2013-09-13 17:56:14
ГлавнаяТеория государства и права — Повышение правовой культуры



Повышение правовой культуры


Государство придаёт большое значение воспитанию высокой гражданственности личности, уважения к законам и правилам, готовности активно участвовать в охране правопорядка. Эти качества составляют существенные стороны правовой культуры, развитие которой позволяет говорить о построении правового общества.

Для повышения правовой культуры необходимо учитывать ряд задач. Во-первых, «обеспечить надлежащую ориентацию в основополагающих началах и принципах правовой системы государства». Эти принципы, исходные руководящие идеи правовой системы, подразделяются на отраслевые (например, единобрачие, добровольность вступления в брак - это принципы семейного права), межотраслевыми (гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону - принципы гражданского процессуального и уголовного процессуального права), основными конституционными. Знание основных принципов правовой системы позволяет глубоко понять общественную сущность права, его разумность и необходимость, способствует переходу правовых знаний в убеждения.

Во-вторых, «создать базу для значительного расширения объёма и повышения уровня правового поведения адресатов права». Высокий уровень правового поведения людей обеспечивает не только свободу, но организованность общественных отношений, их подчиненность общественному порядку. Правовое поведения людей означает понимание людьми справедливости и полезности правовых установок, их ответственности перед обществом и государством за свои поступки. Другими словами «правовое поведение основано на социальной зрелости и юридической грамотности граждан». Всё это представляет собой общественно полезное явление, которое считается предпосылкой нормального функционирования гражданского общества с развитой правовой культурой.

В-третьих, «обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права и обязанностей за свои законные интересы» преодолеть правовую пассивность. Важнейшая часть правовой культуры - чувство законности и справедливости - должна вырасти в потребность бороться за справедливость, несмотря на возникающие трудности. Однако противодействие несправедливости не должно превышать пределов необходимой защиты. Например, нельзя «распускать руки» в ответ на словесное оскорбление в общественном месте. Для этого есть другие, законные меры. Их выбор впрямую зависит от уровня сформированности правовой культуры.

В-четвёртых, осуществлять работу по профилактике правонарушений в аспекте реального действия принципа «незнание закона не освобождает от ответственности» и вести борьбу на преодоление правового нигилизма, которое овладело за последнее время массовым сознанием. Такой нигилизм коренится в правовом невежестве граждан и должностных лиц, их слабой информированности о законах, а также в умышленном, или скорее неосознанном желании их обойти, проигнорировать, если это приносит ощутимые выгоды при минимальном риске подвергнуться санкциям. Чтобы искоренить правовой нигилизм следует обратить внимание на качество самих законов, которые являются причиной подрыва доверия народа к законодателю.

В-пятых, «активизировать правовое поведение». От активности, действенности позиции каждого в борьбе с нарушениями законности зависит стабильность правопорядка в обществе, поэтому большое значение имеет способность граждан помогать государству в его правоохранительной деятельности.

Повышение правовой культуры населения, прежде всего видится в повышении общеправовой подготовки населения, распространении среди него правовых взглядов, идей и пропаганде принципов законности и правопорядка. Такими путями могут стать:

I. Право и правовые законы. Закон как инструмент организации общественных отношений является пока непревзойденным и всеобъемлющим среди всех средств социального регулирования и контроля. Конструирование правовых законов, на мой взгляд, является важнейшим завоеванием цивилизации. Рано или поздно зрелая культура неизбежно порождает законодательство. Оно, в свою очередь, как дитя культуры, в идеале проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания.

В качестве примера завоеваний культуры в средствах и формах правовой деятельности можно указать на законность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надлежащего порядка.

Законом создаются исходные ценности процедурно-процессуального порядка. Поэтому об уровне правовой культуры красноречиво свидетельствуют такие процессы: парламентские процедуры по принятию законов, порядок разрешения конфликтов между властями, отправление правосудия по уголовным и гражданским делам, и т.д.

