2013-07-29 17:14:11
ГлавнаяТеория государства и права — Охрана прав и свобод граждан



Охрана прав и свобод граждан


В ряде случаев судебная защита - единственное средство правовой защиты человека (например, реабилитация незаконно осужденного или привлеченного к уголовной ответственности лица, установление отцовства, признание без вести пропавшим или объявление умершим). Характер судебной защиты позволяет считать ее универсальным и наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав и свобод личности.

При этом особая роль принадлежит Конституционному Суду. Это обусловлено следующим: во-первых, он является единственным судебным органом, компетенция которого установлена в Конституции. Это обстоятельство сближает его с Федеральным Собранием, Президентом, Правительством. Во- вторых, его деятельность связана не столько с применением правовых норм, сколько с обеспечением соответствия их Конституции.

Суд не просто интерпретирует отдельные правовые нормы, он формирует конституционно-правовую доктрину, предлагает свое понимание определенных положений Конституции, обязательное для всех государственных органов и иных субъектов конституционных правоотношений. В этой связи можно утверждать, что он в известном смысле и в известных пределах творит право. Это допущение весьма условно, федеральный Конституционный Суд не может подменять законодателя, его решения не направлены на создание новых правовых норм [39].

Любое производство в Конституционном Суде является наиболее эффективным правовым механизмом охраны и защиты основных прав и свобод человека и гражданина. В таком аспекте нужно опираться, прежде всего, на метод полезного эффекта, на который обращает внимание Ф. Люшер. В сжатой форме данный метод можно сформулировать так: если содержание правовой нормы может иметь неоднозначное истолкование, ее необходимо понимать скорее в том смысле, в каком она должна дать наибольший положительный эффект, чем, тогда когда от ее действия следует ожидать меньшего эффекта или не ждать его вообще [40].

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Эта защита обеспечивается не только наличием в Конституции общего положения (ст. 46), но и специальным закреплением в ряде статей указаний на судебную защиту важнейших прав и свобод - права на тайну переписки (ст. 23), неприкосновенность жилища (ст. 25), права частной собственности (ст. 35). Более того, статья 46 гарантирует и международно-правовую защиту прав и свобод человека путем обеспечения гражданам возможности обращаться, в случае необходимости, в межгосударственные правозащитные органы.

Каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46). Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47, ч. 1).

Таким образом, выясняется, что право на правосудие есть основная гарантия, предоставляемая гражданину для реализации прав и свобод, а стало быть, и всего того, что связано с этой реализацией (охрана, защита). В своей совокупности они образуют одну из составных частей неприкосновенности личности.

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Основания самозащиты прав представляют собой жизненные обстоятельства, социально оправдывающие и на основании закона предоставляющие физическим и юридическим лицам возможность предупреждать и пресекать нарушения собственных прав [41].

«Самозащита прав - это предусмотренные законом действия, применяемые управомоченным лицом для принудительного пресечения посягательств на свои права или их восстановления в случае нарушения последних без обращения к специальным государственным органам или должностным лицам. Самозащита, являясь комплексным институтом права, включающим в себя нормы уголовного, гражданского, административного законодательства может применяться при защите любых прав» [42].

Самозащита - это «любые действия лица, связанные с защитой своих прав от нарушения. Они противопоставляются действиям, исходящим от государственных и иных компетентных органов» [43].

В литературе самозащита рассматривается как: а) объект притязаний; б) гарантия прав; в) юридическое средство; г) форма защиты прав; д) способ защиты прав.

Самозащита прав есть совершаемые без посторонней помощи прямо не запрещённые законодательством действия (бездействие) физических или юридических лиц, направленные на предупреждение или пресечение нарушений своих субъективных прав.

Самозащита характеризуется специфичным по сравнению с судебной и административной защитой содержанием, проявляющимся в конкретных формах. «Поэтому логичнее считать, что самозащита представляет собой собирательный термин, которым охватываются меры самостоятельного предупреждения и пресечения нарушений собственных прав, выступающие по отношению к защите её способами» [44].

