2013-06-28 10:19:10
ГлавнаяТеория государства и права — Достоинство и честь личности как объекты правовой защиты



Достоинство и честь личности как объекты правовой защиты


В отличие от действующего российского законодательства, где клевета - преступление, которое должно быть совершено с прямым умыслом, наука и законодательство Российской империи предусматривали ответственность и за неосторожную клевету.

Могло быть также признано наказуемым разглашение истинных, позорящих честь другого обстоятельств, в случае разглашения обстоятельств, касающихся частной жизни человека (диффамация). Однако распространение истинных порочащих человека сведений, сделанное в интересах общества не было наказуемым.

Как отмечает А.М. Добрянский, национальной чертой нашего законодательства о защите чести является принцип непосредственности обиды, требующий присутствия лица, на которое направлено оскорбление. В то же время исходя из принципа единства семейной чести, уголовное законодательство относило к обиде не только личное унижение, но и оскорбление членов семьи данного лица.

Объектом преступления являлось любое физическое лицо без различия пола, возраста и общественного положения. Необходимым элементом данного правонарушения являлась определенность лица, при этом оно могло быть даже не названо, достаточно, чтобы были приведены такие обстоятельства, по которым личность легко узнавалась. Такие образования как народ, государство, нация не признавались объектом преступления.

Подготовка в конце XIX века проекта российского Гражданского уложения вызвала обсуждение в научной среде проблемы допустимости возмещения нравственного вреда в денежной форме и необходимости введения специальных гражданско-правовых способов защиты чести. Как отмечал И.А.Покровский, пока честь охраняется только в уголовном порядке, ее охрана находится в примитивном состоянии.

Дискуссия о содержании права на честь в отечественной юридической литературе в начале XX века разгорелась из-за вопроса о том, может ли быть допущено ограничение данного права по отношению к официальным лицам при отправлении публичных функций, например, при клевете в парламентской речи. Чтобы не ущемить принцип свободы парламентской речи необходимо было найти иные пути удовлетворения потерпевшего, нежели уголовное преследование правонарушителя. В качестве одного из таких способов предлагался иск об установлении ложности распространенных сведений и о запрещении их дальнейшего распространения. Однако нормативного закрепления данные идеи в тот период не получили.

Что касается правовой защиты достоинства личности то, идея о том, что достоинство личности нуждается в защите правом получила научное обоснование в трудах отечественных представителей теории естественного права. Следует отметить, что серьезный интерес к данной проблеме в России возник еще во второй половине XIX - начале XX века. В этот период кризисные процессы правосознания обусловили «возрождение естественного права». Ведущие отечественные мыслители в своих концепциях возвеличивали свободу личности, ее достоинство и неотчуждаемость ее прав.

Важнейшей идеей философско-правовой концепции Б.Н. Чичерина является проблема личности, которая, согласно его концепции, является «определяющим началом всех общественных отношений». По мнению ученого, личность имеет известное достоинство, в силу которого она требует к себе уважения. В философии это выражается в том, что человек всегда должен рассматриваться как цель и никогда не должен низводиться до степени простого средства. Источник этого достоинства человека и всех вытекающих из него требований заключается в том, что он носит в себе сознание Абсолютного, т.е. этот источник лежит именно в метафизической природе субъекта, которая возвышает его над всем физическим миром и делает его существом, имеющим цену само по себе и требующим к себе уважения. На религиозном языке это выражается изречением, что человек создан по образу и подобию Божьему.

Честь личности, по мнению Б.Н.Чичерина, состоит в требовании уважения к себе. Однако юридический закон может касаться только внешней стороны отношений, поэтому, считает мыслитель, люди могут думать о том или другом лице все, что им угодно, но не вправе это выражать. Таким образом, достоинство, присущее личности дает ей право требовать уважения к себе, а честь состоит в требовании этого уважения, т.е. достоинство причина существования чести как требования уважения к себе.

Особый интерес представляет концепция достоинства личности И.А. Ильина, который уже в своих ранних произведениях подчеркивал самоценность человеческой личности, своеобразность, единичность человека и индивидуальное развитие его душевной и духовной жизни. Ученый отмечал, что в основании естественного права лежит «достойная, внутренне-самостоятельная и внешне-свободная жизнь всего множества индивидуальных духов, составляющих человечество».

Унижение достоинства человека он видел во всяком умалении и попрании основного права каждого вести одухотворенную жизнь самостоятельно и свободно. Данное право, по его мнению, является естественным, субъективным правом, принадлежащее человеку, как бы он ни был мал, болен или плох. Таким образом, через определение того, каким образом может быть нарушено достоинство человека, можно выявить, под ним понимается право каждого человека вести одухотворенную жизнь свободно и самостоятельно. Под одухотворенной жизнью он понимал способность человека к внутреннему самоуважению, духовной и волевой дисциплине, которая лежит в основе всей государственной и правовой жизни.

