2012-01-04 18:13:58
ГлавнаяТеория государства и права — Недемократические режимы, их особенности и виды



Недемократические режимы, их особенности и виды


По масштабам зверств, произвола и изощренности преступлений фашистский режим был одним из самых изощренных. Несколько десяток миллионов жизней пришлось положить человечеству, чтобы понять преступность этого режима.

Еще одним крайне преступным антидемократическим режимом является расизм. Во многом расистский режим сходен с фашистским. В основе данного режима лежит расовая нетерпимость. Провозглашается превосходство белой расы по отношению к черной. Граждане с черной кожей лица лишены практически всех гражданских прав. Примером является Южно-Африканская республика, в период правления Бота. В США, вплоть до второй половины XX в. сохранились элементы расовой дискриминации.

Весьма большую группу тоталитарных режимов составляют страны с военно-политическим (военным) режимом. Под военным режимом подразумевается господство вооруженных сил, в состав которых могут входить и полицейские. Приход к власти военных осуществляется, как правило, в результате военного переворота. В военном перевороте могут принимать и нерегулярных части, а и лице профессионально владеющие оружием и имеющим опыт ведения боевых действий. Так, 1962 г. в республике Того военный переворот был совершен группой военных в составе 600 человек, в прошлом наемников французской армии. В октябре 1999 г. в Пакистане произошел переворот, приведший к власти военных.

Переворот, как правило, возглавляет отдельный военачальник либо генералитет. Они же и осуществляют в дальнейшем государственную власть. В этих государствах армия становится не просто влиятельной силой, а политическим гегемоном. В результате формируется военный режим.

Характер политического господства вооруженных сил в разных странах неодинаков, что дает основание различать несколько видов военных режимов.

Во-первых, военные сами осуществляют прямое правление. Обычно такое правление существует непродолжительный период. Военно­-государственная власть осуществляется непосредственно командованием. Для этого создается специальный правительственный орган, который состоит из представителей генералитета. Например, Федеральное военное правительство в Нигерии. Временный совет национальной обороны в Гане и др.

Во-вторых, военные для удобства управления, вводят посреднические органы. Такими «посредниками» могут стать гражданские государственные органы или политические партии, которые учреждаются военными. Такой способ управления обществом позволяет военным избежать необходимость заниматься несвойственными делами и снижает вероятность неприятия обществом насильственной власти. Например, в Мали 19 ноября 1968 г. военные захватили власть и образовали Военный Комитет Национального Спасения. Через одиннадцать лет правители страны предпочли более привлекательную форму правления - республику, учредив пост президента, национальное собрание (парламент).

Но есть примеры, когда военные закрепляли и архаичные гражданские институты. Так, в 1986 г. после военного переворота в Лесото был разрушен парламент, и вся полнота власти передана королю.

В-третьих, военные и гражданские государственные органы переплетаются до неразличимости. Например, в Индонезии, за военными большее количество мест в Народном консультативном конгрессе, государство возглавляет генерал, значительная часть правительства и других административных органов укомплектована военными чиновниками. Они контролируют и экономику.

Приход к власти военных и установление военной хунты в истории просматриваются во все времена. Но XX век перебил все рекорды. Наиболее часты военные перевороты в странах Латинской Америки и Африки. Например, в Чили в результате переворота к власти пришел военный режим во главе с генералом Пиночетом. Он установил в стране военную хунту, длившуюся свыше двух десяток лет, от которой пострадали тысячи людей. А в некоторых африканских странах военные переворот осуществляются и нынешнее время.

Для военных режимов в целом свойственно использование насильственных методов управления. Обладание оружием и профессиональные навыки в обращении со средствами насилия сами по себе провоцируют их применение военными. Все общество превращаются в большую казарму, где действуют военно-правовые нормы.

Истории известны и такие режимы как теократические, что означает «божественные правления». Было очень много попыток построить государство с теократическим режимом, где все жили счастливо и справедливо под властью бога. Но, к сожалению, модели теократии тоталитарны, и вряд ли приемлемы для общества, которое привержено идеалам личной свободы.

