2013-09-13 17:47:40
ГлавнаяТеория государства и права — Правовое воспитание в России и его значение в формировании правовой культуры



Правовое воспитание в России и его значение в формировании правовой культуры


Эффективный процесс правового воспитания предполагает активную деятельность не только воспитателей, но и воспитуемых.

Каковы же особенности функционирования правового воспитания в современном обществе? В чем состоит специфика правовоспитательной деятельности и каково ее практически-прикладное значение для юридической практики российского государства? Ответы на эти вопросы представляют особую значимость для современного научно-теоретического освоения данной проблемы, потому что большинство положений общей концепции правового воспитания, а именно, цели, задачи, методы и т.д., были раскрыты в юридической литературе 60-80-х г. в соответствии с духом своего времени и, конечно же, нуждаются в своем качественном переосмыслении. Именно через эту призму возможно показать современные особенности правовоспитательного процесса.

По нашему мнению, основной отличительной особенностью современного функционирования правового воспитания является его характеристика как составного элемента информационной среды правовой культуры личности. Именно воспитательная функция правового регулирования занимает центральное место в механизме формирования правовой активности и правомерного поведения человека.

Абстрагируясь от социально обусловленных целей правового воспитания, попытаемся сделать определенный вывод в соответствии с объективными потребностями современного общества. По нашему мнению, целями правового воспитания является формирование у личности системы правовых знаний, правовой убежденности, мотивов и привычек правомерного, социально-активного поведения в соответствии с задачами формирования правовой государственности в России. Данный перечень не является исключительным и предполагает возможность других формулировок. Однако без попыток решения этой поисковой задачи не может быть и правильного решения.

Соотношение сознательного и принудительного определяется рядом субъективных качеств каждого индивида, в том числе уровнем образования и образованности, культуры, общего и правового воспитания. Отсюда мотивы воспитания одного индивида или индивидов, соотношение различных составляющих элементов могут оказаться совершенно неприемлемыми к другому индивиду или их определенной группе. Так правовоспитательное воздействие, осуществляемое, скажем, в отношении несовершеннолетних, качественно отличается от правового воспитания граждан, достигших зрелого возраста. Все это обуславливает необходимость и важность разнообразия и гибкости методов воспитания, оптимального соответствия их особенностям как индивидов, так и различных социальных групп. Решающее значение здесь имеют личностное отношение к праву, социальное положение человека в обществе, его материальные и духовные потребности, интересы и т.п.

Выработка привычки к соблюдению правовых норм, социальноактивному поведению - важнейшая задача правового воспитания. Привычка - это в большинстве случаев результат глубокого осознания и неоднократного повторения одних и тех же действий, это действия и поступки, выполнение которых стало для человека потребностью. Выработка в обществе привычек поведения, соответствующих правовым нормам правового государства и гражданского общества - сложнейшая задача, которая не может уложиться в рамки конкретных сроков, даже десятилетий, если не более длительного времени.

Таким образом, правовое воспитание как важнейшее средство формирования правосознания и правовой культуры личности имеет своей задачей устранение существующего противоречия между наличным и требуемым уровнем правовой подготовленности.

Следовательно, содержание правового воспитания включает в себя систематическое повышение правовой информированности, обогащение правокультурными ценностями, развитие необходимых навыков, умение реализовывать требования правовых норм, выработку привычек правового поведения.

При этом необходимо учитывать, что правовое воспитание в современных условиях должно быть ориентировано прежде всего на принципы правового государства, отдавая при этом приоритет общечеловеческим гуманистическим ценностям; но правовое воспитание должно быть нацелено не на решение каких-то отдельных, частных или временных задач общественного развития, какими бы важными они не представлялись. Поэтому нам представляется целесообразной радикальная реконструкция всей системы правового воспитания. Эта система должна быть единой и целостной, охватывающей всю социальную инфраструктуру, все сферы жизни нашего общества, наконец, рассчитанную на абсолютно все этапы становления, социальной адаптации и развития человека в государстве.

