2013-09-13 17:47:40
ГлавнаяТеория государства и права — Правовое воспитание в России и его значение в формировании правовой культуры



Правовое воспитание в России и его значение в формировании правовой культуры


Проблема правового воспитания в теории права небезосновательно рассматривается как одна из наиболее сложных и многоплановых. Однако при всем уровне теоретической разработанности в отечественном правоведении своего практического внедрения она так и не получила, хотя, отчасти, на это были свои объективные причины.

Большинство базовых теоретических исследований по данной тематике относятся к советскому периоду, а это значит, что практические рекомендации, выработанные на их основе, характеризуются определенным своеобразием и некоторой идеологической направленностью. Поэтому в плане своего общетеоретического и практического освоения состояние данной проблемы сегодня уже не соответствует новым существенно изменившимся условиям жизни.

Многие ученые склоняются к тому, что сама идея правового воспитания - это результат развития советской юридической науки. Именно в этот период формируется основа концепции правового воспитания [1] . Несмотря на всю сложность данного периода для правовой науки, работы эти имеют фундаментальное основополагающее значение для современной правовой теории, так как именно они стали несущей основой, формирующей общую концепцию правового воспитания. В современном варианте концепция правового воспитания более детерминировалась и усложнилась по сравнению с более ранними исследованиями и сегодня предполагает свое двухаспектное рассмотрение: в широком и узком смысле.

Первый аспект (в широком смысле) предполагает рассмотрение правового воспитания как общего процесса формирования правосознания и правовой культуры членов общества, включая влияние социально-экономического уклада жизни, политического режима, идеологической деятельности, нравственной атмосферы, системы законодательства и т.д.

Второй аспект (в узком смысле) предполагает рассмотрение правового воспитания как одного из видов общественной деятельности, которая выражается в целеустремленной и организованной работе государственных органов и общественных организаций, направленной на формирование правовой культуры и воспитания законопослушных граждан. При этом необходимо отметить, что уровень освоения данной проблемы предполагал разработку как теоретическую, так и методологическую: были описаны цели, задачи, сущность правового воспитания; кроме этого, всесторонне были разработаны формы и методы, а также методика определения эффективности правового воспитания.

Однако в общеконцептуальном аспекте теория правового воспитания так и не сформировалась. Причины этого, на наш взгляд, заключаются в следующем.

1. В настоящее время в правовом пространстве России сложилась совершенно неоднозначная ситуация. С одной стороны, данная ситуация характеризуется стремлением выйти на уровень международных стандартов в правовом обеспечении социально-политических процессов, происходящих в стране (введение в категориальный аппарат и осмысление таких ключевых понятий, как «правовое государство», «правовая система», «правовая личность» и др.), что послужило толчком, который вывел отечественную юридическую науку из застойного периода, а с другой стороны, - создавшаяся ситуация характеризуется разрушением устоявшейся правовой системы и связанной с ней формы правового адаптирования: общесоюзное законодательство в одночасье перестало существовать, а республиканское законодательство, практически дублирующее его, оказалось неприемлемым в новых реформированных условиях.

Все это не замедлило сказаться негативным образом на правоприменительной практике и, прежде всего, на право-воспитательном процессе, зашедшем в тупик из-за невозможности оперировать ранее существующими средствами и методами, а также отсутствием новых сколько-нибудь действенных методик, соответствующих сложившимся условиям.

2. Сложившаяся необычная ситуация в правовом пространстве повлекла за собой неустойчивость не только государственной, но и общественной жизни, обусловила определенные социальные потрясения, радикально изменившие устоявшиеся годами условия жизни людей. Поэтому, рядом с проблемами жизненно важного плана правовое воспитание и правовая культура приобретают эфемерный характер и для большинства людей имеют второстепенное значение, постепенно утрачивая свою важность и актуальность. Это выразилось самым наглядным образом: образовательные учреждения еще не успели перестроить свою учебно-воспитательную систему, правоохранительным органам в условиях резко обострившейся криминогенности общества стало «некогда» заниматься правовым воспитанием граждан, а правовая наука ввиду отсутствия заинтересованности государства в развитии данной проблематики, т.е. отсутствия «государственного заказа», практически перестала реагировать на дальнейшее изучение, разработку и внедрение идей правового воспитания. В результате чего за последнее время в научно-теоретической литературе фактически образовался правовой вакуум - не публиковались исследования по проблемам правового воспитания и не разрабатывались новые методики его внедрения и применения, соотносимые с требованиями сегодняшнего дня.