В литературе, до недавнего времени, встречались неточные определения теократии. Например, ее обозначают как «форму правления, при которой глава государства (монарх) является одновременно его религиозным главой». По данной логике Англия должна быть причислена к теократиям, так как монарх имеет еще титул главы английской церкви. Естественно, причисление теократии к формам правления неверно. Теократия выступает как политический режим в основном в монархических государствах. Данный режим еще называют теократически монархическим. Это смешивание вызвано тем, что теократическую власть получают лица имеющие статус пророка, потомков пророка или даже связанные родовыми узами с божеством. Первый человек, - поданный император Японии ведет вою родословную от Аматеразу, верховной богини солнца. Микадо (император) приходится богине внуком. «Подобно Микадо все знатные японские фамилии, ровно как и священники, ведут свое происхождение от действующих лиц мифической драмы».

Происхождение Аятоллы Хомейни ведется от рода корейтитов, из которого вышел сам Магомет. Король Иордании также является прямым потомком пророка, по линии Хашима.

Носитель религиозно-государственной власти связан ответственностью, прежде всего перед Богом. Поэтому он приобретает свободу контроля с их стороны. Например, в Исламе довольно широко распространена идея таклида, т.е. беспрекословного повиновения религиозным авторитетам и доктринам. И характер власти целиком зависит от нравственных личных и интеллектуальных качеств религиозных лидеров, а не от свободного политического выбора граждан.

Любая религия способна к проникновению в политику. Например, в штате Коннектикут США издавались законы теократического содержания - «Кто будет поклоняться иному Богу, кроме Господа нашего, будет предан смерти». Конституция штата Массачусетс предусматривала также, что «правом и в равной мере обязанностью каждого члена общества являются публичные, совершаемые в установленное время молитвы Господу Богу, великому Творцу и Хранителю мира. Нельзя считать, что современные демократии полностью свободными от влияния религии. Католицизм, например, является сильным политическим фактором в Италии, Испании, некоторых странах Латинской Америки, в Польше.

Основой теократии может стать буддизм, судя по некоторым признакам политического режима в королевствах Бутан, Таиланд. Возможны теократии на почве индуизма, что отчасти подтверждается положением вещей в Непале.

Иудаизм представляет собой конфессию, которая склона к образованию теократии - государство иудеев сильно отличалось от прочих государств, ибо основывалось на теократии и в нем никогда не могло быть никакого различия между церковью и государством, как это существует после Христа. Законы о почитании единого и незримого божества были частью гражданского и политического управления, где сам Бог являлся законодателем. Теократическую систему евреи сохраняли даже в диаспоре до момента формирования Израиля. Конечно, современный Израиль нельзя назвать теократической, хотя политический авторитет раввината исключительно высок.

Необходимо также отметить, что даже политеизм (многообразие) способен дать обществу религиозный источник власти. «Положение традиционного вождя народа... в Африке не имеет ничего общего с положением лидера в демократическом государстве... Традиционные вожди получат свою власть от Бога... Современные африканские государственные деятели станут властителями только тогда, когда докажут, что они находятся в союзе со сверхъестественными силами...

Особенности вероучения, а также исторические факторы способствовали тому, что в современном мире самой многочисленной группой теократических режимов являются исламские.

Ислам возник как объединительное религиозно-политическое учение, оформляющее связь Аллаха с общиной правоверных. В исламе Бог заявляет о своих правах на политическую организацию исламского общества-государства. Если христианство дает «нравственный выбор, за правильность которого человек несет ответственность за грехи, наступает не только перед богом, но и перед государством, обществом.

В исламе подготовка человека к высшему счастью в будущей жизни входит в сферу политики, является задачей государства, и не является личной заботой верующего. Более того, ислам заботится о том, чтобы правоверный не слишком долго ожидал вознаграждения и получал земные блага за свое послушание.

Современные теократические режимы по-разному определяют набор субъектов власти, религиозно-политических инстанций. Каждая из современных теократий имеет особенности в структуре и характере власти, ее религиозном обосновании.

В таких странах, как Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Оман и некоторых других, сложился традиционный теократический режим. Эти государства возглавляют монархи, которые связаны родовыми узами с пророком Мухаммедом и его сподвижниками. И это дает им право управлять мусульманами в качестве главы государства. Профессиональные священнослужители - улемы - непосредственно участвуют в управлении, в политике. Одним из источников религиозно-юридического регулирования считается фетва - заключение духовного авторитета, даваемое на основе Корана, а также Сунны - собрания хадисов о деяниях и высказываниях Магомеда.

