2013-09-13 17:47:40
ГлавнаяТеория государства и права — Правовое воспитание в России и его значение в формировании правовой культуры



Правовое воспитание в России и его значение в формировании правовой культуры


Правовая культура определяется как особая форма духовно-практической деятельности, обеспечивающая закрепление и реализацию коренных общественных интересов посредством формирования совокупности правовых стереотипов, взглядов, ценностей, навыков, в участии граждан в правоприменительной деятельности, в функционировании системы государственно-правовых институтов. Очевидно, что роль средств массовой информации в формировании правовых ценностей и стереотипов огромна, едва ли не более значительна, чем роль правоохранительной системы.

Наиболее значимой с криминологической точки зрения в правомерном поведении является субъективная сторона поступка, его мотив. От мотивов правомерного поведения зависит прежде всего его устойчивость. Обычно выделяют три типа мотивации правомерного поведения:

а) правомерное поведение под страхом наказания;

б) конформистское правомерное поведение;

в) сознательное правомерное поведение.

Соответственно наименее устойчивым является правомерное поведение под страхом наказания (страхом перед правоохранительной системой государства), наиболее устойчивым - сознательное правомерное поведение, которое собственно и формируют системы воспитания («семья и школа») и средств массовой информации. Доминирование того или иного типа мотивации во многом определяется правовой культурой и общественным правосознанием: очевидно, чем выше правовая культура общества, тем большую роль играет сознательный выбор правомерного поведения, тем выше роль информационного воздействия в его формировании.

С таких позиций очевидно, что средства массовой информации оказывают большое влияние на уровень правосознания, правовой культуры, правового воспитания, на состояние правопорядка в обществе и предупреждение преступлений, противодействие правовому нигилизму и формирование уважения к закону.

Влияние средств массовой информации на правовую действительность необходимо рассматривать системно. Связь между этими двумя явлениями функциональна и требует комплексного подхода для характеристики их взаимодействия. Изменения, которые за последние годы произошли в российском обществе, сделали эту связь еще более сложной и многогранной. Прежде (в 70-80-е годы прошлого столетия) это влияние, возведенное в ранг государственной политики и подчиненное господствовавшей идеологии, проводилось целенаправленно, активно, поступательно и потому эффективно. Об этом свидетельствует массовый выпуск литературы, теле- и радиопрограмм, журналов (например, «Человек и закон», «Правопорядок» и др.), ориентированных не только на специалистов, но и на широкую аудиторию. В 90-е г. 20 в. положение изменилось: практически отсутствуют пути доставки достоверной правовой информации даже для специалистов; правовой всеобуч, организация правовой пропаганды далеки от идеала, хотя в недалеком прошлом этим вопросам уделялось первостепенное значение.

Сравнительному анализу национальных особенностей правопонимания, правового менталитета, поиску путей их сочетания с общецивилизационными ценностями следует придавать важное значение. Характеризуя состояние правовой культуры в российском обществе, необходимо отметить отсутствие национальной идеи, основанной на концепции согласия в обществе и соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, - старые социальные ценности развенчаны, новые не утвердились до сих пор. Сегодня отсутствуют ориентиры дальнейшего развития, а ведь именно на этих ориентирах и должна строиться вся государственная политика и, в частности, политика в области правового воспитания. Отсутствующие социальные ценности подменяются суррогатами. Государство оказалось не в состоянии выполнить свою элементарную традиционную функцию «ночного сторожа», защиты своих граждан. Сейчас страна живет как бы в двух параллельных мирах: в мире фантомной легитимности, где de jure существуют, но de facto не действуют ни закон, ни суд, и в мире «кулачного права». Это приводит к отрицанию позитивного права как социальной ценности, то есть к правовому нигилизму. В этой ситуации именно средства массовой информации обвиняются в создании крайне негативного образа всей российской правоохранительной системы и формировании своеобразной криминальной «антикультуры». Однако такие обвинения не совсем обоснованы. Средства массовой информации лишь с той или иной степенью объективности отражают существующую действительность, которая, к сожалению, безотрадна - уровень преступности крайне высок, криминализация общества очень глубоко затронула и правоохранительную систему. Старая правоохранительная система не вписывается в рыночные отношения и требует коренного реформирования, которое, к сожалению, проводится крайне медленно и не комплексно, экстенсивно (главным образом за счет увеличения численного состава правоохранительных органов. Средства массовой информации на этот образ практически не влияют вовсе либо вольно или невольно способствуют формированию негативного образа закона, государственной власти, правоохранительной системы страны и всего правопорядка в стране в целом.

