2013-06-28 10:14:19
ГлавнаяТеория государства и права — Современная концепция правовой защиты достоинства и чести личности



Современная концепция правовой защиты достоинства и чести личности


В настоящее время проблема права на достоинство приобретает самостоятельное значение. В связи с чем необходимо выяснить юридическое содержание права на человеческое достоинство.

Н.А. Придворов считает, что в юридическом плане достоинство, или ценность человеческой личности, субъекта права обеспечивается закрепленным за нею комплексом субъективных прав и свобод, составляющих правовой статус личности, а не только правами и свободами, обеспечивающими неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки, свободу совести и других. Государство и его органы обязаны в полной мере обеспечить человеку условия для реализации всех прав, вытекающих из достоинства, присущего человеку.

В.А. Четвернин отмечает, что как следствие признания и уважения достоинства личности, существует субъективное право на защиту достоинства личности - как от посягательств со стороны государства, так и посредством деятельности государства, которая раскрывается через набор гарантий прав и свобод человека.

В настоящее время толкование содержания права на достоинство осуществляется Конституционным Судом РФ, который признал, что:

1) личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать достоинство личности при реализации права на гражданство;

2) ограничение права личности защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить (в суде) с государством в лице любых его органов

3) обязанность человека подчиниться незаконному, необоснованному осуждению, лишение права оспаривать такое суждение умаляют достоинство личности.

Таким образом право на достоинство включает в себя ряд других прав человека. В данных решениях Конституционный Суд РФ впервые напрямую ввел в правовой оборот норму части 1 статьи 21 Конституции РФ о достоинстве личности как отдельном критерии неконституционности законов, касающихся прав граждан.

Представляется, что в условиях социально-экономического кризиса и недостаточной гарантированности прав и свобод личности признание Конституционным Судом РФ достоинства человека критерием (принципом) защиты прав и свобод человека - положительной тенденцией в обеспечении их реальной защиты.

Следует отметить, что обязанность государства по обеспечению достоинства личности связана прежде всего с тем, чтобы не допускать его умаления и предпочтения ему даже самых важных общественных, ведомственных и иных интересов. Этот принцип был неоднократно выражен в решениях Конституционного Суда РФ как необходимое условие недопущения произвола при применении закона.

В отечественной юридической науке существует точка зрения, что охрана человеческого достоинства является целью правового государства. Данной точки зрения придерживаются М.В. Баглай и Б.Н. Габричидзе, Е.А. Лукашева, Н.А. Придворов.

Н.А. Придворов подчеркивает, что идея достоинства является исходным положением права, а также выступает самостоятельно в качестве правового принципа. Правовое государство осуществляет принцип достоинства человека, превращая граждан из объектов воздействия в активно действующих субъектов. Особое место занимает достоинство в правовых целях, так основные функции права направлены на наиболее рациональное регулирование общественных отношений в целях обеспечения достойного существования человека (ст. 7 Конституции РФ).

Достоинство личности является критерием отношения государства к личности и ее правовому статусу как высшей социальной ценности. Близкой к данным позициям является точка зрения В.Е. Гулиева, Ф.М. Рудинского, по мнению которых, уважение и охрана достоинства составляют фундаментальную основу гуманизма как одного из основополагающих принципов демократического права.

В то же время право на достоинство личности относят к личным правам и свободам. Следует отметить, что как жизнь человека и признание его права на жизнь являются условием существования всех права и свобод человека и гражданина, так и признание и защита человеческого достоинства является необходимым условием существования прав и свобод. Данная категория раскрывается через тот набор прав и свобод, которые гарантируются каждому человеку.

Можно говорить о праве-принципе уважения к достоинству личности, что следует из текста ст. 21 Конституции РФ, гарантирующей охрану государством достоинства личности. Этой же точки зрения придерживаются в отечественной правовой науке Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, В.А. Четвернин.

