2013-07-30 18:19:02
ГлавнаяТеория государства и права — Функции права как выражение его сущности и социального назначения



Функции права как выражение его сущности и социального назначения


Общая характеристика системы функций Российского права.

Проблему функций права, как и многие другие проблемы, нельзя назвать новой для современной теории государства и права, поскольку определенную разработку в науке она получила, как в советский, так и в постсоветский периоды. Вместе с тем не все вопросы, относящиеся к данной проблеме, можно считать в полной мере изученными, а по мнению, например, В.Н. Карташова, ей даже в нашей литературе в известном смысле «не повезло» [1].

Достаточно сказать, что функции права нередко смешиваются с функциями правового регулирования, правосознания, правовой системы и даже функциями государства. Так, В.П. Реутов пишет, что «в реальной действительности функции права и функции правовой системы настолько тесно взаимосвязаны, что их разграничение лишено какого-либо практического смысла» [2]. Но известно, что «тесная взаимосвязь» каких-либо явлений не означает их тождества.

В.В. Оксамытный также полагает, что в зависимости от характера связи права с государством, «их функции могут совпадать, поскольку все основные направления деятельности государственной власти осуществляются в правовых формах» [3] . На это опять-таки можно возразить, что очень многое в обществе реализуется в правовых формах, но отсюда не следует, что не надо различать эти самые формы, то есть соответствующие институты, процессы, отношения.

Сущность и социальное назначение права проявляются в его функциях. Слово «функция» происходит от латинского functio, что в переводе означает исполнение, выполнение, компетенция. Функция - это отношение двух объектов, в котором изменению одного из них сопутствует изменение другого.

Функция может рассматриваться с точки зрения последствий (благоприятных, неблагоприятных - дисфункциональных или нейтральных - афункциональных), вызываемых изменением одного параметра в других параметрах объекта; или с точки зрения взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого (функционирование). В этом смысле функция определяется как деятельность, внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений [4].

В специальных областях исследований термин «функция» трактуется иначе. Например, как совокупность обычных или специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания, либо, как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе исполнения ими служебной деятельности (функция врача, учителя и т.д.) [5].

В различных науках существуют неодинаковые определения понятия функции, что позволяет выделять несколько ее видов (например, логико-математические, предметные, физические, логические и иные) в зависимости от специфики соответствующей области знаний.

В социологии под функцией понимают: 1) роль, которую определенный социальный институт выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня или интересов составляющих её классов, социальных групп и индивидов. Например функции государства, семьи, культуры и т.д. относительно общества.

Различаются явные функции, т.е. совпадающие с открыто провозглашенными целями и задачами института, и латентные (скрытые) функции, обнаруживающие себя лишь с течением времени и в большей или меньшей степени отличающиеся.от провозглашаемых намерений участников этой деятельности; 2) зависимость, которая наблюдается между различными социальными процессами в рамках данной общественной системы. Эта зависимость может быть простой и сложной, многократно опосредованной различными социальными институтами [6].

Таким образом, термин «функция» многозначен. Он приемлем для характеристики любых динамических структур, что обусловлено спецификой познавательных задач тех наук, в которых используется этот термин (физика, математика, социология, политология, юриспруденция). Так или иначе, в большинстве случаев с функцией связывается направленное, избирательное воздействие системы (структуры, целого) на определенные стороны внешней среды.

Употребление термина «функция» применительно к праву отличается от его применения в иных специальных областях знания [7]. Зачастую это слово употребляется в различных смыслах, таких, как роль, задача, назначение. Такое использование данного понятия представляется несколько неточным. Например, термин «задача права» - внешний по отношению к функции права фактор, определяющий цель права на определенном этапе. Функции всегда направлены на их решение. Однако их соотношение не столь однозначно.

Дело в том, что сама по себе задача не является первоосновой функции. Она вытекает из экономических, политических, социальных потребностей общества, определяется закономерностями развития государства и права, особенностями отдельных этапов их развития, исторической обстановкой, соотношением политических сил, национальными факторами и т. п. Зависимость функции права от его задач проявляется в том, что, во-первых, задачи нередко непосредственно обусловливают само существование функций; во-вторых, определяют их содержание и, в-третьих, самым существенным образом влияют на формы и методы их реализации, предопределяют конкретные направления правового воздействия.

