2013-09-13 17:47:40
ГлавнаяТеория государства и права — Правовое воспитание в России и его значение в формировании правовой культуры



Правовое воспитание в России и его значение в формировании правовой культуры


Правовая культура населения как одна из составляющих правового государства - явление сложное, диалектически развивающееся. Просто ее разрушить, на достижение ее требуется гораздо больше сил, средств, времени. Правовая культура невозможна без ее носителей, людей, для которых право, закон, законность являются мерилом повседневного поведения, деятельности, оценки людей, событий, фактов. Воспитание правовой культуры должно начинаться со школы, продолжаться в ВУЗе и далее в практической деятельности. Без сомнения, все люди пока не могут достичь высокого уровня правовой культуры. Но выпускники юридических ВУЗов просто обязаны не только иметь высокую правовую культуру, но и нести ее другим людям. Это их профессиональный долг.

Как обеспечить подготовку качественного специалиста-юриста, способного сразу же после получения диплома применить свои знания на пользу людям, государству и праву? Как обеспечить выпуск в жизнь конкурентоспособного специалиста-правоведа?

Представляется целесообразным обсудить следующие подходы к этой проблеме. Прежде всего, необходимо повысить качество образовательного процесса, усилить контроль за образовательными учреждениями, в том числе юридического профиля со стороны органов государственной власти. Не нужно стремиться к необоснованному росту количества образовательных учреждений в ущерб их качеству. В этом смысле применим известный тезис «лучше меньше, да лучше».

Отсутствует преемственность в преподавании дисциплин, необходимо срочно стимулировать приток молодых перспективных научных кадров, способных к преподавательской и научной работе. Нужно реорганизовать систему стипендиального обеспечения студентов, поставив размер стипендии в прямую зависимость от оценок студентов.

Необходимо возродить в новом качестве систему распределения студентов, обучающихся в государственных ВУЗах, возможно, на договорных началах. Целесообразно предоставить право студентам коммерческих отделений государственных образовательных учреждений, учащимся на «отлично», переходить на некоммерческие условия образования в том же учреждении.

Необходимо совершенствовать методы обучения, практиковать различные нетрадиционные формы, шире привлекать к участию в образовательном процессе специалистов-практиков. Должно быть больше практики, возможно, после каждого теоретического курса проводить практический курс.

Студенты должны постоянно приобщаться к деятельности юридических органов - законодательных, исполнительных, судебных, прокуратуры, адвокатуры и т.д.

Необходимо всемерно поощрять создание различных общественных молодежных профессиональных организаций, способствовать их созданию на базе государственных образовательных учреждений.

Конкурентоспособный компетентный специалист-юрист может быть выпущен из ВУЗа лишь в случае, когда он еще на первых курсах сможет определиться со своими профессиональными интересами и направленно специализироваться в соответствующих отраслях права в последующем.

Правовое воспитание в школе следует рассматривать как одно из главных направлений деятельности субъектов правовоспитания. Эта деятельность должна способствовать не только предупреждению правонарушений, но и формировать у подростков твердые моральные принципы, понимание и принятие законодательно закрепленных норм общества.

С нашей точки зрения, начиная работу по формированию правовой культуры, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

— школьников (младших и старших) необходимо прежде всего учить основам демократии, так как они не знакомы не только со своими обязанностями, но и правами; не знают, что такое свобода, личность, правовое государство;

— правовые нормы не отрывные от представлений о добре и зле, о красивом и безобразном, о созидательном и разрушительном. Следовательно, должна прослеживаться тесная связь правового воспитания с нравственным и эстетическим, и для школьного подросткового возраста это особенно важно;

— о законе в школьной аудитории нужно говорить увлекательно. Сухая информация, безусловно, не доходит ни до ума, ни до сердца подростков. Учитывая возрастные особенности подростков, необходимо использовать различные творческие формы для их правового просвещения.

В практическом плане прежде всего необходимо, чтобы работа по формированию правовой культуры велась в школе не эпизодически, а представляла собой систему. Главным методом работы, на наш взгляд, должна стать адресность (в отличие от советской практики уравнительного и поточного метода правового образования). В этой связи необходимо провести в школе диагностику социального состава семей учащихся, которая позволит получить целостную картину индивидуальной коррекционной работы с учениками и взаимодействие с семьями, выявить детей и подростков, оказавшихся в неблагополучных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию, нуждающихся в материальной помощи, проживающих в семьях группы социального риска. Именно эти подростки составляют преимущественно объект правовоспитательной работы, для них она может служить эффективной профилактикой правонарушений.