В российской правовой науке высказана точка зрения, что юридические нормы, регулирующие любой из институтов прав человека и призванные реализовать право на достойное существование, должны быть квалифицированы в качестве норм межотраслевого института достоинства личности. Существенным объективным показателем и предпосылкой формирования правового института является наличие особой разновидности общественных отношений, «которые бы объективно требовали обособленного регулирования комплексом нормативных предписаний». В этом смысле институт достоинства личности направлен на регулирование своеобразного вида общественных отношений, выражающих ценность и значимость личности, субъекта права.

Отмечая несомненную теоретическую значимость данной концепции не представляется возможным выделить все нормы, так или иначе призванные подчеркнуть ценность и значимость личности, в единый институт, так как нормы института достоинства личности входят во все отрасли права. По нашему мнению, общественные отношения, выражающие ценность личности являются неотъемлемым элементом правового регулирования разных отраслей и к ним применяются различные методы регулирования, заимствованные из различных отраслей права.

Среди зарубежных исследований необходимо отметить работы немецких ученых, так как впервые именно в Основном Законе Федеративной Республики Германии неприкосновенность достоинства человека была признана ведущим конституционным принципом (абз. 1 ст. 1 Основного закона ФРГ). Такими авторами как Э. Блох («Естественное право и человеческое достоинство» 1961 г.), В. Майхофер («Правовое государство и человеческое достоинство» 1968 г.), Р. Берендт («Человеческое достоинство как проблема социальной действительности» 1967 г.), Р. Шпаеман («К понятию человеческого достоинства» 1987 г.) развивается теоретическая концепция человеческого достоинства.

Р. Шпаеман считает, что «понятие человеческого достоинства - самостоятельное трансцендентное понятие, которое обозначает не специфическое право человека, а служит обоснованию идеи прав человека». В связи с этим возникает вопрос, если человеческое достоинство не является правом, а только служит обоснованием идеи прав человека, что считать его умалением, от чего его защищать?

Согласно позиции В. Майхофера достоинство человека является фундаментом правового государства, которое призвано гарантировать человеку уважение и защиту его достоинства (неприкосновенность). Раскрывая понятие неприкосновенности человеческого достоинства (уважение + защита), В. Майхофер, констатирует, что уважение к человеческому достоинству выражается в гарантии государством человеку свободы его нравственного самоопределения. Защита основывается на обязанности не только любого органа государственной власти не нарушать достоинство человека (о чем написано в Конституции ФРГ), но и любого юридического и физического лица (господствующее мнение в науке государственного права ФРГ). В случае же его нарушения лицо имеет право требовать прекращения виновного действия, предъявлять иск и добиваться возмещения ущерба.

Статья 1 Основного закона ФРГ провозглашает право на неприкосновенность человеческого достоинства. При этом неприкосновенность достоинства личности, являясь основным правом, в этой стране редко становится предметом самостоятельного процессуального спора. Неприкосновенность достоинства человека в правовой системе ФРГ выступает одновременно как «базисная норма законодательства» и важнейший конституционный принцип, раскрываемый в правах и свободах, закрепленных в Основном законе.

Обращает также на себя внимание точка зрения французского исследователя Ф. Люшера, который считает, что право на достоинство человека состоит не только в требовании к социальной общности воздерживаться от посягательств на достоинство, но и оказания материальной помощи человеку, необходимой для его достойного существования. Для достижения этой цели необходимо защитить прежде всего жизнь человека, а затем обеспечить его трудовую деятельность. Содержание права на достоинство подразделяется им на достоинство жизни и достоинство труда. Конкретизируя право на достоинство, Ф. Люшер включает в него право на охрану здоровья, на развитие личности, на социальное обеспечение, на обеспечение трудовой занятости и т.д.

Юридической гарантией права на достоинство человека является то, что установление ограничений прав и свобод личности должно быть соразмерно защищаемым Конституцией и законами ценностям правового государства. Эти ограничения должны учитывать необходимый баланс интересов человека, общества и государства. Конституция РФ, также как и ряд международно-правовых актов, определяет общие принципы установления возможных ограничений прав граждан.

