2013-06-28 10:19:10
ГлавнаяТеория государства и права — Достоинство и честь личности как объекты правовой защиты



Достоинство и честь личности как объекты правовой защиты


«Достоинство» и «честь» человека как этические категории.

Одними из важнейших объектов правовой защиты в настоящее время являются честь и достоинство человека. Закрепление в законодательстве права на защиту чести и достоинства требует четкого определения этих понятий. Слова «честь» и «достоинство» являются полисемантическими (многозначными). Учитывая то, что используемые в правовых нормах словесные конструкции должны трактоваться, пониматься однозначно и адекватно смысловому содержанию нормы в точном соответствии с намерением и волей законодателя, следует, прежде всего, определиться с содержанием понятий «честь» и «достоинство». Установление связи между словом и понятием осложняется тем, что значение слова в языке охватывает не все содержание понятия; одно и то же слово может выражать совершенно различные понятия; одно и то же понятие может быть выражено различными словами-синонимами. С такими проблемами проходится сталкиваться при определении понятий «честь» и «достоинство» в действующем законодательстве.

Согласно правилам толкования, сформулированным юридической наукой, словам и выражениям закона следует придавать то значение, которое они имеют в соответствующем литературном языке, если нет оснований для иной интерпретации. Если в законе не определено тем или иным способом значение юридических терминов, то им следует придавать то значение, в котором они употребляются в юридической практике и науке.

Представляется необходимым обратиться к значению исследуемых слов в русском литературном языке, учитывая, что они складываются не только на основе языковых, но и одновременно этических норм, и их содержание не может быть раскрыто без привлечения современных критериев морали.

Этимологически слово «достоинство» происходит от слова «стоить», т.е. иметь цену. В современном русском языке слово «достоинство» является полисемантическим (многозначным). Согласно четырехтомному «Словарю русского языка», достоинство обозначает:

«1) Положительное качество.

2) Сознание своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение их в себе. Внешнее проявление уважения к себе, сознание своей значимости.

3) Стоимость, ценность (денежных знаков или ценных бумаг)».

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.И. Шведовой «достоинство» также определяет как:

«1) Положительное качество;

2) совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе;

3) стоимость, ценность денежного знака».

Таким образом, одним из значений слова «достоинство» в литературном языке является сознание человеком своей моральной ценности и уважение к себе. Этическая наука присоединяет к этому определению такой немаловажный элемент, как положительное отношение к человеку со стороны общества. Согласно «Словарю по этике», «достоинство - моральное понятие, выражающее представление о ценности всякого человека как личности, особое моральное отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности».

Слово «честь», согласно «Историко-этимологическому словарю современного русского языка», означает совокупность морально-этических принципов, которыми руководствуется человек в своем поведении и которые дают ему право на уважение со стороны других людей».В «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля «честь» определяется как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть», т.е. конкретизируются принципы, которыми руководствуется человек в своем поведении.

Категория «достоинство» включает в себя:

1) сознание человеком своей моральной ценности;

2) уважение к себе;

3) положительное отношение к человеку со стороны общества.

Понятие «честь» состоит также из нескольких элементов, а именно:

1) совокупность морально-этических принципов, которыми руководствуется человек в своем поведении;

2) соблюдение этих принципов дает ему право на уважение со стороны других людей.

Таким образом, оба понятия связаны с общественным отношением к человеку, однако в категория «достоинство» предполагает, что это отношение всегда положительно. «Честь» определяется степенью признания личности со стороны общества, основным критерием которого является соблюдение человеком морально-этических принципов.

Данный вывод подтверждается в этической науке, в «Словаре по этике» отмечается, что «честь» тесно связана и во многом сходна с категорией достоинства, однако в отличие от достоинства моральная ценность личности в понятии чести связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами. Конкретизируя это положение, некоторыми авторами понятие чести связывается с выполнением долга: если человек добросовестно исполняет свой долг - его честь безукоризненна, если же он отступает от него, он лишается всякой чести, всякого уважения со стороны окружающих.

Существует также точка зрения, что в понятии чести выражается общественная оценка человека, признание его достоинства. Соответственно достоинство есть форма индивидуальной самооценки, самосознания собственной ценности. В данном определении акцент ставится не на ценность личности, а на оценку. В результате получается, что «честь» - это общественная оценка личности, «достоинство» - ее самооценка. Подчеркивая различие этих категорий, действительно следует признать, что честь - это внешний феномен, а достоинство - внутренний. Однако, достоинство как этическое понятие включает в себя самооценку, но не тождественно ей.