Представляется вполне очевидным, что именно в школе до сих пор не потеряли актуальность различные формы правовой пропаганды, известные еще с советских времен (правовой лекторий, клубы интересных встреч, настенная печать), реализуемые во внеклассной и внешкольной работе с учащимися.

Кроме того, нельзя забывать и о субъектах школьного правового воспитания - учителях и, возможно, родителях (для первых существует институт усовершенствования, для вторых - правовой всеобуч).

Исходя из специфики правового воспитания следует, что одним из условий повышения эффективности правового воспитания является учет возрастных особенностей школьников. Это предполагает в начальном, среднем и высшем звеньях школы дифференциацию средств правового воспитания.

Так, учащиеся 1-3 классов начинают осваивать незнакомый им распорядок в школе, правила поведения, обязанности ученика, выполняют первые общественные поручения как дежурные класса, санитары. В процессе этой деятельности у них возникает чувство ответственности перед коллективом класса, школы за свои поступки, поведение.

В работе с учащимися 5-6 классов закрепляется их сознательное отношение к выполнению Правил для учащихся, нетерпимость к нарушителям дисциплины, продолжается формирование личной ответственности за свои поступки, за свое поведение перед обществом (возможность принудительного направления в специальную школу для правонарушителей).

Учащиеся 7-8 классов должны получить общие представления о законах Российского государства, об основных правах и обязанностях граждан, понимать и одобрять правила поведения в общественных местах, уметь их соблюдать.

Содержание правового воспитания в 9-х классах определяется изучением курса «Основы политики и права».

В старших классах продолжается изучение основ российского законодательства, теоретических вопросов государства и права. Правовые положения и факты более глубоко связываются школьниками с событиями реальной жизни. На базе усвоенных правовых знаний учащиеся овладевают умениями и навыками использования этих знаний для оценки поведения людей. Правовое обучение в старшем звене должно быть обучением подлинно воспитывающим, иметь четко выраженную профилактическую направленность, быть важнейшим фактором предупреждения антиобщественных проявлений.

В разнообразных формах воспитательного воздействия на подростков важное значение имеет вовлечение их в те или иные игровые и творческие мероприятия. Решая поставленные в области правового воспитания задачи, необходимо планировать различные игровые и творческие мероприятия, в которых участвуют сами подростки, как, например: недели правовых знаний, которые позволяют закрепить у учащихся устойчивую и осознанную потребность в правовом поведении, выработать негативное отношение к употреблению наркотических и токсических веществ, воспитать уважительное отношение к закону; месячник «Интересы без наркотиков»; детское правотворчество в виде КВНов по правовой тематике «Человек и закон», театрализованных представлений, устных журналов; постоянная работа совета профилактики с «трудными» учащимися различных категорий и их родителями; встречи учащихся с работниками правоохранительных органов; работа кружка «Правоведение».

В школе следует создать постоянно существующее информационное пространство правового характера. В системе следует проводить занятия родительского лектория, на которых перед родителями могут выступить психологи, наркологи, работники правоохранительных органов, педагоги.

Учитывая тот факт, что в профилактической работе по предупреждению правонарушений и преступлений среди подростков большое внимание уделяется организации свободного времени подростков, в школе должны быть созданы условия для саморазвития личности ребенка.

Последним звеном в системе правового воспитания может стать, на наш взгляд, рефлексивный этап, когда проводится анализ результатов и корректировка деятельности по формированию правовой культуры школьников.

Влияние на процесс правового воспитания исповедование индивидом той или иной религии является фактом, признаваемым многими учеными юристами [9] . Любая из известных систем вероисповедания ставит перед собой задачу воспитания законопослушной личности, поскольку сами догматы веры или даже места священного текста есть уже закон. Так, в христианстве варьированию подвержено лишь то, что находится в границах дозволенного законом, «ибо ...проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона». Вместе с тем, каждая из религий имеет свои особенности трактовки закона. Так, христианство учит о том, что закон дан людям Богом на определенный срок, до нового пришествия Христа, и разделяет религию - волю Бога, и закон - волю государства. В исламе же связь земного Закона и религиозного учения намного теснее: Коран является источником не только религиозных норм, но и норм правовых, подчеркивая тем самым, божественную природу последних. В иудаизме Закон (Тора) является практически идентичным закону общественной и частной жизни, соответственно, соблюдение земного закона, по сути, представляет собой соблюдение Закона, данного Богом. В буддизме также идея земного закона есть одно из условий достижения так называемой нирваны: спасение может быть достигнуто либо самим человеком в результате совершения определенных дел, либо при помощи будд или бодхисатв (наставников) тех, кто отказался от входа в нирвану для того, чтобы помочь другим людям. В буддизме нет церкви как таковой, функцию ее выполняет община (сангха), с жесткой дисциплиной и организацией.

