2013-06-28 10:14:19
ГлавнаяТеория государства и права — Современная концепция правовой защиты достоинства и чести личности



Современная концепция правовой защиты достоинства и чести личности


Международные принципы и нормы правовой защиты достоинства и чести личности.

Достоинство и честь личности являются общечеловеческими ценностями. Вследствие чего они подлежат защите в соответствии с теми стандартами, принципами, нормами, которые выработаны мировым сообществом. Характерной чертой развития отечественного законодательства в сфере правовой защиты достоинства и чести личности является усиление влияния положений международного права в этой области.

В последние годы внимание отечественных теоретиков и практиков все более сосредотачивается на международных аспектах защиты прав человека: на толковании международных соглашений в области прав человека, международном контроле за обеспечением прав человека, иных способах и средствах защиты. В общетеоретическом правоведении особую значимость приобретает вопрос о соотношении международного и национального права.

До начала XX века права человека, в том числе и право на достоинство и честь, регулировались исключительно внутригосударственным правом. Проблема взаимоотношений между государством и его гражданами считалась внутренним делом каждого государства. В современном мире происходят кардинальные изменения в сфере международно-правового регулирования прав и свобод человека.

Международное сотрудничество в области защиты прав человека успешно развивается в рамках Европейского Союза, Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и других. В процессе сближения законодательств различных государств особенности национальных правовых систем сохраняются, однако необходимо достигнуть единообразия в толковании и применении норм международного права.

К середине девяностых годов нашего столетия в юридической науке сложилась целая отрасль - международное право прав человека. Сегодня источниками международного права прав человека являются более 100 только универсальных конвенций и договоров и более 200 региональных, прежде всего, европейских.

Наука конституционного права при легитимации прав индивида использует термин «гражданин». Этот термин связан с законодательством, действующем в определенных территориальных границах государства, которое через институт «гражданства» обязывает государство гарантировать реализацию прав граждан на своей территории.

Вместе с тем строго территориальные рамки прав граждан расширяются двумя способами.

1. Конституция РФ предусматривает распространение прав и обязанностей граждан своего государства на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции РФ).

2. Конституция РФ использует не только термин «гражданин», но и термины «человек», «каждый». Этим приемом Конституция РФ включает граждан своей страны в систему международного права, регулирующего права человека независимо от его государственно-правового статуса. Глава II Конституции Российской Федерации носит название «Права и свободы человека и гражданина». А статья 62 Конституции РФ предусматривает возможность гражданину Российской Федерации иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ.

Эти нормы Конституции, распространяемые и на сферу права на честь и достоинство, выводят это право за пределы национального законодательства.

Международная защита чести и достоинства личности стала возможна после окончания Второй мировой войны, когда в общественном сознании утвердилась концепция прав человека и правового государства. Признание приоритета общечеловеческих ценностей, каковыми являются честь и достоинство личности дало толчок новым направлениям и в области их защиты.

Прежде всего это выразилось в принятии международно-правовых документов по правам человека, в основе которых лежит идея о том, что человеческое достоинство является причиной существования прав, которые принадлежат человеку от рождения, и являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми. Она воплощена в таких международно-правовых документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, согласно которым права человека вытекают из присущего человеческой личности достоинства. Защита достоинства человека вписана в Устав Организации Объединенных Наций в качестве одной из основных целей ее деятельности. В Преамбуле Устава ООН подтверждается вера народов всех Объединенных Наций «в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности».

Анализ текстов международно-правовых документов по правам человека показывает, что понятие достоинства употребляется в них:

1. в связи с признанием достоинства, присущего человеку, и указанием на то, что из него вытекают все неотъемлемые права человека (Преамбула Всеобщей декларации прав человека, Преамбула Международного пакта о гражданских и политических правах, Преамбула Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах);

2. в связи с закреплением равенства всех людей в своем достоинстве (ст. 1 Всеобщей декларации прав человека);

3. в связи с запретом подвергать человека пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию и запретом проведения на человеке без его согласия медицинских и научных экспериментов (ст. 5 Всеобщей декларации прав человека 1948 г, ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г, ст. 3 Европейской конвенции о защите права человека и основных свобод 1950 г, Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1975 г, Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1982 г, Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г и другие);

4. в связи с правом на достойное существование (ст.ст. 22, 23 Всеобщей декларации прав человека).

В настоящее время содержание понятия человеческого достоинства в международном праве расширяется. Некоторые достижения современной науки серьезно затрагивают достоинство личности, что порождает немало этических и юридических проблем. Одним из основных направлений деятельности Совета Европы является - биоэтика - решение политических, юридических и этических проблем в сфере биологии и медицины на европейском уровне, разработка своего рода кодекса поведения ученых в этой области с целью выявления и предотвращения новых угроз и нарушений человеческого достоинства.