Особенностью функционирования современной концепции правового воспитания являются изменения в его содержательной стороне. Необходимо критически учитывать опыт минувших десятилетий и вновь, но уже на качественно ином этапе развития нашего общества, не сводить сущность правовоспитательной работы к пересказыванию нормативно-правовых актов, и, по существу, беспредметной просветительской пропаганде общих истин, носящих заведомо бездеятельный характер.

Таким образом, говоря о качественном переосмыслении концепции правового воспитания, мы должны отметить, что в современной ситуации оно должно соответствовать четырем основным условиям, имеющим институциональное значение не только для проблем правовоспитательной работы, но и для всей концепции правосознания и правовой культуры.

Во-первых, правовое воспитание должно носить конкретный характер. Об этом уже ранее упоминалось, однако теперь необходимо более детально раскрыть данное положение. Если раньше в юридической литературе основные задачи правового воспитания граждан связывались непосредственно с понятием «социалистическое общество», в рамках которого функционировали процессы формирования высоко развитой личности советского человека и предлагалась идея коммунистического воспитания, это, по существу, было справедливым, так как вполне соответствовало потребностям сложившейся советской политико-правовой системы. Однако через призму существующих современных отношений реализация этих идей не представляется возможной.

Следовательно, правовое воспитание должно быть направлено не на какие-то утопические идеи, а на освоение и принятие новых общественных отношений (экономических, политических, социальных, национальных и др.), а также на ориентацию граждан на принципиально новую правовую ситуацию во всем многообразии ее проявления, а она, как известно, в нашем обществе весьма не простая. С одной стороны, государство предлагает всем своим гражданам свободное развитие своих потенциалов: в экономической сфере, в политике, в общественной жизни и т.д., выставляя при этом сеть правовых гарантий для свободного развития всех и каждого; а с другой стороны, государство не в состоянии обеспечить элементарную защиту своих граждан ни в одной из перечисленных сферах. Поэтому у большинства людей возникает мнение о малосостоятельности государства, о его нежелании заботиться о своих гражданах. Идеи весьма опасные, так как ведут к развитию деформации правосознания в обществе, а, следовательно, к подрыву его государственно-правовой основы. Естественно, что в таких условиях бессмысленно требовать от людей самоотдачи и высокой правовой активности, взывая при этом к совести и сознанию людей. Но без этого не может существовать ни одно государство. Следовательно, в рамках сложившейся концепции правового воспитания необходимо переосмыслить саму постановку его целей и задач, конкретизировав их таким образом, чтобы они соответствовали потребностям сегодняшнего дня.

Таким образом, правовое воспитание сегодня не должно строиться по принципу требования у субъектов права поведения, строящегося на бессмысленной высокой патетике и ничем не обоснованных идеях. В практике современного правового воспитания необходимо добиваться, чтобы нормы права вызывали и стимулировали правомерное поведение и реализацию общественных и личных интересов и потребностей в их тесном единстве и взаимодействии. При этом, как нам представляется, желательно направлять все воспитательные усилия на формирование такого поведения, которое давалось бы без напряженной внутренней борьбы между общественно-полезными и личными мотивами, а было бы результатом такого мотива как согласие и одобрение человеком действий, вытекающих из правовых норм.

Кроме этого, нам кажется весьма важным внедрять во все слои населения понимание права как наиболее эффективного средства социального регулирования взаимоотношений, социальной стратификации всех и каждого, механизма координации различных общественных интересов, в оптимальной деятельности которого должно быть заинтересовано все общество.

Во-вторых, правовое воспитание должно носить целенаправленный характер. Сегодня, как впрочем и ранее, в силу укоренившихся стереотипов всю сущность и важность правового воспитания сводят в основном к необходимости воспитательной работы только в отношении молодежи. При этом совершенно не принимается во внимание не меньшая важность воспитания хотя бы элементарной правовой культуры большей части населения (старше 30 лет).