Встречается и узкое толкование понятия «самозащита». В этом смысле самозащита характеризуется тем, что, во-первых, управомоченное лицо осуществляет защиту своих прав без обращения к компетентному субъекту, во- вторых, само управомоченное лицо применяет меры защиты, в-третьих, применение мер защиты направлено на устранение реальной угрозы или самого факта нарушения прав управомоченного лица [45]. В данном случае самозащита представляет собой применение самим управомоченным лицом предусмотренных законом мер для защиты своих прав или законных интересов от посягательств.

Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.), необходимая оборона (ст. 37 УК РФ), самозащита работником трудовых прав (гл. 59 ТК РФ), самозащита гражданских прав в порядке ст. 14 ГК РФ (например, удержание вещи до момента исполнения обязательства должником), и т.п.

Граждане имеют право защищать свою жизнь, здоровье и собственность в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, в том числе, с помощью оружия. Федеральный закон об оружии от 13 декабря 1996 г. предоставил гражданам возможность приобретения определенных видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и др.) и предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит применению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения).

Конституция РФ ч. 3 ст. 46 предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Российской Федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.

В целом международное право разработало четыре основных метода защиты прав человека международными органами:

1) рассмотрение индивидуальных и коллективных жалоб на нарушения прав человека; 2) рассмотрение межгосударственных жалоб; 3) рассмотрение докладов о мерах, принимаемых государствами в целях соблюдения их обязательств в сфере международного права прав человека; 4) технические консультации и помощь, оказываемые государствам для приведения их деятельности в соответствие с международными стандартами [46].

Другой формой международной защиты и охраны прав и свобод выступает Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 году в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. С 1 января 1999 года он является единственным и главным органом Европейского Совета по защите прав человека и основных свобод.

На начало 2007 года общее число жалоб (остающихся не рассмотренными Европейским судом), поданных против РФ, составляло около 22% от общего числа обращений. Однако это свидетельствует не о возросшем доверии россиян к международным институтам, а о «системном кризисе» нашей правовой системы, когда наднациональная правовая система все в большей степени заменяет российскую [47].

Естественно, что Европейский Суд не может решить всех проблем, ибо он работает на благо 800 миллионов европейцев. Он представляет собой систему гарантий, которая является как бы субсидиарной системой, поскольку права человека прежде всего должны защищать национальные органы государства и национальные суды, а только потом уже и Европейский Суд [48].

Средством обеспечения и охраны прав граждан служит в рамках государства разветвленная система правоохранительных органов, включающая: систему правосудия, прокуратуру, органы внутренних дел, милицию, адвокатуру и многочисленные контрольные и надзорные службы. В центре внимания указанных органов должен быть гражданин с его правами и свободами. «Восстановление прокурором нарушенных прав и свобод человека играет основополагающую роль в обеспечении его правовой защищенности от произвола и беззакония, от кого бы они ни исходили» [49].

К сожалению, права и свободы граждан нередко только провозглашаются, но в повседневной жизни происходит вопиющее их нарушение. В настоящее время в России существует «чудовищный разрыв между абстрактным декларированием прав и свобод граждан и реальным их осуществлением, материальным обеспечением [50]. Поэтому Конституция РФ нуждается в четко функционирующем механизме реализации ее норм, и прежде всего - норм, направленных на охрану, защиту прав и свобод человека и гражданина.

При отсутствии такого механизма либо недостаточно слаженной его работе конституционные нормы - какими бы прогрессивными они ни были - так и останутся на бумаге, а значит, цель, ради которой они были приняты, не будет достигнута. Сегодня можно с сожалением констатировать многочисленные нарушения прав человека, отсутствие у государства эффективных механизмов их охраны и защиты.

С другой стороны, «недостаточное знание гражданами своих конституционных прав, неумение или нежелание их отстаивать перед государством по-прежнему остаются одной из характерных особенностей жизни российского общества. Такое положение порождает среди населения апатию и безответственность, многократно усиливает предпосылки для нарушения прав граждан со стороны должностных лиц. Жизнь не по закону, а по «понятиям» - чрезвычайно опасный феномен, препятствующий проведению демократических преобразований в стране» [51].

