, между тем, не свидетельствует об однородности и идентичности последних.

Взаимосвязь элементов правовой системы, их функционирование обуславливают само существование правовой системы, так как изолированно, в разрозненном виде, она существовать не может. В этой связи при исследовании данной категории целесообразно, на наш взгляд, применение системно-структурного подхода и изучение правовой системы в целом. Системный подход в данном случае является одним из способов исследования, предполагающий анализ объекта как сложного явления, состоящего из компонентов, взаимосвязь между которыми обеспечивает его целостность.

Под системой, как уже отмечали ранее, понимается множество взаимосвязанных элементов. Однако это не просто совокупность множества единиц, в которой каждая единица подчиняется законам причинно-следственных связей, а единство отношения и связей отдельных частей, обуславливающих выполнение определенной сложной функции, которая и возможна благодаря структуре из большого числа взаимосвязанных, и взаимодействующих друг с другом элементов.

Главным компонентом (подсистемой) и одновременно центром, ядром правовой системы является субъект права или, шире, субъект правовой системы. Прежде всего, это человек в его юридическом качестве носителя субъективных юридических прав и обязанностей и участника правовых отношений, т.е. субъект, обладающий способностью иметь права и обязанности, реально имеющий и своими собственными действиями осуществляющий эти права и обязанности.

По тому, какие лица и организации являются (признаются) субъектами права, каким объемом прав и свобод они наделены и реально обладают, пользуются, можно судить о данной правовой системе. Например, в рабовладельческих обществах раб не был субъектом права, а в средневековых обществах Европы и на древнем Востоке выделялись различные категории лиц с неравным правовым статусом. Лишь в ходе буржуазных революций было провозглашено формальное равенство всех лиц независимо от их социального положения, национального происхождения, вероисповедания и других различий. Объем юридической свободы субъектов права служит тем основанием, по которому в истории права выделяются эпохи и типы правовой культуры.

В нашей литературе при анализе правовой системы субъект права до последнего времени не выделялся, что вполне понятно: личность занимала подчиненное, второстепенное положение в российской и советской действительности, а потому субъект права «всплывал на поверхность» лишь при изучении некоторых элементов механизма правового регулирования, в частности при анализе правового отношения.

В обновленной теории государства и права личность, субъект права выдвигается на центральное место во всей правовой действительности и выступает в качестве отправного пункта и основания научных исследований. Это соответствует и этимологии слова «субъект», которое в переводе с латинского означает, «лежащий внизу, находящийся в основе, в основании всей социальной жизни». Субъект является носителем предметно-практической деятельности и познания, источником активности и развития прогресса.

В юриспруденции субъект рассматривается как носитель прав и обязанностей и участник правовых отношений.

Сторонники позитивистского правопонимания подчеркивают, что названные свойства субъект приобретает в силу правовых норм, т.е. лишь в том случае, когда они закреплены в позитивном, писаном праве (законодательстве). Если же закон (государство) не соизволит предоставить субъекту соответствующие правовые свойства, то он и не будет субъектом права, как не был им раб.

При социологическом подходе субъектом права является тот, кто реально (или через своих представителей) участвует в правовой деятельности, вступает в правовые отношения, заключает сделки, договоры и т.п., т.е. тот, кого сами участники данных отношений признают в качестве субъекта независимо от того, как к этому отнесется государство.

Согласно естественно-правовой доктрине юридические свойства субъекта права принадлежат человеку от рождения - никто ему их не дает и никто не может их отнять.

В Конституции РФ признано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ст. 2, 17). Это юридическое закрепление положения о том, что человек есть основание и центр российской правовой системы; все остальные ее субъекты - организации, объединения, хозяйственные общества и товарищества, органы государства суть лишь производные образования, следствие активной деятельности человека, самоопределяющегося в любой из названных форм.

Вся деятельность государства, его органов и должностных лиц направлена на утверждение прав и свобод человека и гражданина, которые, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Защита прав и свобод человека и гражданина - основная функция государства. В то же время носителем суверенитета и источником государственной власти является многонациональный народ, а в конечном счете человек и гражданин, объединенный в крупную социальную общность - российский народ, население Российской Федерации. Таким образом, в основании правовой системы вырастает государственность в целом.

Сказанное вполне логично для правового государства, где право выступает первичным, фундаментальным фактором во взаимоотношении «право - государственность». Носителем права здесь является человек, общество в целом, которое передает государству часть своих прав и полномочий, заключая тем самым (по идее, или условно) общественный договор для того, чтобы государство обеспечивало безопасность человека, защищало его от произвола и хаоса, гарантировало реальность прав и свобод. Человек и гражданин как избиратель формирует органы государственной власти и местного самоуправления, выражает свою политическую волю на референдумах и свободных выборах, участвует в отправлении правосудия через институт присяжных заседателей.

