2012-01-04 18:29:38
ГлавнаяТеория государства и права — Концепция разделения властей в истории политико-правовой мысли России



Концепция разделения властей в истории политико-правовой мысли России


Притягательность концепции разделения властей в России стала с объективной закономерностью сопрягаться с теми социально-экономическими и политическими переменами в стране, которые произошли, начиная с 60-х гг. XIX в. В этот период формируется национальный рынок, освобождается значительная часть населения (крестьян от крепостной зависимости), усиливаются демократические права и свободы, осуществляется переход к конституционной монархии. В условиях революционной ситуации этот переход завершился к 1917 г. образованием Российской Республики, началом формирования демократических представительных органов, выражающих интересы и волю общества.

Российские государственные и политические деятели проявляли устойчивый интерес к трудам деятелей Просвещения уже в середине XVIII в. Авторитет Ш. Монтескье и разработанной им теории были использованы императрицей Екатериной II при написании знаменитого «Наказа Уложенной Комиссии». Однако труды Екатерины II не выражали подлинных идей Ш. Монтескье, нередко искажая их. Если Ш. Монтескье считал, что в отличие от деспотии монархия должна управляться посредством неизменных законов, ограничивающих власть короля, то в «Наказе» отсутствует даже намек на какое-либо ограничение полновластия монарха-самодержца, присутствуют общие рассуждения о необходимости соблюдения законов. «Надлежит быть закону такову, чтобы один гражданин не мог бояться другого, а боялись бы все одних законов». В духе просвещенного абсолютизма императрица подчеркивала отличие самодержавия от так называемого «самовластия». На вопрос: «Какой предлог державного правления» - следовал ответ: «Не тот, чтобы у людей отнять естественную их власть, но чтобы действия их направить к получению самого большого от всех добра».

Идея Екатерины II о том, что твердая законность и есть необходимое условие самодержавной власти и главный устой государственности, оказалась весьма плодотворной. Позднее время в «Основных Государственных законах» Российской Империи говорилось (ст.47): «Империя Российская управляется на твердом основании положительных законов, учреждений и уставов, от самодержавной власти исходящих».

Вместо принципа разделения властей, направленного, по мысли Ш. Монтескье, на предотвращение произвола и злоупотребление властью, в екатерининском «Наказе» обосновывалось положение, согласно которому все учреждения империи должны быть «протоками, через которые изливается власть государя», а сам государь «есть источник всякие государственные и гражданские власти». Теория Ш. Монтескье предполагала необходимость существования независимого от монарха органа народного представительства, наделенного законодательной властью. При императрице же был создан Сенат, о котором в «Наказе» говорилось как о «хранилище законов», но в реальности же не играющий никакой самостоятельной роли.

В «Наказе» императрица давала такое обоснование существующему строю: «Пространное государство предполагает самодержавную власть, так как необходимо, чтобы скорость в решении дел, присылаемых из дальних стран, вознаграждала медленность, происходящую вследствие отдаленности мест. Вот почему всякая другая форма правления была бы для России не только вредна, но и крайне разорительна». При этом Екатерина II считала важным особо оговорить опасность, заключенную в «раздроблении власти».

Учреждение Сената в качестве важнейшего органа государственной власти относится, как известно, к периоду преобразовательной деятельности Петра I. На смену Консилии министров (учреждена в 1708 г.) в 1711 г. пришел Правительствующий Сенат - высший законосовещательный орган, а в отсутствие царя - высший законодательный орган. Ему были даны полномочия, связанные с деятельностью администрации и органов правосудия. В дальнейшем на смену Сенату, пришли, сменяя друг друга, Верховный тайный Совет (с 1726 г.) - высший законодательный (наряду с монархом) и исполнительный орган; Кабинет министров (с 1731 г.) - законосовещательный (с 1735 г. - законодательный) и исполнительный орган; Кабинет ее величества (1741 г.); Конференция при высочайшем дворе (1768 г.), Императорский Совет (1761 г.), Совет при высочайшем дворе (1768 г.), который взял на себя дела, связанные с законодательством.

В 1763 г. Сенат разделен на шесть департаментов, два из которых были наделены существенными полномочиями. Так, первый департамент ведал важнейшими «государственными внутренними и политическими» делами (финансы и финансовый контроль, торговля, промышленность, государственное и церковное имущество, охране прав сословий). Второй департамент - судебными и межевыми делами. Первый департамент Сената наделялся исполнительной властью, а второй департамент - судебной. Таким образом, разделение государственных функций приобрело более четкий и завершенный характер.

Преобразования системы государственного управления на местном уровне были произведены в 1775 г. Административные, финансово-хозяйственные, судебные и полицейские функции, ранее находившиеся в ведении губернаторов и воевод, рассредоточивались, ибо от этого «возрастают своевольство и ябеды». На губернском уровне исполнительная власть отделялась от судебной.

В указанный период деятели либерального российского дворянства выдвигают свои проекты государственного реформирования. Так, в одном из проектов конституции (автор - граф Н.И. Панин) предлагалось «основать политическую свободу сначала для одного дворянства», ограничить самовластие учреждением верховного Сената и созданием органов дворянского самоуправления на местах. «Сенат был бы облечен полною законодательной властью, а императорам оставалась бы власть исполнительная с правом утверждать обсужденные и принятые Сенатом законы, обнародовать их».