Начиная с дошкольного, а потом и школьного возраста, вступающий в жизнь человек постоянно слышит о должном, но еще чаще, нагляднее и больше видит противоположное, недопустимое, совершаемое повседневно людьми, которые либо прямо, либо косвенно являются для него ориентиром, своеобразным не эталоном и даже негативным примером. В результате создается вначале взаимоисключающий конфликт между официально услышанным, например, в учебном заведении, и видимым в житейской практике. Усвоение содержания первого (позитивного) требует определенных трудовых затрат, содержание второго (чаще всего негативного) само по себе накладывает отпечаток на психику еще незрелого человека, трансформируясь при этом в стереотип поведения, его повседневную норму. Аналогичным образом можно привести пример и с представителем более старшего возраста, который, проявив свой гражданский долг, проголосовав за наиболее импонируемого ему представителя власти, рассчитывая при этом на заботу со стороны власти о своих интересах, в итоге получает полное равнодушие и нежелание государства заботиться о своих членах.

При этом на фоне развернутой шумихи о правах и свободах человека и приоритете личности в государстве человек не только лишается социальной помощи, но даже поддержки государства, на которое он работал всю свою жизнь. Не отсюда ли начинается разлад между словом и делом, истоки двойственного отношения ко всем официальным установлениям и правовым, предписаниям.

Поэтому, как нам представляется» вся система правового воспитания должна быть адаптирована к различным социальным слоям и группам. То есть категория объекта правового воспитания должна быть детерминирована современной социоструктурой общества, включающей в себя абсолютно все категории населения (от дошкольников до пенсионеров).

При этом осуществляемый правовоспитательный процесс должен быть наделен соответствующими целевыми установками для каждой из групп, которые, в свою очередь должны получить свое обеспечение в соответствующих программных документах. Наконец, необходимо утвердить базовую программу по правовому воспитанию, которая содержала бы все основные направления реализации правовоспитательной работы, в разработке и внедрении которой должны быть заинтересованы как государство, так и все общество.

В-третьих, правовое воспитание должно носить деятельностный характер. Это значит, что правовое воспитание, прежде всего, есть один из видов государственной деятельности, которой отводится не менее важное место в юридической практике государства, наряду с правотворческой и правореализационной деятельностью. Специфика правовоспитательной деятельности государства заключается в том, что она носит организованный, целенаправленной и управляемый характер [2] и проводится для достижения поставленных целей, прогнозируемых результатов и положительного эффекта при помощи определенных средств, с использованием соответствующих форм и методов.

Содержание этого вида деятельности государства правовоспитательное воздействие субъектов на объекты, цель - воспитание как на индивидуальном, так и на общем уровне правовой культуры, а также содействие формированию правосознания, привитие им навыков правомерного поведения и повышение их социально-правовой активности.

Вопрос о месте и роли правовоспитательной деятельности в системе государственной деятельности, по нашему мнению, необходимо рассматривать через призму двух аспектов - структурного и функционального, которые отражают в своей совокупности реально существующие взаимосвязи правовоспитательной деятельности с другими видами государственной деятельности.

Первый аспект - структурный - предполагает рассматривать категорию «правовое воспитание» как целостную систему, строящуюся по системообразующим признакам. В силу этого правовоспитательная деятельность, как и любая другая, имеет свой субъект, объект и содержание (правовоспитательные действия).

С позиции второго аспекта - правовоспитательная деятельность, входя в сферу более высокого порядка и находясь в строго определенных отношениях с другими видами государственной деятельности, все же обладает известной самостоятельностью, определенной степенью свободы функционирования и развития. Это проявляется прежде всего в специфике правового воспитания, в особенностях форм и методов правовоспитательного процесса, а также в особенностях управления данным процессом.

Особенностями, характеризующими правовое воспитание и отождествляющими его с другими видами государственной деятельности, на наш взгляд являются следующие.

