2012-01-04 18:15:31
ГлавнаяТеория государства и права — Отличие политического режима от государственно-правового



Отличие политического режима от государственно-правового


Политический режим настолько важная для всей политической жизни общества динамическая категория, что некоторые юристы и политологи склонны отождествлять с формой государства вообще. Включая целиком политический режим в понятие формы государства, они тем самым выходят за пределы государственной власти, формы государства.

Дело в том, что, хотя главную роль в создании политического режима в той или иной стране играет государство, деятельность ее органов, установленный им порядок, политический режим складывается в результате не только деятельности государства. Он является результатом функционирования всего общества, включая политические партии и общественные организации. Следовательно, политический режим характеризует деятельность всего общества, а не только государства. Как справедливо отличает А.Г. Лашин, политический режим не может быть включен целиком в качестве элемента в понятие формы государства.

Польский ученый Т. Лангер констатирует, что политический режим шире, чем государственная деятельность, хотя последняя составляет его существо.

Из сказанного следует, что ни исключение политического режима из формы государства, ни включение его не могут стать признаком форм государства. Для характеристики формы государства существенное значение имеет только определенная часть политического режима: та его сфера, которая связана с государственной деятельностью, с методами осуществления государственной власти. Данную сторону политического режима можно назвать государственным или государственно-политическим режимом. Именно он, по мнению В.Е. Чиркина и характеризует функциональную сторону формы государства, отражает методы осуществления государственной власти внутри страны, в сфере внутриполитических отношений. А. Лопатка и Т. Лангер справедливо отмечали, что политический режим по сравнению с формой государственного устройства имеет «более эластичный», «более динамичный характер».

Вместе с тем, приведенные характеристики нуждаются в серьезном уточнении, а именно - в определении сферы применения методов государственного режима. Дело в том, что государственная власть осуществляется в различных сферах общественной жизни. Взимание налогов, деятельность судебных органов, регулирование семейных отношений, использование природных ресурсов и т.д. - все это составляет обширнейшее поле деятельности государственной власти и в каждой из названных сфер используются различные методы государственного регулирования.

Государственная власть осуществляется и во взаимоотношениях между государствами.

Разумеется, не все сферы и не все методы имеют отношение к характеристике государственного режима и, следовательно, к характеристике формы государства. В понятие государственного режима входит лишь характеристика методов осуществления государственной власти в сфере внутриполитических отношений. Поэтому, например, методы регулирования со стороны государства личных, моральных и многих других, методы внеполитической деятельности, как правило, не охватываются понятием государственного режима, не имеют непосредственного отношения к форме государства.

Однако и сфера внутриполитических отношений еще недостаточно характеризует понятие государственного режима. Для правильной характеристики государственного режима важно установить не просто совокупность методов, а какие их методов доминируют в государственной политике. Иначе говоря, важно дать обобщенную характеристику, выявить основное направление методов государственного режима, их существо. Наконец, есть еще один аспект правильного понимания государственного режима. Необходимо учитывать и структурные особенности (изменения) самого государственного аппарата в условиях различных политических режимов. Важно учитывать реальную роль тех или иных институтов государства (парламента, президента, правительства, права и т.д.) в создании определенного режима. Эта сторона также должна быть учтена в понятии государственного режима.

Таким образом, государственный режим - это часть политического режима. Это понятие отражает обобщенную характеристику осуществления методов государственной власти при регулировании политических отношений в обществе, исходя из роли различных институтов государства в осуществлении власти, в системе органов государства.

Естественно, что политический режим и государственный режим нельзя противопоставлять. Их отношение характеризуется диалектическими моментами: второй является частью первой и вместе с тем его основой. В условиях авторитарного политического режима и государственный режим является авторитарным, в условиях демократии - демократическим. Вместе с тем, между этими видами режимов могут быть и определенные различия. Так, в результате деятельности массовых организаций трудящихся политический режим может быть более демократическим, чем предусмотренный законодательством государственно-правовой порядок. С другой стороны органы государства могут наполнить реакционным содержанием и те политические нормы и институты, которые не имеют открыто выраженного антидемократического характера.

Понятие государственного режима имеет общие точки соприкосновения и с понятием правопорядка. Но в отличие от соотношения политического режима и государственного режима, где последний является составной и основной частью первого, понятия государственного режима и правопорядка не соподчиненные, а в определенной части взаимоперекрещивающиеся. С одной стороны, правопорядок более широкое понятие, поскольку, он означает не только область действия государственного права и политических норм других отраслей права (административного, трудового и т.д.), охватывает не только социально-политическую сферу, но и сферу действия гражданского, торгового, семейного и других отраслей права, регулирующих, в частности, имущественные, трудовые и иные отношения. Но, с другой - государственный режим выходит за область правопорядка, так как он включает не только правовые, но и не правовые методы деятельности государства в социально- политической сфере.


Гукепшоков Мурат Хасанбиевич







Интересное:


Организация работы по подготовке законопроектов
Государственно-правовая характеристика теократии
Функции давности в праве.
Понятие субъекта права
Некоторые вопросы юридической ответственности
Вернуться к списку публикаций