2012-01-04 18:17:48
ГлавнаяТеория государства и права — Политическая динамика как элемент формы государства



Политическая динамика как элемент формы государства


Своеобразно развивает идею политического режима Ф.М. Бурлацкий. Предлагая «расширить характеристику компонентов формы государства», с тем, чтобы она отражала реальные политические процессы, он выделяет из политического режима четвертый более подвижный элемент - политическую динамику.

Ф.М. Бурлацкий пишет: «Предвидя возможные возражения в связи с тем, что мы несколько расширяли характеристику компонентов формы государства, мы хотим, прежде всего, подчеркнуть целевое назначение такого подхода: стремление к выработке понятий и терминов, которые служили бы средством углубления понимания реальных политических процессов в современном мире».

Действительно, в современной науке предлагаемая для классификации форма государства не получила большого распространения, мало того, вызывает множество нареканий. Тем не менее, было бы неправильно, обойти стороной данную проблему.

Политическая динамика характеризуется автором, как основные направления политики государства.

Вообще, понятие «динамика» используется в широком смысле, как характеристика любого процесса в целом. В данном случае, полагается специальное использование этого понятия.

В политической литературе применительно к государствам уже давно бытуют такие характеристики, как агрессивное или миролюбивое государство. Ф.М. Бурлацкий считает, что подобная характеристика оказывается даже более существенной, чем определение политического режима. Можно, конечно, сказать, что политический режим включает в себя и характер политики. Однако, это не совсем так, - отмечает автор.

К примеру, сопоставление внешней политики двух таких фашистских государств, как Германия и Испания, которые в конце 30-х годов мало, чем отличалась по политическому режиму, обнаруживает заметные различия в их политике. Испания Франко в силу ряда причин была вынуждена отказаться от активного агрессивного курса на мировой арене. Следовательно, характеризуя особенности фашисткой Испании необходимо принимать во внимание, кроме всего прочего, ее политический курс на мировой арене. Это касается и современных государств.

В соответствии с классификацией Ф. М. Бурлацкого, основную массу современных государств составляют капиталистические, социалистические государства и развивающиеся национальные государства.

В рамках государств капиталистического типа выделяются: государственно-монополистические или империалистические, буржуазно-коалиционные и мелкобуржуазные.

Особый интерес представляет дифференциация автором буржуазных государств с учетом их политического режима и политической динамики. Определение политического режима буржуазного общества требует ответа на следующие вопросы: какие группировки господствующего класса находятся у руководства государством; каким методом господства и управления отдается предпочтение - прямым, насильственным или косвенным, демократическим; какие партии или партийные коалиции выступают как руководящая сила; допускается ли и в каких пределах деятельность институтов социальной борьбы и давления, в частности, оппозиционных, революционных партий, профсоюзов и других форм объединений; каково положение личности в государстве и ряд других. Определение политической динамики предполагает ответ на вопрос об основных направлениях во внутренней и внешней политике (например, социальное законодательство, участие в военных блоках, проведение агрессивного или миролюбивого курса и др.).

С точки зрения политического режима и политической динамики в буржуазных государствах выделяются следующие основные группы:

- фашистские государства (гитлеровская Германия, Италия Муссолини);

- тоталитарные, полуфашистские государства (режим, господствовавший в Португалии, диктатура Перрона и др.);

- авторитарные (Франция в период правления де Голя);

- военные диктатуры (многие государства Латинской Америки в разные периоды своего существования);

- империалистические парламентарные режимы (США, ФРГ);

- буржуазно-демократические парламентарные режимы (Швейцария, Австрия и др.);

- реформистские парламентарные режимы (Финляндия, Швеция).

Политический режим и политическая динамика, таким образом, характеризуют не тип государства (все названные группы относятся к одному буржуазному типу), а формы жизнедеятельности институтов политической структуры, методы господства и основные направления политики в рамках данного типа. Разумеется, возможны и более конкретные характеристики политической динамики и режима (террористический агрессивный, либерально-буржуазный, миролюбивый и т.п.).

