2013-07-30 18:19:02
ГлавнаяТеория государства и права — Функции права как выражение его сущности и социального назначения



Функции права как выражение его сущности и социального назначения


Формы и методы реализации охранительной функции Российского права.

Процесс реализации вообще - это переход какого-либо явления в иное качественное состояние, а также использование свойств этого явления.

Право, хотя и обладает определенной степенью саморегуляции, однако оно не может достичь такого обособления, чтобы регулировать все свои процессы самостоятельно. Поэтому наряду с собственным внутренним механизмом реализации оно имеет еще и внешний, состоящий из субъектов права (граждан, должностных лиц, гос. органов и т.д.).

Реализация права определяется в литературе как такое социальное поведение субъектов, в котором воплощаются предписания правовых норм, как форма практической деятельности по осуществлению прав и обязанностей. При этом, противоправное поведение не является формой реализации права. Следует отметить, что общим вопросам реализации права в нашей учебной и научной литературе всегда уделялось должное внимание [1].

Под реализацией функции права понимается «достижение целей той или иной функцией поставленной цели, претворение ее в жизнь, выполнение своей социальной роли [2]. То же самое относится и к правоохранительной функции.

По мнению B.Л. Кулапова, охранительная функция «заключается в охране положительных и вытеснении негативных, вредных для общества явлений, в их предупреждении, пресечении и восстановлении нарушенных прав» [3].

В рамках охранительной функции он выделяет дополнительные, такие, как «восстановительная (восстановление нарушенного права или правового положения); компенсационная (компенсация причиненного вреда или нанесенного ущерба); ограничительная (ограничение общественно опасного поведения); карательная (наказание правонарушителя)»[4].

Все функции права реализуются единственно возможным способом, а именно путем установления меры дозволенного и необходимого поведения, то есть посредством определения конкретных юридических прав и обязанностей членов общества (социальных субъектов). Их реализация есть переход от «должного» в общественных отношениях к действительному. Право реализует свои функции обязывающими, запрещающими и управомочивающими нормами в их единстве [5].

В.П. Реутов называет для характеристики процесса реализации функций права такие формы, как соблюдение, исполнение, использование и применение права. Иными словами, четыре традиционные формы правореализации. При этом в первых трех формах нормы права реализуются самостоятельно - эту форму автор считает автономной, а четвертую форму - властной или государственной формой [6].

Формы реализации функций права характеризуют содержание права, реальное воплощение его в практику, поэтому выяснение этих форм представляет не только теоретический, но и практический интерес.

Изучение форм реализации функций права есть уяснение проявлений определенных сторон его сущности, предстающим перед нами как наполненные социальным содержанием юридические феномены, такие как субъективное право, юридическая ответственность, правоотношение, правосознание [7].

Функция права выражает собой определенное правовое воздействие, состоящее из информационного, ориентационного и правового регулирования. В соответствии с этими формами можно выделить три формы реализации функций права: информационную, ориентационную и регулирующую.

Информационная форма реализации функций права состоит в том, чтобы довести до сведения людей, какие действия, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целей одобряются или допускаются государством и какие противоречат его интересам. При этом источники информации могут быть самыми различными: официальные, СМИ, юрисконсульты, адвокаты, другие лица юридической профессии; это могут быть руководители различных уровней, знакомые, родственники, популярная юридическая литература, телепередачи и др.

Однако на сегодняшний день уровень правовой информированности значительно отстает от потребностей общественного развития и нуждается в повышении, ибо граждане испытывают потребность в получении правовой информации о действующем законодательстве, его изменениях, дополнениях, исключениях, о новых законах и т.д.

Другой, не менее значимой, формой реализации функций права является ориентационное воздействие, потому что важно не только знание норм права, но и выработка у граждан позитивных правовых установок, являющихся следствием ориентационного правового воздействия.

Сущность правовой установки можно определить как предрасположенность личности к восприятию норм права, его оценки, готовностью к совершению действия, имеющего юридическое значение, или же как вероятность того или иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования. Ориентационное воздействие права складывается, с одной стороны, из формирования установок, с другой - их влияния на правовое поведение граждан.