В этой ситуации одним из важнейших элементов, влияющих на формирование образа государственной власти, является состояние борьбы с преступностью. То, что происходит сейчас в России, верно было бы назвать разгулом преступности. Основные его причины кроются в кризисном состоянии экономики и политической нестабильности общества, в правовом нигилизме, охватившем значительные слои населения и властные структуры всех уровней. Они коренятся в серьезных просчетах в правоприменительной практике, прежде всего в низкой раскрываемости преступлений. Самым негативным образом сказывается отсутствие системы предупреждения преступности, несовершенство правовой базы. Резкое имущественное расслоение, сосредоточение значительных имущественных ценностей в руках малой части населения при обнищании большинства, снижение социальных и правовых гарантий, потеря социальной ориентации и жизненных перспектив у многих граждан, особенно у молодежи. Это питательная среда для растущей криминализации общества. С появлением элитно-властной преступности гражданами утрачена вера во власть, в закон, в справедливость.

Именно к этой ситуации должны апеллировать СМИ, осуществляя работу в области правового воспитания по нескольким направлениям:

1) на конкретных примерах разъяснять новое законодательство;

2) полнее освещать вопросы прав и обязанностей граждан в связи с положениями Конституции РФ и прав человека;

3) более широко и объемно характеризовать изменения социальной и правовой роли граждан по отношению к новым реалиям жизни, в частности, в области налоговой политики.

Представляют интерес размышления Ф.М. Раянова о путях создания правового государства, актуальных для идеологической политики СМИ по освещению вопросов построения правового государства. По мнению данного автора, необходимо [3] :

1. Отрешиться от идеологии нищих и бедных, поскольку бедное государство правовым быть не может. Чем больше будет богатых как в материальном, так и в интеллектуальном смысле граждан, тем богаче будет государство и тем больше оно может уделять внимания социализации тех граждан, которые в этом нуждаются.

2. Покончить с идеологией патернализма, в соответствии с которой государство рассматривается как благотворитель граждан и в своей деятельности не имеет пределов.

3. Преодолеть идеологию безусловного примата общественных интересов над интересами личности. Ничто не может служить основанием ограничения прав человека, кроме прав и свобод других людей.

4. Юридически закрепить и реально придерживаться примата общечеловеческих ценностей над национальными и внутригосударственными.

5. Преодолеть негативное отношение к идее подлинного разделения власти.

6. Преодолеть исторически сложившееся негативное отношение к праву, рассматривать его как социальную ценность, объективно необходимый регулятор общественных отношений в цивилизованном обществе. Возобновить идею преемственности правового развития.

7. Преодолеть так называемое народное стремление найти высшую справедливость в верховном правителе, в любой вышестоящей инстанции, а не на суде, который функционирует в каждом районе.

8. Преодолеть субъективное стремление правящих любого уровня объявлять свою волю правом и заколом.

9. Покончить с отсутствием правовых знаний, правовой культуры у населения, для которого право, закон зачастую трактуются как категория, отражающая деятельность только органов милиции, суда и прокуратуры.

10. И, наконец, рассуждая о путях формирования правового государства в России, нельзя не учитывать ее огромную территорию, многонациональный состав населения и исторически сложившееся сознание как управляющих, так и управляемых.

Следует отметить, что прошедшая в стране коммерциализация затронула и СМИ, что привело, в свою очередь, к сращиванию СМИ с коррумпированными чиновниками и криминальными группами. Эта тенденция очень тревожна. Хотя сейчас в России общественное мнение не имеет такого значения, как в странах западного мира, его влияние будет неуклонно возрастать. Важно не допустить саму возможность контроля «теневой стороны» над СМИ, создать условия для их действительно свободного развития и деятельности. Этого можно достичь, имея программу развития СМИ на государственном уровне, которая учитывала бы роль СМИ в правом воспитании и формировании нового типа общественного правосознания и имела реальный, а не декларативный характер.

Важнейшим условием успешности правового воспитания является кардинальное обновление системы высшего юридического образования, приведение его в соответствие с требованиями времени. Эта задача, по сути, является воспроизводством субъекта правового воспитания. Необходимость этого осознана как государством, так и широкими кругами юридической общественности. Длительная дискуссия среди юристов о том, каковы перспективы развития юридического образования в России, недавно завершилась утверждением в Минобразования России государственного стандарта по юридическому образованию.

Образование во все времена составляло мощнейшее средство, которое заставляет человека понять истинный смысл модели общества в целом, не довольствуясь просто механическим выполнением задач». О роли и месте образовании в социальной адаптации человека нет необходимости говорить, они несомненны. Не менее значима роль юридического образования, если не сказать большего - оно имеет первостепенное значение [4].