В рамках социалистического типа различаются государства: пролетарские, рабоче-крестьянские, общенародные.

В рамках развивающихся национальных государств наблюдаются: национально-буржуазные, государственно-капиталистические, полуфеодальное, мелкобуржуазные и другие виды государств.

С точки зрения политического режима, как было отмечено, капиталистические государства могут представлять собой буржуазную демократию (в форме парламентарной либо президентской республики, конституционной монархии, фашистскую диктатуру, тоталитарную диктатуру, авторитарный режим личной власти и др. С точки зрения политической динамики различаются агрессивные, миролюбивые и нейтралистские государства, а также консервативные, либеральные, террористические и др. буржуазные государства.

Социалистические государства по форме и режиму (в том числе динамике) обычно представляют как социалистическую демократию. Кроме того, не исключены и более конкретные характеристики политической динамики социалистических государств. Например, их политика может характеризоваться как пролетарская, миролюбивая, наместническая, экстремистская, ревизионистская, сектантская и т.п.

Что касается развивающихся национальных государств, то, по мнению Ф.М. Бурлацкого, это малоизученное и почти не подвергавшееся классификации поле политической жизни. Здесь можно отметить многие политические режимы, родившиеся в лоне как капиталистического, а в известной мере и социалистического типа власти.

Как было отмечено выше, политический режим является гибким, подвижным и социально значимым элементом формы государства. Политическая динамика выступает еще более подвижным элементом, характеризующим основные направления во внутренней и внешней политике государства. Роль политической динамики возрастает в периоды социальных потрясений, когда в обществе предпринимаются попытки изменения политического режима, не говоря уже о территориальном устройстве и форме правления. И проследить за данной динамикой становится затруднительным.

В эпоху кризисов, незавершенных реформ общественной нестабильности, в сочетании с недовольством значительной массы населения, возрастает вероятность обращения именно к силе «железной руки», возврата к свергнутым режимам, нежели к силе правового закона. На наш взгляд, главной задачей политической динамики как формы государства является анализ динамики развития внутренней и внешней политики государства на конкретном его этапе развития, с целью недопущения возврата к тоталитарным формам существования.

Современная Россия переживает сложный период своего развития, когда наиболее остро возникают проблемы, связанные с укреплением государственности федеративного устройства, демократизации общества.

Надежды людей на быстрое улучшение жизни, сменились разочарованием в проводимых реформах и в обществе все сильнее раздаются голоса о необходимости «твердой руки», пошел поиск внутренних и внешних врагов. Этому во многом способствует неразбериха, сложившаяся в политической системе общества. Особенно это проявляется в период предвыборных баталий, в ходе которых решается, по существу, политический строй общества. Накал политических страстей, предвыборная расстановка общественных сил, борьба между ними, использование «грязных технологий», и война компроматов вызывают у граждан политическую апатию, являющую благодатной почвой для развития антидемократических течений. Важным в этой связи, идти не вслед динамики развития, а прогнозировать ее ход.

По нашему глубокому убеждению, во внутренней политике в России отказ от демократизации общества был бы преступным. Во внешней политике Россия должна перейти от политики непредсказуемости к политике миролюбивой, с элементами консерватизма.

В выделении политической динамики как формы государства множество спорных вопросов В.Е. Чиркин считает, что указанные характеристики не имеют прямого отношения к форме государства. Вместе с тем, многие доводы в пользу политической динамики, приведенные Ф.М. Бурлацким, являются основанием для научной дискуссии.


Гукепшоков Мурат Хасанбиевич







Интересное:


Функции юридических фактов в гражданском процессуальном праве
Средства реализации диспозитивных норм права
Понятие норм права, их родовые и видовые признаки
Классификация давности в праве.
Понятие давности по российскому праву.
Вернуться к списку публикаций