2013-06-25 12:48:08
ГлавнаяТеория государства и права — Понятие теократии



Понятие теократии


Слово теократия переводится с греческого языка как боговластие. Впервые термин теократия при описании общественно-политического строя древних иудеев в сочинении «Против Апиона» (94 г. до н.э.) употребил Иосиф Флавий. Теократический характер еврейского государства, по мнению историка, заключался в том, что высшим правителем в нем избран бог, а важнейшими делами занимается духовенство, возглавляемое первосвященником.

Отмеченные Флавием признаки теократии получили широкое признание в науке государства и права, а первоначальное определение боговластия в различных модификациях, обусловленных, главным образом, намерением исследователей подчеркнуть тот или иной аспект изучаемой проблемы, и сегодня является общеупотребительным.

Так, почти полностью воспроизводят флавийскую дефиницию теократии отечественные энциклопедические словари. Большая советская и историческая энциклопедии определяют теократию как форму государства, при которой политическая и духовная власть сосредоточена в руках церковной иерархии, управляющей государством, а высшая светская власть осуществляется главой духовенства. В политологическом энциклопедическом словаре под теократией понимается форма правления, характеризующаяся также наличием власти у духовенства или главы церкви.

Историческое многообразие политического лидерства духовных лиц вызвало необходимость конкретизировать дефиницию теократии. В отдельных случаях ученые, принимая во внимание первенствующую роль в государстве священнослужителей, главным свойством теократии, которое отличает ее от иных политико-религиозных структур, считают специфическое положение главы теократической власти.

Например, Макс Вебер, исходя из соотношения духовной и светской власти, выделял три типа государства. В иерократии, по мнению исследователя, священники узаконивают земное господство, в цезаропапизме светский правитель не только не допускает самостоятельной власти церкви, но и подчиняет ее себе, а в теократии, рассматриваемой социологом в качестве проявления иерократии, влиятельное положение духовенства доходит до формального руководства государством.

Густав Меншинг указывал также на три формы взаимопроникновения в государстве мирского и священного. По его мнению, в харизматическом царстве (Индия, Иран, германские племена) власть, окруженная ореолом мистицизма и сакральности, безличностна. В божественно-упорядоченном государстве политический лидер персонально назначается богом, а правление может предваряться инаугурацией (посвящение Саула в Израиле, Нумы Помпилия в Риме). Теократия, понимаемая как «законодательно установленное священное господство представителя власти бога», отличается, по мнению Меншинга, от других государств «особым духовным отношением священного регента с Богом».

Иоганн Блунчли, в зависимости от того, кто возглавляет государство - божественный индивидуум или человеческая иерархия, разграничивал, соответственно, теократию и теократическое государство.

Безусловно, совокупность таких критериев теократии, как государственная организованность, верховенство духовного лидера и выполнение церковной иерархией важных государственных функций позволяет отграничить ее от негосударственных способов объединения людей и выделить среди прочих форм правления: монархии, аристократии, демократии и других. Однако при всем познавательном потенциале данные определения не дают адекватного представления о теократии, поскольку не учитывают ряд принципиальных положений онтологического и гносеологического свойства.

Во-первых, в процессе исторического развития теократия принимала различные формы, в том числе и негосударственные. Поэтому нельзя согласиться с представителями традиционного понимания теократии, отождествляющими ее с формой правления, либо с формой государства в целом.

Относимый всеми учеными к теократиям, Моисейский Израиль не являлся государством, в собственном смысле слова, а был скорее протогосударством, т.е. союзом племен в стадии их перехода от родового строя к государственному. Иудейское государство возникает позднее, в период царствования Саула. Иными словами, Моисейская теократия - это не форма государства, а определенный вид властеотношений родоплеменного общества на его переходном этапе к государству.

Современные исследования развивают данный тезис дальше. Основываясь на выводах этнологии и истории государства и права о закономерностях государствообразования у различных народов, некоторые ученые выделили в догосударственной эволюции человечества ряд этапов, в том числе и стадию харизматической теократии. Это обстоятельство позволило им провести разграничение между предгосударственной (харизматической) и государственной (монархической) теократиями. Харизматическая теократия (Израиль до Саула, община Мухаммеда) предшествует ранним военным государствам, а монархическая теократия (халифат Омара, Израиль после Саула) представляет собой уже форму государства.

Принимая необходимость дифференциации форм теократии, укажем лишь, что термины их обозначающие не совсем удачны, так как харизматичность - свойство, присущее практически всем проявлениям боговластия, а понятие монархическая теократия отражает не всю гамму государственных форм божественной власти. Представляется, что в данном случае целесообразнее говорить о родоплеменной и государственной формах теократии. Таким образом, подводя итог сказанному, отметим: теократия - это не только форма государства, но и особый вид организации власти в родоплеменных союзах на стадии их перехода к государству.

Во-вторых, культурно-историческое многообразие конфессиональной жизни не позволяет при характеристике институтов религиозной власти в теократии использовать термины: церковная иерархия, священники, духовенство. Нельзя, например, говорить о наличии церкви и духовенства в конфуцианстве. Отсутствуют как таковые церковная иерархия и класс священников в суннитской и хариджитской ветвях ислама, а сословие духовенства появляется в мусульманской цивилизации позже возникновения теократического государства - Арабского халифата.