Относительная самостоятельность закона в том и проявляется, что он способен активно воздействовать на все проявления правовой культуры. Во-первых, будут отражением правовой идеологии, закон способен питать правовые идеи, способствовать появлению новых, более прогрессивных подходов к решению проблем правового регулирования. Во-вторых, на основе закона создаются подзаконные нормативные акты, формируются правовые институты, свидетельствующие об уровне правовой культуры. В-третьих, через посредство законов, и основанных на них подзаконных актов, утверждается система поступков и отношений, отвечающих минимальным стандартам культуры. В-четвертых, законом создаются или формируются те учреждения (органы), которые способны нести юридическую культуру в широкие массы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что любое состояние правовой культуры: 1) психологическое (отражающее психические процессы), 2) нормативное (фиксирующее совокупность норм права), 3) поведенческое (указывающее характер действий), 4) объективированное (закрепляющее результаты правовой деятельности) - подвластно в той или иной степени закону и испытывает с его стороны прямое или косвенное воздействие.

Правовая культура подвержена оценкам, что позволяет нам говорить о роли закона в формировании высокой культуры при ориентации его на средний уровень и преодоления уровня низкого. Разумеется, оценки будут относительные.

Разные люди, разные обязанности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере, как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Но, изучая историю, мы находим, что в ней выработаны уже некоторые общецивилизованные критерии в определении уровня культуры, и на этой основе создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры, в том числе и с помощью закона. К их числу следует отнести:

• формирование чувства права и законности;

• освоение достижений логико-правового мышления;

• совершенствование законодательства;

• повышение уровня законопроектных работ;

• увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного поведения;

• совершенствование юрисдикционной и иной правоприменительной деятельности;

• разделение властей законодательных, исполнительных и судебных учреждений;

• изучение памятников права и правоприменительной практики, как основы юридического образования.

Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой - надлежащее кадровое оснащение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов.

Было бы утопичным сделать каждого гражданина юристом. Но преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм - это одно из условий развития правовой культуры. Отсюда вытекают следующие задачи:

1. Обеспечить надлежащую ориентацию в основных началах и принципах государственно-правовой жизни.

2. Создать базу для значительного расширения объема и повышения уровня правового поведения адресатов права.

3. Обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей прав и обязанностей за свои законные интересы.

4. Профилактировать правонарушения в аспекте реального действия принципа «незнание закона не освобождает от ответственности».

5. Активизировать правомерное поведение.

Определяя роль закона в повышении правовой культуры, нельзя забывать о культуре тех, кто занимает какие-либо должности в государстве, так как они активно участвуют в правотворческой деятельности, призваны к строгому исполнению законов, обеспечивают действие права, формируют и осуществляют правовую политику. Правовой нигилизм представителей власти, злоупотребление правом, пренебрежение правами гражданина пагубно сказывается на уровне культуры в целом.

Как мы видим, роль законодательства велика, она позитивно воздействует на умы, волю и поступки людей, также не в меньшей степени закон путем установления мер юридической ответственности способствует повышению уровня культуры, профилактируя совершение правонарушений.

II. Правовое информирование в процессе воздействия юридической и иной общественной практики. Влияние на правовую культуру граждан юридической и иной социальной практики имеет место в рамках правотворческого процесса и толкования законодательства, в ходе осуществления юридических функций такими органами, как суд, прокуратура, органы МВД, арбитраж, нотариат, юридическая служба в народном хозяйстве и адвокатура. По некоторым данным, от 9,5 до 11% опрошенных граждан одним из источников своих правовых знаний называют соприкосновение с деятельностью представителей различных юридических профессий: судей, прокуроров, следователей, адвокатов, юрисконсультов и нотариусов.

Правовое информирование в процессе воздействия юридической практики имеет место, во-первых, во время участия граждан в разрешении правовых вопросов в качестве заявителей, свидетелей, истцов и ответчиков и т.д., когда они приобретают личный правовой опыт. Во-вторых, при осуществлении политики гласности работы Думы, судебного процесса, когда правовая культура населения повышается независимо от его личного участия в разрешении юридических дел. В-третьих, в ходе участия граждан и их организаций, трудовых коллективов в управлении и укреплении законности, предупреждении правонарушений.