3. В то же время на фоне (зачастую) неконструктивной критики теоретических достижений общей теории государства и права советского периода происходит нивелирование самой идеи концептуального подхода к ведущим правовым институтам. В результате разрушается методологическая и практическая основы теоретического исследования, блокируется теоретическая основа для выработки новых подходов и программ, усложняется и тормозится ее модификация.

Так, сама идея правового воспитания, существующая в концептуальном отношении как целенаправленная и организованная деятельность государственных органов, направленная на формирование правовой культуры и правосознания, лишилась в силу указанных обстоятельств своей методологической базы и фактически перестала быть деятельностью, подлежащей государственно-правовому регулированию, т.е. по своей сути не направляемой, не управляемой, никем не контролируемой, а следовательно, теряющей свой главный структурообразующий элемент - целенаправленность. В силу чего возникает разрыв между теоретической базой и практической формой ее реализации, что в свою очередь грозит сведением правовоспитательной деятельности как государственной, так и всей правоохранительной системы на уровень декларированных актов.

4. Особенности функционирования российской государственности и правовой системы сегодня заставляют по-особому реализовываться основные функции права. К сожалению, по воле законодателей, т.е. в силу условий, в которых сейчас принимаются законы, нормы права вступают в действие лишь в своем регулятивном и охранительном содержании. Таким образом, механизм реализации правовоспитательной функции, во-первых, практически не действует и, во-вторых, теоретически не отработан.

Следовательно, это в первую очередь влияет на правовоспитательный процесс и является одним из сдерживающих условий для развития концепции правового воспитания.

5. Недостатки в профессиональном образовании (как педагогическом, так и юридическом) также являются одним из решающих факторов, тормозящих дальнейшее развитие концепции правового воспитания. Здесь, на наш взгляд, можно выделить два аспекта: внешний и внутренний. Исходя из внешнего проявления данной проблемы, необходимо подчеркнуть, что в самой системе вузовского образования отсутствуют учебные курсы по правовому воспитанию и правовой культуре, а следовательно, не являясь предметом теоретического освоения и изучения, данная проблема не может рассматриваться в качестве научно-теоретической. Исходя же из внутреннего проявления данного аспекта, необходимо отметить, что в существующей концепции правового воспитания практически отсутствуют четко отработанные методики правовоспитательного процесса, применимые к различным социальным группам, и прежде всего, к молодежи, которые учитывали бы возрастные и психологические особенности данных социальных групп и которые возможно было бы применять к различным объектам правовоспитательного процесса (школьникам - младшим и старшим, несовершеннолетним, студентам и т.д.).

Отсутствие же наработанных, внедренных и функционирующих методик затрудняет реализацию всей системы правового воспитания, т.е. деятельность органов, организаций или специально уполномоченных государством лиц, осуществляющих правовоспитательную деятельность, а также правовоспитательные мероприятия, осуществляемые в определенных формах с использованием специальных правовых средств и методов.

6. Наконец, на наш взгляд, нельзя не затронуть еще одно немаловажное обстоятельство, оказывающее сдерживающий эффект на развитие в концептуальном плане теории правового воспитания.

Несмотря на довольно высокий уровень теоретической разработанности данной проблемы, не был освещен ее историко-правовой ракурс, не были изучены истоки происхождения самого вопроса правового воспитания, не был дан анализ или хотя бы обзор дореволюционной практики в этом направлении, что в свою очередь способствовало бы созданию более-менее стройной концепции правового воспитания, основанной не только на достижениях правовой науки и практики современности, но и на историко-культурном материале.

Кроме этого, как уже отмечалось ранее, существующие до 1990 г. разработки в этой области хотя и внесли неоспоримый вклад в развитие концепции правового воспитания, но, тем не менее, многие из этих положений сегодня уже морально устарели, так как исходили, прежде всего, из иных общественных устоев и были обусловлены принципиально иными социально-экономическими, политическими и правовыми условиями жизни государства.

Поэтому существующая в нынешнем варианте концепция правового воспитания объективно нуждается как в пересмотре многих своих положений, так и в разработке принципиально новых, отражающих позиционную форму и качественное состояние правового воспитания и правовоспитательного процесса в современном государстве и исходящих из особенностей современной ситуации. При этом всегда необходимо учитывать, что в любом явлении или процессе всегда присутствуют двойственные моменты - внутренний и внешний, т.е., с одной стороны это явление или процесс сохраняет свои постоянные существенные признаки (внутренний момент), а с другой стороны - это явление или процесс стремится к своему совершенствованию, т.е. к изменению или вернее, развитию - то взаимодействие этих двух моментов и дает толчок к дальнейшему развитию и совершенствованию данного явления или процесса.