Центральное место в системе правового воздействия занимает правовое регулирование. Эффективность реализации функций права, в том числе и охранительной, в рамках этой формы зависит от выяснения следующих принципиальных положений:

- условий эффективности регулирования;

- процесса правового регулирования;

- социальных результатов регулирования [8].

Условия эффективности правового регулирования подразделяются на объективные и субъективные. Объективными условиями являются: социально-экономическое состояние, система хозяйства, формы собственности и т. п. К субъективным относятся: научная обоснованность необходимости регулирования, выбор оптимального варианта регулирования, своевременность правотворчества, совершенствование действующего законодательства, обеспечение стабильности правового регулирования, ясность, четкость правовых предписаний, активность правоприменительных органов в деле воплощения в жизнь правовых предписаний и т.д.

Процесс правового регулирования, как известно, состоит из трех взаимосвязанных стадий.

Первая - это регламентация общественных отношений (их урегулирование), то есть разработка и принятие юридических норм. Вторая - возникновение субъективных прав и юридических обязанностей, образующих правоотношения. Смысл данной стадии - переход от общих предписаний норм к конкретной модели поведения конкретных лиц. Третья - завершающая представляет собой реализацию норм права (юридический результат регулирования). Она заключается в фактическом использовании лицами своих субъективных прав, исполнении обязанностей, соблюдении запретов.

Социальный результат регулирования - это, главным образом, эффект в экономической, политической и духовной сферах. Он может выражаться в закреплении определенных отношений, их развитии, искоренении нежелательных явлений.

Наиболее характерными формами проявления охранительной функции права является установление и реализация санкций, запретов, определение охранительных юридических фактов; охранительное правоотношение (установление конкретной правовой связи между субъектами в целях реализации юридической ответственности).

В первых трех формах охранительного воздействия осуществляется психологическое принуждение, то есть возбуждение такого мотива поведения, который склоняет субъекта права к требуемому поведению.

В рамках же охранительных правоотношений реализуется не только психическое, но преимущественно физическое принуждение, выражающееся в физическом воздействии на личность, имущество индивидуальных субъектов, материальное и правовое положение коллективных субъектов правоотношения [9]. В охранительных правоотношениях одной из сторон выступает орган, всегда наделенный властными полномочиями по отношению к другой (виновной) стороне, обязанность которой состоит в претерпевании последствий, предусмотренных санкцией нарушенной нормы [10].

Каждая из этих форм проявления охранительной функции оказывает определенное воспитательное воздействие, причем не только на самих правонарушителей (прямое воздействие), но и на граждан, не нарушающих установленные правила поведения (косвенное воздействие).

Воздействие права на общественные отношения в форме определения охранительных юридических фактов заключается в том, что, признавая те или иные действия неправомерными, предусматривая в случае их совершения возникновение охранительного правоотношения, нормы тем самым влияют на выбор некоторыми субъектами права вариантов правомерного поведения.

Эта форма осуществления охранительной функции позволяет проводить внутреннюю классификацию правонарушений по степени их общественной опасности либо вредности действий, порождающих охранительные юридические факты на преступления и иные правонарушения.

В юридической литературе санкция понимается «как указание на меру государственного принуждения, как юридические последствия нарушения требований правовой нормы или как указание на те невыгодные последствия, которые наступают для лиц, не выполнивших предписанного нормой поведения. Иногда под санкцией в области юридической ответственности понимаются меры государственно-принудительного воздействия, применяемые к лицу за совершенное правонарушение и выраженные в лишениях личного, организационного или имущественного характера» [11].

В зависимости от способа охраны правопорядка санкции подразделяются на правовосстановительные (возмещение вреда, взыскание задолженности, отмена противоречащего закону акта) и штрафные (карательные).

«Цель кары - это субъективный результат в виде порицания и наступления конкретных правоограничений (имущественного и личного неимущественного характера), соответствующий принципам юридической ответственности, к наступлению которого стремятся субъекты правоприменительной деятельности. Карательная функция - одна из подфункций охранительной функции права, одно из ее проявлений... Карательная функция существует не только для достижения цели кары, но и для целей предупреждения, восстановления, гуманизма и воспитания» [12].