Необходимость усиления воздействия юридической практики на правовую культуру граждан связана с улучшением деятельности государственных органов, повышением правовой культуры их должностных лиц для того, чтобы они прежде всего сами могли правильно уяснить содержание законодательства и затем довести его до сведения граждан. Закон, как пишет С.В. Боботов, - требует, чтобы судья не ограничивался только разрешением конкретного дела, его обязанность - разъяснить сущность правовых норм и довести до осознания граждан смысл правовых требований [1]. Подобные цели должны становиться и перед другими должностными работниками правоохранительных органов, юридических служб учреждений и организаций.

Необходимо шире информировать граждан о функциях и задачах тех или иных учреждений, чтобы они смелее обращались в них, не были отчужденны от юристов и законодательства. В юридической печати, например, отмечается, что помощь, оказываемая юридическими консультациями, могла бы быть значительно эффективнее, если бы население больше знало о возможностях и назначении адвокатуры.

В России юридическая помощь в определенной степени доступна для граждан. Вместе с тем в печати были опубликованы данные о том, что в бывшем СССР один адвокат приходился на 13 тыс. человек примерно такое же соотношение было характерно для России в 1913 г. При этом трудно не согласиться с утверждением, что если численность - не единственный «больной вопрос» в деятельности адвокатуры, то в значительной мере вопрос, являющийся базовым для решения всех других.

Развитие адвокатуры должно идти не только в сторону увеличения численности адвокатов, т.е. экстенсивным путем. Целесообразно наладить правовую помощь гражданам по месту жительства или работы, ввести в практику юридические консультации по телефону или с приглашением на дом. Особенно это было бы полезным для жителей сельской местности, инвалидов и некоторых других категорий граждан.

Следовало бы решить на государственном уровне вопрос об оказании правовой помощи неимущим гражданам. В этом отношении положительный опыт имеется в Великобритании, где государством создана национальная система обеспечения юридической помощи и консультаций лиц с ограниченными средствами. Соответствующие расходы выплачиваются из публичного фонда, известного под названием «фонд правовой помощи», который финансируется государством.

Наряду с юридическими консультациями адвокатуры могли бы активнее действовать и рекламировать свои услуги юридические консультации при областных, краевых, республиканских, городских Советах профсоюзов. Их задача - оказывать бесплатную помощь трудящимся, пенсионерам, профсоюзным комитетам по трудовым и пенсионным вопросам. К сожалению, в настоящее время большинство граждан просто не знает об их существовании.

Однако часто граждане не обращаются за консультацией к юристу или обращаются с опозданием, а ведь разъяснительная работа адвоката может устранить возникновение судебного спора, уберечь людей от неоправданных моральных и материальных издержек, освободить суды от рассмотрения дел по явно необоснованным искам. Такое положение должно быть исправлено в условиях правового государства, где юридическая помощь должна сопровождать граждан во всех областях жизни.

Нельзя не отметить в качестве позитивного сдвига появление большого количества государственных и коммерческих организаций, оказывающих ряд услуг по правовому консультированию и обслуживанию клиентов (малых предприятий, отдельных граждан и т.д.), организацию платных консультаций по разнообразным юридическим вопросам у ведущих специалистов республики и т.д. Увеличение предложения на рынке правовой информации не может не способствовать его совершенствованию.

Вместе с тем доступность законодательства для хозяйственных руководителей, членов трудовых коллективов зависит, в первую очередь, от качества работы штатных юрисконсультов предприятий различного типа. В условиях рыночной экономики такое положение может привести к значительным потерям общества с точки зрения неорганизованности, нарушений законности, отсутствия инициативы и т.д.

Члены трудовых коллективов, их должностные лица при решении правовых вопросов должны шире опираться в своей повседневной деятельности на консультации юристов. Необходимы расширение юридической службы в народном хозяйстве, охват ею субъектов хозяйственной жизни, не имеющих такого обслуживания. С помощью приказов и распоряжений руководства, администрации юрисконсульты должны информировать рабочих и служащих о новых законодательных актах, разъяснять их конкретное содержание.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Правовая защита чести и достоинства личности
Функции юридических фактов в муниципальном праве
Понятие восстановительной функции права
Формы реализации регулятивной функции права
«Коллективные» субъекты права
Вернуться к списку публикаций