Данное противоречие вынуждены признать и сторонники общеупотребительной дефиниции теократии. Так, Густав Меншинг писал: «Если под теократией понимать господство духовенства, то ислам не теократия, так как он не знает священников. Не имеет ислам и развитой церкви, из которой могла бы исходить власть. Тем не менее теократическая форма власти представлена и в исламе, и в тибетском буддизме, и в средневековом христианстве». Из этого следует, что правление священников, духовенства, церковной иерархии - признак, который не может быть использован в определении теократии, поскольку выражает не общие ее закономерности, а частные случаи, обусловленные особенностями религиозных вероучений, в основном иудейского и христианского. Думается, лиц, обладающих глубоким знанием догматов веры, осуществляющих в некоторых религиях культовые обязанности и посреднические функции между богом и человеком следовало бы именовать религиозными лидерами и употреблять в дефинициях теократии данное понятие.

Наконец, традиционное определение теократии в методологическом плане выводится через диалектическую категорию «форма» и ориентирует таким образом на анализ внешних, видимых сторон боговластия, не учитывая его внутренние, сущностные аспекты. Познавательные возможности категории «форма» ограничиваются также характеристикой способа выражения, существования «содержания», что сужает изучение определяемого как «форма» явления рассмотрением одной доминирующей взаимозависимости и не способствует исследованию иных внешних и внутренних связей явления.

В результате распространенного формального понимания теократии в ее состав автоматически включаются, например, государства, где главой религиозной власти выступает монарх, а церковь является частью государственного аппарата, т.е. современные Швеция, Норвегия, Дания, Великобритания и др. С подобным утверждением вряд ли согласятся и приверженцы традиционной трактовки теократии, однако логика формального определения ведет к необходимости признания данных государств теократическими. Так, осуществлявшиеся Шведской церковью на основе государственного финансирования до 1991 года запись актов гражданского состояния, регистрация места пребывания, выдача удостоверения личности и реализуемые ею до настоящего времени права на сбор обязательного церковного налога, законодательную инициативу, образовательную и другие виды социально-значимой деятельности, с точки зрения анализа внешних, формальных свойств теократии, с большой долей определенности могут быть интерпретированы в пользу того, что Швеция - теократическое государство.

Важные, на наш взгляд, упущения и неточности общеупотребительной дефиниции теократии, в конечном итоге, ставят задачу отыскания других подходов к раскрытию внутренне необходимых, устойчивых ее свойств.

Представляется, что наиболее глубокому и всестороннему исследованию феномена теократии способствует системный метод, позволяющий анализировать теократию как целостность, образованную взаимодействиями различных элементов. При таком подходе внимание в процессе познания акцентируется на многочисленных способах связи между элементами целостности, так как качественная специфика отношений внутри системы конституирует элементный состав и определяет ее главные свойства. Иными словами, власть в государстве или в родоплеменном союзе является теократической не вследствие ее осуществления духовенством или церковью, а в результате того, что между участниками властеотношений существуют теократические взаимодействия.

Теократический характер социальных взаимодействий определяется тем, что, по мнению их участников, взаимодействия строятся на основе божественной воли. Если теократия - власть бога, а власть - способность оказывать влияние на поведение людей, подчинять его руководящей воле, то под теократией действительно следует понимать установление поведения, соответствующего, с точки зрения участников теократических отношений, божественной воле.

Важно сказать, что речь идет о божественной воле не как об объективной данности. Вопрос о том, есть бог или его нет решается в конечном итоге человеком лично. Для абсолютного большинства членов теократического сообщества бог существует реально и его воля может восприниматься ими. В общем виде можно сформулировать следующее определение теократии: теократия - это система властеотношений, складывающихся между людьми в процессе реализации реально существующей для них божественной воли.

Распознавание человеком божественной воли опосредуется ритуальными и культовыми действиями, комплексом психических переживаний «священного», в которых протекает взаимосвязь людей с божеством и божественным миропорядком, т.е. религией. В переводе с латинского языка religio - связываю. Религия является тем мостом, который соединяет человека и бога, земную жизнь и небесную. И если о существовании бога и божественного миропорядка можно говорить, опираясь главным образом на внутренний опыт личности, субъективные переживания человека, то религия - эмпирическая реальность, социальный феномен. Религия, таким образом, есть форма выражения божественной воли, а теократия - одна из форм бытия религии, причем связанная с отношениями власти. В широком социологическом смысле слова, теократия - власть религии. В дальнейшем, когда речь будет идти о теократии как о боговластии, то под этим следует понимать не собственно власть бога, вопрос о существовании и возможности правления которого не может и не должен быть предметом науки в целом и юриспруденции, в частности, а власть институтов религии. Особенностью теократии является то, что религия в ней представлена одним вероучением, монопольно претендующим на абсолютную истинность божественных откровений. Иная интерпретация божественной воли не допускается. Теократия монорелигиозна.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Федеративные государства: понятие и особенности
Повышение правовой культуры
Функции права как выражение его сущности и социального назначения
Планирование и прогнозирование законодательной деятельности и ее содержание
Конфедерация как переходная форма государства
Вернуться к списку публикаций