Эта разновидность теократии сохранилась не только, как результат безоговорочной приверженности общества исламской традиции. Стабильность режима связана с экономическими факторами. Современные традиционные теократии - это страны региона Персидского залива с развитой экономикой. Нефтедобывающая отрасль сосредоточена в руках правящих семей и служит надежным фактором устойчивости их власти.

Другой разновидностью теократии является фундаменталистский режим. В Иране он установился в наиболее завершенном виде по итогам исламской революции, осуществленной под руководством Аятоллы Хомейни.

Фундаментализм как режим основан на политике возрождения изначальных (фундаментальных) мусульманских ценностей в обществе, утратившем их под «пагубным» воздействием Запада и собственных безбожников. Это наиболее бескомпромиссная версия современных теократий. Общество и государство обязаны, возвратиться к истокам ислама, невзирая ни на какие препятствия и сложившиеся устои. Естественно власть в таком обществе основана на насилии, очень жестком насилии, которое оправдывается «общественным предписанием». Миру известен пример с писателем Рушди, который приговорен к смерти за написанные им «Сатанинских стихов.

Науке теории государства известен и клерикально-фундаменталистский режим. Некоторыми авторами данный режим определяется разновидностью теократического режима и определяют как Арабский (исламский) социализм. Вопрос о том, что установившийся режим в обществе основывается на «крайних фундаменталистских исламских устоях. Но установившие подобный режим, никаких родственных или исторических связей с Богом или его Пророком не имеют. А лишь при помощи веры пытаются удержать власть. Вожди в таких режимах, как правило, простые смертные, которые пытаются приблизить себя к Богу, утверждая мир о своей «избранности, о народности» пророка и их самих.

Социалистичность, народность вообще свойственна многим религиям. Сам Мухаммед был одновременно посланцем Бога и, с другой стороны, долгое время находился в числе бедняков, народа, политическим представителем которого он впоследствии стал. «Он отвергал всякие почести, относящиеся лично к нему, и не присваивал себе царской власти».

Первоначально ареалом арабского социализма» был Египет, а новыми центрами клерикально-фундаменталистского режима стали Сирия, Ирак, Ливия.

Что касается авторитарных режимов, то их часто относят к относительно «мягкой» форме антидемократических режимов, которые в основном нацелены на проведение реформ и укрепление государства, его целостности, единства противопоставления сепаратизму, экономическому развалу.

Все же при любой форме авторитаризма государственная власть не формируется и не контролируется народом. Власть при авторитаризме сосредоточена и осуществляется одним лицом - монархом, президентом и диктатором. Система власти связана с конкретным «автором», личные возможности которого позволяет ему распоряжаться поступками подчиненных ему соратников и граждан государства. Как и при любом тоталитарном режиме, авторитарная власть, власть автократа, «не сдерживается конституционными нормами и ограничениями».

В авторитарном государстве управление осуществляется, как правило, централизованно. Решения центральной власти, не учитывающие зачастую экономических, национальных, географических, бытовых, религиозных и другие особенностей тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не добровольно. В случае отклонения людей от предписаний применяется принуждение. Использование насилие становится характерным для авторитарного режима. Вот почему авторитарное государство не может существовать без опоры на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве - вспомогательный инструмент, поскольку широко используется внесудебные методы принуждения людей.

Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, однако все они должны ориентироваться на линию, выбранную правящей партией, в противном случае они запрещаются. Оппозиционеры (организации, граждане) жестоко наказываются.

Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если, они и провозглашаются формально, так как отсутствует механизм их реализации гарантии. Она лишена также гарантий своей безопасности в ее взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в примирении принуждения. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируется. Авторитарная власть осознает, что доверие народа - большая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе, используя демагогию и превращая население в простой объект манипуляций.

В настоящее время авторитарные режимы не редкость и встречаются во многих странах.


Гукепшоков Мурат Хасанбиевич



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Организация работы по подготовке законопроектов
Проблемы правовой конфликтологии
Эффективность доктринального толкования норм права
Проблемы классификации юридической ответственности
Правоохранительная система России: понятие и структура
Вернуться к списку публикаций