Правовое воспитание, как и всякая другая государственная деятельность строится на системе общеобязательных правовых норм. Процесс осуществления правовоспитательной деятельности опирается на гарантированную возможность в необходимых случаях применять принудительную силу государства в суде установления определенных видов юридической ответственности. Кроме этого, осуществляется правовоспитательная деятельность, как и любая другая государственная деятельность, в специальных правовых формах и сопряжена с использованием особых правовых средств и методов, обусловленных спецификой самой правовоспитательной деятельности. Наконец, осуществление правовоспитательных мероприятий находится, как правило, в компетенции лиц, либо специально на то уполномоченных, либо имеющих соответствующую (юридическую или педагогическую) подготовку.

Таким образом, на наш взгляд, структурно-функциональные особенности правовоспитательной деятельности и есть тот критерий, который на качественно содержательном уровне детерминирует ее как самостоятельный правовой институт. Однако нельзя забывать, что вне сферы преломления других видов государственной деятельности (правотворческой, правоприменительной, праворегулятивной и т.д.) правовоспитательная деятельность осуществляться не может.

В-четвертых, правовое воспитание должно быть эффективным. Эффективность правового воспитания можно рассматривать как соотношение между фактически достигнутым результатом правового воспитания и теми социальными целями, на достижение которых данная деятельность была направлена. Именно цель и результат являются структурообразующими элементами понятия эффективности правового воспитания. Эффективность правового воспитания характеризуется коррелятивностью, то есть соотношением и взаимозависимостью средств правового воспитания и практически достигнутого результата.

Кроме этого, характеристикой эффективности является полезность как одна из форм проявления общественного значения правового воспитания, его позитивная роль в удовлетворении интересов государства и общества. Полезность и будет проявляться в социально-правовой активности граждан, в их положительном отношении к государственно-правовой действительности.

Мы считаем необходимым обсудить несколько наиболее конкретных организационно-правовых вопросов в области правового воспитания значимых для формирования правовой культуры, а именно: деятельность средств массовой информации в области правового воспитания; специальное юридическое образование в России; правовое воспитание в школе; использование правовоспитательного потенциала различных религиозных конфессий; сотрудничество государственных образований и общественных формирований в деле правового воспитания. В совокупности данные вопросы составляют общую глобальную проблему правовой информатизации общества, которая решается, на наш взгляд, совместными усилиями различных социально-политических институтов, деятельность которых должна быть, безусловно, скоординирована единым государственным руководством.

Роль средств массовой информации в формировании правового сознания, правовой культуры, уважения к закону и правомерного поведения личности в обществе трудно переоценить, особенно в период перехода от тоталитарного к цивилизованному, свободному демократическому обществу и справедливому правовому государству. В этом смысле можно сказать, что свобода слова не является корпоративной привилегией журналистов, а неотъемлемым правом человека. Общество не станет демократическим до тех пор, пока свобода слова будет оставаться корпоративной привилегией любого сословия. В нашем отношении к СМИ мы исходим из того, что никакие злоупотребления отдельных лиц не могут заставить складывающееся демократическое общество отказаться от свободы слова. Никакие пороки и «злодеяния» прессы (пропаганда насилия, порнография, формирование социальных фобий) не могут служить оправданием для ограничения свободы слова. Но при этом очень важно, чтобы сегодня при практически полном отсутствии цензуры (само понятие которой противоречит принципу свободы слова) средства массовой информации соблюдали нравственно-этические барьеры, обеспечивали соблюдение прав россиян на получение достоверной информации, были честными и добросовестными, следили за соблюдением профессионально-этических норм журналистами, использующими мощное средство воздействия на общественное сознание.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Демократические режимы, их особенности и виды
Основные направления развития института диспозитивности
Понятие и функции юридических фактов
Формы реализации регулятивной функции права
Повышение правовой культуры
Вернуться к списку публикаций