Следовательно, дальнейшее эффективное развитие концепции правового воспитания будет теперь всецело зависеть от уровня теоретической разработанности ее положений, разработки новых методик, адаптированных для различных социальных групп, и, что представляется немаловажным, от их прикладного внедрения в правовую практику в качестве устоявшейся и теоретически освоенной правовой категории.

Таким образом, исходя из сложившегося положения вещей и учитывая все сказанное, представляется, что еще рано говорить о существовании в отечественном правоведении четкой и обоснованной теории правового воспитания. Существующая же сегодня концепция правового воспитания и правовой культуры объективно нуждается в новых теоретических разработках, историческом исследовании данной проблемы, а также в новом научном поиске, основанном на совместном творчестве ученых философов, социологов, культурологов и правоведов.

Правовое воспитание, как в прочем и весь воспитательный комплекс, выполняет две основные функции. Первая состоит в передаче воспитываемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений, вторая - в формировании правовых идей, чувств, убеждений в правосознании указанных субъектов.

Исходя из этой функциональной характеристики и следует, на наш взгляд, различать такие понятия, как «сущность» и «содержание» правового воспитания граждан. Первым из этих понятий охватывается процесс выработки устойчивых правовых идей и принципов в правосознании воспитуемых, вторым - процесс целенаправленного и систематического воздействия на индивидуальное (групповое) правосознание граждан всего инструментального комплекса правовых средств, которым располагает общество.

Принимая во внимание содержательную сторону правового воспитания, необходимо проводить также различие между правовым воспитанием как систематическим, целенаправленным процессом воздействия на правосознание воспитуемых и правовым воспитанием как системой целенаправленных действий воспитателя для достижения должного уровня развития правосознания и правовой культуры воспитуемых.

В юридической литературе последних лет было высказано мнение о необходимости строить правовое воспитание по нескольким различным, связанным друг с другом направлениям, преследовать при проведении правовоспитательной деятельности несколько целей и задач.

Такой подход, безусловно, правилен. Но при этом всегда необходимо выделять и обращать особое внимание на главное, основное направление правового воспитания, на стратегическую задачу, которая заключается в формировании высокого уровня правосознания граждан, ориентированного на повышение их социально-правовой активности.

Исходя из этой основной задачи, правовое воспитание следует, по нашему мнению, сосредоточить на формировании в правосознании граждан России такой совокупности, которая включала бы:

- знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;

- глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;

- умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями;

- привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;

- прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.

Входящие в эту совокупность компоненты правосознания, собственно, и образуют необходимую психологическую и идеологическую установку личности - быть в постоянной готовности к активному применению правовых знаний в жизни.

Именно уровень этой готовности служит основным показателем эффективности правовоспитательной работы.

Следовательно, правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

Специфика процесса правового воспитания прежде всего зависит от объективных особенностей и качеств самого права и его норм. Свойства права (волевой и нормативный характер, формальная определенность, принудительность и т д.) накладывают отпечаток на рассматриваемый процесс воспитания, делают его специфически правовым, так как само объективное право является не только исходной базой этого процесса, но и основным материалом, источником для него.

Посредством процесса правового воспитания и через него в правосознание граждан вносятся идеи, имеющие государственно-волевой характер.

Отсюда, на наш взгляд, можно определить главные особенности правовоспитательного процесса:

- его исходной базой, при помощи и на основе которой он строится, выступает система общеобязательных правовых норм;

- при его осуществлении до сведения воспитуемых доводятся, внедряются в правосознание установленные государством и связанные с их поведением правовые предписания, дозволения, запреты;

- он опирается на гарантированную возможность в необходимых случаях применить принудительную силу государства в виде юридической ответственности правонарушителей;

- его воздействием охватываются не только соблюдающие нормы права субъекты, но и лица, склонные к совершению правонарушений или уже совершившие их, в связи с чем в какой-то степени решаются и задачи непосредственного пресечения и предупреждения правонарушений;

- осуществляется он в специальных правовых воспитательных формах, с использованием специфических правовых средств и методов;

- осуществляющие его лица, как правило, имеют юридическое образование или специальную юридическую подготовку.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Юридическая ответственность государства и его органов
Отличие политического режима от государственно-правового
Роль Президента в законодательном процессе. Повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации
Недемократические режимы, их особенности и виды
Виды теократий
Вернуться к списку публикаций