Права личности - стержень всей правовой системы, начало, определяющее её социальное, политическое и специально-юридическое содержание. В условиях экономической, политической и социальной нестабильности общества критерием устойчивости его правовой системы и показателем уровня его правового развития служит способность государства обеспечить реализацию прав человека и гражданина.

Государственно-правовая охрана конституционных прав и свобод человека и гражданина (согласно ст. 45 Конституции РФ) упрощенно понимается только как деятельность управомоченных на то государственных органов и должностных лиц. Между тем Конституция предусматривает обязанность, принимаемую на себя именно государством как таковым. Ей соответствует право гражданина требовать от государства охраны от посягательств на его конституционные права и свободы.

Особое внимание следует обратить на стадию охраны основных прав граждан. Ведь специфическая функция охраны права состоит в ее превентивном характере, поскольку на всех стадиях ее существует возможность нарушения этого права. От эффективности охраны основных прав и свобод граждан зависит полнота их реализации (например, права на жизнь, здоровье и физическую свободу и необходимость применения мер защиты данных прав)[52].

В любом демократическом государстве действует целая система организационно-правовых способов обеспечения охраны и защиты прав и свобод граждан. Для обеспечения беспрепятственного пользования конституционными правами и свободами особое значение имеет деятельность по предупреждению посягательств на них. Поскольку в любой момент осуществления права возможно его нарушение, постольку необходима защита. Именно на стадии защиты нарушение должно быть ликвидировано, а право восстановлено.

А на это способно только государство и его органы, обладающие властными полномочиями, силами и средствами по осуществлению в масштабах всей страны, прав и свобод. Практически у любых общественной организации или формирования, массового правозащитного движения отсутствуют необходимые полномочия, силы и средства для того, чтобы обеспечить полноценную охрану и защиту даже конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Высказывается мнение, что выделить из всего комплекса государственной деятельности подсистему государственно-правовой охраны основных прав и свобод невозможно, так как вся деятельность государства и его органов как бы представляет или должна представлять в широком смысле охрану и защиту прав и свобод граждан. Более того, утверждается, что, к примеру, защита средствами правосудия некоторых социальных прав граждан якобы нереальна, ибо она противоречит складывающимся в стране рыночным отношениям и интересам предпринимателей [53].

Обосновывая проблему правовой защищенности граждан от бездействия властных структур, И.А. Есипова пишет: «Типичными для России являются ситуации, при которых государство вмешивается в жизнь общества там, где не должно этого делать, а там, где должно, - бездействует» [54].

Государственная статистика последних лет свидетельствует о процессе непрерывного роста количества обращений граждан в государственные органы за охраной и защитой своих прав и свобод. Это подтверждают данные работы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Наибольшее число жалоб поступает на нарушения социальных и экономических и других прав [55]. Требуется усиление и уголовно-правовой охраны прав и законных интересов граждан [56].

В последние годы существенно увеличилось количество обращений граждан о нарушениях их прав и свобод, поступающих в адрес Администрации Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, аппарата Правительства РФ, Конституционного Суда РФ, других федеральных судов, Прокуратуры РФ, МВД России.

Таким образом, охрана и защита прав граждан не отвечают требованиям времени. Необходим комплекс мер по: усилению контроля, надзора за соблюдением всеми государственными органами и должностными лицами, организациями и учреждениями прав граждан; своевременной защитой этих прав как государством, так и самими субъектами; преодоление нигилистического отношения к праву вообще и правам человека в частности.


Цикаришвили Ольга Гивиевна



[1] См.: Матузов Н.И. Теория и практика прав человека в России // Правоведение. 1998. №4; Глушкова С.И. Права человека в России. Теория, история, практика. М., 2004.; Мордовец А.С. Права человека и юридическая ответственность должностных лиц // Личность и право. Ростов-на-Дону, 1995; Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997; Лебедев В.А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России. М., 2005; Сим А.В. Функция охраны прав и свобод личности в современном Российском государстве. Автореф. дис. ... к.ю.н. Н. Новгород, 2004.