Процесс развития юридического образования в России можно разделить на два этапа. Первый этап - становление юридического образования в дореформенной России, приходившийся на XVII в. - начало XX в. Второй - развитие юридического образования в пореформенной России, который приходился на вторую половину XIX в. - начало XX века.

Сам же процесс развития юридического образования складывался на двух уровнях: в рамках высшего (специализированного) образования и в рамках общего образования. К сфере нашего научного интереса относится именно второй аспект, так как мы пытаемся проследить процесс становления и развития правового воспитания и правовой культуры именно в молодежной среде, подпадающей под воздействие общего образования. При этом наша задача состоит в выяснении позитивной роли не столько общего образования, а сколько его составной, юридической части, выявив при этом степень его организующего влияния на правомерное поведение подростков и несовершеннолетних членов общества.

Вопрос о несомненной важности правового образования в рамках общего образования активно обсуждался в дореволюционной печати.

Так, на страницах журнала «Образование» была открыта полемика по данному вопросу, в частности связанная с тем, что с 1872 г., то есть с момента исключения Законоведения из программ гимназий, повсеместно утвердилось мнение о том, что право должно быть предметом высшего, специального образования. Но так ли это? Не повлечет ли это за собой крайне нежелательных последствий?

Так, например, проф. Н. Ивановский выступая на страницах данного журнала, отмечал: «Прежде всего, возникает вопрос, может ли вообще человек, живущий в современном обществе, обойтись без юридических знаний. Может ли он прожить, не зная при этом, что такое собственность, договор, семья, обязательство; что такое преступление, какова власть суда и т.д. Ясно всем и каждому, что человек должен обладать этими юридическими понятиями, как только он вступает в общество в качестве постоянного его члена». В противном случае, не дав возможности человеку соприкоснуться хотя бы с основами правовых знаний, общество, таким образом, не может рассчитывать на его правомерное поведение, которое требует от каждого своего члена [5] .

Задача общего образования, по мнению большинства авторов состоит не в том, чтобы доставлять материальные или другие выгоды человеку, а в том, чтобы человек, тем более только что вступивший в активную общественную жизнь, не наталкивался на такие явления, которых он не в состоянии объяснить сам и которые вызывали бы в нем неадекватную реакцию, толкая при этом на противоправное поведение как правило, вызванное незнанием правовых норм. Поэтому, образовывая своих граждан, давая им правовые знания, государство тем самым воспитывает своих граждан, формируя при этом определенный уровень правосознания и правовой культуры. При этом, кроме сообщения полезных сведений и умственного развития, общее образование не может не представлять еще и другой» высшей цели - нравственной. Образование должно показать человеку» в чем заключаются истинные нравственные идеалы, кроме того, оно должно убедить его в их истинности, заставить уверовать в них. Только так человек может знать, к чему ему стремиться, только так он найдет в себе силы чтобы осуществить эти стремления.

Отсюда вытекает и главная задача - выяснить, в какой мере требуется понимание права и его знание, для того, чтобы «человек мог определить, какое его поведение относительно других людей или государства должно считаться нравственным».

Поэтому для того, чтобы быть нравственным не только в стремлениях своего духа» но и в действительной жизни, необходимо иметь ясное представление о существующем праве, что дается только его систематическим изучением. Эта связь, права и нравственности становится еще яснее, если обратить внимание на и сходство, глубоко проникающее в их природу. «Во-первых, как при исполнении нравственного, так и юридического предписания человек чувствует известное удовлетворение - сознает себя правым. Во-вторых, чем более нравственная природа осуществляется в жизни, тем более данное общество приближается к состоянию наибольшего благосостояния - нравственного, правового, материального. Поэтому необходимость пополнять наши нравственные понятия именно юридическими является вполне понятной» [6].

Есть еще одно немаловажное обстоятельство, также всесторонне обсуждаемое в литературе того времени так называемое чувство законности, рассматриваемое авторами как «полезнейшая политическая программа и нравственный долг каждого человека» [7]. Понятно, что поступки лиц, не знающих и не понимающих законов, законными назвать нельзя. Но право нужно знать не только, чтобы применять его, но и для того, чтобы научиться уважать его; а последнее, пожалуй, более важно, нежели первое, так как является более высоким уровнем отношения к праву и правовым явлениям и представляет уже правосознание человека. Стремление человека всегда следовать предписания закона может подвергать его весьма тяжелым испытаниям. А для того чтобы благополучно из них выйти, советует А. Острогорский, надо быть «глубоко убежденным в великом культурном значении права, ясно представлять себе его как систему предписаний, оберегающих народ от неисчислимых бед и ведущих его вперед, к свету и благу» [8] . Получить же это убеждение может только тот, кто знакомится с правом и изучает его.