Одной из таких дискуссионных проблем является проблема ограничения развития технологии искусственного оплодотворения. На сегодняшний день в международном праве нет никаких запретительных норм в отношении искусственного оплодотворения. Существует несколько директив, вытекающих из рекомендаций Парламентской Ассамблеи Совета Европы, резолюций Европейского парламента и решений Комиссии по правам человека. В указанных директивах говорится, что на «эмбрион и зародыш человека при всех обстоятельствах распространяется требование уважения человеческого достоинства».

Точка зрения католической церкви на этот вопрос выражена в официальных документах Ватикана. Католическая мораль отрицает искусственное оплодотворение как пренебрегающее человеческим достоинством. Любые попытки нетерапевтического вмешательства в генетический код человека, «направленные на производство человеческих существ, отбираемых по признаку пола или по другим заранее определенным признакам», являются посягательством на достоинство личности.

Европейский парламент, рассматривая вопрос об этической и правовой проблеме генетических экспериментов, принял резолюцию № 327/88, в п.7-11 которой говорится, что подчеркивая основополагающую ценность свободной науки и исследований, Европарламент видит юридическое выражение социальной ответственности, лежащей на деятелях науки, в ограничении свободы науки и исследований, вытекающем из прав третьих лиц и общества, которое они составляют. В качестве права, определяющего это ограничение, признается достоинство человека.

В настоящей дискуссии человеческому достоинству придается решающее значение как правовому и этическому ограничению развития новейших научных технологий, в которых человек выступает как объект исследования. Задача законодателя состоит в том, чтобы четко определить эти ограничения. Исключительно важную роль играют в этом рекомендации Комитета по этике и гражданским институтам Европарламента.

Расширение понятия достоинства личности требует закрепления в международных документах. Так, Токийская декларация 1975 года закрепила положение о том, что какими бы ни были совершаемые ошибки, врач не имеет права прибегать к лечению, унижающему человеческое достоинство. В 1987 году была принята резолюция Совета Европы в отношении телесных наказаний в школе как формы бесчеловечного и унижающего достоинство обращения. От нарушения достоинства личности при оказании психиатрической помощи, человек защищен принятым в 1977 году Всемирной психиатрической организацией документом, который призывает врачей при исцелении людей уважать их достоинство.

Понятие человеческого достоинства в международных документах по правам человека является достаточно универсальным. Данная категория формируется сегодня уже не только внутри одного общества или одной культуры. Оно складывается и развивается в процессе взаимовлияния различных культур, в особенности под воздействием международно-правовых документов по правам человека. И несмотря на то, что концепция достоинства человека, сложившаяся на Европейском континенте, не всегда учитывает практику и ценности других народов, данная идея используется и в региональных документах по правам человека. Так, Арабская хартия прав человека, принятая в 1994 году, начинается словами: «Исходя из веры Арабской нации в достоинство человеческой личности». Согласно ст.ст. 4, 5 и 18(3) Африканской Хартии прав человека и народов «все люди неприкосновенны», «каждый человек имеет право на «неприкосновенность личности», «каждый индивид должен пользоваться неотъемлемым правом на уважение человеческого достоинства... любые формы эксплуатации и унижения человека, особенно жестокие, негуманное или унижающее обращение, должны быть запрещены».

Несмотря на возрастающую универсальность концепции достоинства личности, культурные особенности народов и государств все же сохраняются, что находит выражение в региональных актах по правам человека. Так, Арабская хартия прав человека провозглашает равенство мужчины и женщины в их человеческом достоинстве и вместе с тем определяет ведущую роль мужчины в семье. В то же время «Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин», принятая 7 ноября 1967 года на Европейском континенте гласит, что «дискриминация в отношении женщин, приводящая к отрицанию или ограничению ее равноправия с мужчиной, является несправедливостью в своей основе и представляет собой преступление против человеческого достоинства.

Таким образом, понятие человеческого достоинства связано с определенной культурой, но в своем развитии обнаруживает тенденцию к приобретению универсальных черт, что позволяет говорить о едином понятии достоинства личности, закрепленном в международно-правовых документах по правам человека. Данная категория означает прежде всего защиту от самых нетерпимых посягательств на человека, таких как пытки, жестокое или унижающее достоинство обращение или наказание.

Современная юридическая наука связывает также понятие человеческого достоинства с таким явлением как социальное государство, основной принцип которого максимальная защита достоинства каждого человека на принципах справедливости путем преодоления формально-юридического равенства с целью устранения резких расхождений материальных статусов индивидов, так как при необеспеченности социальной стороны жизнедеятельности людей деформируется вся структура прав и свобод человека, призванных защищать человеческое достоинство.

Данный принцип закрепляется как право человека на достойную жизнь, которое получило закрепление в ряде международных документов. В частности, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. говорится: «Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него и его семьи» (ч. 3 ст. 23); «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности или иного случая утраты средств к существованию, по независящим от него обстоятельствам» (ч. 1 ст. 25).