[2] См.: Права человека. Итоги века, тенденции, перспективы / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2002; Утяшев М.М., Утяшев А.М. Права человека в современной России. Уфа, 2003; Рудинский Ф.М. Наука прав человека и проблемы конституционного права. М., 2006.; Глухарева Л.И. Современные проблемы теории прав человека. М., 2004.

[3] Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001. С. 334.

[4] Мордовец А.С. Права человека и юридическая ответственность должностных лиц // Личность и власть. Личность и власть. Межвузовский сборник научных работ. Ростов-на-Дону, 1995. С. 46.

[5] См.: Ярошенко К. Б. Жизнь и здоровье под охраной закона. Гражданско-правовая защита личных неимущественных прав граждан. М., 1990.

[6] См.: Люшер Франсуа. Конституционная защита прав и свобод граждан. Перевод с франц. М., 1993.

[7] См.: Конституционное законодательство России / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 1999. С.37-38.

[8] Рыбаков О.Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности. Саратов, 2004. С. 24.

[9] См.: Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. С. 56.

[10] Глобализация, государство, право, XXI век. О некоторых итогах международного юридического форума // Журнал российского права. 2003. N 2. С. 4.

[11] Калинина Т.М. Правозащитная система: опыт зарубежных стран и технико-юридические стандарты международного права // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование. / Под ред. В.М. Баранова. В 2-х томах. Н. Новгород, 2001. Т. 2. С. 70.

[12] См., например: Лаптев П.А. Проблемы перевода международно-правовых актов и новые технико-юридические процедуры их имплементации в правовую систему Российской Федерации // Проблемы юридической техники. Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2000. С. 142 -161.

[13] См.: Снежко О.А. Конституционные основы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.: Автореф. канд. диссс. Саратов, 1999.С.14

[14] Рудинский Ф.М. Гражданские права человека. Общетеоретические вопросы // Право и права человека: Сборник науч. тр. юрид. фак. МПГУ / Под ред. Д.А. Ростиславлева. М., 2001. С. 39; Он же. Наука прав человека и проблемы конституционного права. М., 2006.

[15] См.: Матузов Н.И. Теория и практика прав человека в России // Правоведение. 1998. № 4. С. 42; Он же. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004. С. 261.

[16] См.: Выступление на «круглом столе» на тему: «Права человека и стратегия устойчивого развития //Государство и право. 1998. №11. С. 171.

[17] Федоров В.П. Человек и правоохранительная деятельность (философско-правовой аспект): Автореф. дис.... д.ю.н. СПб., 1996. С. 30.

[18] Круглый стол: Конституция Российской Федерации и совершенствование юридических механизмов защиты прав человека // Государство и право. 1994. №10. С. 7.

[19] Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве // Правоведение. 1992. N 3. С. 96.

[20] Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права. Казань, 1987. С. 157.

[21] Опалева С.А. Права человека и конституционно-правовое регулирование их допустимого ограничения //Гражданин и право. 2006. N 3. (Справочная правовая система ГАРАНТ).

[22] Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Саратов, 1994. С. 59.

[23] См.: Попандопуло В.Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб., 1994. С. 190-197.

[24] Брагинский МЛ Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. М., 1998. С. 628.

[25] Сергеев А.П. Защита гражданских прав. С. 270.

[26] Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. М., 2000. С. 40.

[27] Хохлов В.А. Ответственность за нарушение договора по гражданскому праву. Тольятти, 1997. С. 93-98.

[28] Богданова Е.Е. Формы и способы защиты гражданских прав и интересов // Журнал российского права. 2003. №6. С. 40.

[29] См.: Александрова А.А. Защита социально-экономических прав и свобод: общетеоретический анализ. Автореф. дис. ... к.ю.н. Казань, 2002. С. 25.

[30] См.: Левков А.А. Меры защиты в Российском праве. Автореф. дис. ... к.ю.н. Волгоград, 2002. С. 10; Он же. О соотношении мер защиты с другими правовыми понятиями и категориями // Вестник ВУиТ. Сер. «Юриспруденция». Вып. 19. Тольятти, 2002.

[31] Ведяхин В.М. Меры защиты как правовая категория // Право и политика. 2005. №5. С.26.