Таким образом, сходство понятий «чести» и «достоинства» в этике заключается в том, что оба они обозначают ценность личности, различие же в том, что честь уважаема строго причинно и оценивается по общественной значимости человека, роду его деятельности и моральным заслугам, а уважение «достоинства» человека не зависит от этих факторов. Иными словами, понятие «достоинство» основывается на принципе равенства всех людей в моральном отношении, а «честь» - на их дифференцированной оценке.

Итак, «честь» - категория этики, означающая ценность человека, выражающуюся в его общественной оценке, которая зависит от его деятельности. Основанием такой оценки являются нормы морали, принятые в обществе.

Что же касается «достоинства», то следует отметить, что в связи с проблемой определения его содержания возникают многочисленные вопросы. Достоинство выражает ценность человека. А чем определяется эта ценность? Всегда ли человек ею обладает? В чем выражается признание ценности человека обществом? Для ответов на поставленные вопросы, на наш взгляд, необходимо обратиться к анализу данного понятия в трудах выдающихся представителей философской мысли.

В истории европейской философии можно выделить две основные традиции исследования проблемы человеческого достоинства: рационально-гуманистическую и христианскую. Основанием этого деления является двойственность природы достоинства человека. С одной стороны, оно формируется в процессе автономизации и выделения индивида из общества. С другой стороны, для осознания достоинства необходимо соотнесение себя с другими людьми и/или Высшим (Божественным) началом.

Проблема человеческого достоинства как самостоятельный предмет исследования впервые возникла в европейской гуманистической философии в XIV-XVI вв. В античной и средневековой философии разрабатывалась в основном категория «честь». Многими исследователями отмечается, что представления о чести и сама категория «честь» сформировались в морали и этике значительно раньше, чем представления о личном и человеческом достоинстве.

Действительно, честь рассматривается в этике Ксенофонта, Сократа, Платона, Аристотеля. Так, Платон считал честь неразрывно связанной с правом, потеря чести должна была влечь за собою и потерю всех прав. В «Этике» Аристотеля подчеркивается огромная роль, которую играет честь и бесчестие в жизни каждого человека. Честь, славу, почет он относил к величайшим из внешних благ. Следует отметить, что понятие «чести» рассматривалось в трудах Г. Гегеля, А. Шопенгауэра, А.И. Герцена и многих других.

Как уже отмечалось, представление о человеческом достоинстве как индивидуальной ценности человека независимо от его социального положения возникло в трудах философов-гуманистов. Наиболее ярко идея человеческого достоинства как ценности каждого человека прозвучала в учении великого немецкого философа И.Канта. В его учении достоинство определяется как абсолютная ценность, благодаря обладанию которой человек заставляет других людей уважать себя, в то же время сравнивая себя с ними и давая себе оценку. По мнению И. Канта, личность представляет собой все достоинство человечества, распоряжаться собой как средством для любой цели - значит унижать достоинство человечества в своем лице, которому ведь и был вверен человек для сохранения.

«Уважение, которое я питаю к другим или которое другие могут потребовать от меня, есть, следовательно, признание достоинства в другом человеке, то есть достоинства, не имеющего ни цены, ни эквивалента, по которому можно выменять объект почитания», - писал И.Кант. Согласно мнению философа, что выше сострадания и любви (которые достойны всяческого одобрения) следует поставить уважение к достоинству человека.

Обладание достоинством (абсолютной ценностью) дает право человеку на уважение его другими, право на самооценку и в то же время обязанность уважения достоинства других. В отличие от своих предшественников, И. Кант, не отрицая в личности общественного начала, постулировал тезис о том, что общественное в человеке не должно оттеснять его природный индивидуализм, его личный интерес. Основанием достоинства человека является его автономия. Государство обязано не вмешиваться в эту сферу личности до тех пор пока человек не преступил закон.

Идеи И. Канта важны прежде всего тем, что он отрицал использование человека как средство для достижения цели. Им была создана этическая концепция человеческого достоинства, согласно которой его реализация невозможна без предоставления человеку прав и свобод, что обеспечило мировоззренческое обоснование идеи прав человека и ее последующего развития в теорию правового государства.

Связь признания человеческого достоинства с предоставлением человеку прав и свобод отмечали многие философы. Представители французского Просвещения необходимым условием человеческого достоинства считали свободу. По мнению Ж.Ж. Руссо, отказаться от своей свободы - это значит отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже от обязанностей. Нет такого вознаграждения, которое могло бы возместить отказ от всего.