Установление санкции в качестве атрибута правовой нормы вызывается необходимостью обеспечения ее в случае нарушения государственным принуждением. Без санкции, пишет А.С. Пиголкин, нормы права потеряли бы свое специфическое, государственно-принудительное значение и растворились бы среди других видов социальных норм. Санкция нужна для всеобщей обязательности нормы, для придания ей государственно-властного характера.

Кроме того, подчеркивает автор, посредством установления санкций строго определяются вид и мера государственного принуждения, которое может быть применено в случае нарушения правовой нормы, что имеет важное значение в деле укрепления законности. Ни один человек не должен быть привлечен к ответственности, если за совершенное им действие не предусмотрена санкция, выступающая одной из обязательных предпосылок юридической ответственности [13].

Наиболее распространенной является трактовка юридической ответственности как меры государственного принуждения, как реакции на совершенное правонарушение. И это является существенной гарантией реализации охранительной функции права.

Так, согласно позиции И.С. Самощенко и М.Х. Фарукшина, юридическая ответственность есть прежде всего государственное принуждение к исполнению требований права, содержащее осуждение деяний правонарушителя государством и обществом [14]. С.Н. Братусь понимает юридическую ответственность как состояние государственного (или общественного) в рамках, установленных законом, принуждения к исполнению нарушенной обязанности, исполнения юридической обязанности под воздействием государственного принуждения [15].

Е.В. Черных, говоря о структуре статусной юридической ответственности, пишет, что «это объективно обусловленная, установленная законом и охраняемая государством обязанность (необходимость) осознанного и добровольного соблюдения правовых предписаний участниками правоотношений; она является единой, общей установкой и выполняет регулятивностатическую функцию, является образцом (конструкцией, моделью) действительно ответственного и должного поведения, изложенного в нормах права, на что и ориентирует субъектов права и поэтому выступает базовой» [16].

Несмотря на некоторые различия, авторы указанных концепций единодушны в том, что юридическая ответственность сопряжена с применением санкции правовой нормы; то, что она является одной из форм мер принуждения; привлечение лица к юридической ответственности влечет за собой его государственное или общественное осуждение; юридическая ответственность возникает в связи с нарушением правовой обязанности; основанием юридической ответственности является правонарушение.

Запреты, напротив, указывают, как не следует поступать, чтобы не наступила юридическая ответственность. Запреты пресекают действия, которые причиняют вред общественным отношениям, затрудняют их реализацию, мешают нормальному функционированию общественной жизни. Ставя цель предотвратить нежелательные обществу и государству поступки, они выступают в качестве одного из средств самоохраны общества против действий, нарушающих условия его существования.

Запреты не следует отождествлять с санкциями правовых норм, т.к. последняя, является указанием вида и меры государственно-правовых последствий, применяемых к субъекту права, нарушающему норму, а запрет есть указание вида нежелательного действия участников регулируемых правом общественных отношений. Одна из целей запрета - предвосхитить применение санкций путем предупреждения нежелательного поведения [17].

Основным методом осуществления охранительной функции выступает принуждение, которое предполагает как превентивное, так и непосредственное воздействие на личность правонарушителя.

Государство можно рассматривать как единственную организацию, имеющую право на легальное принуждение, тем не менее, любое государство в принципе стремится использовать при осуществлении своих функций, прежде всего, убеждение и обращается к принуждению лишь в самых крайних случаях. По мнению В.В. Серегиной, «обоснование концепции государственного принуждения как специфического метода правового регулирования позволяет по-новому, с точки зрения правовых характеристик, оценить его сущность, социальную ценность и назначение в системе государственно-правовых средств регулирования и борьбы за укрепление законности» [18].

С.С. Алексеев отмечал, что «реально принуждение в праве выражается в принудительных мерах, применяемых компетентными органами» [19]. Однако меры принуждения не являются самоцелью. Они устанавливаются главным образом потому, что общество нуждается в особых средствах воздействия на личность с целью достижения определенных результатов в поведении субъекта, нарушающего правопорядок [20].



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Указы Президента Российской Федерации и иные правовые акты: системно-сравнительный анализ
Понятие восстановительной функции права
Темпоральные изменения правового обычая
Теократия как идеал
Идея разделения властей в истории мировой политико-правовой мысли
Вернуться к списку публикаций