Первый русский профессор-юрист С.Е. Десницкий в 1768 г. разработал проект «Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи». Здесь речь по существу шла о более четкой организации государственного механизма, структуре, компетенции и взаимоотношениях органов «законодательной, судительной и наказательной власти» с тем, «чтоб одна власть не выходила из своего предела в другую и чтоб притом всякая из сих властей имела надзирателей, которых опасению чтоб она была всегда подвержена».

Начало XIX в. в России характеризуется развитием идей дворянских либералов, одним из видных представителей которых являлся М.М. Сперанский. Его «план государственного преобразования» в известной мере опирался на принцип разделения властных полномочий при формулировании основной идеи - о переходе к конституционной монархии. По мнению М.М. Сперанского единая «державная власть», олицетворяемая «государем», должна находить свое проявление в трех властях: законодательной, исполнительной и судебной («судной»). «Верховным законодателем, без коего никакой закон совершиться не может», «верховным началом силы исполнительной», «верховным охранителем правосудия» у М.М. Сперанского является император.

По замыслу М.М. Сперанского, «в порядке законодательном» Государственная дума действует как сословно-цензовый представительный орган государства, выражающий «народное мнение». Однако при принятии решений Государственная дума была связана словом монарха. «В порядке управления» действует правительство, министры которого назначаются императором и ответственны перед законодательной властью. «В порядке судном» выступает Сенат, члены которого избираются губернскими думами и утверждаются царем. «Общее соединение всех государственных сил» осуществляет Государственный Совет, основным назначением которого и является практическое руководство всеми другими органами. Но, как подчеркивал М.М. Сперанский, «ничто не выходит из Совета без высочайшего утверждения».

Представители первого в истории России революционного движения - декабристы - вынашивали решительное отрицание абсолютизма, сословных привилегий и крепостничества. Каждое из революционных обществ декабристов (Северном и Южном) создали свои проекты государственного устройства России. На Севере проект конституции разрабатывал Н.М. Муравьев, на Юге - П.И. Пестель. И конституция Н.М. Муравьева, и «Русская правда» П.И. Пестеля сходились по многим важным пунктам: провозглашали уничтожение самодержавия и крепостного права, декларировали гражданские свободы - равенство граждан перед законом, свободу слова, свободу передвижения, введение суда присяжных. Однако П.И. Пестель был безоговорочным сторонником республиканского строя, отстаивал сильную централизованную власть.

Согласно конституции Н.М. Муравьева, учреждалась конституционная монархия с предельно ограниченной властью монарха. Проект Н.М. Муравьева ориентировался на западноевропейское и североамериканское конституционное устройство. Будущая Россия представлялась жестко централизованным государством с федеративным устройством, объединяющем пятнадцать автономных «держав».

Выразитель взглядов наиболее радикальной части декабристов П.И. Пестель отвергал «правило равновесия властей», считая при этом необходимым установить «правило определенности круга действия». Отказываясь принять разделение или равновесие властей как средство ограничения самодержавия, он допускал лишь распределение компетенции между высшими органами государственной власти будущей республиканской России. Народное вече - однопалатное представительное учреждение, которое должно осуществлять законодательные полномочия. Державная Дума - правительство - призвано было совершить исполнительные функции, а Верховный собор - отправлять «блюстительные» функции, т.е. следить за соблюдением законности.

«Великая цель общественного блага, - писал П.И. Пестель, - достигается отнюдь не восстановлением одних государственных органов против других, но присвоением каждому из них точных и неизменных функций». Занимавший более умеренные позиции Н.М. Муравьев в своих воззрениях исходил из того, что только народу «принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя».

Законодательная, исполнительная и судебная власти в конституции Н.М. Муравьева были разделены. Император есть только «верховный чиновник российского правительства», он является представителем только исполнительной власти. Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Император не мог покидать территорию страны под угрозой лишения императорского сана.

Н.М. Муравьев являлся сторонником государственного устройства Северо-Американских Соединенных Штатов. Будущая Россия представлялась ему федеративным государством. При этом империя делилась на 15 отдельных федеративных единиц («державы»).

Согласно проекта Н.М. Муравьева, законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент - Народное вече, состоящий из Палаты народных представителей и Верховной думы. Принятый обеими палатами законопроект нуждается в одобрении императора, пользующегося правом отлагательного вето. Высшие государственные лица государства были ответственны перед Народным вече. Палата народных представителей может потребовать судебного преследования каждого конкретного должностного лица, однако его дело должно рассматриваться Верховной думой, наделенной правом отрешать виновного от должности.

Политико-государственные взгляды идеологов декабризма - как радикально-демократические, так и умеренно-либеральные представляют научно- историческую ценность. Тем не менее очевидна утопичность этих взглядов и конституционных проектов.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Социальные источники права
Политическая динамика как элемент формы государства
Причины многообразия форм государства
Восстановление в должности и на службе в органах внутренних дел
Сущность и основные признаки института диспозитивности
Вернуться к списку публикаций