Ученый подчеркивал ту важную роль, которую играет достоинство человека не только в его жизни, но и в жизни государства. Он считал, что, не уважая себя, человек не уважает и гражданина в себе. Не понимая своего духовного достоинства, он не видит духовного достоинства ни в других гражданах, ни в государстве. Человек воспринимает чужое достоинство как чужую силу и видит в ней или свое орудие, или свою опасность. Такой индивид к государственной власти испытывает не доверие и уважение, а покорность. На основании этого И.А. Ильин приходит к выводу, что тоталитарная власть строит свой режим на подавлении и извращении чувства собственного достоинства личности. В рассмотренной концепции, на наш взгляд, конкретизируется содержание права на уважение, которое состоит в том, что человек может вести свою жизнь свободно и самостоятельно.

Следует отметить, что в связи с понятием достоинства в отечественной литературе изучался и вопрос о праве на достойное человеческое существование. Впервые определение данного права было употреблено В.С. Соловьевым в работе «Оправдание добра». Объектом этого права он считал требование того, «чтобы всякий достойный человек имел не только обеспеченные средства к существованию и достаточный физический отдых, но чтобы он также пользовался и досугом для своего духовного совершенства».

О необходимости признания права на достойное человеческое существование писал П.И. Новгородцев, который считал, что признание этого права имеет не только нравственное, но и юридическое значение. Под правом на достойное человеческое существование философ понимал отрицание тех условий, которые совершенно исключают возможность достойной человеческой жизни. Согласно его концепции, в каждом обществе есть уровень жизни, который считается нормой. Право должно взять на себя определение этой нормы. П.И. Новгородцев писал, что именно во имя охраны свободы право должно взять на себя заботу о материальных условиях существования личности; во имя ее достоинства, оно должно взять на себя заботу об ограждении права на достойное человеческое существование.

Таким образом, концепция человеческого достоинства как объекта правовой защиты в отечественной правовой науке начала складываться в России в конце прошлого столетия в трудах представителей теории естественного права, таких как И.А. Ильин, П.И. Новгородцев, В.С. Соловьев. Обобщая этическое и правовое понимание чести и достоинства человека, сложившееся в России, следует отметить, что они традиционно связываются со служением Отечеству и Богу и самоотрицанием в Боге (или коллективе).

После Октябрьской революции 1917 года в отечественном праве стали закладываться основы нового понимания чести и достоинства личности. Уже в первых актах нового государства «Декларации прав народов России» и «Декларации прав трудящихся и эксплуатируемых народов» были провозглашены такие важные принципы как ликвидация всех сословных, национальных, религиозных привилегий и ограничений.

Советское право первоначально предоставляло лишь уголовно-правовую защиту при посягательствах на честь личности, причем объектом посягательства в данном случае считалось человеческое достоинство. Однако социалистическое государство охраняло те представления о достоинстве человека, которые укрепляют данную систему общественных отношений, соответствуя этим интересам господствующего класса.

В уголовном праве термин «посягательство на достоинство личности» употреблялся как родовое понятие, в свою очередь который подразделялся оскорбление, клевету, хулиганство и заведомо ложный донос (Уголовный Кодекс РСФСР 1922 года). Под лжедоносом понимали заведомо ложное обвинение кого- либо перед компетентной властью в деянии, которое может послужить основанием для возбуждения уголовного или дисциплинарного преследования. Включение лжедоноса в правонарушения, посягающие на достоинство личности, вызвало критику со стороны ученых-правоведов, которыми справедливо отмечалось, что лжедонос посягает не только на доброе имя личности, но и на блага высшего порядка, а именно, на интересы правосудия. В дальнейшем, в теории советского уголовного права к посягательствам на достоинство личности стали относить только оскорбление и клевету как посягательства направленные исключительно против чести человека.

Следует отметить, что в марксистско-ленинской этике до начала шестидесятых годов проблема чести и достоинства личности почти не разрабатывалась. Вследствие чего и проблема их правовой защиты в советской правовой науке практически не изучалась.

Подводя итоги рассмотрения проблемы «достоинство и честь личности как объекты правовой защиты», следует отметить, что категории «честь», «достоинство» будучи тесно связанными между собой, сохраняют присущие им различия. «Достоинство» основывается на принципе равенства всех людей в моральном отношении и не зависит от общественной значимости личности. «Честь», наоборот, заключается в общественной значимости человека в зависимости от рода его деятельности, моральных качеств и т.д.

Однако как объекты правовой защиты понятия достоинство и честь, при всем их отличии, являются выражением одного явления - признания ценности и уникальности отдельной личности.

В отечественной философской и правовой науке в настоящее время формируется концепция достоинства человека, которая соединила бы ценности европейской цивилизации с традиционным российским представлением о достоинстве человека.


Гаскарова Маргарита Левиновна



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Индивид как субъект права
Развитие принципа состязательности, формы его закрепления и проблемы реализации в юридической практике
Понятие юридической ответственности
Государство как политический источник права
Роль Совета Федерации в законодательном процессе
Вернуться к списку публикаций