2013-06-25 12:45:22
ГлавнаяТеория государства и права — Виды теократий



Виды теократий


Проводить классификацию теократий можно по различным основаниям. В зависимости от исторических форм своего выражения политическое боговластие делится на теократические родоплеменные союзы на стадии их перехода к государству, на теополитические корпорации и теократические государства.

Рядом ученых в качестве критерия разграничения теократий указывается степень различия в теократии духовного и светского. Так, выделяют недифференцированную теократию, в которой власть реализуется структурами, выполняющими одновременно мирские и священные функции, и дифференцированную теократию, в которой власть хотя и осуществляется религиозными и светскими институтами, между ними тем не менее имеется функциональное различие. По мнению исследователей, дифференцированной теократией являлась западноевропейская (христианские государства Западной Европы - авт.), Египет времен правления Эхнатона, а недифференцированной - мусульманская теократия. Густав Меншинг считал, что теократией в собственном смысле слова, т.е. чистой теократией, можно назвать лишь западноевропейскую и теократию Эхнатона. В них государственная власть действует рука об руку с духовенством, считая свою миссию священной.

По мнению автора, данную классификацию более правильно применять не к теократии в целом, а лишь к теократическому государству. Как было уже сказано, в родо-племенных союзах представление о разделении светского и духовного только начинает складываться и не достигает уровня автономного существования двух сфер. Теополитические корпорации по своей природе не могут быть мирскими институтами. Поэтому различие духовного и светского существует только в теократическом государстве, где духовное и светское может как сливаться, так и разграничиваться. В дифференцированной теократии институты господствующей религии обособляются в церковь, т.е. в объединения людей, обладающих знанием догматической и культовой сторон вероучения, следующих ему (духовенство) и в силу этого способных оказывать воздействие на сознание и поведение людей (мирян), основанное на авторитете. К числу важных признаков церкви относятся: иерархический принцип объединения людей, выделение коллектива из социальной среды на основе знания и соблюдения религиозно-культовых предписаний, наличие культовых зданий. Понимаемая таким образом церковь существует главным образом в христианской и буддийской религиях. Именно здесь и возникала дифференцированная теократия. Для других теократических государств характерно институциональное смешение политических и религиозных структур. К дифференцированным теократиям, по мнению автора, следует добавить Византийскую империю, государство Тибет, а также Бирму и Таиланд начального периода развития, к недифференцированным - практически все первые раннеклассовые государства Древнего Востока и Месоамерики.

Примерно из тех же критериев при классификации теократий исходил Роберт фон Моль. Однако чистой или, как он еще ее называл, нераздельной теократией для него была та, где религиозная и мирская жизнь связаны неразрывными узами, а во главе церкви и государства стоит одно лицо - представитель божества или его наместник. В другом виде теократии - дуалистической, «напротив, - говорил ученый, земные дела, хотя и определяются божественным повелением, образуют отдельный организм, подле которого возвышается другое учреждение - церковь, пекущаяся только о религиозных предметах и о загробной жизни и у общежительного союза есть две главы - светский и духовный.

В зависимости от формы выражения божественной воли теократия может быть непосредственной, когда божественные установления не зафиксированы в письменных источниках и выражаются представителями (посланниками) бога устно, и представительная, характеризующаяся опосредованием норм божественного закона различными «писаниями», «священными книгами» и т.д. Первая форма политического боговластия может быть названа пророческой теократией. Она является начальной стадией образования политического боговластия. В этот период еще не происходит четкой институализации религиозно-политических структур и власть всецело и нераздельно принадлежит божественным представителям. Лишь в последующем, как правило, по завершении правления пророков, божественные нормы фиксируются в религиозных источниках и представительная теократическая власть осуществляет управление на их основе.

Различные способы опосредования божественной воли взял за основу классификации Георг Вайтц. Но государствовед выделил иные виды политического боговластия. Когда божественная воля выражается массой народа, одним или несколькими его представителями, и они определяют государственную жизнь, это - демократическая теократия. Она, замечает Вайтц, возможна только в церкви. В аристократической теократии жизненно-важные решения принимает жреческое сословие, устанавливающее свое политическое господство. Монархическая теократия имеет место при единоличном правлении, если политический лидер выступает представителем бога или сам в сущности божественен.

