2013-06-25 12:48:08
ГлавнаяТеория государства и права — Понятие теократии



Понятие теократии


Религия - сложное, многоаспектное явление, затрагивающее различные стороны человеческой жизни. В первую очередь, религия есть совокупность ценностных представлений, установок и мотиваций, в которых выражается отношение человека к миру, т.е. мировоззрение. Под ней понимается также система символических, ритуальных действий, посредством которых человек выражает свое отношение к богу - культ. Не мыслится религия и без правил поведения, регулирующих общественные отношения, т.е. без религиозных норм. Наконец, религия в некоторых культурах может существовать и в виде системы организаций - церквей, общин, сект, деноминаций, созданных людьми для совместного вероисповедания и возглавляемых религиозными лидерами.

Самым важным институтом религии, являющимся одновременно для теории государства и права главным объектом исследования в религиозной сфере, выступают религиозные нормы. Они первичны по отношению к другим ее элементам, поскольку их реализация позволяет достичь цели религии - утверждения божественного порядка в земном мире. «Истинная вера познается в делах, в следовании божественным заповедям» - примерно так звучит правило, выражающее основную идею религии. На вопрос о том, что нужно сделать доброго, чтобы иметь вечную жизнь, Иисус Христос ответил: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди».

Установление поведения, соответствующего божественной воле, ранее избранное автором в качестве внутренне необходимого свойства теократии, может осуществляться лишь при наличии религиозных норм, в которых эта воля выражается и требованиям которых должны отвечать поступки людей - участников теократических властеотношений. Теократия, как система определенных властеотношений родоплеменного союза и государства, характеризуется не только властью такого религиозного института как религиозные лидеры, о чем упоминается во всех дефинициях теократии, но и верховенством религиозных норм.

Подобным образом, через осуществление религиозных норм определял теократию Роберт фон Моль. Для него последняя была государством, основанным на воле бога и непосредственно руководимое властью бога. Главное в таком государстве, считал мыслитель, религиозное учение, содержащее в себе представления об отношении человека к богу и миру, нравственные нормы и правовые начала для государства и общества.

В целях повышения эффективности социального регулирования религиозным нормам в теократии придается формальная определенность и общеобязательность, обеспечиваемая в ряде случаев государством, и они становятся правовыми.

Данное обстоятельство очень верно отметил Бенедикт Спиноза, определивший теократию как государство, в котором граждане «подчинены только праву, открытому Богом». Однако философ ограничился простой констатацией факта религиозно-правового регулирования межличностных отношений, считая определяющими теократию признаками то, что в таком государстве происходит слияние царского дворца и храма, люди клянутся в верности и в безусловном повиновении верховному судье - Богу, который только и может, в случае необходимости, избирать правителя.

Статус общеобязательных предписаний получают не все нормы, вырабатываемые религиозными институтами. Такого положения удостаиваются правила поведения, содержащиеся в т.н. «священных писаниях» - Библии, Коране, Ведах, Авесте и т.д. Их значимость определяется божественным происхождением. Считается, что они были созданы самим богом и через посредников (пророков, шаманов, жрецов) стали известными для людей. Обязательной силой могут наделяться также иные религиозные предписания, в том числе и нормы верховной теократической власти, направленные на реализацию, развитие, в некоторых случаях - на дополнение положений «священных писаний», представляющие для теократии особую общественно-политическую значимость.

Своеобразие источников религиозно-правовых норм обусловлено культурно-историческими особенностями теократии. В раннеклассовых государствах религиозные нормы закреплялись в устных преданиях, мифах, обычаях, ритуалах, обрядах. В последующем они стали содержаться и в писанном виде - в агрокалендарях, законах и указах политической власти, в богословских произведениях религиозных авторитетов. В зависимости от цивилизационных особенностей в теократии могли преобладать различные из перечисленных источников религиозных норм. Например, в раннеклассовых государствах Африки к югу от Сахары господствовал обычай. Связь африканских обычаев с религиозными нормами подчеркивалась в литературе неоднократно. Нарушение обычных норм расценивалось африканцами как посягательство на единство вселенского универсума, влекущее негативную реакцию со стороны духов земли и предков. Для иудаистской, христианской и мусульманской теократий характерно письменное закрепление религиозных норм в виде «священных писаний» и основанных на них нормативно-правовых актов высшей политической власти. Помимо этого в мусульманской теократии получили распространение также религиозная доктрина, единое мнение наиболее авторитетных знатоков религии по вопросам, не урегулированным Кораном и сунной - иджма и решение вопроса по аналогии с Кораном и сунной - кияс. В отдельных случаях религиозные нормы могут содержаться в решениях компетентных мусульманских законоведов (муджтахидов) по важным проблемам общественной жизни.