Таким образом, человек, искренне верующий и являющийся сторонником одной из традиционных религий, обладает дополнительной мотивацией законопослушного поведения и воспринимает право позитивно, ибо для него принцип «неотвратимости» наказания Господнего за грехи (в том числе и за нарушение правовых норм) является принципом абсолютным, принимаемым без сомнения. Сказанное, разумеется, не относится к деструктивным сектам (например, к сатанистам), отрицающим роль права и формирующим негативное отношение к нему.

Ввиду однозначно положительной правовой установки традиционных религий, использование правового потенциала традиционных религий может осуществляться по нескольким направлениям:

- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами, сохранению общественной нравственности;

- поддержка и укрепление института семьи, материнства и детства, мероприятия по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации;

- духовно-нравственное, патриотическое и правовое воспитание детей и молодежи;

- общее религиозное образование в государственных и муниципальных учебных заведениях;

- деятельность по сохранению и восстановлению объектов культурного наследия (памятников архитектуры, истории, культуры и религии) народов Российской Федерации, связанных с историей традиционных религиозных организаций, а также по сохранению зданий, сооружений и иных объектов религиозного назначения, не являющихся памятниками истории, но имеющих духовную или культурную ценность;

- нравственно-патриотическое воспитание и духовное окормление военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;

- профилактика правонарушений, попечение о лицах, содержащихся в местах лишения свободы, и лицах, уже отбывших наказание;

- развитие гуманитарных наук, в том числе религиозных наук традиционных вероисповеданий.

В целях содействия эффективному решению государственными и муниципальными учреждениями образования задач воспитания и образования детей и молодежи в духе соблюдения закона государство может осуществлять: сотрудничество с традиционными религиозными организациями (в соответствии с законодательством Российской Федерации) в сфере духовно-нравственного, патриотического и правового воспитания детей и молодежи, сфере образования, в том числе религиозного: содействие распространению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и организациях знаний о содержании традиционных вероисповеданий, истории становления и развития традиционных религиозных организаций; обеспечение и учет духовно-нравственных и культурных ценностей народов России и традиционных вероисповеданий при разработке государственных образовательных стандартов, учебных программ, учебных и учебно-методических пособий по образовательным предметам гуманитарного характера; преподавание общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных традиционными религиозными организациями, в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании; содействие традиционным религиозным организациям в осуществлении образовательной деятельности, в том числе в создании образовательных учреждений и в подготовке для них преподавательских кадров, при условии соблюдения принципа свободы совести и свободы вероисповедания; использование традиционными религиозными организациями правовых возможностей своей деятельности, способствующей реализации прав граждан на религиозное образование, в том числе в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и организациях, сотрудничество с традиционными религиозными организациями в обеспечении защиты прав и интересов детей и их родителей в образовательном процессе, осуществляемом в образовательных учреждениях и организациях, в том числе права на нормальное физическое, интеллектуальное, нравственное, духовное развитие детей в соответствии с религиозными убеждениями их родителей.

Сотрудничество государственных образований и общественных формирований в деле правового воспитания представляет возможность преодоления жесткости субъектно-объектной схемы правового воспитания, которая сопряжена с односторонностью процесса правового воспитания. В таких общественных формах граждане ощущают то, что закон един как для них, так и для государственных структур, и даже для самого государства. Если в государстве отсутствуют экономические предпосылки и нет достаточно развитых механизмов формирования правосознания населения и преодоления правового нигилизма, потенциал самого общества в лице его общественных объединений становится тем более необходим. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественные объединения создаются для зашиты общих интересов и достижения общих целей, что способствует реализации прав и законных интересов граждан. В этом смысле государство как субъект правового воспитания должно всячески приветствовать такую правовую активность граждан, взаимодействовать с ними и оценивать соответствие их деятельности корпоративным уставам и законодательству.