Классификация теократических государств тесно связана с проблемой так называемых квазитеократических государств. Ранее уже отмечалось, что некоторые структурные компоненты теократической идеи могут выражаться не только в религиозных учениях, но и в светских доктринах. Светские концепции власти, где теократические идеологемы и «обмирщенные», рационализированные религиозные мифы занимают доминирующее положение, были определены как квазитеократические. Результатом практического воплощения квазитеократических социальных моделей и образцов являются квазитеократические государства. К ним следует отнести Северную Корею, фашистскую Германию, Советский Союз и некоторые другие. Институты власти и управления в таких государствах очень похожи на религиозно-правовые структуры теократических государств. Религия заменяется здесь светской идеологией, претендующей на статус научно обоснованной философии. Главенство идеологии реализуется в надправовом характере идеологических догм, определяющих все стороны жизни общества, личности и государства. Политика, экономика, культура, образование, наука, право и религия испытывают на себе непосредственное воздействие квазирелигиозной регламентации. Установленные господствующей идеологией нормы и ценности защищаются силой государственного аппарата. Инакомыслие, свобода слова и печати преследуются, оппозиция запрещена или находится на полулегальном положении. Роль религиозных авторитетов в таких государствах выполняют партийные вожди, а партия выполняет функции, аналогичные тем, что реализует в теократическом государстве господствующая церковь. Система организации и деятельности высших органов государственной власти строится на теократических принципах несменяемости лидеров и замещения должностей на основе идейного единства.

Как и в политическом боговластии в квазитеократическом государстве происходит обожествление личности правителя. Его персона наделяется сверхчеловеческими свойствами. В современной Северной Корее идеологами разработан целая философская наука - вождеведение (сурёнгван), занимающаяся исследованием роли вождя во всемирно-историческом процессе. О ее достижениях можно судить по выдержке из вузовского учебника: «Народные массы не имеющие вождя и лишенные его руководства, не в состоянии стать истинным субъектом исторического процесса и играть творческую роль в истории... Быть верным вождю означает: проникнуться пониманием того, что именно вождю принадлежит абсолютно решающая роль, укреплять значение вождя, в любых испытаниях верить только вождю и без колебаний следовать за вождем». О квазитеократических государствах было написано много. Детальное рассмотрение их признаков непосредственно не входит в предмет настоящего исследования, поэтому ограничимся приведенными характеристиками.

Теократии могут классифицироваться по религиозным основаниям. В зависимости от особенностей господствующей религии они делятся на монотеистические - Арабский халифат, Папское государство, Ватикан, Иран и т.п., и политеистические - государства и племенные союзы доколумбовой Америки, теократические государства Древнего Востока, государство Тибет и другие; на этнические - древнеегипетская, иудейская, теократия инков, майя и транснациональные - христианская, мусульманская, буддийская и т.п. В зависимости от историософских идей господствующего вероучения теократии можно разделить на эсхатологические (христианская, иудейская, мусульманская и другие), видящие идеал стремлений в будущем и генетические (древнекитайская, древнегреческая и другие), находящие идеал в прошлом.

Критерием разграничения видов политического боговластия служит политико-религиозный статус главы теократии. По данному основанию выделяется светская и духовная теократии. В светской теократии лидер не является главой религиозной власти и руководит только деятельностью государственного аппарата. К таким теократиям принадлежат Саудовская Аравия, Испания периода господства инквизиции (вторая половина 15 в.). В духовной теократии он соединяет в своих руках одновременно функции религиозного и светского руководства. К ним относятся Ватикан, Иран, государство Тибет, Арабский халифат.

Большой научно-познавательной ценностью обладают также классификации, базирующиеся на политико-правовых признаках. Они относятся к теократическому государству, так как именно в нем теократия оформилась в государственно-правовую структуру.


Салыгин Евгений Николаевич







Интересное:


Некоторые вопросы юридической ответственности
Юридическая ответственность государства и его органов
Формы и способы реализации норм права
Конфедерация как переходная форма государства
Реализация регулятивной функции права в отраслях публичного и частного права
Вернуться к списку публикаций