Следует отметить, что доминирование в социальной сфере теократии религиозно-правовых норм необходимо понимать юридически, т.е. с точки зрения их юридической силы. Общественные отношения регулируются различными нормами. В своей жизни люди руководствуются правилами морали, религии, этикета, права и т.д. Под господством религиозно-правовых предписаний подразумевается их ведущее положение не столько в фактических межличностных взаимодействиях, что является скорее предметом социологических исследований, сколько в иерархии правовых норм. Во всех теократиях в системе источников права верховенство принадлежит предписаниям религиозно-правового характера. В свою очередь, среди религиозно-правовых норм также существует своя иерархия.

Верховенство религиозно-правовых норм является, вероятно, более существенным, свойством теократии, чем политическое руководство религиозных лидеров, поскольку оно выступает неотъемлемым атрибутом всех моделей теократических властеотношений. В то же время выполнение религиозными лидерами политических функций характеризует не только теократические типы власти, но и монархические, республиканские и др. Так, в Древнем Риме император был высшим духовным лицом в государстве, а в отдельные исторические периоды почитался как бог. Многие должностные лица империи также выполняли жреческие функции. Однако политическое устройство Древнего Рима не являлось теократическим, потому что в системе источников римского права высшая юридическая сила принадлежала не религиозным, а светским нормам.

Тезис о генетической и логической первостепенности в теократии религиозно-правовой регламентации подтверждается также современными историческими событиями. Во время боевых действий в Чечне и в Афганистане вооруженная оппозиция, пытаясь реализовать мусульманские идеалы теократического государства, начинала деятельность в этом направлении не с образования властных структур религиозных лидеров и богословов, а с введения на подконтрольных территориях законов шариата, которые обеспечивались светской властью. Установление поведения, соответствующего, с точки зрения участников теократических взаимодействий, божественной воле, возможно без верховного политического руководства религиозных лидеров. Для этого достаточно наличие религиозно-правовых норм, которые могут претворяться в поведение участников теократических отношений, в принципе, любой политической властью. Теократическим государство или родоплеменной союз могут быть и, условно говоря, при светском правительстве. Например, некоторые из современных теократических государств характеризуются отсутствием в руках религиозных лидеров функций высшего политического руководства. К ним относятся: Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Оман. На глав данных теократических государств возложены обязанности исповедания господствующего вероучения и выполнение функций, связанных с защитой и распространением религии. По мнению автора, если в государстве основные сферы жизнедеятельности регулируются нормами религии, а государство преследует цель - реализацию религиозно-правовых предписаний и на ее достижение ориентирована работа властных структур, то вне зависимости от особенностей взаимоотношений в таком государстве духовной и политической власти оно будет теократическим. Поэтому в дефинициях теократии необходимо использовать такой признак, как верховенство религиозно-правовых норм.

В связи с этим нельзя согласиться с определением теократического государства, содержащимся в учебнике Конституционного права Российской Федерации (М.: Юрист, 1995 г.). Выдвигая в качестве противоположности светскому государству теократическое и клерикальное, авторы под первым понимают государство, в котором власть принадлежит церковной иерархии, а под вторым - то, где политическое не сливается с духовным, однако церковь через законодательно установленные институты оказывает значительное влияние на деятельность государства, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов (с. 142-143). В соответствии с этим определением, теократическим государство может быть как в первом, так и во втором случае, а также и не быть им вовсе.

Думается, определение теократии через религиозно-правовую регламентацию общественных отношений является не только более правильным, но и, с познавательной точки зрения, более удобным, так как оно основано на формально-юридических признаках. Достаточно проанализировать систему источников права того или иного политического сообщества, чтобы убедиться: является оно теократическим или нет.

Традиционный подход к понятию теократии ориентирует на рассмотрение социально-политического статуса правящей группы и для его выяснения, подчас, требует задействования, дополнительно к государственно-правовым, социологических, религиоведческих и политологических методов исследования.

Вместе с тем при раскрытии понятия теократия не следует отказываться от такого ее признака как политическое руководство религиозных лидеров. Данный признак верно отражает историческую действительность многих теократий. Выполнение духовенством и богословами важных социально-политических функций в теократии производно от религиозно-правовой регламентации общественных отношений и объясняется положением религиозных лидеров в качестве знатоков и толкователей религиозных норм. Поскольку главные сферы жизнедеятельности в теократии определяет религиозное вероучение, то объективно возникает потребность в людях, обладающих его полным знанием. К тому же меняющийся уклад общественных отношений требует постоянного нормативного регулирования и в данной связи роль религиозных авторитетов в создании религиозно-правовых предписаний незаменима.

Следует признать, что хотя выполнение религиозными лидерами высших политических функций не является для теократии определяющим, тем не менее, их общественно-политический статус в теократии высок. Он обусловлен, в первую очередь, ключевой ролью духовных лидеров не в управлении, а в области нормотворчества и контроля за соблюдением реализации религиозных предписаний. Согласно Конституции Ирана, члены Наблюдательного совета - структурного подразделения парламента, без санкции которого последний не может принять решение, и все члены высшего судебного органа - Верховного судебного совета, должны принадлежать к духовенству. В то же время президент страны может быть как духовным, так и светским лицом. В Иране, как пишут исследователи, «судебная власть в отличие от законодательной и тем более исполнительной практически полностью поглотилась священнослужителями, выпускниками теологических учебных заведений, которые теперь стали основными поставщиками кадров».