Представляется, что государство должно взять на себя заботу по выработке национальной доктрины формирования правосознания у граждан и правовую регламентацию, и координацию участия в этом деле общественных объединений. В данном случае речь не идет об ограничении государством свободы деятельности общественных объединений, а о привлечении их потенциальных возможностей в деле формирования правосознания населения и преодоления правового нигилизма в обществе. Ведь ни у кого не вызывает сомнения аналогичная деятельность государства, когда оно использует потенциал отдельных общественных объединений (профсоюзы, ВДПО и т.д.), наделяя их определенными государственно-властными полномочиями и санкционируя их корпоративные нормы, возводя их в ранг норм права. Несомненно, что такая правовая регламентация со стороны государства должна основываться на принципе добровольности участия общественных организаций и в свободе выбора форм и методов такой деятельности.

Сотрудничество государственных образований и общественных формирований позволило бы объединить финансовые и властные полномочия государства с потенциалом негосударственных объединений с целью наиболее эффективного решения вопросов преодоления правового нигилизма и формирования правосознания населения.

Регламентируя участие общественных объединений в деле формирования правосознания и преодоления правового нигилизма, государство в процессе правотворчества должно продуманно подойти к рациональному использованию арсенала поощрительных норм и избегать принуждения. Только в этом случае следует надеяться на независимость их деятельности и принимаемых ими решений. Иначе оппоненты этой точки зрения могут возразить, аргументируя свою позицию тем, что в данном случае возможна реанимация тоталитаризма.

Среди различных, независимых от государства общественных формирований можно особо выделить группу общественных объединений, для которых деятельность по защите нарушенных прав граждан является основной целью. Их можно назвать правозащитными в строгом смысле этого слова. Например, к ним можно отнести: профсоюзы, общества защиты прав потребителей, адвокатуры и т.д. Однако с позиции формирования правосознания их задача часто сводится к минимуму - решению конкретных дел. В этом смысле их деятельность не носит массового, общественного характера. Они «выигрывают» или «проигрывают» конкретные (частные) дела, формируя тем самым в правовом мышлении граждан устойчивое мнение о том, что право - это понятие абстрактное и его можно использовать себе на пользу (выгоду) или в ущерб другим.

Исходя из этого, следует сделать вывод о том, что общественные объединения юридического профиля, используя право защиты интересов отдельных граждан, несомненно, должны брать на себя юридическое и моральное обязательство уважать и защищать интересы других людей. Тогда роль общественных объединений по защите прав и свобод граждан будет проходить на двух уровнях: персональном и общественном. Это утверждение строится на том, что право именовать себя общественными организациями предполагает исполнение обязанностей не только перед членами этого общества, отстаивающими корпоративные интересы, а перед всем обществом и государством. В данном случае речь не идет об отказе каждой отдельно взятой корпорации от своих уставных целей, но эти цели должны сочетаться с интересами всего государственно-организованного общества. Это требование в первую очередь относится и к общественным объединениям не юридического профиля. Общественные объединения должны быть не только источником информации о правах человека, но и способствовать осознанию и уважению права как такового. Они должны расшевелить «сонное» правосознание людей и положительно на него воздействовать, формируя позитивное общественное мнение о праве.


Медведев Владимир Александрович



[1] Баранов П.П. Общая теория права. Под. ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород. 1993. С. 485.

[2] Баранов П.П. Общая теория права. Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 488.

[3] Раянов Ф.М. Теория государства и права. Уфа, 1998, С. 119-120.

[4] Борисов Л.В., Колодкин Л.М. Становление и развитие юридического образования в дореволюционной России. М., 1994. С. 16

[5] Ивановский Н. Право как предмет общего образования // Образование. 1895. № 7. С. 14.

[6] Там же. С. 20.

[7] Там же. С. 21.

[8] Там же, С.21.

[9] Ильин И.А. О правосознании // Русская философия права: философия веры и нравственности (Антология); Сост. А.П. Альбов, Д.В. Масленников, А.И. Числов, С.В. Филлипова. СПб., 1997. С. 394.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


О понятии принципов права
Понятие и элементы механизма разрешения юридических коллизий
Правовое воспитание в России и его значение в формировании правовой культуры
Понятие источника права в советской и постсоветской правовой науке: преемственность и новизна в научной теории
Президент Российской Федерации в схеме разделения властей
Вернуться к списку публикаций