В связи с этим возникает вопрос: если свобода является необходимым условием достоинства человека, то при ее ограничении, которое предписывает уголовный закон, теряет ли человек свое достоинство? Для решения этой проблемы следует обратиться к анализу этического учения Г.В.Ф. Гегеля, и прежде всего, положения об уважении к достоинству преступника.

Г.В.Ф. Гегель выступал против теории немецкого юриста А. Фейербаха об устрашении преступника наказанием. По его мнению, к преступнику общество должно подходить справедливо в соответствии с честью, свободой и достоинством человека. Достоинство личности выводится им из того, «что человек является целью в себе самом лишь благодаря божественному началу, которое имеется в нем». Это «субстанциальное божественное начало» дает каждому человеку возможность знать, что хорошо и что плохо, и наделяет его свободной волей выбора первого и второго. Преступник сам, своей свободной волей замыслил и осуществил нарушение права, следовательно, наказание как орудие восстановления права есть право самого преступника, есть акт его свободной воли. Идея Г. Гегеля о необходимости уважения достоинства преступника нашла свое выражение в одном из основных принципов современного уголовного права о том, что наказание не имеет целью унижение человеческого достоинства.

Таким образом, свобода и принуждение являются критериями уважения к достоинству человека в обществе. Чем больше ограничение свободы человека и его принуждение, тем более ущемлено его достоинство. Однако абсолютная автономия и свобода человека в обществе невозможна, следовательно, необходимо найти оптимальное соотношение свободы и принуждения личности. Эта проблема является одной из самых сложных, попытки решения которой предпринимались в истории неоднократно.

Таким образом, рационально-гуманистическая концепция достоинства человека акцентирует внимание на соотношении свободы и принуждения личности. Основанием достоинства человека является его автономия. Реализация достоинства личности невозможна без предоставления человеку прав и свобод.

В центре христианской концепции человеческого достоинства, которая оказала серьезное влияние на формирование современной концепции его понимания, стоит проблема соотношения свободы и достоинства человека.

Достоинство человека - в библейском понимании - проистекает прежде всего из его сотворения «по образу и подобию» Божьему. Человек как образ Божий - основополагающее, общее для Востока и Запада понятие христианской культуры. Человек является главной ценностью, которая заключается в его причастности к Абсолюту, в самоотрицании в Боге и смирении.

Однако на Западе христианское достоинство основывалось на представлениях о достоинстве свободного жителя полиса либо римского гражданина. На Востоке унижение и достоинство человека были неразрывно связаны.

В православной доктрине самоутверждение и автономия индивида - основные составляющие рационально-гуманистической традиции- рассматриваются как проявление гордыни. Как справедливо отмечает В.В. Кузнецов, в православии человеческое достоинство состоит в нравственном усилии на пути к Богу.

Следует отметить, что проблема определения содержания категорий чести и достоинства является традиционной для такого направления западной этической мысли, как томизм. Определение данных понятий базируется на положениях философа-богослова Фомы Аквинского.

В его учении центральное место занимает особая теория закона, согласно которой все законы взаимосвязаны между собой. Во главе всех законов стоит вечный закон, заключенный в Боге. Отражение этого вечного закона в человеческом разуме есть естественный закон. В трактовании естественного закона он упоминает человеческое достоинство. Естественный закон предписывает стремиться к самовыражению и продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинство людей. Как справедливо считает О.Э. Лейст, католическая теория права усматривает в концепции Ф. Аквинского возведение в ранг высших ценностей, установленных богом, права и достоинство человека.

Продолжая эти традиции, представители современного томизма выдвигают идею человеческого достоинства как адекватный взгляд на природу человека. Данная идея является основой концепции интегрального гуманизма виднейшего представителя этого направления в этике Ж. Маритена. «Этот новый гуманизм не имеет ничего общего с буржуазным гуманизмом, он силен тем, что не обожает человека, но реально и действенно уважает человеческое достоинство и поддерживает общие требования личности», - считает философ. Интегральный гуманизм не требует того, чтобы люди жертвовали собой ради расы, класса или нации, ради их развития и процветания; он требует наилучшей жизни для людей и конкретного блага для сообщества человеческих личностей. Теория интегрального гуманизма была принята на вооружение многими современными христианско-демократическими партиями мира.