Стратегическими целями развития российской правовой системы и государственности сегодня являются:

Построение такого государственно-правового механизма, который был бы действительно направлен на реальное обеспечение провозглашенного Конституцией РФ положения о правах человека как высшей ценности;

Отработка системы реального воздействия человека на государство через институты гражданского общества, которые пока находятся в стадии становления. Обе задачи глобальные и долговременные. От их решения, однако, будет зависеть реальность рассматриваемого здесь положения о субъекте как центре и основе российской правовой системы. В настоящее время это лишь идеал, цель нашего политико-правового развития.

По мнению ряда авторов, с которыми соглашается автор, целями правовой культуры на современном этапе являются [14]:

Формирование чувства права и законности;

Освоение достижений логико-правового мышления;

Совершенствование законодательства;

Повышение уровня правовой деятельности;

Увеличение объёма и качественное совершенствование правопослушного поведения;

Совершенствование юрисдикционной или иной правоприменительной деятельности;

Разделение полномочий законодательных, исполнительных и судебных учреждений;

Изучение памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования.

Важным элементом правовой системы выступает правовое сознание, которое не существует в отрыве от субъекта и может рассматриваться отдельно лишь в ходе теоретического анализа.

Правосознание традиционно определяется как совокупность идей, чувств, представлений о праве действующем и желаемом, о действиях органов и лиц в сфере правового регулирования. Это весьма формалистическая дефиниция, слабо специфицирующая анализируемый феномен. Более содержательно правосознание можно определить как совокупность эмоционально-чувственных и мысленных, идеальных образов, при помощи которых человек воспринимает и оценивает наиболее существенные общественные отношения (в частности, по производству, обмену и присвоению различных благ) в категориях прав и обязанностей, эквивалентности деяния и воздаяния за него, равенства, справедливости, свободы и защиты от произвола, ответственности за нарушение правовых норм и договоров и т.д., а также действует в сфере правового регулирования (установления правовых норм и их реализации).

Общественное сознание становится правовым лишь после того, как в нем сформируются идеи о юридической нормативности в качестве основы жизнедеятельности и упорядоченности, противостоящей хаосу и произволу, идеи о воздаянии за правонарушения, формальном равенстве и справедливости, защите личности, ее собственности от произвола других субъектов, в том числе государства, идеи о судебном разбирательстве конфликтов и др.

Русская культура не имела достаточно времени для того, чтобы в ней естественным путем появились только собственные правовые формы и отношения. А потому наряду с последними действовали и заимствованные - византийские, литовские, шведские и др. Однако если правовые формы лишены прочной основы в общественном сознании, не вырастают из него, а лишь навязываются извне государством, то они очень легко отторгаются этим общественным сознанием и психологией, которые предпочитают праву иные, более понятные и хорошо знакомые ему формы регуляции общественных отношений:

Моральные;

Патриархально-семейные;

Традиционно-бытовые;

Религиозные и др.

Правовое сознание возникает в индивидуализирующейся культуре, когда человек начинает осознавать себя, свою уникальность, свою собственную сущность. Личное самосознание, личное достоинство - абсолютно необходимые предпосылки формирования правового сознания и правовой культуры в целом. Их отсутствие или слабость, а также авторитарная государственность, ряд других обстоятельств привели к формированию правового нигилизма - системы взглядов и представлений, отрицательно оценивающих роль права в жизни общества. Широко известна крайняя нигилистичность по отношению к праву не только широких слоев российского населения, но и отдельных знаменитых его представителей: Л.H. Толстого, всех лидеров коммунистического эксперимента, ряда современных общественных и культурных деятелей.

Если в общественном правовом сознании выделить правовую идеологию и психологию, то можно сказать, что в России правовой нигилизм проявляется на обоих уровнях. В правовую идеологию он проникал через марксизм-ленинизм - «знамя нашей эпохи». Классики марксизма писали, что коммунисты находятся в оппозиции к праву и даже к такому его проявлению, как права человека. В правовой психологии широких слоев населения в силу антинародной политики должностных лиц государства, попрания прав и свобод граждан было бы наивно искать положительное отношение к праву. Исключение составляли одиночки, положившие в середине 60-х гг. прошлого столетия начало диссидентскому (правозащитному по сути) движению в СССР. И лишь с середины 80-х можно говорить о начале нового этапа в развитии общественного правового сознания в России, когда внимание общества стало сосредоточиваться на идеях прав и свобод личности, на идее общественного договора и необходимости формирования такого политического устройства, при котором государство зависит от гражданского общества.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Основные формы выражения норм права
Наука прав человека - предмет, функции, современные методологические проблемы
Восстановление в должности и на службе в органах внутренних дел
Понятие источника права в советской и постсоветской правовой науке: преемственность и новизна в научной теории
Охранительная функция российского права
Вернуться к списку публикаций