Подобные ограничения могут быть установлены только в федеральном законе (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Это означает, что нормативные акты иного уровня не могут регулировать порядок и основания ограничения прав граждан. Положения закона, касающиеся возможных ограничений, должны быть четко определены. Неопределенность юридического содержания закона и возможность в связи с этим его произвольного применения не согласуется с обязанностью государства обеспечивать охрану достоинства личности.

Например, неопределенность основания и порядка проведения оперативно-розыскной деятельности по действующему Закону «Об оперативно-розыскной деятельности» создает условия для произвола власти. Отсутствие правил санкционирования или проверки обоснованности проведения оперативно-розыскных мероприятий создает предпосылки для вторжения в частную жизнь человека, наблюдения за ней и накопления информации, касающейся личной тайны, что противоречит ст. 23 (ч. 1) и 24 (ч. 1) Конституции РФ.

Статья 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод допускает вмешательство в частную жизнь личности в интересах безопасности лишь в тех случаях, которые предусмотрены законом. Раскрывая названные положения Европейский Суд по правам человека констатировал, что наблюдения за частной жизнью допустимо, только если существуют процедуры, гарантирующие соответствие мер наблюдения установленных законом условиям.

Однако в Законе «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» не определяются допустимые процедуры и условия наблюдения. В нем нет и гарантий того, что сбор информации будет прекращен, как только обнаружатся объективные данные, опровергающие предположение о преступной деятельности. Это противоречит не только равному праву граждан на судебную защиту и ознакомление с материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, вытекающим из ст. 19, 24 (ч. 2) и 46, но праву на охрану достоинства человека ст. 21 (ч. 1) Конституции РФ.

Таким образом, содержание права на достоинство в настоящее время постоянно расширяется и конкретизируется Конституционным Судом РФ. Представляется, что необходимо выработать приемлемый критерий для определения того, что является нарушением достоинства личности. В правовой системе ФРГ эта проблема решается введением следующего критерия: нарушение достоинства человека предполагает отчетливо выраженное пренебрежение ценностью личности человека (унизительные наказания физического и духовного характера, попрание формально-юридического равенства, низведение человека до рабского положения, «голого предмета» общественных отношений).

Этот критерий является, на наш взгляд, также неопределенным, однако он необходим в первую очередь для того, чтобы предотвращать новые угрозы унижения человеческого достоинства, например, в такой области современной науки как генетика, т.е. в тех ситуациях, когда нарушен принцип уважения к достоинству личности, а правовой нормой не предусмотрена защита человека от такого посягательства. Тогда должна вступать в действие норма ст. 21 Конституции РФ. Поэтому право на достоинство человека, являясь основным правом, одновременно является базисной нормой законодательства и важнейшим конституционным принципом.

Данный вывод подтверждается в отечественной юридической науке, такими авторами как Ледях И.А., Воробьев О.В., Колесова Н.С., которые считают, что право на достоинство выдвигается на передний план и трактуется как право- принцип, конституирующий многие другие права и свободы граждан, закрепленное как на уровне конституции, так и текущего законодательства.

Уважение к человеческому достоинству как право-принцип свойственно для многих европейских конституций. Конституция Испании гласит, что достоинство личности, нерушимость ее неотъемлемых прав, свободное развитие личности, уважение к закону и правам других является основой политического порядка и социального мира, Основной закон ФРГ признает ведущим конституционным принципом неприкосновенность достоинства человека (абз. 1 ст. 1 Основного закона).



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789




Интересное:


Понятие позитивного права
Языковые пути и логические способы формирования понятия «источник права»
Роль Правительства Российской Федерации в законодательном процессе
Проблемы реализации института давности в РФ
Механизмы действия права и его норм
Вернуться к списку публикаций