[32] См., напр.: Елисейкин П. Ф. Правоохранительные нормы: Понятие, виды, структура // Защита субъективных прав и гражданское судопроизводство. Ярославль, 1977; Там же Крашенинников Е. А. Структура субъективного права и права на защиту; См. также: Ромовская З.В. Проблемы защиты в советском семейном праве. Автореф. дис. ... д.ю.н. Харьков, 1987; Вавилин Е.В. Некоторые проблемы защиты субъективных гражданских прав // Правоведение. 2002. N3.

[33] См.: Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996. С. 85.

[34] Горобец В.Д. Права и свободы гражданина под охраной государства (рецензия работы В.Н. Бутылина «Государственно-правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан»). М., 2001. 177 С. // Журнал российского права. 2002. N 9. С. 166.

[35] Добровольский А.А., Иванова С.А. Основные проблемы исковой формы защиты права. М., 1979. С. 25.

[36] См. подробнее: Берекашвили Л.Ш., Игнатов В.П. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов. М., 2003. С. 22-32.

[37] См., напр.: Синюкова Т.В. Юридические гарантии как метод регулирования правового положения личности // Вопросы теории государства и права: межвузовский сб.науч.раб. Саратов, 1991. Вып. 9. С. 150.

[38] См.: Ржевский В., Чепурнова Н. Судебная власть в конституционной системе разделения властей // Российская юстиция. 1997. №7. С. 3.

[39] См. подробнее: Лучин В. О., Доронина О. Н. Защита основных прав и свобод граждан Конституционным Судом Российской Федерации // В мире права. 1999. № 1.

[40] См.: Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. Перевод с французского. М., 1993. С. 23-24.

[41] См.: Мальцев М.Н. Самозащита субъективных прав по Российскому законодательству (теоретико-правовое исследование). Автореф. дис. ... к.ю.н. Саратов, 2006. С. 17; см. также: Усанова В.А. Конституционное право человека на самозащиту в РФ. Автореф. дис. ... к.ю.н. Волгоград, 2003.

[42] Белова Л.B. Правовые средства и формы защиты экономических интересов.: Автореф. дис. ...к.ю.н. Казань, 2006. С. 29.

[43] Свердлык Г.А., Строунинг Э.Л. Понятие и юридическая природа самозащиты гражданских прав // Государство и право. 1998. №5. С. 17.

[44] Мальцев М.Н. Указ. соч. С. 15-16.

[45] См.: Сергеев А.П. Защита гражданских прав. Гражданское право / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. СПб., 1996. С. 51, 242-244.

[46] См.: Кулапов В.В. Защита субъективных прав и законных интересов детей в Российской Федерации. Автореф . дис. ... к.ю.н. Саратов, 2004. С. 28.

[47] См.: Российская газета. 2007. 18 июля. С. 1-2.

[48] См.: Ковлер А. М. Практика Европейского Суда по правам человека и ее значение для Российской Федерации // Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации. Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2003. С. 93-94.

[49] Миронов В.О. Обеспечение законности при реализации прав и свобод человека и гражданина // Гражданин и право. 2006. N 6. (Справочная правовая система ГАРАНТ).

[50] См.: Даниленко В.Н. Декларация прав и реальность. М., 1989.; Матузов Н.И. Теория и практика прав человека в России // Правоведение. 1998. №4. С. 17.

[51] Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2005г. // Российская газета

[52] См.: Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Журнал российского права. 2001. № 12.

[53] См.: Кашепов В. П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации //Государство и право. 1998. N 2. С. 66-71.

[54] Есипова И.А. О правовой защите граждан от бездействия власти // Общество. Право. Власть: Межвуз. сб. науч. тр. Волгоград, 1997. Ч. 1: Современные проблемы правовой реформы. С. 105.

[55] Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2006 г., 2007. 9 февраля. (Справочная правовая система ГАРАНТ).

[56] См.: Красиков А.Н. Уголовно-правовая охрана прав и свобод человека в России. Саратов. 1996.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


О понятии принципов права
Эффективность доктринального толкования норм права
Наука прав человека - предмет, функции, современные методологические проблемы
Виды и типы правовой культуры
Понятие давности по российскому праву.
Вернуться к списку публикаций