Роль права подразумевает скорее значение права на определенном этапе развития общества и государства, в то время как функции конкретизируют эту роль, раскрывают ее через основные направления правового воздействия. Поэтому понятие «роль права» более широкое и общее в сравнении с функциями права [8].

По мнению М.И. Байтина, функция права «есть наиболее существенное направление и стороны его воздействия на общественные отношения, в которых раскрываются общечеловеческая и классовая природа, а также социальное назначение права. Для выделения основных и иных общих функций права служит двуединый критерий, включающий в себя две стороны воздействия права на общественные отношения: его характер и цель» [9].

B.Л. Кулапов считает несколько иначе: «функции права, отражая его качественное своеобразие, востребованность и динамику общественной жизни, характеризуются следующими свойствами:

1) содержание и перечень функций предопределяются сущностью права и его социальным назначением в обществе;

2) функции права отличаются относительным постоянством и устойчивостью, они обеспечивают такие направления регулятивного воздействия, без которых общество не может обойтись или заменить иными регуляторами;

3) содержание выполняемых функций отличается высокой динамичностью, способностью реагировать на изменения основных задач и целей, стоящих перед данной политико-правовой системой в определенный исторический период, адекватным перераспределением средств и способов юридического воздействия;

4) функции права носят комплексный, системный характер, они конкретизируются в функциях иных юридических явлений и процессов.

Подытоживая автор дает функциям права следующее определение: «это основные направления воздействия права на общественные отношения, в которых отражается его сущность и социальное назначение» [10].

Опыт исследования понятия «функция права» на сегодняшний день не позволяет констатировать наличие единого взгляда на эту проблему, что в значительной степени затрудняет изучение данного объекта. Если синтезировать многочисленные точки зрения по этому вопросу, то мы увидим, что в конечном счете под функцией права понимают либо социальное назначение права, либо направление его воздействия на общественные отношения, либо и то и другое вместе взятое. Это неодинаковое понимание связано с различиями методологических позиций исследователей, несовпадением используемых подходов.

Так, Л.И. Спиридонов определяет функции права как направления его воздействия на поведение людей путем нормативного закрепления и охраны предпосылок социально значимой деятельности субъектов [11]. В.Г. Смирнов считает, что термин «функция права» выражает социальное назначение правового регулирования, так как отражает в совокупности предмет, метод и задачи правового регулирования [12]. По определению Т.Н. Радько функция права - это реализация его социального назначения и специфических свойств [13]. С.А. Комаров под функциями права понимает главные направления нормативно-правового воздействия государства на общественные отношения, соответствующие социально-политическому, экономическому и идеологическому содержанию регулирования [14]. Лазарев В.В. полагает, что функции права - это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества [15].

Но наиболее развернутое современное определение функций права дал В.Н. Карташов. С его точки зрения, они представляют собой «такие относительно обособленные направления однородного, предметного и прогрессивного воздействия права на реальную действительность, в которых проявляется его природа (содержание, формы, системные качества и т.п.), творчески- преобразующая роль, назначение, собственная инструментарная ценность в жизнедеятельности людей, их коллективов, общества в целом» [16].

При это автор подчеркивает, что речь должна идти именно о позитивном воздействии права на общественные отношения. «Негативное, отрицательное влияние права на реальную действительность необходимо рассматривать в качестве его дисфункций; примеров тому в повседневной жизни немало».

В. Н. Синюков вкладывает в понятие функции права двойной смысл: во- первых, роль, которую осуществляет право или правовой институт и, во- вторых, конкретные направления правового воздействия на поведение субъектов [17]. По мнению А.И. Абрамова функция права «внутренне присущее праву явление, определяемое ролью (назначением) права в обществе, представляющее собой основное (главное) направление его воздействия на объективную реальность и выражающее связь права с иными явлениями социальной действительности» [18].

Таким образом, мы видим большой разброс мнений, но почти все ученые сходятся на том, что функции права отражают основные направления воздействия права на общественные отношения. Этого никто не оспаривает. Но это, конечно, не исчерпывает собой всего содержания понятия рассматриваемого предмета. Если под функцией права понимать только его социальное назначение, то это будет носить слишком общий характер. При трактовке функции права исключительно как направления правового воздействия на общественные отношения упускается из виду направляющий момент этого воздействия.