Право на достойный жизненный уровень, считает представитель зарубежной юридической науки Л.Левин, включает в себя право каждого на удовлетворение своих основных потребностей в питании, жилище, одежде, предметах домашнего обихода, в коммунальных услугах, таких как водоснабжение и санитарно- гигиенические условия, в медицинском обслуживании, а также на получение образования. Право на достойный жизненный уровень означает и право на труд, с тем, чтобы обеспечить приемлемый образ жизни, а те, кто не в состоянии работать, должны иметь право на социальное обеспечение.

Таким образом, одной из важнейших гарантий защиты человеческого достоинства является правовая и экономическая обязанность государства обеспечения достойной жизни человеку. К сожалению, в России пока эта обязанность не соблюдается из-за отсутствия материальных возможностей и кризисного состояния общества, хотя в ст. 7 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Провозглашая право на достойный жизненный уровень, государство принимает на себя обязательства по его обеспечению. В этой связи возникает вопрос: какие меры и в каком объеме должно предпринимать государство с тем, чтобы обеспечить достойный уровень жизни человеку? В настоящее время государством гарантируется так называемый имущественный и социальный минимум для удовлетворения естественных потребностей человека. Это объясняется тем, что общепризнано, что ответственность общества за обеспечение достойного существования человека вторична, т.е. она наступает лишь в том случае, когда человек не имеет возможности обеспечивать себя и свою семью. Государство лишь создает необходимые условия для личной ответственности каждого за обеспечение достойного уровня жизни. Такими необходимыми условиями являются: уважение свободы труда и автономии семьи; возможность для индивида получать причитающуюся ему часть благ, т.е. иметь право обладать, пользоваться и распоряжаться ими т.д.

В Российской Федерации государство оказывает помощь и поддержку только в случае, если человек по тем или иным не зависящим от него причинам не может обеспечить себя материально. К сожалению, деятельность нашего государства в этой сфере является недостаточной. Что касается создания необходимых условий для личной ответственности каждого за создание достойного уровня жизни для себя, то необходимо отметить, что в ст. 37 Конституции РФ закрепляется одно из важнейших условий реализации права на достойную жизнь - право на труд. Причем в отличие от предшествующих периодов, когда на конституционном уровне право на труд соединялось с обязанностью трудиться, действующая норма отдает предпочтение свободе труда, иными словами обеспечивается реализация права человека на достойную жизнь в области трудовых правоотношений. Ст. 34 Конституции РФ провозглашает и юридически гарантирует свободу использования каждым своих способностей и имущества, а ст. 35 - свободу частной собственности. Однако данные права и свободы реально на практике не обеспечены, что естественно осложняет реализацию права человека на достойное существование.

Право на достойный жизненный уровень связано со многими другими правами человека и включает в себя обязанность государства по созданию условий его обеспечения. Признание государством достоинства личности определяется не столько декларативным провозглашением его охраны, сколько тем, что общество и государство делают для личности, какие они создают материальные условия, реальные, обеспеченные и охраняемые законом права, гарантирующие достойное положение человека в обществе.

Понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие человека» в отечественной науке теоретически не разработаны. Они только входят в научный оборот. Некоторыми авторами право на достойный жизненный уровень отождествляется с правом на жизнь, так как право на жизнь в широком смысле означает не просто право на то, чтобы человека никто не мог произвольно лишить жизни, но и право на то, чтобы жить свободно, мирно, нормально.

Н.В. Кальченко считает, что право на достойной жизненный уровень следует отнести к элементам социального права, а право на жизнь, по ее мнению, состоит из двух элементов: права на неприкосновенность жизни и право на свободное распоряжение жизнью На наш взгляд предпочтительнее мнение Ю.А. Дмитриева, который право на достойную жизнь относит к конституционно-правовым категориям, которая раскрывается в содержании правового статуса человека и гражданина, так как его реализация связана практически со всеми составляющими правового статуса.

Что же касается понятия «чести», то оно гораздо больше зависит от культурных традиций различных стран. Анализ текстов международно-правовых документов показывает, что категория «честь» используется в связи с правом на защиту от незаконного посягательства на честь и репутацию человека (ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах). Реализация данного права осуществляется на основе национального законодательства. Однако проблемы, возникающие при защите данного права в различных правовых системах, несмотря на различие юридических интерпретаций понятия «честь», являются схожими. В частности, одной из таких проблем является коллизия права на защиту чести и репутации и права на свободу выражения мнений. Право на защиту чести не является абсолютным и сопряжено с некоторыми ограничениями, которые «должны быть установлены законом и являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц» (ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах).

Таким образом, современная концепция правовой защиты достоинства и чести основывается на положениях международно-правовых документов по правам человека.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789




Интересное:


Понятие и признаки диспозитивной нормы права
Охрана прав и свобод граждан
Основание юридической ответственности
Рассмотрение законопроектов в Федеральном Собрании и других законодательных органах
Принципы разрешения юридических коллизий
Вернуться к списку публикаций