Политическое лидерство религиозных авторитетов имеет под собой прочную экономическую основу. Объединенные, как правило, в жреческие кланы, касты, церкви, и другие организации они являются в теократии собственниками огромных богатств. Религиозно-общинная собственность на движимое и недвижимое имущество формируется за счет государственных и частных пожертвований земельных угодий, зданий, денег и других материальных благ «на богоугодные дела». Данный вид дарения получил в теократии широкое распространение. В государстве Тибет он назывался гашог, в мусульманских странах - вакф. Во многих случаях земли могли передаваться в собственность с находившимся на них зависимым населением - крепостными или рабами, которые были обязаны содержать духовенство. Например, феодально-теократическое устройство средневекового Тибета, по мнению исследователей, способствовало превращению монастырей в крупных земельных собственников, эксплуатирующих тысячи тибетских семей. Это можно сказать и в отношении других теократий. Так, Римская католическая церковь, по некоторым данным, в период своего наивысшего теократического развития в XI-XII веках обладала от 1/4 до 1/3 всей земли в Западной Европе.

Накоплению религиозными общинами материальных богатств способствуют, устанавливаемые для них политической властью, привилегии владения собственностью. Религиозное имущество в политическом боговластии освобождается от уплаты налогов. Кроме того, в некоторых теократиях духовенство имеет право взимать налоги, средства от которых направляются на религиозные нужды. В Римской католической церкви в период средневековья это была церковная десятина, в государстве Тибет - рента. Мусульманские налоги - закят и ушр частично также используются на нужды духовенства. Вначале средства от них направляются в государственную казну, а уже потом распределяются между членами общины.

Важным финансовым источником религиозной власти выступают регулярные пожертвования от населения, а также прибыль, получаемая от осуществления религиозными общинами сельскохозяйственной, производственной и торговой деятельности. Экономические и правовые привилегии сословия религиозных авторитетов обусловливает их возвышение в политической сфере. Они избираются на высшие должности в органы государственной власти, принимают непосредственное участие в управлении делами государства. Духовенство самого теократического на данный момент государства - Ирана, вследствие того, что получало доходы от собственности и дарений, а также занималось приносящей прибыль деятельностью, в том числе и торговлей, всегда было обеспеченным сословием. Высокий материальный уровень позволял духовным лицам заключать выгодные браки с представительницами иранской феодальной аристократии. «Благодаря таким родственным связям - отмечают ученые, видные представители шиитского духовенства избирались в меджлис, могли оказывать влияние на принятие или аннулирование законопроектов». Их материальное и политическое положение существенно улучшилось после победы шиитской революции.

Уточняя и конкретизируя предыдущую дефиницию, теократию можно определить как систему властеотношений, складывающихся в обществе в процессе осуществления религиозно-правовых предписаний.

Власть в теократии, в отличие от других видов общественной власти, носит политический характер. Теократия - это политическое боговластие. Она является той областью общественной жизни, которая связана с властными отношениями, с реализацией целей отдельных социальных групп и осуществлением функций, затрагивающих интересы всей социальной целостности. Ее политическая природа определяется и тем, что власть в теократии институализируется в структуры, напоминающие государственные учреждения, а в некоторых случаях, в само государство. Теократическая организация властеотношений предусматривает наличие институтов управления и контроля, которые при помощи нормативных средств обеспечивают жизнедеятельность человеческих коллективов, охраняют порядок, разрешают конфликты и споры, в случаях необходимости, осуществляют военные функции. Если под политикой подразумевать сферу социальных отношений, где концентрируются и находят разрешения наиболее важные, судьбоносные для всего общества программы действия, то теократия несомненно политична, ибо высший смысл человеческой жизни в теократическом обществе как раз и заключается в следовании религиозно-правовым предписаниям.

Наконец, одним из самых существенных политических свойств теократии является возможность легитимного принуждения подвластных индивидов. Принудительная природа теократии тесно связана с религиозно-правовой регламентацией общественных отношений, так как последняя предполагает применение санкций. Функции реализации неблагоприятных последствий для нарушителей выполняют институты теократической власти. В отличие от других религиозных объединений и их союзов, власть в теократии обладает принудительной силой. Теократия - религиозная власть, основанная на силе. Вследствие этого, неотъемлемым атрибутом политического боговластия выступает право на самостоятельную юрисдикцию, осуществляемую религиозными авторитетами. Суд в теократии может не только выносить решения по конкретным делам, но и применять санкции морального, имущественного и, что важно, физического характера.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Понятие норм права, их родовые и видовые признаки
Функции права как выражение его сущности и социального назначения
Восстановление в должности и на службе в органах внутренних дел
Теократия как идеал
Понятие позитивного права
Вернуться к списку публикаций