В данной связи следует обратить внимание на нецелесообразность отождествления либо противопоставления направлений правового воздействия социальному назначению права и наоборот. Можно согласиться с Т.Н. Радько в том, что при определении функции права лишь как основного направления воздействия на общественные отношения упускается из виду определяющий фактор - социальное назначение, являющееся своеобразным указателем правового воздействия [19]. Понятие «функция права» призвано охватывать одновременно как назначение права, так и вытекающие из этого направления его воздействия на общественные отношения.

Итак, термин «функция права» представляет собой собирательное понятие, охватывающее одновременно два момента: социальное назначение права и основные направления его воздействия на общественные отношения.

Исходя из этого, функции права можно определить как основные, ключевые направления воздействия права на общественные отношения, определяемые его сущностью и социальным назначением и выражающие связь права с иными явлениями социальной действительности.

Направление воздействия - наиболее существенный компонент функции права, оно является своего рода ответом права на потребности общественного развития, результатом правовой политики, которая концентрирует эти потребности и трансформирует их в позитивное право.

Социальное назначение права формируется из потребностей общественного развития и состоит в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им должной стабильности, создании необходимых условий: для реализации прав граждан и нормального существования гражданского общества в целом.

В соответствии с социальными запросами общества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану. Причем то или иное назначение права выступает тем отчетливее, чем острее ощущается необходимость в закреплении, защите или развитии определенных отношений.

Исследование той или иной функции права есть рассмотрение самой его сущности, с тем лишь отличием, что исследуется не вся сущность права, а только некоторые ее стороны. Поэтому, раскрывая содержание какой-либо функции права, необходимо постоянно иметь в виду связь назначения права с направлениями его воздействия и наоборот - предопределенность последних назначением права.

Функциональное назначение права проявляется в том, что оно выступает регулятором общественных отношений. Функции права отражают основные направления его воздействия на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм [20].

Право, выполняя общесоциальные функции, действует вместе с другими социальными институтами, используя при этом свои специфические средства. Все функции права взаимообусловлены теми общественными отношениями, на которые они воздействуют, историческими условиями действия права, его целями и задачами. Природа и содержание ни одной из функций права не могут быть выявлены, если рассматривать каждую из них в отдельности, изолировано от других социальных и правовых явлений.

Существует неразрывная связь между государством и правом. Особенности права обусловлены спецификой государства и общества, в котором оно развивается и существует. Однако независимо от типа и формы государства право всегда выступает в качестве регулятора общественных отношений (экономических, политических, социальных и др.) - в этом проявляется его функциональное назначение.

Право закрепляет и охраняет сложившиеся в государстве общественные отношения. В этом заключается одна из его основных функций. В результате взаимодействия права с «внешней средой», процессами, происходящими в обществе, видоизменяются и функции права, адаптируя всю правовую систему к новым историческим условиям. Наиболее существенные изменения функции права претерпевают относительно различных типов государства.

Так, например, в государстве рабовладельческого типа основная функция права состояла в регулировании отношений лишь между гражданами, но не между ними и рабами. «Основная функция права в классическом античном обществе состояла в том, чтобы обеспечить рабовладельцам возможность владеть, пользоваться и распоряжаться рабами как совместной собственностью всего господствующего в древнем мире сословия» [21]. В государстве буржуазного типа основной функцией права становится охрана частной собственности. «Право получает новую функцию - быть формальной гарантией равного и свободного характера обмена между капиталом и трудом» [22].

Необходимость осуществления правом различных функций вызывают противоречия в общественной жизни. Например, для воспитательной и охранительной функции характерны противоречия между правовыми требованиями и правосознанием отдельных членов общества. Эти противоречия возникают потому, что «закон не в силах одним лишь фактом своего появления сразу и навсегда установить идеальное состояние в отношениях, имеющих определенную противоправную устойчивость - он может лишь в какой-то мере способствовать уменьшению противоправных деяний» [23].



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Функции права как выражение его сущности и социального назначения
Содержание восстановительной функции права
Функции юридических фактов в муниципальном праве
Понятия доктринального толкования норм права
Темпоральные изменения правового обычая
Вернуться к списку публикаций