Человек, согласно концепция Маритена, имеет естественные права и способен их осознать в силу своей сопричастности божественному разуму. «Личность обладает абсолютным достоинством, поскольку она состоит в прямых отношениях с Абсолютом», - считает философ. Учение Маритена явилось одной из концепций, идейно подготовивших разработку Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. Обращает на себя внимание то, что принцип, закрепленный в первой статье Всеобщей декларации прав человека, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, проистекает из евангельской традиции равенства всех людей.

Концепция человеческого достоинства продолжает развиваться и сегодня. В книге «Переступая порог надежды» папа Иоанн Павел II пытается дать ответ на вопрос: что есть достоинство человека? «Спаситель утверждает права человека уже тем, что восстанавливает полноту достоинства, которое даровал человеку Господь, создав его по образу Своему и подобию», - считает он. Далее папа Иоанн Павел II подчеркивает, что ценность личности создается самим фактом ее существования: человек - «единственное на земле существо, созданное Господом во имя его самого».

Современная западная теологическая мысль пытается выяснить содержание понятия достоинства, используя не только Священное Писание, но и обращаясь к реальной жизни. Человеческое достоинство характеризуется не только с точки зрения духовности. Это также социально характеризуемый феномен, включающий в себя такие параметры, как наличие минимального стандарта материальных благ и условий существования. Эта идея отмечается в большинстве последних папских энциклик, в одной из которых указывается на то, что «невнимание к такой существенной части человеческого достоинства как физическое тело и базовые потребности может привести к его подрыву». Таким образом, с утратой материальных основ человеческого существования может быть утрачено достоинство человека.

Следует заметить, что православная доктрина при характеристике человеческого достоинства придает материальным аспектам жизни гораздо меньшее значение. Согласно православной традиции лишь искания Бога и любовь к ближним определяют ценность личности. При этом зависимость человека от различных материальных благ жизни расценивается как слабость и ошибочность выбора в соотношении цели человеческой жизни и средств ее достижения.

Подводя итоги анализа содержания категории достоинства в философских концепциях, следует подчеркнуть, что достоинство означает ценность человека, которая определяется его принадлежностью к роду человеческому и ценность эта абсолютна с точки зрения нравственности. Никакой высшей целью - государственной, религиозной или любой другой - не должно быть оправдано его умаление.

Достоинство человека выражается в существовании двух позиций в определении ценности человека:

- в автономии и самоутверждении индивида (рационально-гуманистическая);

- в служении и причастности к Абсолюту (христианская).

Одним из серьезных вопросов, возникающих в этой связи, является проблема коллизии различных ценностей. «Какой человек отважится «научно опровергать» этику Нагорной проповеди, например заповедь «не противиться злу» или притчу о человеке, подставляющем левую и правую щеку? А между тем ясно, что здесь, если взглянуть с мирской точки зрения, проповедуется этика, требующая отказа от чувства собственного достоинства. Нужно выбирать между религиозным достоинством, которое дает эта этика, и мужским достоинством, этика которого проповедует нечто совсем иное: «Противься злу, иначе ты будешь нести свою долю ответственности, если оно пересилит.» В зависимости от конечной установки индивида одна из этих этических позиций будет от дьявола, другая - от бога, и индивид должен решить, кто для него бог, а кто дьявол». Таким образом была обозначена эта проблема выдающимся философом М. Вебером, по мнению которого, единственным гарантом человеческой свободы в обществе является сам человек, поэтому чтобы быть свободным, индивид должен в той «части» своей жизни, которая остается ему «после работы», целиком принадлежать самому себе. Это значит выбрать именно те «ценности», которые являются самовыражением именно его личности, служить тому Богу, который является его Богом, выбрать самого себя - долг каждого человека, поскольку он хочет быть свободным.

В связи с темой данного исследования возникает вопрос: необходимо ли правовое регулирование этого вида общественных отношений или это лишь сфера морали? И возможно ли вообще регулирование правом отношений, связанных с уважением себя как личности и обязанностью уважать достоинство других? Для решения этого вопроса представляется необходимым обратиться к опыту прошлого, анализ которого даст возможность раскрыть корни и сущность института защиты чести и достоинства личности как юридического явления, так как правовая теория опирается не только на конкретные факты, но и на исторические тенденции развития того или иного явления права.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Правовое воспитание в России и его значение в формировании правовой культуры
Понятие и признаки диспозитивной нормы права
Место правовосстановительной функции в системе функций права
Юридическая ответственность как относительно самостоятельный комплексный институт права
Основные формы, методы и пути реализации правовосстановительной функции органами внутренних дел
Вернуться к списку публикаций