Итак, в ходе дискуссии в государственно-правовой практике утвердилось и стало доминирующим мнение, высказанное большинством ученых, о том, что «изучение основных положений права несомненно должно помогать человеку не только в разрешении различных практических вопросов, не только восполнять пробелы, существующие в общем образовании почти каждого человека, а порождать и поддерживать в нем такие идеалы, без которых немыслимы ни благоустроенное государство, ни благоденствующий народ».

Как бы развито и эффективно не было правовое информирование с помощью средств массовой коммуникации, оно не может обеспечить своим адресатам систематизированные и беспробельные правовые знания.

Этот результат может быть достигнут только путем организованного правового обучения, осуществляемого в процессе определенного учебного цикла.

Существуют две формы правового образования: юридическая подготовка граждан и должностных лиц (научных работников). Различия этих форм определяются практическими потребностями в правовых знаниях, необходимых каждой их этих категорий граждан.

Правовая подготовка граждан и должностных лиц осуществляется в ходе изучения основ государства и пава, правоведения в средней и высшей школе, на различных специализированных курсах, факультетах повышения квалификации руководящих работников и т.д.

Преимуществом указанной формы правового просвещения является то, что она представляет возможность оказывать комплексное влияние на формирование всех составляющих правовой культуры граждан, давая им правовые знания в большом объеме и систематизировано. Эту особенность надо учитывать и использовать. Необходимо, чтобы для гражданина, охладевшего тем или иным комплексом правовых знаний, законодательство становилось более доступным не только в смысле овладения знанием конкретных норм права, но и умения самостоятельно получать его.

Однако в настоящее время в ходе правового обучения акцент делается в основном на правовое информирование. Так, если проанализировать примерную учебную программу по основам правовых знаний для восьмиклассников или тематику учебных телевизионных передач правовых циклов, то обнаружится явная недостаточность предлагавшихся обучаемым общетеоретических правовых знаний, а ведь они являются важной составляющей юридической культуры школьников. То же самое можно отметить и в отношении других форм правового обучения граждан.

В ряде случаев большим недостатком правового обучения является его непродолжительность, что обусловливает получение учащимися лишь самых общих знаний. Такая ситуация существует например в ВУЗах, где по ряду специальностей правовой курс не превышает 28-40 часов.

Существует специальная форма правового обучения граждан в виде системы подготовки и повышения квалификации профессиональных юристов, призванная в числе других задач обеспечивать для них наибольшую доступность законодательства. Однако, некоторые студенты не всегда могут в предлагаемых им жизненных ситуациях выбрать именно ту правовую норму, которой надлежит руководствоваться. Определенные знания, например, по ведению систематизации законодательства и пользования ею, даются в недостаточном объеме. В учебнике для средних юридических учебных заведений «Научная организация труда в аппарате судов, учреждений юстиции» о таком важном для каждого юриста вопросе совершенно не упоминается. Эти пробелы образования устраняются лишь в ходе практической деятельности.

Эффективность проведения систематизационной работы в юридических учреждениях невысока. Мы солидарны с теми учеными, которые высказывают мысли о том, что большое практическое значение в подготовке юриста имеют знания и навыки по юридической технике, в частности систематизации нормативных актов. Важно не только знать, каким образом, в соответствии с какими документами ведется систематизация в судах, прокуратуре, в министерствах и ведомствах, но и самому уметь вести систематизацию с первых дней практической работы (или, что еще лучше, начинать эту систематизацию самостоятельно во время учебы в ВУЗе).

Не всегда современным требованиям отвечают учебники по отдельным отраслям права для высших учебных заведений. Многие из них насыщены лишь информативным материалом, изучение которого предполагает запоминание фактов и теоретических положений, но не стимулирует потребность студента в самостоятельной работе над текстами правовых актов.

Правовое обучение правоведов должно учитывать последние изменения, имеющие место в нормативно-правовой сфере. Они должны быть готовы использовать автоматизированные системы управления и информации.

Одним из направлений, обсуждаемых в настоящее время концепции правовой реформы и концепции реформы юридического образования в Российской Федерации, является обеспечение подготовки квалифицированного специалиста в юридических науках.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Конфликтология универсальных прав
Охранительная функция российского права
Средства реализации диспозитивных норм права
Пределы реализации диспозитивных норм права
Понятие и элементы механизма разрешения юридических коллизий
Вернуться к списку публикаций